Здравствуйте, дорогие посетители блога имени В.Г. Белинского. Наше сегодняшнее онлайн-мероприятие посвящено 100-летию со дня рождения советского кинорежиссера Григория Наумовича Чухрая. Имя классика советского кино Григория Чухрая не нуждается в особом представлении. «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» навсегда вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Зритель, однако, мало что знает о жизненном и творческом пути мастера. Между тем, прежде чем подступиться к созданию ныне всемирно известных шедевров, Г. Чухрай прошагал трудными дорогами войны, часто врукопашную схватываясь с ненавистным врагом. Да и позднее ему не раз приходилось вступать в бескомпромиссную борьбу с косностью, рутиной и ретроградством, отстаивая правду и подлинное искусство. Чухрай всегда снимал про войну, но снимал совершенно по-особенному: без громких подвигов, батальных сцен и прославления Советской армии, а через истории обычных людей, которые вынуждены испытывать себя на прочность каждый день. Спасение от погибели режиссер всегда видел в любви.
Май всегда был самым счастливым месяцем в жизни Григория Чухрая. Великий русский режиссёр, лауреат Ленинской премии и народный артист СССР, родился 23 мая 1921 года. В мае 1945-го он, гвардии старший лейтенант, герой войны, незадолго до своего 23-летия, лицом к лицу встретит победу. А в мае 1960 года 39-летний Чухрай будет растерянно вглядываться в лица звёзд мирового кино, на набережной Круазет, в Каннах. Его «Баллада о солдате», в своё время вызвавшая бурю протестов у советских чиновников, получит престижную награду за исключительные достоинства фильма и мастерство режиссуры. По окончании просмотра картины в Каннах аплодисменты не стихали. Мировая киноаудитория, голливудские и европейские звёзды кинематографа, аплодировали советскому режиссер, прославившему свою страну этим киношедевром. Картина «Баллада о солдате» завоевала 101 премию в разных странах мира. Когда на вступительных экзаменах во ВГИКе в 1946-м Григория Чухрая, только что демобилизованного лейтенанта с осколком в легком, спросили: «Не кажется ли вам, что то, чем вы занимались в армии и то, чем хотите заниматься в искусстве, — слишком разные вещи?», он твердо ответил: «Не кажется». Как уже после его смерти сказал о Чухрае режиссер того же поколения, Владимир Наумов, – «в его жизни сначала была война, а потом кино — и больше ничего». Недаром свое жизнеописание автор «Баллады о солдате» уместил в две небольших книги, которые так и назывались: «Моя война» и «Мое кино». Попав в армию сразу после школы, в 1939-м, он именно на войне сформировался как личность. И кино стало продолжением войны. Собственно, и характер повествования в обеих книгах мало чем отличается, даже в терминах: те же атаки, закрепления на плацдарме, стычки, перебежки под огнем, осада, победные наступления и прочее. Это вообще присуще всему поколению фронтовиков. Обжигающая, хватающая за душу новизна их творений меньше всего диктовалась желанием быть новыми и оригинальными во что бы то ни стало. Просто личный свой опыт, вынесенный из грандиозных исторических потрясений, стремительно в них повзрослевшие дети осознавали, как уникальный. Фильмы Григория Чухрая – фирменный знак советского кино «оттепели». Они снискали всенародную любовь в своей стране. Чухрай стал одной из самых светлых личностей кинематографа и самой светлой в своем поколении – поколении режиссеров-фронтовиков.
