Праздник милосердия и благотворительности «Верните в моду доброту»

      Комментарии к записи Праздник милосердия и благотворительности «Верните в моду доброту» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Наше сегодняшнее онлайн-мероприятие посвящено Дню милосердия и благотворительности, который отмечается в России 23 августа. А что такое «добро», «милосердие», «благотворительность»?  

Предлагаем вашему вниманию онлайн-кроссворд «Доброта спасет мир»

Разгадав кроссворд и найдя ключевое слово, мы с вами выяснили, что милосердие – это деятельное участие в судьбе другого, готовность бескорыстно помогать нуждающимся, милость, сострадательная любовь.Предлагаем вам послушать стихотворение Андрея Дементьева, которое прочитает наш юный читатель, ученик 5 класса школы № 92 Брагинец Иван.

День милосердия и благотворительности связан с именем святой Иулиании Лазаревской (Муромской) — подвижницы, жившей в XVII веке в г. Муроме, прославившейся редкостным жертвенным служением бедным, немощным и сиротам. 23 августа – день обретения её мироточивых мощей.

Впервые этот праздник отмечался в 2004 году в связи с 400-летием кончины святой. Праведная Иулиания родилась в Москве, в знатной и благочестивой семье, в 30-е годы XVI века. Оставшись в шесть лет сиротой, Иулиания попадает в Муром, где жила ее бабушка. Девочка была удивительно тихой и набожной. Она избегала детских игр и забав, предпочитая пост, молитву и рукоделие. Слава о ее добродетелях и благочестии разнеслась по окрестностям. В шестнадцать лет Иулиания была выдана замуж за владельца села Лазарево Юрия Осорьина. Родители и родственники мужа полюбили кроткую и приветливую невестку и вскоре поручили ей ведение хозяйства всей многочисленной семьи. Домашние заботы не прервали духовного подвига Иулиании. Каждую ночь она вставала на молитву со множеством поклонов. Не имея права распоряжаться имуществом, всякую свободную минуту и многие ночные часы занималась рукоделием, чтобы на полученные средства творить дела милосердия. Искусно вышитые пелены Иулиания дарила в храмы, а остальную работу продавала, чтобы деньги раздать нищим. Благодеяния она совершала тайно от родных, а милостыню посылала по ночам с верной служанкой. Особенно заботилась она о вдовах и сиротах. Целые семьи кормила и одевала Иулиания трудами рук своих. Иулиания прожила с мужем в согласии и любви много лет, родила десять сыновой и трех дочерей. После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала проситься отпустить ее в монастырь. Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради других, поэтому и на этот раз она согласилась. Днем и вечером она занималась хозяйством, а ночами молилась, делала множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов. После смерти супруга Иулиания еще больше занялась делами благотворительности. Почти все состояние она раздала нищим и убогим, а сама дошла до крайней бедности, отказывая себе во всем. В царствование Бориса Годунова случился страшный голод. В этот период Иулиания пекла хлеб, приготовленный из лебеды и содранной коры деревьев. Вскоре она заболела, но по-прежнему вставала по ночам и молилась. Перед смертью она призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Произошло это 15 января 1604 года. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие, особенно дети, получали исцеления от болезней. В том же году праведная Иулиания была причислена к лику святых.

Дело благотворительности, призванное облегчить чужое страдание, пробудить лучшие чувства в сердцах и душах людей, для нашей страны не новое, но хорошо забытое. Благотворительность в России уходит корнями еще во времена царской династии. При дворе считалось обычным делом, что знатные люди становятся меценатами, устраивают благотворительные обеды, разные аукционы и другие мероприятия в помощь бедным. Такая деятельность считалась признаком хорошего тона, была в моде и процветала в высших кругах. Странно выглядели люди, которые, имея достаток, никак не помогали бедным и неимущим. А что знаем мы о самой благотворительности в России? Заглянем в прошлое. В 1890—1894-е годы в Российской Империи расходовали на дела милосердия за год: в Санкт-Петербурге — 1,9 млн рублей, в Москве — 1,8 млн рублей, в Одессе — более 700 тыс. рублей, Риге и Варшаве по 504 и 150,4 тыс. рублей соответственно. В 1894 году на эти цели затрачено свыше 7 млн рублей, или 11 % всех городских расходов. Невозможно сравнивать города те и нынешние, ну и, конечно, покупательскую способность рубля. Напомним, что 7-9 рублей стоила корова, от 3 до 5 рублей — костюм-тройка. Зарплата квалифицированного рабочего составляла 25-40 рублей. К началу прошлого века в нашей стране существовала разветвлённая система церковной, государственной и частной благотворительности, которой были охвачены почти все нуждающиеся. По состоянию на 1896 год благотворительных обществ, братств, попечительств и благотворительных корпораций насчитывалось по всей России 3555, в том числе в Санкт-Петербурге — 683, Москве — 453. Прямой целью этих организации являлось оказание материальной помощи нуждающимся, распространение грамоты среди бедняков, приискание им мест для проживания либо работы. В обязательном порядке исследовалось имущественное положение лиц, находящихся в тяжёлом финансовом положении, определялся объём необходимой помощи. Затем выяснялись достигнутые результаты. Общества также содействовало воспитанию детей из малоимущих семей, помещая их в школу и мастерские для изучения ремёсел. С конца ХIХ века в Европе набирает невиданный до этого времени размах проведение благотворительных акций, которые устраивают общественные организации, вовлекая в их проведение и подготовку всю общественность. Примером того может служить масштабная благотворительная акция «Белый цветок». Добрая традиция дней «Белого цветка» прижилась на благодатной русской почве во многом благодаря интересу Царского Дома Романовых. С 1911 года по инициативе Государя Николая II «Дни цветков» стали проводиться во многих городах Империи, где для целей благотворительности специально организовывались концерты и базары. Символом этого дня стал белый цветок, который означает жизнь, стремление вперед, радость существования. Люди, идущие по улицам, держали в руках такие цветы.

