Историческое досье «Главный конструктор будущего»

      Комментарии к записи Историческое досье «Главный конструктор будущего» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Наше онлайн-мероприятие «Главный конструктор будущего» посвящено 115-летию со дня рождения учёного, академика, основоположника практической космонавтики, выдающегося конструктора и организатора работ по созданию ракетно-космической техники в СССР, Сергея Павловича Королёва. Он по праву считается первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой. То, что он сделал для своей страны и какие перенёс испытания, хватило бы на несколько жизней… Из-за сверхсекретности, окружавшей работу Королёва, он до конца своих дней оставался «великим бесфамильным», портреты учёного впервые появились только после его смерти, а за рубежом о Королёве долгое время вообще не знали. Наше мероприятие проводится в рамках проекта «Основано на БРЭ».

В связи с чем предлагаем вам собрать онлайн-мозаику статьи из БРЭ о конструкторе «Королёв Сергей Павлович»

«Королёв Сергей Павлович» [биографическая справка] / Большая Российская энциклопедия: в 30-ти т. Т. 15. Конго – Большой Крещение. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2010. – 767 с.: ил. – С. 344. – Текст: непосредственный.

Сегодня мы попытаемся вкратце рассказать о человеке, который является крупнейшей фигурой ХХ века в области космического ракетостроения и кораблестроения, ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики.  Итак, в ночь на 12 января 1907 года (по новому стилю) в Житомире в семье учителя гимназии Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко родился мальчик. Его назвали Серёжей. После развода родителей его мать уехала учиться в Киев, а мальчика отправили к бабушке и дедушке в Нежин. Отца Серёжа больше не видел, мама приезжала к нему только по выходным, так что родительского тепла в его детстве было очень мало, да к тому же беспокойная родня практически не выпускала мальчика за калитку для игр со сверстниками, боясь, что отец появится и выкрадет сына. Так что, вспоминая о ранних годах, Сергей Королёв говорил, что детства у него, собственно говоря, не было… Кстати, здесь же в Нежине, маленький Серёжа увидел полёт одного из первых русских лётчиков Сергея Уточкина: его буквально заворожило то, как полетела машина с крылышками, и в ней сидел человек. После второго замужества мамы Сергей вместе с семьёй переехал в Одессу, где учился в гимназии, пережил гражданскую войну, революцию 1917 года и интервенцию, окончил школу, получив сразу среднее образование и строительную специальность. Здесь же, в школе, он встретил свою первую любовь — Ксению Винцентини (близкие девушку называли Лялей). Ещё до окончания школы, в 1923 году, Королёв вступил в организацию «Общество друзей Воздушного флота» (ОДВФ) и сконструировал свой первый безмоторный планер. Высшее образование Сергей получил на авиационном отделении Московского высшего технического училища им. Н.Э. Баумана. В это же время С.П. Королёв проектировал и строил летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. В сентябре 1929 года Королёв в Коктебеле поставил рекорд: он парил на своём планере 4 часа 19 минут, тогда как полёты других планеристов продолжались не более 3 часов. В 1930 он одновременно окончил МВТУ, получив профессию инженера-аэромеханика, и Московскую школу лётчиков-планеристов, в которой получил свидетельство пилота.