Григорий Чухрай родился 23 мая 1921 на Украине, в г. Мелитополь в семье военных Красной Армии. Когда будущий режиссёр был ещё совсем ребёнком, родители разошлись, и Гришу воспитывала мать. На их долю выпало тяжёлое время: разруха и голод, заставившие семью перебраться в Кисловодск, а оттуда – в Пятигорск. Второй брак матери привёл Гришу в Москву, где он окончил среднюю школу. В 1939 г. после своего восемнадцатилетия Григорий перебрался в Днепропетровскую область, откуда был призван в Красную армию. В годы Великой Отечественной войны Григорий Чухрай воевал на Южном, Сталинградском, Донском и Украинском фронтах. Входил в состав воздушно-десантных частей. Множество раз его раз забрасывали за линию фронта для выполнения ответственных заданий. Принимал участие в операции «Днепровский десант». Она проводилась с сентября по ноябрь 1943 года. Воздушный десант Красной армии высадился в тыл противника и содействовал Воронежскому фронту в форсировании Днепра. На войне дважды отличился, за что в 1944 и 1945 гг. был отмечен орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Несколько раз получал серьёзные ранения и победу встретил в госпитале, где проходил лечение. Ушёл в запас в звании старшего лейтенанта спустя полгода после окончания боевых действий. После войны решил связать свою жизнь с кино, и в 1946 г. поступил во ВГИК (мастерская М. Ромма и С. Юткевича), который успешно окончил в 1953 г. С 1953 года работал ассистентом, а затем вторым режиссёром на Киевской киностудии. В 1955 году перешёл на киностудию «Мосфильм», где в 1956 году поставил свой первый самостоятельный фильм «Сорок первый» (1956, специальная премия на Каннском кинофестивале 1957), ставшего знаковым произведением советского кинематографа в период оттепели. Обратившись к рассказу Бориса Лавренёва на историко-революционную тему, Чухрай усилил романтический, а главное — чувственный, страстный порыв, охвативший мужчину и женщину, которые оказались по разные стороны классовых баррикад. Появление остродраматической, психологической картины об обреченной любви с разлитой в воздухе атмосферой непреодолимого влечения главных героев друг к другу оказалось подлинным откровением, а актеры Олег Стриженов и Изольда Извицкая стали символами эпохи 1950-х годов.
Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Первый фильм Григория Чухрая».
Настоящую известность и славу Г. Чухраю принесли его фильмы о войне. Свой главный фильм — «Баллада о солдате» — Чухрай задумал еще во время войны. Он хотел отдать дань памяти тем, с кем он вместе шел в бой, и кто не вернулся с войны. Картина «Баллада о солдате» триумфально прошла по экранам мира. Фильм поразил современников художественной цельностью и внутренней гармонией, сочетанием эпической широты и глубоким проникновением в психологию отдельного человека. Баллада о солдате» стала одним из самых премированных фильмов в истории СССР. Среди призов (всего их больше сотни) — британская премия BAFTA, датская «Бодиль», призы фестивалей в Сан-Франциско, Варшаве, Милане и номинация на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий», но режиссеру даже не сообщили о выдвижении на награду Американской киноакадемии. Главный герой фильма Алёша Скворцов в исполнении Владимира Ивашова стал символом русского солдата периода Великой Отечественной войны. Блестящие роли в фильме сыграли Евгений Урбанский и Жанна Прохоренко. «Баллада о солдате» завоевала 101 премию: этот рекорд так и остался непревзойдённым в СССР.
Предлагаем в качестве разминки собрать онлайн-мозаику «Лучший фильм Григория Чухрая»
Следующая картина мастера «Чистое небо» (1961, главная премия Московского кинофестиваля) была посвящена осмыслению сталинского периода в истории страны. Летчик-испытатель Астахов, герой Советского Союза, во время войны попадает в плен. После войны вернувшегося Астахова исключают из партии, увольняют с работы и лишают правительственной награды. Долгие годы герой не имеет возможности вернуться к своей профессии. Астахов спивается, но любовь Саши и вера в себя спасают его и возвращают надежду на справедливость. В картине был собран блистательный актерский ансамбль, прекрасно сыграли свои роли Евгений Урбанский, Нина Дробышева, Олег Табаков.
