Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Музыка — величайшее изобретение человечества, существующее на земле многие тысячи лет. Она является неотъемлемой частью быта и самовыражения людей, отражает культурные традиции и обычаи разных народов. Язык музыки прост и понятен каждому, независимо от национальности и языковой принадлежности. Как никакое другое искусство, музыка способна проникать в душу, сердце и разум человека, наполняя их ощущениями и эмоциями. Неудивительно, что у этого поистине уникального языка культуры существует свой праздник — Международный день музыки, который отмечается 1 октября.
Праздник всех музыкантов и композиторов достаточно молод. Международный день музыки был учрежден в 1973 году, на 15-й Генеральной ассамблее в Лозанне по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Однако впервые праздник состоялся только 1 октября 1975 года после получения ассамблеей в ноябре 1974 года письма от председателя Совета Иегиди Менухина и его заместителя Бориса Ярустовского, в котором были изложены цели праздника и конкретные предложения о мероприятиях в честь праздника. Целью Международного дня музыки обозначили распространение музыкального искусства во всех слоях общества и реализацию идеалов мира и дружбы между народами, совершение культурного обмена и взаимного уважения к эстетическим ценностям разных сообществ. В России Международный день музыки стали отмечать в 1996 году, когда исполнилось 90 лет со дня рождения знаменитого советского композитора Дмитрия Шостаковича. В 1973 году именно он обратился к ООН с письмом, в котором высказал предложение учредить праздник музыки. Композитор считал, что этот вид искусства поможет разным народам найти взаимопонимание и сплотит их. Таким образом, Дмитрий Шостакович стал одним из инициаторов учреждения Дня музыки. В этот день по всему миру проходят праздничные концерты и тематические мероприятия, посвящённые искусству выражения художественных образов с помощью звуков. Потому что только музыке под силу озвучить грусть и радость, счастье и боль, любовь и одиночество.
Музыка появилась одновременно с речью. При выполнении коллективной работы первобытные люди повторяли определенные звуки, чтобы задать ритм и согласованность действиям.
Возраст первых музыкальных инструментов, которые были обнаружены археологами, — примерно 30-40 тысяч лет.
Самая длинная песня в мире будет звучать 1000 лет! Композиция Longplayer заиграла 1 января 2000 года. Она написана для тибетских поющих чаш и управляется компьютером, запрограммированным на долгий срок.
Прослушивание музыки во время занятий спортом повышает физическую работоспособность организма.
Happy Birthday — самая знаменитая песня в мире.
При прослушивании расслабляющей музыки коровы производят больше молока.
Самый продолжительный концерт в мире проходит в одной из церквей Германии. Он начался в 2001 году и завершится в 2640 году, продлившись, таким образом, 639 лет.
Никто из участников The Beatles не знал нотной грамоты.
Известный изобретатель гитар Лео Фендер не умел играть на этом инструменте.
Группа Metallica попала в «Книгу рекордов Гиннеса». Они выступали на всех семи континентах, в том числе и Антарктиде.
Бетховен потерял слух, а Бах полностью ослеп после неудачной операции, но это не помешало композиторам продолжать писать музыку.
Предлагаем вам в качестве разминки собрать онлайн-мозаику «Русские старинные музыкальные инструменты»
Взаимосвязь музыки и литературы — одна из самых обширных, сложных и интересных тем в музыкальном искусстве. Границы этих видов искусства не являются замкнутыми. Литература находит своё продолжение и завершение в музыке и наоборот. Писатель-поэт помогает понять глубину и выразительность музыки, а музыкант-композитор способствует более яркому раскрытию образов поэзии и прозы. Литература –это искусство слова, а слова как известно, состоят из звуков и, конечно же, из звуков создаётся музыка. Великий педагог В. А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств». Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Литература может многое рассказать о времени своего написания, историческом контексте, авторе и его биографии — на это способна и музыка. Часто музыка становится импульсом к написанию замечательных литературных произведений. Нередко бывает и наоборот: литература вдохновляет композиторов на создание симфоний, опер, балетов, мюзиклов, песен. Вы можете не знать, кто такой Джон Уильямс, но вы наверняка смотрели фильмы, где звучит музыка этого, пожалуй, самого интересного композитора, пишущего для кинематографа. «Один дома», «Челюсти», «Парк Юрского периода», «Звездные войны», «Гарри Поттер» … Этот список можно долго продолжать, но есть фильм, где музыка Уильямса попадает в самое сердце и остается там навсегда. Речь идет о «Списке Шиндлера» — исторической кинодраме по самой известной книге австралийского писателя Томаса Кенилли «Список Шиндлера», рассказывающей о спасении евреев во время Холокоста. Известно, что сам Уильямс не хотел браться за работу, поскольку считал её не по своим силам. Но режиссер картины Стивен Спилберг уговорил мастера. В результате музыка к «Списку» стала наиболее важной кинопартитурой композитора, которую нередко исполняют на концертных площадках, причем самые маститые музыканты, а саундтрек к фильму принес ему пятый «Оскар». Предлагаю вам послушать музыку Джона Уильямса из кинофильма «Список Шиндлера» — «Просто помни о Боге».
