Историко-патриотический вечер «Эхо давнего парада» или «Пролог великой Победы»

      Комментарии к записи Историко-патриотический вечер «Эхо давнего парада» или «Пролог великой Победы» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. В перечень дней воинской славы России входит и день проведения парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, который по силе воздействия приравнивается к важнейшей военной операции. В этом году отмечается 80-летие со дня проведения парада на Красной площади. Именно на этот день по случаю запланированного захвата Москвы гитлеровской Германией было назначено торжественное прохождение по Красной площади немецких войск. Военный парад советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года было решено провести для укрепления морального духа. Он имел огромное значение по поднятию морального духа армии и всей страны, показав всему миру, что Москва не сдаётся, и боевой дух армии не сломлен. В период подготовки к параду немецкие войска находились в 70-100 км от Москвы. В связи с этим с 5 ноября советская авиация наносила упреждающие бомбовые удары по аэродромам немецких войск. В ночь на 7 ноября были сняты чехлы со звёзд Кремлёвских башен, мавзолей был освобождён от маскировки, перед началом парада Красная площадь приняла торжественный вид. Торжественный марш был открыт курсантами артиллерийского училища. С развёрнутыми знамёнами, под боевые революционные марши, исполняемые оркестром штаба МВО под управлением дирижёра В. И. Агапкина, автора марша «Прощание славянки», по главной площади страны прошли артиллеристы, пехотинцы, зенитчики и моряки. Прямо с парада бойцы Красной Армии отправлялись на фронт, до которого от центра Москвы было всего несколько километров.

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»

В предвоенные мирные годы в ознаменование очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, главного государственного праздника Союза Советских Социалистических Республик, в Москве проводились торжественные мероприятия, главным событием которых всегда становился военный парад на Красной площади. Однако в обстановке стремительного продвижения немецко-фашистских войск по территории Советского Союза, многие, особенно за границей, полагали, что проведение торжеств в честь дня Великой Октябрьской революции не будет даже планироваться. И все-таки военный парад 7 ноября 1941 г., ставший уникальным по своей политической значимости, состоялся. Это был первый парад в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Он организовывался и проводился по личному указанию Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. «Это поднимет дух войск и тыла!».  Решение о проведении парада было принято не сразу — уж очень сложная обстановка была под Москвой. 28 октября состоялось совещание, проводимое Сталиным, на котором речь шла о проведении торжественных мероприятий, посвященных 24-й годовщине революции. На совещании присутствовали члены Политбюро, командующий войсками Московского военного округа генерал-лейтенант П.А. Артемьев, командующий Военно-Воздушными Силами Красной Армии генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев, командующий Московской зоной противовоздушной обороны (ПВО) генерал-лейтенант М.С. Громадин, командующий ВВС Московской зоны ПВО полковник Н.А. Сбытов. Среди прочих на совещании И.