Час литературной памяти «Тропою Паустовского по родной природе»

      Комментарии к записи Час литературной памяти «Тропою Паустовского по родной природе» отключены

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога и пользователи соцсетей! Сегодня мы расскажем вам о жизни и творчестве русского советского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Портрет Константина Паустовского»

Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский (31 мая 1892, Москва — 14 июля 1968, Москва) — русский советский писатель-романтик, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик. В своём творчестве он охватил все жанры – роман, повесть, рассказ, пьеса, литературная сказка, очерк – и везде удачно. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в программу советских школ по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Четыре раза был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1965; 1966; 1967; 1968). Был удостоен следующих наград : два Ордена Трудового Красного Знамени (1939 и 1962 гг.), Орден Ленина (1967), медаль «За отвагу» (1997, посмертно), медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (посмертно). Получил две польские премии за литературные труды. Помочь понять истоки и становление творчества К. Г. Паустовского может его автобиографическая «Повесть о жизни» в двух томах, всего 6 книг. Детству писателя там посвящена первая книга «Далёкие годы».

«Вся моя жизнь с раннего детства до 1921 года описана в трёх книгах — «Далёкие годы», «Беспокойная юность» и «Начало неведомого века». Все эти книги составляют части моей автобиографической «Повести о жизни» — так писал о своей жизни Константин Георгиевич Паустовский.

Константин Паустовский родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского, имевшего украинско-польско-турецкие корни и проживавшего в Гранатном переулке Москвы; мать – Мария Григорьевна – оба православные. Его дед привёз из турецкого плена Турчанку Фатьму, которую окрестили Гоноратой. Бабушка писателя по матери, Викентия Ивановна, жившая в Черкассах, была ревностной польской католичкой, она брала своего внука Костю на богомолье в польский городок Ченстохов и запрещала там говорить по-русски. Испугала мальчика и религиозная исступленность других католических паломников. (Современно звучит, не правда ли? Поляки издавна враждебно относились к России и до сих пор не прощают ей своего прошлого угнетения). В родительской семье писателя было четверо детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев — Борис и Вадим — и сестра Галина.В 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Осенью 1909 года Паустовский начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс. Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Императорский университет св. Владимира в Киеве на историко-филологический факультет, где проучился два года.

Участвовал в Первой мировой войне : служил санитаром, а оба его брата погибли на фронте. После войны перебрал много профессий (в основном, рабочих, на разных заводах страны). Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газетах «Станок» и «Моряк». В этот период Паустовский подружился с И. Ильфом, И. Бабелем (о котором позже оставил подробные воспоминания), Э. Багрицким, Л. Славиным. Из Одессы Паустовский уехал в Крым, затем — на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии. Сотрудничал и печатался в газетах «Маяк» (Батум), «Трудовой Батум», «Гудок Закавказья» (Тифлис).

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок воплотились в художественных произведениях и очерках. В 1930 году в журнале «30 дней» впервые были опубликованы очерки: «Разговор о рыбе» (№ 6), «Погоня за растениями» (№ 7), «Зона голубого огня» (№ 12). С 1930 года и до начала 1950-х годов Паустовский проводит много времени в селе Солотча под Рязанью в мещёрских лесах. В начале 1931 года по заданию РОСТА он едет в Березники на строительство Березниковского химкомбината, где продолжает начатую в Москве работу над повестью «Кара-Бугаз». Очерки о Березниковском строительстве вышли небольшой книгой «Великан на Каме». Повесть «Кара-Бугаз» была дописана летом 1931 года, и стала для К. Паустовского ключевой — после выхода повести он оставил службу и перешёл на творческую работу, став профессиональным писателем.В 1932 году Константин Паустовский побывал в Петрозаводске, работая над историей Онежского завода (тема была подсказана А. М. Горьким). Результатом поездки стали повести «Судьба Шарля Лонсевиля», «Озёрный фронт» и большой очерк «Онежский завод». Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков «Страна за Онегой» и «Мурманск». По материалам поездки по Волге и Каспию был написан очерк «Подводные ветры», напечатанный впервые в журнале «Красная новь» № 4 за 1932 год. В 1937 году в газете «Правда» вышел очерк «Новые тропики», написанный по впечатлениям нескольких поездок в Мингрелию.Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород, Старую Руссу, Псков, Михайловское, Паустовский пишет очерк «Михайловские рощи», опубликованный в журнале «Красная новь» (№ 7, 1938 г.). Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении советских писателей» от 31 января 1939 года К. Г. Паустовский был награждён Орденом Трудового Красного Знамени («За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы»).