Дети ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования. Сама Российская императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911 — 1914 годах; они принесли массу денег. Она вместе с Великими княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа.

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Портрет Александры Фёдоровны».

В празднике «Белого цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили. Вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались в комитеты «Белого цветка». Курсистки — слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института — забирали букеты и расходились по всему городу. Организаторы особенно подчеркивали то, что ценна каждая копейка. Прейскуранта на букеты не было — каждый давал, сколько может, и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет. Отчет о собранных средствах и их использовании печатался в газетах.  Особым украшением были юные барышни и дети, которые ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования, выкрикивая «Жертвуйте на борьбу с чахоткой». И эта идея очень крепко прижилась в России. «День цветка» очень быстро полюбился в народе, и участие Царской Семьи очень тому способствовало, что подтверждает факт – миф о всенародной ненависти к Императору Николаю Второму и его близким – это действительно миф, который во многом создавался искусственно. Простые русские люди любили «царя-батюшку», откликались на дела, которые он возглавил, и на нужды милосердия с большой благодарностью, охотно жертвовали копеечку – всякий сколько мог. Благодаря такой всенародной поддержке «Белый цветок» стали проводить ежегодно не реже четырех раз. Каждому дню соответствовал свой цветок. Он же становился символом какой-то одной социальной проблемы. Колоски ржи были символами голодающих крестьян, которым оказывали помощь. Ромашки олицетворяли день борьбы с чахоткой.  Розовые бумажные розаны символизировали помощь сиротам. Александра Фёдоровна так любила цветы, что почти все ее фотографии сделаны на фоне букетов. Розы окружали Александру Федоровну везде – В Петербурге, в Крыму, в Европе. В цветах Александра Федоровна обожала ароматы. Именно поэтому больше всего она любила сирень, лилии, магнолии, глицинии, рододендроны, фрезии и фиалки. Из духов Аликс (так близкие называли Александру Федоровну) предпочитала «Белую Розу» (White Rose) фабрики «Аткинсон».

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Белая роза для Аликс».

Праздник «Белый цветок» — это день бескорыстия, людской доброты и любви к ближнему. Больным он дает надежду на исцеление, тем, кто помогает, — возможность проявить свои лучшие человеческие качества!

Предлагаем вашему вниманию видео презентацию «История праздника «Белый цветок».

Сегодня такие традиции не так широко распространены в обществе, но постепенно начинают возрождаться. Примером того может служить масштабная благотворительная акция «Белый цветок».  В современной России «День Цветка» возрожден в 2000 году. Символ его, как и сто лет тому назад — белый цветок.

Сначала это был школьный праздник, организованный по инициативе местной учительницы истории в городе Ялта. С 2005 года идею поддержал Крестовоздвиженский храм в Ливадии. В Москве праздник возобновился ровно через 100 лет после первого «Дня цветка», то есть в 2012 году – в Марфо-Мариинской обители тогда собралось несколько тысяч москвичей и гостей города, а также представители организаций, которые помогли ярмарочным товаром. Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елисавета Феодоровна, построившая монастырь на личные средства. «Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. Здесь всегда могли найти помощь и приют нуждающиеся. Сегодня этот монастырь возрождён и продолжает заниматься делами милосердия. Теперь этот праздник проходит в разных городах России.

В заключение нашего мероприятия предлагаем вам ознакомиться с виртуальной книжной выставкой «От милосердия в книгах к неравнодушию в жизни».

Добро—категория нынче не особенно востребованная. Мир стал жестоким, и чтобы в нем выжить, приходится принимать его правила. Но ведь мы сами сделали мир таким. Книги о добре и доброте напомнят, почему оставаться человечными — крайне важно. Прагматичность, цинизм, амбиции, стремление к власти и деньгам не делают эту цивилизацию лучше. Мы должны усвоить это сами и научить быть добрыми своих детей. Прочитав книги, представленные на этой виртуальной книжной выставке, ты получишь возможность поразмышлять над тем, что такое добро, милосердие, задуматься о тех людях, которые живут рядом с тобой и, может быть, нуждаются в твоей помощи и поддержке. Приятного и полезного Вам чтения! Книги, представленные на выставке, можно взять в библиотеке имени В.Г. Белинского. Спасибо за внимание!

Неверова О.М.