В творчестве многих писателей музыка играла важную роль, а музыканты становились главными действующими лицами. Например, роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» посвящён жизни вымышленного композитора Адриана Леверкюна, одним из прототипов которого послужил Арнольд Шёнберг. В своём произведении Томас Манн не просто рассказывает историю музыканта, но и демонстрирует глубочайшие музыкальные познания. Лион Фейхтвангер в романе «Изгнание» также определил на главную роль композитора — Зеппа Траутвайна. Здесь музыка тоже не является только профессией героя, но становится глобальной метафорой, на которой и строится всё произведения. Обращаясь к современности, вспомним о Харуки Мураками. У всех его книг есть саундтрек, ведь сам писатель является страстным любителем музыки и коллекционером пластинок, а в прошлом он и вовсе был владельцем джаз-клуба. Многие литераторы пробовали себя в качестве музыкантов. Композицией занимались, например, Эрнст Теодор Амадей Гофман (имя «Амадей» появилось, кстати, как респект Моцарту), Жан-Жак Руссо, Энтони Берджесс, Александр Сергеевич Грибоедов и Фридрих Ницше. Джеймс Джойс был счастливым обладателем прекрасного тенора, а Габриэль Гарсиа Маркес в юности даже принимал участие в вокальных конкурсах. Подводя итог, хочется сказать, что все виды искусства дополняют друг друга, и для того, чтобы быть настоящим ценителем одного, нужно как следует разбираться в других.
В нашем мероприятии принимают участие члены клуба «Эхо» при библиотеке В.Г. Белинского. В своих рассказах они вспоминают, что значила в их жизни музыка.
И начинает разговор Лидия Николаевна Рудзинская с рассказом «А музыка звучит…».
К музыке меня тянуло с раннего детства. Наверное, потому что росла в семье, где всё время звучала музыка и пели песни. Мама, ещё студенткой, участвовала в художественной самодеятельности института, пела в хоре. Отец умел играть на разных инструментах, подрабатывал музыкантом на танцплощадке. Ещё перед войной он купил гитару и мандолину, и было у него ещё банджо. Где и когда он научился игре на банджо, отец не рассказывал. Он знал множество песен и любую мог подобрать на слух. В детские годы я мечтала о пианино. Время было суровое – война, первые послевоенные годы, какое уж там пианино! Так я брала кусок фанеры, рисовала на нём клавиши и «играла». Потом была школа, где я пела, участвуя в самодеятельности. Мы давали концерты на избирательном участке во время выборов, выступали на школьных утренниках. Жизнь текла своим чередом. Я вышла замуж, растила сына Серёжу. У него рано проявились музыкальные способности. И он сделал то, что не удалось мне – получил музыкальное образование. Сначала была музыкальная школа, потом музыкальное училище и наконец – консерватория, которую он окончил по классу струнных музыкальных инструментов. После окончания консерватории Серёжа работал в симфоническом оркестре Воронежской филармонии. А я, рядом с ним, все эти годы понемножку овладевала нотной грамотой и училась игре на фортепиано. Работала я медиком, но никогда с музыкой и песней не расставалась. Профсоюз нам давал путёвки в санаторий в станице Вёшенской, и я там лечилась и отдыхала не один раз. Вот где можно было душе развернуться: самодеятельность, выступления с концертами! В самый первый приезд в санаторий я сочинила шуточные стихи, которые потом стали песней. А дело было так. На автовокзале в Ростове я наблюдала, как пожилая пара прощалась перед отправлением автобуса. Женщина заботливо давала наставления своему супругу, как беречь здоровье, не переутомляться, не нарушать режим в санатории, а тот вяло отмахивался и грустно вздыхал: «Ну, какие в моём возрасте могут быть нарушения режима!» Объявили посадку, и мужчина медленно направился к автобусу, опираясь на палочку. От палочки этот мужчина избавился сразу после приезда в санаторий, ходил бодро, унылого вида — как не бывало, любезничал с женщинами – ну, словом, перед нами предстал совсем другой человек. Вот об этом я и написала шутливые стихи. Они всем понравились, и вскоре их распевали в санатории на мотив одной популярной песенки. А происходило это в мае, в год юбилея Михаила Александровича Шолохова. В Вёшках широко праздновали это событие, съехались гости. В клубе станицы состоялся большой концерт, потом был концерт на стадионе. Довелось и мне выступить со своей шуточной песней. Приняли её очень хорошо. Когда я приезжала в санаторий во второй, в третий раз, этот стихотворный текст висел у них под стеклом. Так я стала поэтом-песенником в масштабе одного санатория. В другой раз — это было в 1985 году — я отдыхала в этом же санатории осенью. Приехал туда подлечиться композитор Василий Грецкий. В санатории он не только отдыхал, но и продолжал работать и написал во время пребывания там новую песню «Здравствуй, батюшка Дон!» на слова поэта Вл. Залужного. Узнав, что я немного пою, он попросил меня исполнить его песню, чтобы послушать, как она звучит со сцены. Слова её я помню до сих пор:
«Над станицей родной,
Где рассвет голубой,
Проплывают густые туманы.