С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте. В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАСС. Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату, где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества», написал ряд рассказов. Постановку пьесы готовил московский Камерный театр под руководством А. Я. Таирова, эвакуированный в Барнаул. В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 года и ранняя весна 1943 года) провёл в Барнауле и Белокурихе. Этот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы». Премьера спектакля по пьесе «Пока не остановится сердце», посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времён оттепели «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). Более десяти лет вёл семинар прозы в Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства. Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Инна Гофф, Владимир Тендряков, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Борис Балтер, Иван Пантелеев. В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он объездил её всю. В 1965 году был одним из вероятных кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы, которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову. В книге «Лексикон русской литературы XX века», написанной известным немецким славистом Вольфгангом Казаком, об этом было сказано следующее:

«Внутреннее решение о присуждении ему Нобелевской премии не воплотилось в жизнь по политическим причинам».

Вторично Паустовский был кандидатом на Нобелевскую премию в 1967 году. Однако Нобелевский комитет отклонил кандидатуру Паустовского с формулировкой, которая стала известна только в 2017 году:

«Комитет хотел бы подчеркнуть свой интерес к этому предложению по русскому писателю, однако по естественным причинам оно должно быть пока отложено в сторону».

Вероятной причиной отказа стал анализ творчества Паустовского, выполненный литературный критиком Эриком Местертоном. Он решительно и даже враждебно отклонил кандидатуру Паустовского и к его мнению прислушалась вся комиссия… В итоге премию 1967 года получил гватемальский писатель и дипломат Мигель Анхель Астуриас. В 1968 году Паустовский вновь был номинирован и входил в число основных кандидатов на Нобелевскую премию, но умер до выбора лауреата. Вы не поверите, но среди фанаток Паустовского была сама Марлен Дитрих! В своей книге «Размышления» (глава «Паустовский») она описала их встречу в 1964 году во время её выступления в Центральном Доме Литераторов в Москве.

«По окончании шоу, — вспоминала она, — меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени… У меня остались его книги и воспоминания о нём. Он писал романтично, но просто, без прикрас. Он – лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно».

А полюбила она прозу Паустовского после того, как прочла его рассказ «Телеграмма». После этого она собирала книги и статьи о Паустовском, так как, по её словам, «была опьянена его прозой». В память об этой встрече Марлен Дитрих подарила Константину Георгиевичу несколько фотографий. Одна из них запечатлела Константина Паустовского и преклонившую перед любимым писателем колени актрису на сцене Центрального дома литераторов. Константин Паустовский скончался 14 июля 1968 года в Москве.По завещанию похоронен на местном кладбище Тарусы — над крутым берегом реки Таруски.

«Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и окончится» (цитата). Поэзия странствий, слившись с неприкрашенной реальностью, образовала наилучший сплав для создания книг. Первые произведения, «На воде» и «Четверо» (в примечаниях к первому тому шеститомного собрания сочинений К. Паустовского, 1958 года издания, повесть названа «Трое»), были написаны Паустовским ещё во время учёбы в последнем классе киевской гимназии. В 1915 году в газете «Вятская речь» — первый очерк Паустовского «Письма с войны». В 1916 году, работая на котельном заводе «Альберт Невъ, Вильде и Ко» в Таганроге, Константин Паустовский начинает писать свой первый роман «Романтики», работа над которым продолжалась семь лет и была закончена в 1923 году в Одессе. В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». В короткий срок (зима 1928 года) был написан роман «Блистающие облака», в котором детективно-авантюрная интрига, переданная великолепным образным языком, сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу в 1925—1927 годах. Роман был издан харьковским издательством «Пролетарий» в 1929 году. Известность принесла повесть «Кара-Бугаз». Написанная на основе подлинных фактов и вышедшая в 1932 году в московском издательстве «Молодая гвардия», повесть сразу выдвинула Паустовского (по мнению критиков) в первые ряды советских писателей того времени. Повесть многократно издавалась на разных языках народов СССР и за границей. Снятый в 1935 году режиссёром Александром Разумным фильм «Кара-Бугаз» по политическим мотивам не был допущен в прокат. В 1935 году в Москве издательством «Художественная литература» впервые был напечатан роман «Романтики», вошедший в одноимённый сборник. Вообще тридцатые годы были очень продуктивными. Были написаны следующие произведения.

Особое место в творчестве Паустовского занимает Мещёрский край, о котором Паустовский написал :

«Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей».