В. Сталин поставил вопрос о возможности проведения военного парада. Вопрос был настолько неожиданным для всех, что никто не мог ничего ответить. Военный парад в Москве проводился каждый год, но в 1941 г. обстановка была настолько исключительной, что никто и не думал о нем. Какой парад, когда уже минируются мосты через канал Москва — Волга, минируются заводы. И.В. Сталину пришлось трижды повторить свой вопрос. Только тогда все откликнулись и заговорили разом: «Да, конечно, это поднимет дух войск и тыла!». Серьезной опасностью для мероприятия могло бы стать мощное наступление немецко-фашистских войск именно в день праздника. Возможность такого наступления Сталин несколько раз обсуждал в конце октября с генералом армии Г.К. Жуковым, назначенным 10 октября командующим Западным фронтом. Жуков доложил, что в ближайшие дни враг не начнет большого наступления. Он понес существенные потери и вынужден пополнять и перегруппировывать войска. Против авиации, которая наверняка будет действовать, необходимо усилить ПВО и подтянуть к Москве истребительную авиацию с соседних фронтов. Совет Г.К. Жукова был принят, и в первых числах ноября советская авиация провела серию налетов на вражеские аэродромы. Так, внезапный удар был нанесен по аэродрому южнее Калинина, где базировались немецкие истребители, сопровождавшие бомбардировщики при налетах на Москву. Командование парадом и его организация были возложены на командующего войсками Московского военного округа и Московской зоны обороны генерал-лейтенанта П.А. Артемьева. Подготовка частей для парада проходила в условиях ведения советскими войсками тяжелых оборонительных боев с немецко-фашистскими захватчиками всего в 70-100 км от столицы и осуществлялась с соблюдением строжайших мер секретности. 6 ноября, накануне праздника, на станции метро «Маяковская» было проведено торжественное заседание Моссовета, посвященное годовщине Октября. Мероприятие готовилось в условиях жесточайшего лимита времени и строжайшей конспирации. На заседании с докладом выступил Председатель Государственного Комитета Обороны (ГКО) И.В. Сталин. Он подвел итоги четырех месяцев войны, проанализировал обстановку на фронтах, определил задачи и наметил перспективы освободительной борьбы советского народа, закончив свое выступление словами: «Наше дело правое — победа будет за нами!» Только после проведения торжественного собрания около 23 часов командующий парадом сообщил командирам частей об их участии в военном параде на Красной площади. В параде должны были принять участие: 1-е Московское Краснознаменное артиллерийское училище имени Л.Б. Красина; два батальона 1-го Московского отдельного отряда моряков (Московский флотский экипаж); 1-й и 2-й батальоны 1-го мотострелкового полка ОМСДОН НКВД; особый батальон Военного совета Московского военного округа и Московской зоны обороны; 332-я стрелковая Ивановская дивизия имени М.В. Фрунзе; сводный зенитный полк ПВО; 2-я Московская стрелковая дивизия (народного ополчения); батальон бывших красногвардейцев-ветеранов и два батальона Всевобуча; 1-й Московский особый кавалерийский полк НКВД; сводный стрелково-пулеметный мотополк; артиллерийский полк НКВД; артиллерийский полк 2-й Московской стрелковой дивизии; танковые батальоны резерва Ставки (31-й и 33-й танковых бригад). Парад на Красной площади слышал весь мир.