Ой, ты Дон, ты наш Дон,
Здравствуй, батюшка Дон!
Веселее играйте, баяны!»
Ноты этой песни с автографом композитора я бережно храню. «Первой исполнительнице моей песни Людмиле Николаевне…» — написано на листе. И вот я уже на пенсии, но с музыкой и песней не расстаюсь. Услышу новое что-то и спешу к синтезатору или балалайке — подыграть, разучить. С хорошей песней не чувствуешь себя одинокой, и любые проблемы с ней легче преодолеваются. В общем, как пел Иосиф Кобзон, «песня остаётся с человеком, песня не прощается с тобой».
Продолжает разговор о музыке председатель клуба «Эхо» Лидия Николаевна Павлова с рассказом«Летучий Голландец».
Летняя сессия подходила к концу. Ещё один экзамен, и я перейду на второй курс. Сдав экзамен по старославянскому языку, я вышла из здания университета и остановилась в раздумье. Куда пойти? Хотелось отвлечься после нескольких дней зубрёжки и пережитых волнений. Посмотреть бы весёлый и не обременительный для мозгов фильм, обязательно со счастливым финалом, хорошо бы комедию. Дойдя до кинотеатра «Буревестник», я увидела у входа в кассовый зал на стенде под стеклом фотографии с кадрами из фильма: герои в старинных костюмах, парусные корабли, таверна, красавица, сражение на шпагах… Картинки сулили приключения и встречи с благородными героями, пиратами и романтическими чувствами. Что ж, это тоже подходит. Посмотрела на часы – оставалось пять минут до начала. Я влетела в кассовый зал, подбежала к окошку: «Мне на 11.00 один билет!». Схватила билет и помчалась к входу в кинотеатр. Усевшись в кресло, я спохватилась, что не глянула на афишу. Что за фильм мне предстоит смотреть? Ладно, в титрах прочту. Обычно утренние сеансы не собирали много зрителей. Но в этот раз зал был полон. Большинство зрителей составляли подростки. Ну, понятно, начались каникулы, и ребятам хочется развлечься. Все жаждали захватывающего зрелища. Погас свет, и начался киножурнал. Показывали сюжеты про ударников труда и социалистическое соревнование. В домнах плавился металл, доярки рапортовали о надоях молока. Мальчишки нетерпеливо ёрзали, шептались, хихикали, шелестели фантиками от конфет. Но вот пошли заглавные титры фильма… на немецком языке. Значит, не дублированный. К тому же чёрно-белый, и экран узкий… Ничего, главное – это занимательный сюжет, успокоила я себя. Первые кадры поразили мрачными тонами. Да и музыка звучала грозно и тревожно. Все нетерпеливо ждали, когда же начнётся увлекательное действие, обещанное картинками на стенде. Вот появился в кадре и главный герой фильма. В зале почувствовалось оживление, явственно ощущалось коллективное невысказанное «Ну наконец-то!» Герой стоял на палубе корабля и всматривался в морскую даль с угрюмым видом. Потом он обнял мачту, обратил лицо к небу… и запел. О чём — непонятно, ибо пел он на немецком языке. Все замерли. Потом потрясённый зал возмущённо взвыл. Зрители поняли: их завлекли красивыми картинками на ОПЕРУ! И опера не имела привлекательной обёртки в виде широкого экрана, цвета, популярных актёров в главных ролях. Не было даже понятно, о чём там вообще идёт речь. Читая субтитры, я пыталась сообразить, что это за опера. И меня осенило: «Летучий Голландец»! Это же Вагнер! Теперь всё стало понятно – и увертюра в начале фильма, и сумрачность атмосферы в картине. Вникнуть в действие на экране было сложно: каждые три минуты кто-то впереди поднимался и, пригнувшись, пробирался к выходу. Естественно, на некоторое время он заслонял экран и отвлекал внимание. Проходило ещё несколько минут, и всё повторялось. Ропот не утихал, скрипели кресла, раздавались замечания. К середине сеанса в зале остались самые стойкие. Я огляделась. В последнем ряду целовалась влюблённая парочка, им Вагнер не мешал. Недалеко от