Виртуальное путешествие «По сказаниям и былинам Древней Руси»

      Комментарии к записи Виртуальное путешествие «По сказаниям и былинам Древней Руси» отключены

И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..

А.К. Толстой

Здравствуйте, дорогие пользователи блога имени В.Г. Белинского!

В преддверии праздника, Дня крещения Руси, наша библиотека представляет вашему вниманию онлайн мероприятие «По сказаниям и былинам Древней Руси» с видео презентацией «Великий князь Владимир – свет, согревающий и сегодня».

А также, вы познакомитесь с обзором книг о Руси и святом равноапостольном великом князе Владимире.

Видео поздравление «С Крещением Руси!»

В истории каждого государства есть такие события, которые помнятся даже через многие годы, поэтому их называют незабываемыми. Сегодня мы поговорим об одном из таких событий – о Крещении Руси и о том, благодаря которому у нас с вами православная вера. Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Оно является одним из самых великих имен в судьбе Киевской Руси, окутано покровом легенд и тайн, об этом человеке слагали былины и мифы, в которых неизменно именовали его светлым и теплым именем князь Владимир Красное Солнышко.

Кто же он такой — князь Владимир…

Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру – воплощение истинной красоты и благодати.

Родился князь киевский согласно летописям приблизительно в 960 году. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч. Узнав, что ее рабыня ждет ребенка, разгневанная княгиня сослала её,  куда сейчас уже не выяснить, но факт —  князь Владимир Красное Солнышко родился не в Киеве. Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Он жил под ее присмотром и воспитывался старшим братом матери – дядей Добрыней. Такой обычай издревле существовал на Руси. Ровно, как и обычай у язычников, который давал право сыну, рожденному от рабыни, наследовать отцу

Именно бабушка – Великая княгиня Ольга и дядюшка Добрыня,  влияли на характер русского князя Владимира. Они были очень разные. Бабушка ещё до рождения внука окрестилась. Для этого она специально побывала в Константинополе — главном городе восточной Византии.

Бабушка возила внука на свою родину, на реку Пскову. Там ей было видение — три светлых луча спускались с небес. И бабушка предсказала, что на этом месте будет храм Святой Троицы. Так и вышло. Везде маленький Владимир видел, как любят бабушку, как она приветлива со всеми.

Взрослел Владимир в поездках по Руси с бабушкой или с отцом, или с дядей Добрыней. Зимой на санях по льду замёрзших рек, а летом дорогами становились эти же реки. Всюду встречали их с хлебом-солью. Видел Владимир храбрых русичей в ратных подвигах

Княгиня Ольга любила внука, учила его вере христианской. Он слушал бабушку, Необыкновенная теплота от её слов наполняли его сердце, но авторитетом для него, конечно, прежде всего, был отец. С ним он бывал и в походах, и на княжеских пирах. Закаляя тело, защищая Русь, Владимир мало заботился о своей душе. Понятие греха как будто не касалось его

Повзрослевший князь Владимир Красное Солнышко принял от отца в княжество город Новгород. Это говорит о том, насколько достойным такого престола был сын рабыни. Ведь у Святослава Игоревича, согласно летописям, было три сына – Ярополк самый старший, Олег – средний сын и князь Владимир. А обычай язычников наследовать лучшие земли давал право на Новгород Ярополку. Далее судьба князя Владимира складывалась очень стремительно. В 972 году умирает отец Святослав Игоревич и на киевский престол становится Ярополк. Однако в 977 году, желая заполучить столь могучие и прекрасные земли, разыгрывается между братьями междоусобная война, по итогам которой Олег погибает, а князь Владимир Красное Солнышко бежит с поля боя под покровительство короля Норвегии. Вся Русь достается Ярополку Святославовичу. С этих пор и начинаются первые шаги к легендам о крещении Руси. Князь Владимир Красное Солнышко вместе с добрым другом дядей Добрыней, собирает варяжское войско великой численности и выступает походом на Ярополка. И как бы ни было в действительности, но летописцы зафиксировали — князь Владимир Красное Солнышко зверски убивает преданного своим воеводой Ярополка, а его беременную жену берет к себе в наложницы.