Все Чухрая фильмы, так или иначе, касались войны: или Великой Отечественной, или гражданской. Несмотря на относительно небольшое число проектов, многие из них были удостоены большого числа наград на международных кинофестивалях. Как истинный художник Чухрай не мог себе позволить заниматься самоповторами. Он предпочитал помолчать, взять творческую паузу, но ни в коем случае не эксплуатировать прежние находки. Его обращения к лирико-бытовому кинематографу («Жили-были старик со старухой», 1965), а потом к художественно-документальному кино («Память», 1969) вылились в добротные работы, но не стали открытиями. С годами творческие паузы Чухрая становятся все продолжительнее. Следующая работа мастера — фильм «Трясина» (сценарий Чухрая и Виктора Мережко) — появилась только в 1978 году. Это одна из самых странных картин в советском кино. И одна из самых страшных. Она не без труда добралась до экрана, сменив по пути нейтральное авторское название «Нетипичная история» на назидательное «Трясина». По сути, это «Баллада о солдате» от обратного. Помните, обнимая Алешу в конце краткого свидания, мать на последнем пределе отчаяния кричит: «Не пущу!» Новый фильм Чухрая строится на предположении: что случилось бы, если бы отчаяние материнских объятий было бы таким, что у сына бы не хватило сил вырваться из них… История крестьянки, решившей любой ценой спрятать от войны младшего сына — после того, как она получила известия о гибели его отца и старшего брата, — у Чухрая внешне выглядит бытовой мелодрамой. Но сквозь крепко сколоченную мелодраматическую конструкцию проступают контуры притчи — по сути религиозной. Решающую роль сыграл выбор актрисы. Героиней фильма стала Нонна Мордюкова, актриса поистине библейской мощи. Уже по одному этому выбору понятно, что речь пойдет не об элементарном малодушии. Напротив — это история о пределе покорности в приятии чудовищных испытаний, что посылает неумолимая судьба.
Однако картина о матери (в исполнении Нонны Мордюковой), которая ради спасения сына от фронта обрекает его на нравственную и гражданскую смерть, несмотря на всю плодотворность замысла, выйдя наконец на экраны, не найдет ни отклика, ни достойной оценки. А совместная советско-итальянская политическая постановка «Жизнь прекрасна» (1980, сценарий Чухрая и А. Каменито) с участием итальянской кинозвезды Орнеллы Мути, стала и вовсе проходной работой. После этого Чухрай перестал снимать кинофильмы. Исключением стало завершение проекта Ю. А. Швырёва «Я научу вас мечтать» (1985), посвящённого памяти режиссёра Марка Донского. Творческий простой мастера отчасти компенсировался общественной, административной и преподавательской деятельностью. Именно твердость Чухрая в качестве председателя жюри Московского кинофестиваля 1963 года позволила наградить главным призом шедевр Федерико Феллини «Восемь с половиной». В середине шестидесятых, в разгар своей мировой славы, Чухрай превращается в продюсера. Вместе с Владимиром Александровичем Познером, отцом знаменитого сегодня телеведущего, он организует ЭТК – Экспериментальную Творческую Киностудию. В дальнейшем ЭТК превратилась в Экспериментальное творческое объединение киностудии «Мосфильм». Вклад в советский кинематограф Григорий Наумович внес не только теми фильмами, которые снял как режиссёр, но и лентами, выпущенными в созданном им Экспериментальном творческом объединении. Чухрай был художественным руководителем Экспериментального творческого объединения в 1965-1975 годах. «Мы снимали фильмы на свои заработанные трудом и талантом деньги и резко ограничили вмешательство чиновников в творчество. Студия подарила художникам свободу творчества, а кинематографу — такие фильмы как «Белое солнце пустыни», «Табор уходит в небо», «Раба любви», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Не горюй» и другие, вошедшие в золотой фонд советской кинематографии», — рассказывал Чухрай. Когда спустя 10 лет студию закрыли, как «не вписывающуюся в советскую систему координат», у Чухрая случился инфаркт. Он не верил своим глазам, раз за разом перечитывая формулировку: «Эксперимент удался. Студию закрыть». Те годы, которые он провёл на посту худрука объединения, были лучшими творческими годами его жизни. Он мог бы потратить их на творчество, но хотел дать возможность творить своим коллегам без прессинга бюрократической братии. «В моей жизни было только два столь сложных и трудных периода: Отечественная война и Экспериментальная студия», — признавался Чухрай впоследствии. В 1966-1971 годах Григорий Наумович преподавал в режиссёрской мастерской ВГИКа (среди его учеников Рустам Хамдамов, Ираклий Квирикадзе). С 1965 года был бессменным секретарем Союза кинематографистов СССР. С 1964 по 1991 годы — член Коллегии Госкино СССР. Член Советского комитета защиты мира, член Правления Общества дружбы «СССР — Италия», «СССР — Венгрия».