меня клевал носом дедуля, и кое-где по залу сидели ещё человек двадцать. Что-то удерживало этих людей в зале, несмотря на несовпадение ожиданий с тем, что преподнёс им экран. Что-то удержало на месте и меня. И этим «что-то» была музыка. Она обрушивалась на нас, как валы разбушевавшейся стихии. Трагически звучала тема рока, но в ней вдруг пробивалась, как ручеёк, светлая и нежная мелодия любви, она крепла, лилась всё увереннее… Голоса были прекрасны, и уже стало неважно, что слова непонятны. Зажёгся свет, зрители потянулись к выходу. Проснулся старичок, влюблённая парочка поднялась и неохотно направилась к двери. Вряд ли они подозревали, что посетили оперу. Я шла по залитому солнцем проспекту. Настроение у меня было приподнятым. Во-первых, сдан трудный экзамен, во-вторых, скоро я поеду домой, к маме, папе и к морю. А в-третьих, с Голландца спало проклятье, любовь девушки спасла его. И от этого на душе было так легко, словно судьба Летучего Голландца тревожила меня все три протекших столетия. Я шла, а в душе звучала музыка.
Предлагаем вам разгадать онлайн-кроссворд «Музыка в литературе».
Во многих книгах музыка — полноправное действующее лицо. Без неё невозможно представить сюжет или героев. Она звучит, когда читаешь, и потом долго не отпускает. «Говорить о музыке – все равно что танцевать об архитектуре», – со знанием дела заключил как-то американский музыкант Фрэнк Заппа. Но давайте признаем, что некоторым писателям это удается на славу. К их книгам не написаны ноты и не записаны аудиоприложения, но со всей убедительностью можно сказать – в них звучит музыка. Кажется, что у музыки и литературы мало общего, но в то же время есть и общее: книги могут многое рассказать о времени своего написания, историческом контексте, авторе и его биографии — на это способна и музыка. А иногда они и вовсе могут усилить качества друг друга. В книгах музыка может стать художественным приемом, определяющей характеристикой героя, фоном, задающим настроение, сюжетной рамкой или даже принципом организации текста. Музыка – особое искусство, и когда она описывается в книгах, возникает ощущение, что от страниц исходит какая-то особая магия. Сегодня мы решили поделиться с вами подборкой книг о музыке и музыкантах — очень разных и непохожих друг на друга. Приглашаем вас совершить увлекательное путешествие в мир музыки с помощью виртуальной книжной выставки «Под звуки музыки прошедшее встает».
2 октября в библиотеке имени В.Г. Белинского прошла встреча участников литературно-поэтического клуба «Эхо». Мероприятие было посвящено международному дню музыки. Присутствующие познакомились с историей появления этого праздника и посмотрели видео презентацию «Под звуки музыки прошедшее встает», в которой были представлены книги о музыке и музыкантах, имеющиеся в библиотеках г. Ростова-на-Дону. Обсуждалась книга Дмитрия Липскерова «Русское стаккато британской матери». Д. Липскеров является талантливым и успешным писателем, бизнесменом и меценатом. Поклонники любят его книги за тонкое слияние реальности и вымысла в них. Роман сразу после выхода в свет вызвал живейшие споры критиков. Не остались в стороне и участники заседания. Один из участников назвал этот роман самым любимым у Липскерова. Да, цинично и грубовато, но до чего лихо и интригующе. Своего рода трагикомедия с виртуозно закрученным сюжетом. Другим нравится у Липскерова юмор в сочетании со здоровым цинизмом. Ну, и главный вывод – роман Липскерова нужно читать однозначно всем любителям интеллектуального чтения. В конце мероприятия присутствующие ознакомились с рассказами о музыке постоянных членов клуба «Эхо» Рудзинской Л.Н. и Павловой Л.Н., которые не смогли присутствовать на заседании.
Спасибо за внимание!
Неверова О.М.