В предвоенные мирные годы в ознаменование очередной годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, главного государственного праздника Союза Советских Социалистических Республик, в Москве проводились торжественные мероприятия, главным событием которых всегда становился военный парад на Красной площади. Однако в обстановке стремительного продвижения немецко-фашистских войск по территории Советского Союза, многие, особенно за границей, полагали, что проведение торжеств в честь дня Великой Октябрьской революции не будет даже планироваться. И все-таки военный парад 7 ноября 1941 г., ставший уникальным по своей политической значимости, состоялся. Это был первый парад в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Он организовывался и проводился по личному указанию Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. «Это поднимет дух войск и тыла!».  Решение о проведении парада было принято не сразу — уж очень сложная обстановка была под Москвой. 28 октября состоялось совещание, проводимое Сталиным, на котором речь шла о проведении торжественных мероприятий, посвященных 24-й годовщине революции. На совещании присутствовали члены Политбюро, командующий войсками Московского военного округа генерал-лейтенант П.А. Артемьев, командующий Военно-Воздушными Силами Красной Армии генерал-лейтенант авиации П.Ф. Жигарев, командующий Московской зоной противовоздушной обороны (ПВО) генерал-лейтенант М.С. Громадин, командующий ВВС Московской зоны ПВО полковник Н.А. Сбытов. Среди прочих на совещании И.В. Сталин поставил вопрос о возможности проведения военного парада. Вопрос был настолько неожиданным для всех, что никто не мог ничего ответить. Военный парад в Москве проводился каждый год, но в 1941 г. обстановка была настолько исключительной, что никто и не думал о нем. Какой парад, когда уже минируются мосты через канал Москва — Волга, минируются заводы. И.В. Сталину пришлось трижды повторить свой вопрос. Только тогда все откликнулись и заговорили разом: «Да, конечно, это поднимет дух войск и тыла!». Серьезной опасностью для мероприятия могло бы стать мощное наступление немецко-фашистских войск именно в день праздника. Возможность такого наступления Сталин несколько раз обсуждал в конце октября с генералом армии Г.К. Жуковым, назначенным 10 октября командующим Западным фронтом. Жуков доложил, что в ближайшие дни враг не начнет большого наступления. Он понес существенные потери и вынужден пополнять и перегруппировывать войска. Против авиации, которая наверняка будет действовать, необходимо усилить ПВО и подтянуть к Москве истребительную авиацию с соседних фронтов. Совет Г.К. Жукова был принят, и в первых числах ноября советская авиация провела серию налетов на вражеские аэродромы. Так, внезапный удар был нанесен по аэродрому южнее Калинина, где базировались немецкие истребители, сопровождавшие бомбардировщики при налетах на Москву. Командование парадом и его организация были возложены на командующего войсками Московского военного округа и Московской зоны обороны генерал-лейтенанта П.А. Артемьева. Подготовка частей для парада проходила в условиях ведения советскими войсками тяжелых оборонительных боев с немецко-фашистскими захватчиками всего в 70-100 км от столицы и осуществлялась с соблюдением строжайших мер секретности. 6 ноября, накануне праздника, на станции метро «Маяковская» было проведено торжественное заседание Моссовета, посвященное годовщине Октября. Мероприятие готовилось в условиях жесточайшего лимита времени и строжайшей конспирации. На заседании с докладом выступил Председатель Государственного Комитета Обороны (ГКО) И.В. Сталин. Он подвел итоги четырех месяцев войны, проанализировал обстановку на фронтах, определил задачи и наметил перспективы освободительной борьбы советского народа, закончив свое выступление словами: «Наше дело правое — победа будет за нами!» Только после проведения торжественного собрания около 23 часов командующий парадом сообщил командирам частей об их участии в военном параде на Красной площади. В параде должны были принять участие: 1-е Московское Краснознаменное артиллерийское училище имени Л.Б. Красина; два батальона 1-го Московского отдельного отряда моряков (Московский флотский экипаж); 1-й и 2-й батальоны 1-го мотострелкового полка ОМСДОН НКВД; особый батальон Военного совета Московского военного округа и Московской зоны обороны; 332-я стрелковая Ивановская дивизия имени М.В. Фрунзе; сводный зенитный полк ПВО; 2-я Московская стрелковая дивизия (народного ополчения); батальон бывших красногвардейцев-ветеранов и два батальона Всевобуча; 1-й Московский особый кавалерийский полк НКВД; сводный стрелково-пулеметный мотополк; артиллерийский полк НКВД; артиллерийский полк 2-й Московской стрелковой дивизии; танковые батальоны резерва Ставки (31-й и 33-й танковых бригад). Парад на Красной площади слышал весь мир.