Научным руководителем дипломного проекта Королёва по конструкции легкомоторного самолёта СК-4 был Андрей Николаевич Туполев. Позднее, в 1940 году, учитель и ученик встретятся вновь, но, увы, местом встречи будет тюрьма. После окончания учёбы Королёв начал работать в Центральном аэродинамическом институте.1930 год буквально проверял Королёва на прочность. Уже работая в ЦКБ, Сергей приехал в Крым, где неожиданно заболел брюшным тифом, болезнь дала осложнение, потребовавшее сложной операции. В итоге — трепанация черепа и временная инвалидность. Однако уже следующий год был более радостным: Королёв вернулся в ЦКБ, а также его школьная любовь, Ляля Винцентини, наконец-то согласилась выйти за него замуж. С осени 1931 года Сергей Павлович активно занимался самолётами с реактивными двигателями, мечтая создать ракетоплан. Эта мечта привела Королёва в только что образованную ЦГИРД — Центральную группу изучения реактивного движения, которую на следующий год он возглавил. Ракетчиков активно поддерживал маршал Михаил Тухачевский, содействие которого помогло долгожданному созданию в 1933 году Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), руководителем которого стал И.Т. Клейменов, а его заместителем Г.Э. Лангемак — блестящий специалист, высоко эрудированный человек, а Королёв занял должность руководителя отдела ракетных летательных аппаратов. Так, профессиональные мечты начинали сбываться, да и в личной жизни С.П. Королёва всё складывалось хорошо: в 1935 г. родилась дочка Наташа, а через год Сергей Павлович получил первую в своей жизни отдельную квартиру. Но наступил 1937 год… По делу о «военно-фашистском заговоре в Красной армии» арестовали и расстреляли Тухачевского, вскоре были арестованы, а позднее и расстреляны, Лангемак и Клейменов. А поскольку институт был детищем репрессированного маршала, коллектив РНИИ оказался под угрозой. Весь следующий год на собраниях клеймили «банду вредителей, свившую себе гнездо в институте». Арест Королёва был лишь вопросом времени. В начале года, из-за травмы головы, полученной во время испытаний, он попал в больницу. Через несколько дней после выхода на работу, 27 июня, Сергей Павлович также был арестован. В сентябре 1938 года, решением Военной коллегии Верховного суда СССР, за участие в «контрреволюционной троцкистской организации», работавшей «на ослабление оборонной мощи страны», Королёва приговорили к 10 годам заключения и отправили на прииски.

Условия жизни в лагере были адскими: отвратительный климат, тяжёлая физическая работа по 12 часов в день без выходных, скудное питание. Кроме того, интеллигентного Королёва третировали уголовники. В итоге от сочетания всех этих факторов Королёв заболел цингой и слёг. Его удалось выходить усилиями группы заключённых во главе с Михаилом Усачёвым, бывшим директором Московского авиазавода, попавшим в лагерь после гибели Чкалова и знавшим Королёва ещё до ареста, а также лагерного врача. На Колыме здоровье Королёва было очень сильно подорвано и, скорее всего, он не дожил бы и до половины определённого ему в заключении срока. Спасло то, что новый нарком внутренних дел Лаврентий Берия возобновил успешно опробованную ОГПУ ещё в конце 1920-х практику использования арестантов-интеллектуалов в «шарашках». За пересмотр приговора Королёву ходатайствовали прославленные лётчики В.С. Гризодубова и М.М. Громов, совершивший перелёт через Северный Полюс в Америку, авиаконструктор А.Н. Туполев, также находившийся в заключении в это время. В 1940 г., после пересмотра дела, С.