Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Музыкально-поэтический вечер «Так пусть звучит мелодия стиха…» посвящён 110-летию со дня рождения советского поэта Л.И. Ошанина. Лев Иванович Ошанин — автор более семидесяти поэтических сборников, лауреат Государственной премии и нескольких всемирных фестивалей молодежи и студентов. Он пережил несколько эпох в родном государстве – довоенную пору сталинских репрессий, Великую Отечественную войну, послевоенное время, эпоху оттепели и период застоя, застал перестройку. Несмотря на сложные времена, всегда хотел быть в гуще событий. Он объездил полмира: был в жарких пустынях и в суровой тайге, воочию видел полярные льды и неосвоенную целину. Все увиденные и прочувствованные впечатления переплавлял в стихи. Песни на его стихи знакомы не одному поколению нашей страны: «Эх, дороги», «Солнечный круг», «Течет река Волка», «А у нас во дворе».
Я токарем был и директором клуба,
Солдатом в газете, прорабом в горах.
Меня обжигали любимые губы,
Я видел ненастье, и пепел, и прах.
В ладонях друзей согревал я ладони,
Навстречу взрывались снега и дожди,
Весь мир обошёл, поседел я и понял,
Что я ещё молод и всё впереди.
Лев Иванович Ошанин родился 30 мая 1912 года в старинном и живописном городе Рыбинске, расположенном у слияния рек Волги, Шексны и Черемухи в Ярославской губернии. Отец его имел дворянское происхождение и работал поверенным в городском суде. Мать, Мария Николаевна, давала уроки музыки. В семье было семеро детей, Лёвушка был самым младшим. У него было пятеро братьев, и сестра Верочка. Когда Льву не было и четырех, умер отец, и матери пришлось очень нелегко. Но эта женщина достойна восхищения и уважения: несмотря на сложные жизненные обстоятельства, она сумела дать всем своим детям хорошее образование, что позволило им в дальнейшем найти достойную дорогу в жизни. Именно мать привила всем своим детям любовь к музыке. Два брата стали певцами, а сестра — пианисткой. Лев – единственный из всей семьи, кто не выучился игре на пианино. Но для него любовь к музыке вылилась в поэтическое песенное творчество. Марии Николаевне пришлось поколесить по стране в поисках лучшей доли. После смерти мужа она перевезла свою большую семью в Ростов Великий, где давала благотворительные музыкальные концерты, а затем возглавляла первый в городе детский сад. Это позволило семье обрести средства к существованию и дать её детям неплохое образование. В 1922 году семья переехала в Москву, где мать работала воспитателем, а позже заведующей детским садом. В Москве Лев Ошанин окончил 8 классов и начал трудовую карьеру – токарем на чугунолитейном заводе. Подрабатывал экскурсоводом на выставке, ставшей впоследствии ВДНХ. Параллельно посещал заводской литературный кружок «Закал», при поддержке товарищей из которого опубликовал свою первую повесть «Этажи» о школьных годах. Сразу после этого был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП). Его стихи печатали в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Молодой гвардии». О той поре сам Ошанин вспоминал: «Это было бурно-весёлое, счастливое время, когда всё впервые: первая получка, первый друг, первая любовь, первое напечатанное стихотворение. Песни пели самые романтические. Жили взахлеб…». Но молодой, набирающий популярность поэт, оказался под прицелом недобрых глаз. Шли 30-е годы, пора «классовых чисток». Товарищи посоветовали Льву не дожидаться официального расследования того факта, что он имеет дворянские корни, и покинуть на время столицу. В январе 1932 года он уехал в далёкую холодную тундру, где шло строительство города Хибиногорска. Думал, что едет на несколько месяцев, а задержался здесь на три с лишним года.
Но еще ясней перед глазами
Город на полярном берегу.
Мы его построили с друзьями
Укротив морозы и пургу…
По приезде работал на апатитовой фабрике, затем стал руководителем местного клуба культуры. Его литературное призвание не давало ему бездействовать. Как внештатный корреспондент писал статьи для «Огонька», сотрудничал с местной газетой «Кировский рабочий». И конечно писал стихи – не мог не писать. Он был настоящим патриотом своей Родины, не мыслил своего существования без неё. Ему важно было ощущать свою причастность к делам страны. Он воспевал огромные стройки того времени, людей труда — простых рабочих, студентов, преодолевающих все мыслимые и немыслимые преграды в борьбе за идею.