Предлагаем вам посмотреть фильм «Легендарный парад советских войск на Красной площади 7 ноября 1941 года»

Уже 76 лет минуло с того времени, как закончилась Великая Отечественная война. Всё дальше уходят в глубь истории её грозные, героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не забыли тяжкие военные испытания, жуткую цену, заплаченную за Победу, — миллионы человеческих жизней. Мы храним благодарную память о тех, кто защитил и спас нашу Родину от фашистского порабощения. Неизгладимый след оставила война в  творчестве многих поэтов, которые начали писать во время войны как военные корреспонденты (К. Симонов, А. Твардовский, В. Багрицкий, М. Дудин, Е. Долматовский м многие другие). Их яркие зарисовки, реалистичные репортажи с мест сражений  расходились на фронте среди солдат, поднимали боевой дух в тылу. Сегодня мы хотим остановиться  на поэзии  Михаила Дудина,  творчество которого позволяет осмыслить пережитое, увидеть войну без прикрас и главную роль человека на войне.

Предлагаем вашему вниманию сообщение  председателя клуба «Эхо» Павловой Л.Н. «Меня поэтом сделала война…». 

20 ноября исполняется 105 лет со дня рождения Михаила Александровича Дудина, русского поэта, прозаика, переводчика. Михаил Дудин известен также как журналист, сценарист и автор текстов песен. Жизнь и творчество поэта уложились в рамки ХХ века, но и сегодня его стихи находят отклик в сердцах поклонников поэзии. Его узнают по одной-двум строчкам: «О мертвых мы поговорим потом…», «Наши песни спеты на войне…». Песни на его стихи и по сей день звучат в эфире: «Снегири», «Баллада о мальчике», «Солдатская песня». Если бы Дудин был автором одного-единственного стихотворения «Соловьи», то и тогда он навсегда остался бы в истории отечественной поэзии.

М.А. Дудин

 Будущий поэт родился 7 (20) ноября 1916 года в деревне Клевнево Костромской губернии (ныне Клевнево относится к Ивановской области) в крестьянской семье. Как и многие жители деревни, зимой родители поэта подрабатывали на ткацкой фабрике. В автобиографии Михаил Дудин пишет: «Родился я 20 ноября 1916 года в маленькой, всего шесть домов, деревушке Клевнево. Отец был раклистом-ситцкпечатником, мать – ткачихой. Мальчишек-ровесников у меня в деревне не было. Единственным другом в детстве был мой дед Павел Иванович. Он работал на фабрике, был шлихтовальным мастером, откупился от барина, приобрёл у него кусок земли и основал деревню». Михаил рано остался сиротой. Грамоте Михаила обучал его дед. Учил он мальчика по огромной книге с прекрасными иллюстрациями Доре – «Потерянному раю» Мильтона. Дед был большим ценителем поэзии, в доме были сборники стихов Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Особенно дед любил поэзию Некрасова и вместе с внуком много раз перечитывал его поэму «Орина, мать солдатская». Оба при чтении поэмы плакали. Михаил учился в школе крестьянской молодёжи на агронома, но агронома из него не вышло. Он окончил Ивановскую  текстильную фабрику-школу, получил специальность помощника ткацкого мастера, но ткачом тоже не стал. Его всё больше влекло литературное творчество. Учась на вечернем отделении Ивановского пединститута, Дудин работает в местной газете. Стихи Михаил Дудин начал писать рано, с 1934 года. В том же году его стихи впервые появились в печати, в молодежной газете «Ленинец». В 18 лет Дудин призывается в армию. Он учится в полковой школе младших командиров, но не успевает её окончить. Начинается война с Финляндией, и его отправляют на фронт (1939-1940). На фронтах финско-советской войны Дудин трудится в качестве полевого корреспондента. Он пишет много стихов в этот период, и в 1940 году в Иванове выходит в свет его первый поэтический сборник «Ливень».  С мая 1940 года по 2 декабря 1941-го Дудин служит в гарнизоне полуострова Гангут (Ханко), героически оборонявшегося от финских войск, на Карельском перешейке.  Там встретил начало Великой Отечественной войны. Первый бой военно-морская база Ханко приняла 22 июня 1941 года. Длительное время героический гарнизон сковывал крупные силы врага.

В душе моей живут два крика
И душу мне на части рвут.
Я встретил день войны великой
На полуострове Гангут.
Я жил в редакции под башней
И слушать каждый день привык
Непрекращающийся, страшный
Войны грохочущий язык.

В декабре гарнизон эвакуируется в Кронштадт. Первая зима начавшейся Великой Отечественной войны застаёт поэта в Ленинграде, где ему пришлось пережить начало блокады. С 1942 года он работает во фронтовых газетах. В 1942 году, на передовой, Михаил Дудин написал выдающееся стихотворение: «Соловьи», вошедшее во все антологии поэзии фронтового поколения поэтов, в нём поэт показывает трагедию военного времени, весеннюю природу и на фоне её солдата, умирающего от тяжёлых ранений. В годы войны вышли сборники: «Фляга» -1943 год, «Костёр на перекрёстке» — 1944 год. На фронтовых дорогах Михаил Дудин, часто встречал своих товарищей по поэтическому цеху: С. Орлова,  Г. Суворова, С. Наровчатова, М. Луконина, А. Межирова, М. Максимова. Боевое братство фронтовики сохранили на всю жизнь. С годами, правда, Михаилу Дудину всё чаще приходилось писать друзьям реквием, самый известный – он звучал при прощании, с поэтом фронтовиком Михаилом Лукониным — «Памяти Михаила Луконина» — где есть такие пронзительные строки:

…Идём, салютуя живущим,
Разрывами наших сердец.