П. Королёва перевели с Колымы к А.Н. Туполеву в Московское Конструкторское Бюро при НКВД, где репрессированные авиационные специалисты создали фронтовой бомбардировщик Ту-2. Здесь были совсем другие условия содержания: качественное питание, чистое бельё, душ, прогулки, возможность свиданий с родными, и даже было разрешено чтение книг и выдавались папиросы. С началом Великой Отечественной войны специалистов из ЦКБ-29 эвакуировали в Омск — там развёртывали авиазавод. В середине ноября 1942 г. Сергея Королёва перевели в другую организацию такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством В.П. Глушко велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С 1942 по 1946 год Сергей Павлович работал заместителем Главного конструктора двигателей по лётным испытаниям. 27 июля 1944 года был подписан указ о досрочном освобождении Сергея Королёва со снятием судимости. Королёв не стал возвращаться в Москву, тем более что его семейная жизнь практически угасла, и получил квартиру в Казани. До 1944 г. ни Королёв, ни другие ракетные спе­циалисты Советского Союза, США и Англии не ведали, что в гитлеровской Германии в научно-исследовательском центре Пенемюнде уже созда­ны жидкостные ракетные двигатели, превосходя­щие в 25 раз по силе тяги те, которые в Советском Союзе разрабатывал В.П. Глушко, а в США -Р. Годдард. В ракетной промышленности Герма­нии в то время трудились более 100 тыс. человек. 3 октября 1942 г. в Пенемюнде удачный полёт со­вершила автоматически управляемая баллистиче­ская ракета А-4 (ФАУ-2). Она пролетела свыше 250 км. Траектория её полёта по высоте выходила далеко за пределы стратосферы. В противостоя­нии с Англией Гитлер сделал ставку на массовое использование беспилотных «летающих снаря­дов» ФАУ-1 (по теперешней терминологии -крылатых ракет) с воздушно-реактивными двига­телям и на «абсолютное оружие возмездия»  — авто­матически управляемые баллистические ракеты дальнего действия ФАУ-2. 13 июня 1944 г. премьер-министр Англии в секретном послании попросил И.В. Сталина допустить к обследованию немецкого ракетного полигона, находившегося на территории Польши, английских специалистов, чтобы по возможности разобраться в угрожающем англичанам новом немецком оружии — «летающих ракетах». С помощью польских партизан и английских резидентов в Польше на территории полигона удалось собрать и отправить в Москву и Лондон сохранившиеся фрагменты ФАУ-2, которые немцы не успели уничтожить. Всё, что было связано с заправочным стартовым оборудованием, системами радиоуправления и контроля полёта, немцы вывезли или уничтожили до захвата Красной армией территории полигона в Польше. В бывшем РНИИ, переименованном в 1944 г. в НИИ-1, концентрировалась информация о немецкой ракетной технике. М.К. Тихонравов, Ю.А. Победоносцев, Н.Г. Чернышов — коллеги Королёва и Глушко по работам в РНИИ — принимали непосредственное участие в изучении секретных данных о немецких разработках. Однако работавшим в Казани бывшим зекам Королёву и Глушко эти материалы были недоступны. Надо отдать должное заведующему отделом ЦК партии и одновременно члену Военного совета Гвардейских миномётных частей генералу Л.М. Гайдукову. В 1944 г. он входил в состав правительственной комиссии, которая изучала деятельность РНИИ, и хорошо разобрался в том, «кто был кто» в ракетной технике до и после репрессий. В сентябре 1945 г. он добился освобождения Королёва и Глушко от работы по авиационной тематике в бывшей казанской «шарашке» и командировки их в Германию.

