Литературный портрет «Душа, достойная костра…»

      Комментарии к записи Литературный портрет «Душа, достойная костра…» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Приглашаем Вас на литературный портрет: «Душа,  достойная костра…», который посвящён 130- летию  со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой. Среди самых замечательных имен в русской поэзии 20 века мы справедливо называем имя Марины Ивановны Цветаевой. Она умерла, не дожив и до 49 лет, созданного  же ею хватило бы на несколько поэтов …

Каждая осень напоминает нам о дне рождения М.И. Цветаевой жаркими, горьковатыми, даже на взгляд, гроздьями рябины, вызывая в памяти прекрасные строки …

Красной кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

16 августа 1916г. ~ ….

– Именно рябина стала своеобразным символом жизни и творчества М.И. Цветаевой. 

М.И. Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве в семье интеллигентов. Отец, Иван Владимирович Цветаев, работал над созданием музея изящных искусств. Был он также директором Румянцевского музея. Мария Александровна  Мейн – мать Марины Ивановны – прекрасная пианистка, ученица Рубинштейна.
М ария Александровна ожидала рождения сына, но появилась дочь, которую нарекла Марина.

В жизни юная Цветаева была диковата, дерзка, застенчива и конфликтна. И, вероятно, в детской гордой и робкой душе Марины постепенно созревал замысел: войти в этот малоизвестный, но влекуший мир со своим миром, со своим словом, рассказать другим то, что она пережила. В один из осенних дней 1910 года Марина собрала стопку стихов – исповедь души за последние 2 года, заплатила за печатанье 500 экземпляров и через месяц держала в руках свою первую книгу под названием «Вечерний альбом ». В этот знаменательный день Цветаева постучалась в двери русской литературы.

В каждом луче света, в каждой дождинке, льдинке, снежинке Марина Цветаева черпала вдохновение. Об этом говорят циклы стихов: «Облака», «Деревья», «Ручьи», «Сугробы» и даже «Куст» и «Овраг». Её  одинаково вдохновляли комета, солнце, морская раковина, яблонька, бузина, рябина, августовские астры и спелая рожь…

Весной 1911 года девятнадцатилетняя Марина Цветаева в Крыму, в Коктебеле, живя у Максимилиана Волошина, старшего, верного друга, благословившего ее на путь поэзии. Там Марина встретила свою судьбу – Сергея Эфрона – темноволосого, зеленоглазого рыцаря, на пустынном, усеянном мелкой галькой Коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей. Заглянув в его глаза и прочтя все наперед, Марина загадала: «Если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!».
Конечно, сердолик этот он нашел тот час же, на ощупь, ибо не отрывал своих глаз от нее, и вложил ей в ладонь камень, розовый, изнутри освещенный, крупный, который она хранила всю жизнь. Встретились два одиночества. Сергей был болен туберкулезом, в прошлом году потерял мать. В стихах Марины он понимал каждую строчку, каждый образ.
Казалось нелепостью, что они жили врозь до сих пор.
«Она не сводила с него глаз. Каждый миг с ним было любование. В его взгляде, на нее устремленном, было все будущее».

В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным  в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед. 

В ноябре 1917 года ее муж Сергей уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Сергей был человек, безусловно, одаренный: в чем-то слабый, в чем-то — очень сильный духом. Россию он любил фанатично. И, служа в Белой армии, свято верил, что спасает Россию.

Белая гвардия — путь твой высок.
Черному дулу — пуля в висок.

Стихи о любви:  Марина Цветаева «Имя твое…»

Почти три года жила Марина в голодной красной Москве, не получая вестей от Сергея. Терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее остались две дочери: Ариадна — старшая, и Ирина — трех лет. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты всегда оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех… Она была слишком неумела в быту. Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски.

Дочери Марины Цветаевой — Ариадна и Ирина Эфрон

Марина Цветаева – поэт даже в это невероятное время. Она отчетливо понимает, что действительно важно и необходимо для ее души.

Горе матери, как ни покажется это странным, – источник вдохновения. Ее творческая плодовитость уникальна, она пишет стихи в любых обстоятельствах, голод и холод – не помеха, стихи – ее отдушина и спасенье. Марина продолжает писать. Но о публикации их не может быть и речи. Любители поэзии не знали, что с Цветаевой. Одни думали – она умерла, другие – эмигрировала за границу. Цветаева не приняла и не поняла революцию и в мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца».

17-летняя одиссея Марины Цветаевой за рубежом стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера и таланта. Белая эмиграция скоро отвернулась от нее, поняла, что это не ее поэт: ведь о России Марина не сказала ни одного плохого слова.
Цветаева говорила: « … уехала не из России, а от власти, которую не приняла». Скоро она ощутила свое одиночество за рубежом. Ее произведения печатались с опаской – впоследствии все, что писала, складывала в стол. Разлучившаяся с Россией, испытывающая непомерное давление заграничного быта и бездомности, Цветаева остается русским поэтом. Вся ее жизнь – в русском слове. Но это слово никому не нужно ни на родине, ни за границей. Судьба пытается лишить ее последних связующих нитей с миром – творческим.

Из записей Марины Цветаевой: «Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху «там, туда, оттуда…»неудача еще – в полном отсутствии любящих, мои стихи, в отсутствии в моей жизни дней: некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. Все заняты «другим» … »

Но были в эмиграции и счастливые моменты. Таким желанным, счастливым, было рождение сына

1 февраля 1925 года. В этой атмосфере рождаются стихотворения, в которых  Цветаева возвращается к теме Родины. Первое стихотворение цикла – материнское благословение сыну, стремящемуся в Россию, которой он никогда не видел, но зов,  которой силен, как зов предков. Стихотворение трагично: в нем звучит отчаяние матери, отпускающей сына в страну, которая никогда уже не будет ее страной.