Войну Михаил Дудин окончил в звании гвардии старшего лейтенанта. Война надолго вошла в творчество поэта, стала их основной темой, отозвалась в стихах и публицистике. В послевоенные годы поэт публикует сборники: «Считайте меня коммунистом» (1950), «Мосты. Стихи из Европы» (1958), «До востребования» (1963). В 1970-е годы поэт много и успешно работает, выпуская сборники стихотворений довольно регулярно: «Татарник», «Поэмы», «Рубежи», «Клубок» и др. В 1977 вышла книга очерков — «Право на ответственность». Михаил Дудин много переводит с грузинского, башкирского, балкарского, латышского. В 1986 году он публикует книгу стихов и поэм «Песни моему времени». В 1987 году он публикует поэму «Зерна», в 1989 году — книгу стихов «Заканчивается двадцатый век» и книгу, вышедшую в Ереване, — «Земля обетованная» (Посвящения. Переводы. Эссе. Стихи); в 1991 году — стихи и поэмы «Судьба». В 1995 году выходит посмертно его книга «Дорогой крови по дороге к Богу» (стихотворения 1986-1993). У Михаила Дудина было много общественных обязанностей, к которым он относился ответственно, неформально. Многим молодым литераторам помог войти в литературу, выпустить первую книгу. Многим рядовым ленинградцам, будучи депутатом Верховного Совета РСФСР двух созывов, помог преодолеть бытовые неустройства, найти справедливость на работе.  По инициативе Михаила Александровича был создан Зелёный пояс славы – комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград в 1941-1944 гг., в самом городе основан музей защитников полуострова Ханко. В своих делах, идеях, поэт-фронтовик руководствовался истиной, что «без прошлого нет будущего», что подвиг соотечественников должен быть достойно увековечен и ни одно имя при этом не забыто. Совместно с Сергеем Орловым, поэт написал сценарий фильма «Жаворонок»  (1964 г), посвящённый подвигу танкистов, оказавшихся в плену на территории Германии. В 1985 году Михаил Дудин, написал стихотворение: «Надпись на ядерном реакторе»,  которое  многие называют пророческим, так как через год произошла чернобыльская авария:

Жизнь – беззащитна, и любовь – нежна.
И разум Землю облагает данью.
И точная ответственность должна
Сопутствовать великому познанью.

Сотрудничал поэт и с кинематографом. На стихи Михаила Дудина  звучат песни в кинофильмах «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица». Немало песен на стихи Михаила Дудина исполняла известная вокалистка Злата Раздолина. Музыку на стихи Михаила Дудина  писали популярные музыканты Юрий Антонов,  Давид Тухманов, Андрей Петров. Михаил Дудин является автором надписей на пропилеях у входа на Пискарёвское мемориальное кладбище и на монументе героическим защитникам Ленинграда. Вместе с Семёном Гейченко Дудин был инициатором проведения на Псковщине  в Михайловском Всесоюзных пушкинских праздников поэзии. За организацию и проведение Всесоюзного пушкинского праздника поэзии, за пропаганду творчества А. С. Пушкина,  в 1977 Михаилу Дудину было присвоено звание «Почётный гражданин Пушкинских Гор». Стихи Дудина высечены на обелиске на могиле неизвестного солдата, при входе в Михайловские рощи со стороны д. Бугрово. Всего при жизни Дудина было издано 70 книг его произведений. Умер поэт 31 декабря 1993 года. Похоронен в деревне Вязовское Фурмановского района Ивановской области.  Михаил Дудин выпустил десятки книг стихов о родной земле, о войне и мире, о любви и нежности, о радости и печали, о славе и позоре, о совести и чувстве долга. «В поэзии всегда есть некое таинство. Стихи неизвестно откуда возникают, ведут свою жизнь, радуя и печаля людей, уходят в историю, иным из них суждена вечность. Может быть, поэтому не бывает легких судеб у поэтов…», — так говорил Михаил Дудин. Все творчество Дудина связано с военной тематикой. Знаменитым его сделала именно военная лирика. В ней гармонично сочетаются мужество людей, достойно выдержавших тяжелые времена, с трепетной нежностью и красотой родной природы.  В одном из ранних стихотворений Дудина, есть такие строки:

