Здравствуйте, уважаемые читатели Библиотеки имени В. Г. Белинского мы рады приветствовать вас на нашем онлайн мероприятии.
Современная цивилизация превзошла все существовавшие ранее не только уровнем познания окружающего мира, техническим прогрессом, но и степенью осознания и утверждения прав человека на жизнь, свободу, собственность, участие в управлении государством.
Достаточно хорошо знать историю, чтобы понять каким длительным и трудным был путь человечества к обретению этих прав. Вспомним лишь некоторые исторические явления Нового и Новейшего времени: движение чартистов в Англии, демократические революции во Франции, США, освободительное движение ХIХ века в России, демократические процессы, происходившие на всех континентах в веке ХХ. При этом одним из условий реализации гражданских, экономических, социальных, культурных прав считалось утверждение прав политических: права влиять на власть, участвовать во власти, а значит избирать и быть избранным.
Многовековая освободительная борьба народов разных стран коренным образом изменила правовое положение человека. Сейчас самые широкие права и свободы, в том числе и политические, закреплены в международных документах и конституциях многих стран мира.
Сегодня речь пойдет о демократии. Давайте с вами узнаем, что значит, это понятие и когда зародилась данная политическая система.
Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία «народовла́стие» от δῆμος «народ» + κράτος «власть») — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым социальным институтам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.
Исторически первой называют первобытнообщинную демократию. Демократия имеет своё начало в Древней Греции и Древнем Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время. В античных городах-государствах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание, включающее в себя всех граждан. Это было возможно потому, что население этих городов редко превышало 10 000 человек, а женщины, неграждане и рабы не имели политических прав. Граждане имели право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые из которых были выборными, а другие назначались по жребию. С падением Римской республики, институты античной демократии прекратили существование.
При этом уже в античности народовластие было предметом философских размышлений. Следует иметь в виду, что в термин «демократия» мог вкладываться смысл, который сильно отличался от современного значения этого слова.
Так, по Платону, демократия — это власть завистливых бедняков. В восьмой книге «Государства» он утверждал, что избыточная демократия неминуемо влечёт за собой тиранию.
Схожим образом, Аристотель называл демократией правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно данного большинства. Он считал такое правление искажением идеальной формы народовластия.
В средневековой Европе ключевую роль в зарождении принципов демократического правления сыграли концепции религиозного, естественного и обычного права как ограничений произвола власти. Большое значение имело распространение практики, когда монархи стремились получить одобрение своих распоряжений со стороны различных сословий. Съезды представителей этих сословий были прообразами современных законодательных собраний.
Эпоха просвещения, Американская и Французская революции стимулировали интеллектуальное и общественное развитие, в особенности развитие представлений о гражданских правах и политическом равенстве. Начиная с XIX века, собрания депутатов, избранных на свободных выборах, стали центральными институтами демократического правления. Во многих странах демократия также стала включать состязательность избирательного процесса, свободу слова и верховенство права.
До XX века демократия предполагала, что полноправным гражданством обладает меньшинство населения по критерию имущественного ценза, расовых, гендерных и национальных признаков, в то время как остальные были фактически исключены из процесса принятия политических решений.
В Великобритании и США конца XVIII века правом голоса были наделены всего 2-5 % жителей, в Великобритании, родине современной демократии, женщины были допущены к голосованию наравне с мужчинами только в 1928 г.
К началу XXI века всеобщность выборов получила мировое признание как один из важнейших критериев демократии.
Сегодня в мире существует общее представление о минимальном критерии, по которому режим можно оценивать как демократический. Этим критерием является регулярное проведение свободных, открытых, честных и состязательных выборов, на которых все граждане выбирают своих представителей в органы государственной власти.
Таким образом, в демократических странах существует правление с согласия народа, и народные представители несут ответственность перед гражданами.
В демократических странах охрана прав гражданина — это не только предоставление минимальных политических прав, но и забота об основных правах гражданина и личности, таких как свобода совести и вероисповедания, неограниченная свобода объединения, гарантированная свобода частной собственности и ее использования, а также защита от вторжения государства в частную жизнь.
Источником конституционных полномочий в демократической стране является народ — граждане государства. Граждане дают коллективное согласие на верховенство основного закона — конституции, которая обеспечивает равную защиту прав всего населения.
В завершении нашего мероприятия предлагаю вам пройти онлайн викторину «Знаешь ли ты свои права?»
На сегодняшний день число функционирующих демократических режимов в мире является самым большим за всю историю. По мнению ряда политологов, на рубеже XXI века демократические институты в более трети стран мира были сравнимы с институтами старейших демократий.
Спасибо за внимание!
Багдасарова А.Н.