В этом краю,
где пурге горизонты открыты,
Где свирепого ветра
в горах не смолкает напор,
Люди нового склада
открыли пласты апатита
И с кирками пришли
разрабатывать залежи гор…
«Рапорт Хибиногорского комсомола Мурманской конференции ВЛКСМ»
К сожалению, о его происхождении стало известно и здесь. Его исключили из комсомола и уволили из газеты. Поняв, что от судьбы не уйти, где бы ты ни жил, Ошанин предпочёл вернуться в Москву, где в 1936 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. В это время он много работал в сфере журналистики, параллельно писал и публиковал стихи, пробует себя в жанре поэта-песенника. На этом поприще его ждал успех. Песня «Если любишь – найди», положенная на музыку композитором К. Листовым, в исполнении Л. Утесова, становится, как сейчас бы сказали шлягером.
Если любишь – найди,
Если хочешь – приди,
Этот день не пройдёт без следа.
Если ж нету любви,
Ты меня не зови
Всё равно не найдёшь никогда.
В эти же годы молодой поэт создаёт семью. Он женился на литераторе Елене Успенской, внучке писателя Глеба Успенского, родились дети – дочь Таня и сын Серёжа. Брак был очень счастливым и крепким. Это был союз двух интеллигентных, творческих, увлеченных людей. Совместно с женой в дальнейшем написал несколько пьес, в том числе пьесу «Твое личное дело», которая шла некоторое время в театре им. Ленинского комсомола. Любимой жене посвящено много трогательных строк, потрясающих своей искренностью и нежностью.
Вот ты важно ходишь по квартире
И смеёшься звонко и беспечно,
Девочка, единственная в мире,
Та, которой буду верен вечно…
В скором времени началась Великая Отечественная война. Ошанин, как истинный патриот не мог стоять в стороне от развернувшихся событий, но на фронт его не брали из-за плохого зрения. Он с юности страдал близорукостью, и носил очки с сильнейшими линзами в толстой оправе. Выход подсказал Борис Пастернак – нужно было вступить в ряды Союза советских писателей, члены которого командировались на фронт политуправлением армии. Он получил направление на передовую, и прошёл с Красной Армией через всю войну. Лев Иванович работал военным корреспондентом, выступал перед бойцами, и писал огромное количество стихов, песен и баллад. Его песни тут же уходили «в народ», его стихи моментально перекладывали на ноты, и солдаты с охотой исполняли их. Трогательные задушевные строки, написанные простым языком, брали за душу, были понятны и очень близки всем советским людям, переживающим нелегкое время. Его песни звучали с наскоро сколоченных помостов, в землянках, в теплушках эшелонов, деревенских домах и городских квартирах. Его песни несли позитивный потенциал, веру в скорейшую победу, поднимали боевой дух, и вселяли уверенность в сердцах людей. В это время его часто именовали «Генералом песни». Самые знаменитые песни военной поры: «Разведка», «Русская душа», «Что солдату нужно?», «Скажи, сынок…», «В бой за Родину», «Ехал я из Берлина» (муз. И. Дунаевского), ну и конечно «Эх, дороги» (муз. А. Новикова). Когда Г. К. Жукова спросили, какие песни военной поры он считает лучшими, он выделил три, в том числе знаменитые «Дороги».
Эх, дороги,
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян…
Предлагаем вам послушать песню «Эх, дороги…» в исполнении Льва Лещенко.
Война закончилась, пришло мирное время, и имя Ошанина становится широко известно в стране. Под его песни люди поднимают страну из разрухи, отстраивают заново города и сёла, молодежь с энтузиазмом едет на далекие стройки-гиганты. Да и сам Ошанин не сидит на месте – он много ездит по стране, по советским республикам, по зарубежным странам, и как результат выходит его сборник «Всегда в пути», в котором тема мира становится главной.
Дети разных народов
Мы мечтою о мире живем.
В эти грозные годы
Мы за счастье бороться идем…
К «Гимну демократической молодежи» музыку написал А. Новиков, и песня завоевала 1-ю премию на Всемирном фестивале демократической молодёжи и студентов 1947 г. в Праге. В 1950 Лев Ошанин получил заслуженную награду – Сталинскую премию за цикл стихов и песен к к/ф «Юность мира» о Международном фестивале демократической молодежи в Будапеште. Его песни неоднократно становились победителями на всевозможных конкурсах и фестивалях. Одной из самых известных можно назвать «Солнечный круг». «Солнечный круг, небо вокруг…» — эти слова несколько поколений россиян впервые услышали в раннем детстве и разучивали на музыкальных занятиях в детском саду. Простая, запоминающаяся мелодия Аркадия Островского и понятный даже трехлетнему малышу текст Льва Ошанина сделали песню невероятно популярной. Между тем мало какая советская песня имеет столь же необычную историю. Легенда создания песни такова. В 1928 году советскому мальчику Косте Баранникову исполнилось четыре года. Однажды мама объясняла ему смысл слова «всегда», после чего ребенок придумал стишок:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Через год, в 1929-м, детский психолог Ксения Спасская, узнавшая от мамы мальчика об этой истории, использовала четверостишие в статье для журнала «Родной язык и литература в трудовой школе». Статью случайно прочитал Корней Чуковский и в 1933 году процитировал понравившиеся слова в своей книге «От двух до пяти». Еще через 28 лет художник Николай Чарухин использовал текст в своем плакате «Пусть всегда будет солнце», изобразив пухлого малыша на фоне домика, голубого неба и лучистого солнца. Через год на первомайской демонстрации плакат увидел поэт Лев Ошанин. Он-то и написал текст знаменитой песни, позаимствовав детский стишок в припеве. Музыку написал композитор А. Островский. В том же году певица Тамара Миансарова исполнила «Пусть всегда будет солнце» на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, стала лауреатом фестиваля и получила золотую медаль. После чего записала песню, ставшую детским гимном не только в СССР, но и за границей, на 11 языках.