…Во имя тебя, отчизна,
Суровая, нежная мать,
Мы пронесли наши жизни,
Чтоб полностью их отдать…
 

                         (Н. Озерову, 1940)

Эти строки содержат главный лейтмотив всей поэзии Михаила Дудина. В них сформулированы две главные темы поэзии Дудина – военная тема и тема родины, для которой поэт находит два точных определения – «суровая» и «нежная».  М. Дудин ведёт лирическую летопись войны, передаёт её героику, честно запечатлевает горькое и трагическое. Фронтовые эпизоды становились сюжетами лирики.

Конечно, не забавы ради,
Не ради отдыха в бою
Я заносил в свои тетради
Живую летопись твою…

                 («Конечно, не забавы ради», 1947)

С 1942 года Михаил Дудин работал во фронтовых газетах на фронте, в том числе в осаждённом фашистами Ленинграде. Он геройски защищал этот город и остался жив, чтобы потом написать свои лучшие стихи о великом солдатском подвиге.

Солдаты в окопах шалели
И падали в смертном бою,
Но жизни своей не жалели
За горькую землю свою.
В родимую землю зарыты,
Там самые храбрые спят.
Глаза их Победой закрыты,
Их подвиг прекрасен и свят.

              («И нет безымянных солдат», 1969)

Стихи Михаила Дудина о войне входят в золотой фонд русской поэзии ХХ века. Это «И нет безымянных солдат…»,  «Вдогонку уплывающей по Неве льдине»,  «Мой походный котелок», «Солдатская песня», «Снег», «Весь Ленинград, как на ладони…»,  «Я воевал, и, знать, недаром…», «Снегири», «О чём не забывается», «Наши песни спеты на войне» и много других произведений. И конечно, знаменитые его «Соловьи», одно из лучших стихотворений в поэзии военных лет.

Предлагаем вам послушать песню «Снегири» в исполнении Юрия Антонова.

Сам Дудин так рассказывал о написании стихотворение «Соловьи»: «Я писал их («Соловьи») на берегу одного из кавголовских озёр. Всюду заливались соловьи. Мне казалось, что соловьиные перекаты заглушают доносящийся глухой рокот артиллерийской дуэли. Настроение у меня было неважное, накануне погиб мой дружок Витя Чухлин, а за день до этого я получил письмо из Иваново, в котором сообщалось о гибели моего земляка, поэта Коли Майорова. И я стал писать, слыша грохот войны и соловьиные перекаты одновременно. К вечеру стихотворение было готово».  Сколько раз  ни перечитываешь это стихотворение, с первой же строки оно потрясает, вызывая озноб волнения и комок в горле. Построено оно на контрасте картины весенней расцветающей природы и описания того, как  умирает раненый солдат, сознающий, что конец его близок. Сила воздействия стихотворения такова, что его уже не читаешь, не видишь перед собой текст, а словно находишься там, рядом с бойцами и умирающим их однополчанином.

О мёртвых мы поговорим потом.
Смерть на войне обычна и сурова.
И всё-таки мы воздух ловим ртом
При гибели товарищей. Ни слова
Не говорим. Не поднимая глаз,
В сырой земле выкапываем яму.
Мир груб и прост. Сердца сгорели. В нас
Остался только пепел, да упрямо
Обветренные скулы сведены.
Трёхсотпятидесятый день войны.

Пронзительны строки, передающие просьбу умирающего:

Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле
Когда он, руки разбросав свои,
Сказал: «Ребята, напишите Поле —
У нас сегодня пели соловьи.