К сентябрю 1945 г. в Германии в городе Бляйхероде близ Нордхаузена уже работал первый в послевоенной истории советско-германский Институт РАБЕ. Его основной задачей было изучение и восстановление немецкой ракетной техники. То, что подполковник Королёв увидел в Германии, потребовало полного пересмотра его собственных взглядов на перспективы развития ракетной техники. Немцы практически доказали, что ракетный полёт на сотни, а в перспективе и на тысячи километров может быть осуществлён без использования крыльев и не через стратосферу, а через космическое пространство. Ракетная техника представлялась областью деятельности, существенно отличной от традиционной авиации. Королёв очень быстро понял, что жидкостная ракета — это не большой снаряд, а сложная система, создание которой требует принципиально новой организации. Первым феноменальным результатом его деятельности в Германии была организация мощного Института «Нордхаузен». В него вошёл и Институт РАБЕ. Главной задачей Института стала разработка систем управления стабилизацией и полётом ракет. Генерал Гайдуков был назначен начальником, а Королёв главным инженером Института «Нордхаузен». Таким образом, менее чем через два года после освобождения осуждённый за «саботаж и участие в антисоветском троцкистском заговоре» Королёв назначается на руководящую должность в оккупированной Германии и принимает активное участие в подготовке постановления правительства, которое должно было определить будущее ракетной техники Советского Союза. Постановление было подписано Сталиным 13 мая 1946 г. Это первый исторический документ, в котором разработке ракетной техники придавался высочайший государственный статус. Последующие события показали, что это постановление определило судьбу Королёва и многих его соратников и через 11 лет позволило Советскому Союзу первым открыть дорогу в космос. В постановлении от 13 мая 1946 г. головным, отвечающим за разработку ракетной техники, назначалось Министерство вооружения. При министерстве создавался головной институт по ракетной технике — НИИ-88 в городе Калининграде Московской области (ныне наукоград Королёв). С этого момента ракетостроение превратилось в приоритетное направление «оборонки», после чего Советский Союз в кратчайшие сроки достиг в ракетостроении колоссальных успехов. 9 августа 1946 г. Королёв был назначен Главным конструктором «Изделия №1» — баллистических ракет дальнего действия НИИ-88 и начальником отдела № 3 по их разработке. Первой задачей, поставленной перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. В апреле 1950 г.  в структуре НИИ-88 было создано ОКБ-1, начальником и главным конструктором которого назначили Королёва. Темпы развития ракетной промышленности теперь во многом определялись ОКБ-1 как головной организацией. Королёв смело берёт на себя ответственность за решение текущих вопросов и разработку перспективных исследований. 26 августа 1946 г. считается днём рождения «школы Королёва». В 1956 г. осуществилась мечта С.Р. Королёва: ОКБ-1 выделилось из НИИ-88 в самостоятельную организацию вместе с многотысячным коллективом завода. Королёв стал не только главным конструктором, но и единоличным начальником мощного научно-производственного предприятия. С этой даты отсчитывается возраст Ракетно-космической корпорации «Энергия», носящей ныне имя академика С.П. Королёва.  18 октября 1947 г. на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого образца баллистической ракеты. Как известно, пресловутый пентагоновский «Дропшот» и ядерная война против СССР не состоялись. Едва ли не главную роль в этом сыграло сообщение ТАСС 25 сентября 1949 года об испытании советской атомной бомбы. После этого в сжатые сроки были созданы различные модификации баллистических ракет с атомными боеголовками. Два эпохальных события произошли во второй половине XX века. Первое: произошло объединение ракетной и атомной техники. Королёв был первым главным конструктором ракет-носителей ядерных зарядов. Всего коллективом ОКБ-1 было разработано пять ракетно-ядерных систем (Р-5М, Р-11М, Р-7, Р-9 и РТ-2), принятых на вооружение. Второе: ракетное вооружение подводных лодок радикально изменило не только военно-морскую, но и общенациональную стратегию. Высшее научное сообщество высоко оценило первые успехи отечественной ракетной техники: в 1953 г. С.П. Королёв был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Действительным членом академии его избрали в 1958 г. Первое испытание советской ракеты с атомной боеголовкой было проведено 20 февраля 1956 года, в 1957-м на вооружение поступила вторая ядерная ракета (с подвижным стартом); для межконтинентальной ракеты Р-7 была создана термоядерная боеголовка, завершившая создание ракетно-ядерного щита СССР. Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С. П. Королёв стремился к главной цели — покорению космического пространства и космическим полётам человека. С 1949 г. Сергей Павлович совместно с учёными АН СССР начал исследования с помощью полётов, целью которых были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса — было произведено около семи десятков таких пусков. Это заложило серьёзные основы для «штурма» космоса человеком. 21 августа 1957 года с расположенного в казахских степях космодрома Байконур был выполнен успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Ракета успешно преодолела заданный маршрут, а ее головная часть, которая имитировала ядерную боеголовку, точно поразила учебную цель на Камчатке. Ракета Р-7 стала первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой. Создателем данной ракеты был выдающийся отечественный конструктор ракетной техники Сергей Павлович Королёв. Позднее на базе ракеты Р-7 было создано целое семейство ракет-носителей среднего класса, которые внесли существенный вклад в освоение космоса человеком. Именно на ракетах, принадлежащих к данному семейству в космос были отправлены многие искусственные спутники Земли, начиная с самого первого, а также все советские и российские космонавты, начиная с Юрия Гагарина.