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина

С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода. (Из воспоминаний Марины Цветаевой)

Решение вернуться в Россию было решением матери. Она сделала это не потому, что жила в ужасающей бедности, не потому что презирала окружающий ее буржуазный мир, не потому что ненавидела фашизм. Она вернулась потому, что мечтала обрести родину для своего сына, вернулась вслед за мужем и дочерью, не обольщаясь, не рассчитывая на многое, но то, что ее ожидало в России, было хуже всяческих ожиданий. Когда Сергей Эфрон встречал Марину на вокзале, он был болен и близок к отчаянию, чувствовал приближение грозы. В ночь на 27 августа 1939 года дочь Ариадна была арестована, а  меньше чем через два месяца арестовали Сергея.

– Любовь Цветаевой не знает преград. Каждая строфа, кроме последней, начинается со слов: «Я тебя отвоюю ». Почему?

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою – как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца –
Оттого что в земной ночи я вернее пса

– Кто же соперники Цветаевой в любви?
Прежде всего, это земля и небеса, времена ночи. Это мужская страсть к битвам (золотые знамена и мечи). Это все женщины и даже «та одна». Но этим перечень соперников не заканчивается: даже с Богом  готова  вступить в спор – и победить в нем, сражаясь за душу своего возлюбленного.

Цветаеву не убили, не арестовали. Ей уготовили другую мученическую жизнь – вокруг неё стали арестовывать самых близких и дорогих людей. Стихов ее не печатали. Ее казнили незамечанием,  непечатаньем, нищетой. Именно тогда родились такие слова: «К имени моему «Марина» – прибавьте: мученица».

   1941 год. Грянула война. Марину Цветаеву охватил панический ужас, она рвалась прочь из Москвы, чтобы спасти сына. Эвакуировалась с Муром в составе  писательской
группы в Чистополь, а затем, не найдя там работы, в Елабугу. Силы ее были на исходе.

  М. Цветаева лишилась всего. Не имея возможности найти работу, предполагая, что мужа и дочери нет в живых, думая, что может навредить сыну, Марина Ивановна приняла страшное решение. Огонь души Цветаевой погас окончательно. Никто не сумел и не захотел поддержать его. Погас огонь любви – перестали писаться стихи. Исчезли стихи – ослабла воля к жизни. 31 августа Марина Ивановна Цветаева покончила с собой или лучше сказать ушла в бездну.

Перед шагом в вечность Марина Цветаева написала два прощальных письма (записки). Одно — своему 16-летнему сыну Георгию (или Муру, как называли его близкие). Второе — тем, кто её найдёт и будет решать судьбу сына. Страшно подумать, что творилось в душе человека, который решился на такой шаг. Но Цветаева искренне считала, что она обуза для сына, что так сыну будет легче.

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.

В том же году был расстрелян Сергей Эфрон, Аля – Ариадна Эфрон провела в Сталинских  лагерях и ссылке 16 лет, Мур – Георгий погиб на фронте в Белоруссии в 1944году. Так трагически завершился путь Марины Цветаевой, но жизнь ее поэзии имеет свое продолжение.

Просмотр видео презентации «Болью и счастьем пронзённая жизнь»

Послеживая сегодня жизненный путь Марины Цветаевой, читая ее стихи и прозу, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой русской интеллигентки. И хочется помочь, и не можешь. Ей, наверное, хотелось пронзительно крикнуть в самые тяжелые минуты: «Что я вам сделала, люди, если чувствую себя несчастнейшей из несчастных, самым обездоленным человеком?!»

Могила поэтессы затерялась. Много лет спустя сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском  кладбище, на котором написано: «К Марине Цветаевой».

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

Поэтесса говорила: «Вся моя жизнь – роман с душой. Возьмите стихи – это и есть моя жизнь

Уважаемые пользователи блога имени В.Г. Белинского, предлагаем  разгадать  онлайн-кроссворд   «Мир Марины Цветаевой» 

И в заключение я хочу познакомить вас  с  книгой  Л. Кертман :  «Марина Цветаева. Воздух трагедии»

Кертман, Л.Л. Марина Цветаева. Воздух трагедии: главы ненаписанного романа / Лина Кертман. — Москва: АСТ, 2017. – 462 с.- ISBN978-5-17-105246-1.- Текст: непосредственный.

Название книги «Воздух трагедии» — слова самой Марины Цветаевой. Так она могла бы назвать роман о времени, о себе и своей семье, который хотела написать и не написала. Но такой роман все же написан. Его создали сами герои: Марина Цветаева, ее муж Сергей Эфррон, а также их дети Ариадна и Георгий. Он соткан из стихов, прозы, дневников, заметок в записных книжках, из писем и воспоминаний. Весь этот мир мысли, слова и страсти надо было сложить в единый сюжет, сложить бережно и с любовью. Это сделала известная исследовательница творчества поэта Лина Кертман. Книга состоит из трех частей: «Марина и Сергей», «Мать и сын», «Мать и дочь». В каждой из этих линий жизни Марины Цветаевой и ее семьи — эмоциональной, интеллектуальной, творческой — во всей противоречивости отразился век головокружительных надежд и страшных разочарований, его идеализм и цинизм, соблазны эпохи и тяжелое отрезвление от них.

Мероприятие о Марине Цветаевой в СЦОН

Спасибо за внимание!

Величко В.Н.