Увы, таковы были нравы в дохристианской Руси.

Великий князь Владимир — гонитель христиан, язычник, мститель, он превращается в воина истинного защитника Руси.

В пору своей юности Владимир был ярым язычником, и образ жизни вел соответствующий – у него было пять жен и многочисленные наложницы. Владимир отличался жестокостью. По его приказанию везде ставились идолы и приносились им жертвы. Особенным почетом пользовался идол Перуна, которого чтили как бога грома и молнии. Он находился недалеко от княжеского дворца и украшен был золотом и серебром. Этим идолам приносились даже человеческие жертвы.

Однажды князь Владимир вернулся с дружиной из удачного похода и решил возблагодарить языческих богов. Старцы-волхвы сказали:

Перун на этот раз требует крови человеческой. Бросим жребий на отрока или девицу…

 Жребий пал на семью варяга-христианина Феодора – на сына его Иоанна. Федор пришедших за сыном жрецов не пустил на порог своего дома и провожал их со словами:

Не боги у вас, а просто дерево. Сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог же один. Он сотворил небо и землю, звезды и луну… А эти боги что сделали? Не дам им сына своего.

Тогда жрецы вышли со двора Феодора и сказали киевлянам, что чужеземец осмелился ругать их богов. Рассвирепевшая толпа горожан убила отца и сына. Они стали первыми христианскими мучениками.

Кровь первых мучеников земли Русской не пролилась даром. Их смерть потрясла многих горожан. Заставила их задуматься о пустоте своей ничтожной веры.

Опечалился и сам Владимир. Увидел он иными глазами кровавые языческие законы и осознал в сердце своем правоту Федора-варяга.

Помогли в этом превращении и детские воспоминания о бабушке Ольге. А то, что посеяно в детстве, обязательно даст всходы. К тому же он был уже правителем огромной славянской страны, любил её, искал единую веру, которая бы объединила славянские племена, помогала им выстоять в этом враждебном мире.

Князь любил выходить на берег Днепра, глядел в беспредельные дали, вспоминал, как бабушка рассказывала ему про апостола Андрея, как он именно здесь установил на днепровской круче Крест и предсказал, что тут будет великий город. Да, город есть. А где Крест? Неужели и дальше жить по пословице: «Живём в лесу, молимся пню»? Надо нам приходить к единой вере, решил Владимир иначе перессоримся. Единая вера объединит наш народ.

— Но какую веру выбрать? И в Киеве и по окраинам много разного: католики, мусульмане, иудеи. И все свою веру выше других ставят.

Киев в те годы был городом, открытым для миссионеров различных религий. Туда являлись представители от мусульман, болгар, живших в Заволжье, латинян, немцев, иудеев и греков. Князь принимал всех миссионеров лично и подолгу беседовал с ними. Наибольшее впечатление произвел на Владимира рассказ греческого проповедника, показавшего привезенную с собою икону Страшного суда. Князь решается на неординарный шаг – он отправляет в Константинополь десяток самых уважаемых людей княжества. Это путешествие описывается в “Повести временных лет”. Люди после рассказывали князю о католиках, мусульманах и христианах православных. Их рассказ о православной службе в храмах был дополнен доказательством важности этой веры: “Если бы вера во Христа не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей”.

Прислали к Владимиру и византийцы своего философа. Поведал он князю о христианской вере и объяснил ему все Священное Писание.

В заключение рассказал о Втором Пришествии Господа, о Страшном Суде и воскрешении всех умерших.

Показал философ князю златотканую икону Страшного Суда. Увидел Владимир сонм праведников, стоящих в сияющих одеяниях по правую сторону Спасителя, которые наследуют вечное блаженство, и грешников, стоящих по левую сторону, которым уготованы вечные муки ада.

Хорошо тем, кто справа, и горе тем, кто слева, — вздохнул князь.

— Если хочешь быть с праведниками, то крестись, — сказал философ.

Запала эта мысль глубоко в сердце князя. Захотелось ему последовать за Христом, быть среди людей в светлых одеждах, которые свидетельствовали о светлой их жизни.

Так великий князь Владимир решил принять от византийцев Христову веру.