Предлагаем вам собрать онлайн мозаику «Памятник космической техники «Ракета-носитель «Восток».

4 октября 1957 года сконструированная С.П. Королёвым ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Это событие стало началом космической эры. Ракетно-космические системы, разработанные под руководством Королёва, позволили впервые осуществить запуски искусственных спутников не только Земли, но и Солнца, а также полёты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере, Марсу. 12 апреля 1961 г. С.П. Королёв снова одерживает победу, имеющую мировое значение. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый орбитальный полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина в космическом пространстве. Корабль с человеком на борту совершил один виток вокруг планеты и успешно возвратился на Землю. С этого полёта началась эра пилотируемой космонавтики. «Космический отец» — так называл Сергея Павловича Гагарин, который считал Королёва членом своей семьи и своим приёмным отцом.

Предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Космический отец», посвященную жизни Сергея Павловича Королёва, главного конструктора космических кораблей.

В жизни главного конструктора Королёва не было ни одного лёгкого года. Но 1960-й был особенно трудным, он отличался от предыдущих непосредственной подготовкой к полёту человека в космос, началом проектирования новой сверхтяжёлой ракетной системы, обеспечивающей вывод на орбиту космического корабля массой 60-80 т. Экспериментальные пуски первых опытных кораблей «Восток» приносят много неожиданного. Только на третьем пуске удалось вернуть на Землю двух подопытных собак — Белку и Стрелку. Было много и других трудностей. Подготовка полёта человека в космос была засекречена, как и все наши космические программы. Имя Королёва нигде не упоминалось, между тем 1961 г. мог бы стать апогеем его всемирной славы. Гагарин совершает триумфальные путешествия по планете. Королёв добивается решения правительства о суточном полёте человека в космос. Королёв действовал подобно полководцу. Полёт Гагарина был захватом первого космического плацдарма. Суточный полёт Г.С. Титова доказал, что человек может жить и работать в космосе. Все полёты «Востоков» и «Восходов», а всего при жизни Королёва их было семь, закончились благополучным возвращением на Землю одиннадцати космонавтов. После каждого пилотируемого полёта следовали торжественный приём и банкет в Кремле, митинг на территории ОКБ-1. Это были единственные массовые мероприятия, на которых Королёва открыто называли главным конструктором.

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику: Первый пилотируемый космический корабль «Восток».

К сожалению, очень рано страна потеряла своего выдающегося конструктора.  И хотя он многое успел осуществить, чтобы космос покорился землянам, некоторые проекты реализовать не успел. Например, «Лунная программа СССР» была свернута сразу после смерти конструктора. Безвременная смерть в расцвете творческих сил помешала Королёву осуществить всё задуманное… Увы, история его ранней смерти весьма трагична… Здоровье конструктора было подорвано на Колыме, где он отбывал наказание, маховик репрессий прошёлся по нему сполна. Обвинение было несправедливым, но Королёв жил в сложное и опасное время. Надо сказать, что Королёв почти полностью отбыл свой срок и реабилитирован при Сталине не был. Его освободили только в 1944 г, в 1957 году — полностью реабилитировали. Это произошло за полгода до запуска спутника и уже после вручения ему звезды Героя Социалистического Труда. Сергей Павлович Королёв скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.

Главный конструктор С. П. Королёв оставил после себя ценное наследие — ракеты и космические корабли, научные труды. О нем писали книги и снимали фильмы, его биографию разбирали историки и простые любители, а его упорная работа заложила начало космонавтике. Но при жизни личность Королёва была одной из главных государственных тайн, страна узнала о нём только после его скоропостижной смерти в 1966 году, когда он был похоронен в Кремлёвской стене. В его честь стали называть улицы в городах. Подмосковный город Калининград переименовали в наукоград Королёв. Сергей Павлович Королёв навечно остается в бронзе и граните, в космических аппаратах, и сегодня бороздящих просторы космоса. Памятники ему установлены в ряде городов, таких как Москва, Житомир, Байконур и многих других.  Открыт мемориальный дом-музей. В его честь был назван перевал на Тянь-Шане. Имя Сергея Королёва продолжает жить не только на Земле, но и в космосе: в честь знаменитого конструктора названы крупный лунный кратер и астероид. Остается он и в благодарной памяти земляков.

Есть люди, которые могут летать.
Сковать их не в силах Земли притяженье.
Им тайна полета открыта с рожденья,
И небом назначено птицами стать.
Они, каждый раз устремляясь в зенит,
Его достигают величием мысли.
Для хрупкой планеты в заоблачной выси
Их разум Надежду и Веру хранит.

И в заключение нашего мероприятия предлагаем вам посмотреть документальный фильм «Сергей Павлович Королёв»

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.