И всё же стихотворение не оставляет угнетающего впечатления, не подавляет, в нём при всей трагичности сюжета есть просветляющее начало. Сама картина непобедимой мощи весенней природы вселяет уверенность, что победа над мировым злом  неизбежна. Многие стихотворения Дудина о войне имеют сюжет, это маленькие истории, яркие эпизоды, из которых складывается цельная картина жизни страны в годы великой войны, картины невероятных страданий и лишений, трагических утрат и стойкости, невиданного мужества и героизма.  Так, в стихотворении «Вдогонку уплывающей по Неве льдине» поэт описывает картину, увиденную им с Литейного моста в Ленинграде в 1942 году: мёртвого мальчика,  лежащего на проплывающей под мостом льдине, крестообразно раскинувшего руки:

Как он погиб на Ладоге,
Не знаю.
Был пулей сбит или замерз в метель.
…По всем морям,
Подтаявшая с краю,
Плывет его хрустальная постель.

Эти строки трудно забыть. Это стихотворение не просто зарисовка, в нём поэт расширяет  увиденную картину от частного трагического случая до всеобъемлющего символа ужасов войны. Так же построено стихотворение «Песня незнакомой девочке» — от врезавшегося в память случая – к обобщению планетарного масштаба об ответственности каждого человека и в частности, самого поэта, за судьбы мира, за то, чтобы никогда не повторилась эта страшная трагедия – война.

Я нес ее в госпиталь. Пела
Сирена в потемках отбой,
И зарево после обстрела
Горело над черной Невой.
Была она, словно пушинка,
Безвольна, легка и слаба.
Сползла на затылок косынка
С прозрачного детского лба.
………………………………..

И капала тонко и мелко
На кафель капелью огня.
В приемном покое сиделка
Взяла эту жизнь у меня.
И жизнь приоткрыла ресницы,
Сверкнула подобно лучу,
Сказала мне голосом птицы:
— А я умирать не хочу…

Поэт вспоминает через много лет эту девочку, её истощённое восковое лицо и гадает, осталась ли она жива. И пишет далее:

Как будто бы в дымке рассвета,
В неведомых мне округах,
Тревожная наша планета
Лежит у меня на руках.
И сердце пульсирует мелко,
Дрожит под моею рукой.
Я сам ее врач, и сиделка,
И тихий приемный покой.

Как и у большинства поэтов сходной судьбы (С. Орлова, С. Наровчатова, М. Луконина, А. Межирова, К. Ваншенкина, Ю. Друниной и др.), отзвуки фронтовой юности отчетливы и в последующем творчестве Дудина, обращенном как к военным и актуально-политическим сюжетам,  так и к мирным темам – любви, дружбы, поэтического призвания, семейного очага, женской красоты и вечной целительной силы природы. Излюбленные жанры Дудина – песни и послания, предполагающие искренность самораскрытия, интимность интонации и в то же время некую эпическую «осветлённость», приподнятость, ощущение постоянного биения пульса истории. Многие стихи посвящены друзьям-поэтам: К. Кулиеву, Д. Кугультинову, Л. Мкртчян, С. Капутикян, а также С.С. Гейченко, бывшему хранителю национальной святыни – заповедника Пушкинские горы, давнему другу-поэту В.С. Жукову. Не раз в своём творчестве возвращался Дудин в родные места — на реку Молохту, в березовые перелески Вязовского. Здесь его «малая Родина», как у Твардовского — Загорье на Смоленщине. Сюда, «к началу всех начал», тянется душа, здесь засветился «синий, синий, синий свет» любви и надежды, наполнивший лирику Дудина. И постоянно — «над белым светом», по которому прошел поэт так много, — «синий свет» Родины. От Широковского сельсовета, от материнской могилы, осенённой кустом сирени, начинается для Дудина Отчизна. Её защищал во время Великой Отечественной войны участник героической обороны Ханко, а затем героической обороны Ленинграда Михаил Дудин. Ей — верно и неизменно — служил своим стихом поэт Михаил Дудин. Поэта уже нет с нами, но его стихи, песни, его проза, всё, что им создано – драгоценное наследие, которое не только не забывается с течением времени, но напротив – звучит сегодня как никогда остро, современно и актуально. Стихи и проза Михаила Дудина любимы сотнями и тысячами читателей и истинных ценителей литературы.

И в заключение нашего мероприятия предлагаем вам познакомиться с виртуальной книжной выставкой «Память о войне нам книга оставляет»

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.