Час зарубежной драматургии «Жан-Батист Мольер – величайший комедиограф Франции»

      Комментарии к записи Час зарубежной драматургии «Жан-Батист Мольер – величайший комедиограф Франции» отключены

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога!  Сегодня мы расскажем вам о жизни и творчестве известнейшего драматурга Франции Жана-Батиста Мольера.

Жан-Батист Поклен — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, снискавший популярность под театральным псевдонимом Мольер. Когда он почувствовал в себе тягу к актёрству, он сменил фамилию, дабы не позорить своего отца – почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в ХVII веке считалась греховной.

Жан-Батист Поклен родился 15 января 1622 года в столице Франции – Париже.

       Глава семейства, Жан Поклен и оба деда драматурга были обойщиками. Судя по тому, что отец писателя купил себе должность королевского обойщика и мебельщика, проблем с финансами у него не было. Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулеза ещё в молодости.

       Жан Поклен видел в первенце преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж, в котором он проучился с 1631-го по 1639-й год.

       В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность. Этих знаний будущему автору комедии «Мизантроп» хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».

Он получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката. В итоге ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал.

       Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошел на поводу у желания стать трагическим актером и начал осваивать лицедейскую стезю. Как раз в тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую руку скетчей в пользу высокой литературы.

Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит отметить, что «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.

       За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646 – 1658 гг.)  Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Под влиянием итальянского театра он стал писать фарсовые сценки. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.

     Осенью 1658 года мольеровская труппа приехала в Париж и дала спектакли перед королём Людовиком 14-м в одном из залов Лувра. Актёры Мольера имели огромный успех.

       Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) — о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жён» (1662 год). Следующие комедии — «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) — считаются вершинами творчества Мольера.

       В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости. Роль Альцеста в пьесе «Мизантроп» исполнял сам Мольер.

Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь.

       Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерёгся вмешиваться в это дело, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.

       «Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила чёрная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.

       «Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.

После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актёры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.

Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую Гёте называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств — «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).

Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Учёные женщины». Последние значительные произведения Мольера — «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) — написаны как комедии-балеты.

     Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Обложка книги «Мещанин во дворянстве»

Первой и единственной супругой Мольера стала сестра его бывшей любовницы Мадлен Вежар — Арманда, которая была вдвое моложе драматурга. Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлен; они осуждали «безнравственность» Жана-Батиста, взявшего в жёны  якобы своего ребёнка.

       По воспоминаниям современников, как это часто бывает с писателями комедийного жанра, Мольер был склонен к меланхолии, легко раздражался и часто ревновал избранницу. Известно, что в брак автор произведения «Мещанин во дворянстве» вступил уже пожилом возрасте, в то время, как Арманда была юной, очаровательной и кокетливой.

       Помимо всего прочего, эта простая история усугублялась сплетнями и намёками на эдипов комплекс.

       Всему положил конец король, Людовик XIV, который в ту пору был влюблён в мадемуазель Луизу де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах.

       Самодержец взял под защиту пьесы вольнодумца и, кроме того, согласился стать крёстным отцом первенца Мольера и Арманды, что было красноречивее любого указа о неприкосновенности творца. Известно, что сын писателя умер спустя год после рождения. Возможно, в этом действительно было повинно предполагаемое кровосмешение…

       Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актёрам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвёртый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли кашляющего кровью писателя домой, где он и скончался через пару часов.

       Известно, что архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло вмешательство короля Людовика XIV.

       Церемония захоронения именитого комедиографа состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещёных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера были с большим пиететом и пышностью перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. Творческое наследие основоположника комедийного жанра сохранилось в книгах, содержащих собрание его лучших произведений.

В 2007 году режиссер Лоран Тирар снял фильм «Мольер», в основе сюжета которого лежит история жизни Жана-Батиста Поклена. Кроме того, в разное время были экранизированы такие произведения писателя, как «Скупой», «Тартюф, или Обманщик», «Школа жён» и «Дон Жуан, или Каменный пир».

        В сентябре 2017-го, в театре «Ленком» состоялась премьера спектакля «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова и «Кабала святош», прогон которой был ещё в июле. Известно, что Жана-Батиста сыграл актёр Игорь Миркурбанов.

1636 – «Сид»

    1660 – «Сганарель, или Мнимый рогоносец»

    1662 – «Школа жён»

    1664 – «Тартюф, или Обманщик»

    1665 – «Дон Жуан, или Каменный пир»

    1666 – «Мизантроп»

    1666 – «Жорж Данден, или Одураченный муж»

    1669 – «Господин де Пурсоньяк»

    1670 – «Мещанин во дворянстве»

    1671 – «Проделки Скапена»

    1673 – «Мнимый больной»

Перед вами как будто бы прошла жизнь великого драматурга Франции. Каким бы он ни был в личной жизни, нам сейчас это не важно. Главное, что осталось после него – это книги с его произведениями. Эти книги присутствуют в каждой библиотеке нашего города и других городов России. Они ждут своих читателей, а театры – своих зрителей.

Несмотря на 400-летний разрыв во времени, его пьесы понятны всем нам и нисколько не состарились – они смотрятся очень современно. Они поучительны и заставляют задумываться над своим поведением и поведением окружающих нас людей.

Читайте его пьесы и смотрите спектакли и фильмы по его произведениям.

В заключение, представляем вашему вниманию видеопрезентацию «Образ Тартюфа — олицетворение человеческого лицемерия»

Спасибо за внимание!

Мирзоянц Н.Х.