Послушайте песню «Солнечный круг» в исполнении детского хора Всесоюзного радио и телевидения. Худож. руководитель Виктор Попов. Солист Дима Голов.
Удивителен феномен «Дворового цикла» Ошанина, созданного в течение нескольких лет с композитором Аркадием Островским. Эти простые песенки задели какие-то глубинные ментальные пласты советских слушателей. Всё началось апрельским воскресным утром 1962 г., когда страна впервые услышала новую песню:
А у нас во дворе есть девчонка одна,
Среди шумных подруг неприметна она.
Никому из ребят неприметна она.
Я гляжу ей вслед — ничего в ней нет.
А я всё гляжу, глаз не отвожу…
Слова и музыка соединились в ней цепко и неразрывно. Она сразу же прозвучала в радиопередаче «Доброе утро». Кстати, эта песенка явилась и рождением нового певца. До исполнения её Иосиф Кобзон существовал для слушателей только как часть дуэта с Виктором Кохно. Исполнил Кобзон её на редкость правдиво, молодо и просто. И сразу стал знаменитым. Однако на этом история песни не закончилась. Первая же передача с нею вызвала массу откликов. Письма требовали повторения песни, рассказа о том, как и почему она появилась, а главное — продолжения этой простой истории. И авторам пришлось его написать. Так в ноябре того же 1962 года в «Добром утре» прозвучала вторая песенка — «И опять во дворе»:
В туфлях на гвоздиках, в тоненьком свитере,
Глупая, все тебя мучит одно:
Как бы подружки тебя не увидели
Да старики, что стучат в домино.
И опять во дворе
Нам пластинка поет
И проститься с тобой
Все никак не дает…
И опять такой же успех у слушателей, и снова решительные требования продолжения этой истории. Ошанину и Островскому захотелось написать девичий ответ на их первые две песни. И в марте 1963 года в «Добром утре» прозвучала третья песенка «Я тебя подожду», а в 1966 году ещё две — «Вот снова этот двор» и «Детство ушло вдаль». Последняя из них завершалась тем, что «все сбылось и не сбылось, венком сомнений и надежд переплелось, и счастья нет, и счастье ждет у наших старых, наших маленьких ворот…». Так неожиданно для самих авторов получилась сюита, или поэма из пяти песен.
Предлагаем вам послушать попурри из цикла «А у нас во дворе» в исполнении Иосифа Кобзона.
Многие песни Льва Ошанина знакомы не одному поколению. Одна из его песен пришла к нам под стук колес. Помните кинокадры: мерно погромыхивает на стыках рельсов вагон, и молодой парень очень негромко начинает:
Забота у нас простая,
Забота наша такая…
А второй подхватывает:
…Жила бы страна родная,
И нету других забот…
Друзей звали — Антон Матвеев и Виктор Безайс. Знакомые нам по страницам замечательного романа комсомольского писателя Виктора Кина «По ту сторону», они теперь стали и героями одноименного фильма. И вот едут Антон и Виктор, комсомольцы двадцатых годов, на Дальний Восток, в белогвардейский тыл, едут с очень опасным заданием, и в негромкой их песне — раздумья о своей тревожной молодости, о цельности души и верности долгу, об ответственности перед временем:
Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперед…
Ставшая лейтмотивом фильма, она так и называлась — «Песня о тревожной молодости». С этой мелодии, по сути, узнали мы композитора Александру Пахмутову, а стихи написал Лев Ошанин. Лев Иванович вспоминает: «Фильм давал возможность связать единой романтической нитью все поколения комсомольцев. В музыке нашей песни слышатся отклики давних лет. Слова мне хотелось написать так, чтобы в них переплелись и дороги гражданской войны, и дороги первых пятилеток, и дороги войны Отечественной, и чтобы, передавая прошлое, слова песни перекидывали нас в сегодняшний день, были словами сегодняшнего комсомола, сегодняшней молодежи…». И хотя поэт показал молодому композитору вполне хорошие стихи, где было всё, что требовалось по замыслу, Пахмутова перекладывать их на музыку вовсе не торопилась. Потому что у неё сложился свой образ песни (сейчас-то мы знаем, что в этом образе главное: необыкновенный лиризм и тоже какой-то совсем особый романтизм). Услышав «новорожденную» мелодию, Ошанин решительно отказался от первоначального поэтического варианта и написал новые строки — и по ритму новые, и по лирическому заряду… Песню принесли на киностудию, и там её приняли безоговорочно. Во время записи артисты очень старались, но Пахмутову удовлетворил лишь семнадцатый дубль! А потом «Песня о тревожной молодости» пришла с экрана к нам и живёт с нами уже долгие годы. Да, кинокартина, признаться, порядком подзабылась, но вот о песне такого не скажешь. Песня — всегда на слуху, всегда на сердце…
Не думай, что всё пропели,
Что бури все отгремели,—
Готовься к великой цели,
А слава тебя найдет…
Предлагаем вам посмотреть фрагмент из кинофильма «По ту сторону» (1958 г.), в котором впервые прозвучала «Песня о тревожной молодости».