Повесть «Золотая роза» (1955) посвящена сущности писательского труда.

По сценариям Паустовского были поставлены кинофильмы «Кара-Бугаз» (1935), «Лермонтов» (1943); по мотивам одноимённых произведений — кинофильмы «Телеграмма» (1957), «Северная повесть» (1960). «Повесть о жизни».

1935 — «Кара-Бугаз»
1957 — «Телеграмма» (короткометражный фильм)
1960 — «Северная повесть» (фильм)
1965 — «Обещание счастья» (фильм-спектакль)
1967 — «Растрёпанный воробей» (мультфильм)
1967 — «Начало неведомого века» киноальманах, в котором третья часть «Повести о жизни», озаглавив весь сборник, выступила под названием «Мотря»
1971 — «Стальное колечко» (короткометражный фильм, киностудия имени А. Довженко, режиссёр Анатолий Кирик).
1973 — «Тёплый хлеб» (мультфильм).
1979 — «Стальное колечко» (мультфильм).
1979 — «Квакша» (мультфильм).
1987 — «Тёплый хлеб» (короткометражный фильм).
1988 — «Жильцы старого дома» (мультфильм).
1983 — «Солдатская сказка» (мультфильм).
1989 — «Корзина с еловыми шишками» (мультипликационный фильм с использованием музыки Э. Грига).
2003 — «Остров без любви» (телесериал; 4-я серия «Вас буду ждать я…» по рассказу «Снег»).

1962 — опера «Снег» Александра Фридлендера, либретто М. Логиновской (по одноимённому рассказу К. Г. Паустовского).
1962 — балет «Поручик Лермонтов» Александра Фридлендера, по одноимённой пьесе К. Г. Паустовского.
1964 — опера «Поручик Лермонтов» Ю. М. Зарицкого (1921—1975), либретто В. А. Рождественского на основе пьесы К. Г. Паустовского; постановка в Ленинградском Малом театре оперы и балета).
2018 — опера «Карельский пленник» по мотивам повести «Судьба Шарля Лонсевиля» (композитор Илья Кузнецов; автор либретто — Ольга Погодина-Кузмина).

Первым увековечиванием памяти К. Г. Паустовского в СССР стало присвоение его имени одесской массовой библиотеке № 2 — одной из старейших библиотек города. Имя писателя библиотеке присвоено решением Совета Министров УССР № 134 от 20 февраля 1969 года.
Памятники К. Г. Паустовскому установлены в Одессе (литературный музей). На берегу Оки в Тарусе и Санжейке. Где он жил и работал последние годы.
Малая планета, открытая Н. С. Черных 8 сентября 1978 года в Крымской Астрофизической Обсерватории и зарегистрированная под номером 5269, названа в честь К. Г. Паустовского.
Именем писателя названы: улица Паустовского в Москве, улицы в Петрозаводске, Одессе, Киеве, Днепре, Тарусе, Таганроге, Ростове-на-Дону, Горловке, Библиотека № 5 в Севастополе, теплоход в Крыму, сухогруз «Константин Паустовский».

В Доме-музее писателя в Тарусе работает выставка «Неизвестный Паустовский». В национальном парке «Мещёрский» открылся маршрут «Тропа Паустовского». Всероссийский молодежный литературно-музыкальный фестиваль «Тарусские грозы» собирает в Тарусе маститых и начинающих поэтов из многих регионов России. К юбилею писателя «Почта России» выпустила конверт с оригинальной маркой.

Музей К. Г. Паустовского, расположен на территории усадьбы Кузьминки в Москве.
В 2005 году в г. Старый Крым открылся дом-музей Паустовского.
В селе Пилипча Киевской области есть музей Паустовского.
Дом-музей Паустовского в Тарусе. Открытие состоялось 31 мая 2012 года, в день 120-летия со дня рождения К. Паустовского.
Мемориальный музей К. Г. Паустовского в Одессе на ул. Черноморской, 6. Литературное товарищество «Мир Паустовского».
Киевский музей К. Г. Паустовского в школе № 135, улица Михаила Коцюбинского, 12Б. Открытие состоялось 30 ноября 2013 года.
«Тропа К. Паустовского», входящая в экскурсионные маршруты, начинается у Дома-музея И. П. Пожалостина, расположенного в посёлке Солотча Рязанской области.
Остаётся добавить, что, несомненно, книги Константина Георгиевича Паустовского бережно хранятся и во всех библиотеках России. Как всегда, мы желаем вам приятного прочтения его книг.

Спасибо за внимание!

Мирзоянц Н.Х.