Личная жизнь Григория Наумовича была столь же достойной, как его творчество. Успешный режиссер и интересный мужчина был однолюбом. Они поженились в 1944-м. В Ессентуках, там же, где и познакомились в самом начале 1942-го: Григорий Чухрай заканчивал учебу в воздушно-десантной школе, а Ира Пенькова вместе с другими студентами местного пединститута рыла противотанковые рвы. Вечерами были, как водится, танцы. «Я увидела его лицо. Вернее, глаза, они в упор смотрели на меня. Это был не просто взгляд, а такой… целеустремленный. Я немножко задержалась, он мне чуть улыбнулся. Потом нас познакомили, мы сели в сторонке и уже не танцевали, проговорили весь вечер. Гриша был особенный человек, с ним не бывало скучно, и если ему хотелось привлечь к себе внимание — у него это получалось…». Поженились они только спустя два с лишним года, на которые пришлась его война: затяжные бои, ранения, ордена и письма о любви, которые он слал ей с фронта. В Ессентуки он нагрянул в 1944-м, получив отпуск, как его Алеша Скворцов из «Баллады о солдате». Объявил, что приехал жениться. “Мы пошли в ЗАГС. Приходим, а они моют пол. Ведь идет война — кто там тогда регистрировался, в этом ЗАГСе? «Ой, — говорят, — погуляйте немножко, мы полы домоем, и приходите». Мы вышли и думаем: чего мы будем возвращаться? Завтра придем. Так и сделали». Завтра — это 9 мая 1944 года. Первая годовщина свадьбы пришлась на День Победы, и с тех пор пять с половиной десятилетий они отмечали в этот день два праздника. В семье Чухрай родились двое детей. Сразу после Великой Отечественной войны, в 1946 году, на свет появился Павел Чухрай. Режиссер назвал сына Павликом в честь отчима Павла Литвиненко. Сын Павел, как и отец, стал кинорежиссером. Прославился он картинами «Вор», «Водитель для Веры», «Русская игра». Картина Павла Григорьевича Чухрая «Вор», как и фильм отца, номинировалась на «Оскар». Дочь Григория Чухрая зовут Елена. Она родилась в 1961 году. По образованию киновед, окончила Всероссийский государственный институт культуры. Григорий Чухрай прожил долгую, достойную и счастливую жизнь. Григорий и Ираида Чухрай прожили вместе почти 60 лет, вырастили детей, успели порадоваться внукам и даже правнукам. Теперь его дети продолжают дело отца. Последние годы жизни Григорий Чухрай очень тяжело болел, пережил несколько инфарктов, плохо передвигался. Не стало великого режиссера 29 октября 2001 года, похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве. На сегодняшний день советский кинорежиссер является обладателем наибольшего количества международных премий – 101! И это притом, что за свою творческую жизнь Григорием Чухраем было снято всего 8 фильмов. Каждый из них он снимал по своему собственному сценарию, не представляя, как можно работать с чужим материалом. Спустя годы после смерти режиссера его фильмы все равно участвуют в кинофестивалях, получая различные награды. Сотни других фильмов уже давно умерли, а его фильмы также смотрят простые люди, волнуются на тех же эпизодах, плачут и смеются, как и прежде.
В заключение мероприятия предлагаем вам посмотреть фильм «Баллада о солдате советского кинематографа»:
Спасибо за внимание!
Неверова О.М.