Солнечный свет, тепло, мягкий юмор, добро, любовь к людям, к родине – России, всё это соединилось в творчестве Л.И. Ошанина. Особый его талант – проникновение в душу человека через поэзию и песню. Это талант настоящего волшебника.
Предлагаем вам посмотреть фрагмент из фильма «Зайчик», в котором песню на стихи Льва Ошанина «Просто я работаю волшебником» исполняет Марк Бернес.
За долгие годы Лев Иванович Ошанин написал огромное количество стихов, песен, гимнов, баллад, пьес. Всё его творческое наследие включено более чем в 70 сборников.
Предлагаем в качестве разминки собрать онлайн мозаику «Обложка книги «Эх, дороги…».
С конца 1950-х Лев Ошанин работал в Литературном институте, был и старшим преподавателем, и доцентом, а с 1973 — профессором кафедры литературного мастерства. До последнего года жизни вёл семинар в любимом вузе для молодых поэтов. Он стал настоящим мэтром советской литературы, хотя народ, прежде всего, знал его как автора многочисленных песен. С 1958 года Ошанин активно работал в Правлении Союза писателей. В последние годы поэт много жил в Переделкине, продолжая писать до самых последних дней своей жизни. Он скончался внезапно, от сердечного приступа под самый Новый год, 30 декабря 1996 года на 84 году жизни. На родине писателя, в городе Рыбинске, на набережной, ему установлен памятник.
Судьба Л.И. Ошанина является примером для многих. Его деятельная натура, природное жизнелюбие и вечно юная душа не давали ему спокойно сидеть на месте. Его интересовало буквально всё. Ему хотелось видеть воочию, собственными глазами, как строится и растёт родная страна, как самоотверженно работают люди, чтобы, загораясь их энтузиазмом, нести заряд позитива и бодрости по всей стране, по всему миру. Его творчество будет актуально ещё многие десятилетия, потому что писал он о том, что будет важно всегда: о долге и чести, о любви к Родине, о благородстве труда, о настоящей дружбе, и конечно, о большой и прекрасной любви. Мы должны гордиться тем, что в России родился и вырос человек, чьё творчество не должно быть забыто, ведь оно несёт людям радость и любовь ко всему прекрасному. Не будет конца и края у песен Льва Ивановича Ошанина. Его творчество — это сама Россия…
30 мая Льву Ивановичу Ошанину исполнилось бы сто десять лет. Его нет с нами, но мы слышим его бессмертные песни, а это значит, что поэт жив. Хочется надеяться, что то, что вы услышали сегодня, останется в ваших сердцах и умах. Каждый должен знать культуру своей страны и гордиться ею.
В заключение мероприятия предлагаем вам посмотреть видео презентацию о жизни и творчестве замечательно советского и российского поэта «Меня моё сердце в тревожную даль зовёт».
31 мая в Центре социального обслуживания населения Советского района был проведён музыкально-поэтический вечер «Так пусть звучит мелодия стиха…», посвященный 110—летию со дня рождения советского поэта Л.И. Ошанина. Присутствующие с большим интересом просмотрели видеопрезентацию «Меня моё сердце в тревожную даль зовёт», познакомились с книгами поэта, а затем с помощью баяниста Центра поучаствовали в музыкальной викторине и с удовольствием исполнили знакомые с юности песни на стихи поэта.
Спасибо за внимание!
Неверова О.М.