Обострение внешнеполитической ситуации ускорило процесс принятия христианства на Руси. Византия попросила помощи от Руси против мятежников. Владимир обещал помочь императорам Константину и Василию, но взамен попросил руки их сестры Анны.

Братья согласились, но когда военная кампания окончилась, не спешили отдать Анну за Владимира, хотя он и согласился выполнить их решающее условие – принять христианство. Решив поторопить “забывчивых” братьев, Владимир берет Херсонес (район современного города Севастополя), откуда рукой подать до Константинополя.

Для ускорения процесса перемирия было решено, что крещение Владимира произойдет не в Константинополе, а в самом Херсонесе, куда прибыла принцесса Анна.  

 При крещении Владимир получил православное имя Василий. После крещения Владимир возвратился в Киев с венчанной женой Анной.

Город Корсунь же отдал грекам как награду за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор.

Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ.

А что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он не стал более жестким, злым, сластолюбивым правителем — он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.

И по всей Руси стали рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перун . Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное.

Права была святая равноапостольная княгиня Ольга, говорившая, что свет Христовой веры воссияет по всей земле Русской.

Пережив очистительное чудо благодати Божией, великий князь поспешил просветить всех своих подданных, не только киевлян.

Владимир сам вместе со священниками не раз ходил по Русской земле, повсюду уговаривая народ креститься. А на Волыни он основал город Владимир и возвел там деревянную церковь.

Великий князь Владимир 28 лет прожил во Святом Крещении. Он именуется Русской Православной Церковью равноапостольным святым. Своей глубокой верой и решимостью святой князь привел ко Христу многочисленный русский народ. Святая Православная вера сделала этот народ единым, а державу – великой!

И ныне образ святого князя Владимира призывает народы некогда единой Руси объединиться под покровом Православной Церкви

По мере постепенного распространения христианства на Руси  появляются и служители новой православной веры – это духовенство: священники, епископы. Самыми первыми митрополиями были греки, приехавшие в Киев. В крупных городах были построены городские соборы: в Киеве – Десятинная церковь, затем Софийский собор, в Чернигове – храм Спаса. Крестившись, Владимир обратился к государственным делам.

От шести жен у него было 12 сыновей, и всех он рассадил их по городам, дав каждому свой удел

Кроме того, каждое воскресенье князь устраивал во дворце и в гриднице пир, разрешив приходить на него всем боярам, и лучшим мужам; и бывало на этих пирах всяких яств в изобилии. Когда Владимир услышал, что дружинники корят его за прижимистость, он повелел выковать каждому серебряную ложку, говоря так: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиной доискались золота и серебра». Так любил Владимир свою дружину и всегда совещался с ней об устройстве страны и о войне, и о законах; и была ему всегда удача во всем.

А сейчас, дорогие читатели, предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Великий князь Владимир – свет, согревающий и сегодня»

О смерти его летописцы сообщают следующее:

Корабль святого князя Владимира причалил к его любимому городку Берестове в 1015г. Это недалеко от Киева. До этого князь долго болел. А заболел с горя, после кончины любимой жены Анны. Как будто она позвала его за собою.

В это время любимые сыновья Борис и Глеб были в походах. Бояре хотели скрыть печальную новость и тело князя, завернувши в ковёр, ночью, тайно, привезли в Киев, в Десятинную церковь. Но разве скроешь такое огромное горестное событие. Народ, однако, прознал о смерти князя. И сошлись люди без числа, и плакали о нем — бояре как о заступнике страны, бедные же, как о своем заступнике. Плач и рыдание послышались во всей Русской земле. Осталось после него огромное государство. Но главное было в том, что люди этого государства стали христианами. То есть наполнились любовью друг к другу. К семье, к соседям. И по сей день память равноапостольного князя Владимира совершается 28 июля по новому стилю.

   Люблю тебя, о моя Русь,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиг светлый,
За голос звонкий ,как ручей
    Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
 Люблю всё то, что называю
 Одним широким словом: «Русь»

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Самая читаемая книга о князе Владимире ». Эту книгу вы можете взять в библиотеке

В заключение предлагаем вам книжный обзор «И час настал, крестилась Русь!»

Спасибо за внимание!

ВеличкоВ.Н.