Познавательный час «Волшебный экран»

      Комментарии к записи Познавательный час «Волшебный экран» отключены

Здравствуйте, посетители блога библиотеки! сегодняшнее мероприятие посвящено одному из важнейших символов 20го века — телевидению.

Всеми́рный день телеви́дения — международный день, отмечается по предложению Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций (Резолюция № A/RES/51/205) ежегодно, 21 ноября, начиная с 1997 года.

17 декабря 1996 года, на 88 пленарном заседании, Генеральная Ассамблея предложила отмечать этот Всемирный день с целью поощрения обмена телевизионными программами, прежде всего посвящёнными таким проблемам, как мир, безопасность, развитие и расширение культурного обмена.

21 ноября было выбрано в ознаменование даты проведения в ООН в 1996 году первого Всемирного телевизионного форума.

Телеви́дение (от др.-греч. τῆλε «далеко» + лат. visio «видеть») — технология электросвязи, предназначенная для передачи на расстояние движущегося изображения. В большинстве случаев одновременно с изображением передаётся звуковое сопровождение. В обиходе термин используется также для обобщённого обозначения организаций, занимающихся производством и распространением телевизионных программ. Со второй половины XX века телевидение стало наиболее влиятельным средством массовой информации, пригодным для развлечения, образования, передачи новостей и рекламы.

Технологии хранения переданных телепрограмм, такие как видеомагнитофон и оптические видеодиски, увеличили доступность продукции кинематографа, позволив смотреть фильмы не только в кинотеатрах, но и на домашних телевизорах. К 2013 году 79 % домохозяйств во всём мире имели хотя бы один телевизионный приёмник. С 1950-х годов телевидение играет ключевую роль в формировании общественного мнения, начав уступать эту нишу интернету лишь в середине 2010-х годов. Роль технологии в бизнесе и политике огромна, что подчёркнуто ООН, установившей памятный день — Всемирный день телевидения

Впервые термин использован на французском языке в 1900 году русским учёным Константином Перским во время VI Международного электротехнического конгресса, прошедшего в рамках Всемирной выставки в Париже. В английском языке слово впервые прозвучало в 1907 году в описании «гипотетической системы для передачи движущихся изображений по телеграфным или телефонным проводам». В России впервые передача изображения на расстоянии состоялась при участии профессора Б.Л.Розинга, который в июле 1907 года совместно с 4 профессорами Санкт-Петербургского технического института, а в 1912 г. начался приём радиосигналов с Эйфелевой башни. Были установлены приёмники и детекторы. Это был первый опыт работы будущего 18-летнего основателя телевидения, студента того же технического института — В.К.Зворыкина (1889 — 1982). Слово «телевидение» тогда не использовалось, а появилось только в СССР, заменив к середине 1930-х годов такие термины как «электровидение», «дальновидение», «радиотелескопия», «электрическая телескопия», «телевизирование», или «кинорадио», «радиокино» (при передаче через телевидение кинофильмов).

Изобретению полноценного телевидения предшествовали разработки технологии передачи на расстояние неподвижных изображений, начатые в середине XIX столетия. Первой из них считается факсимильная машина Александра Бейна, запатентованная в 1843 году. Большинство таких устройств XIX века было основано на фотомеханических процессах, позволяющих переводить изображение в комбинацию токопроводящих и изолированных участков, пригодную для преобразования в электрический сигнал. Телевидение стало возможным благодаря открытию Уиллоуби Смитом фотопроводимости селена в 1873 году, а также внешнего фотоэффекта Генрихом Герцем в 1887 году. Дополнительный импульс разработкам придало изобретение сканирующего диска Паулем Нипковым в 1884 году, ставшего основным элементом механического телевидения вплоть до начала Второй мировой войны.

Основанные на диске Нипкова системы механического телевидения были практически реализованы лишь в 1925 году Джоном Бэрдом в Великобритании, Чарльзом Дженкинсом — в США, Ованесом Адамяном и независимо Львом Терменом — в СССР. Первая в мире передача движущегося изображения была осуществлена в 1923 году американцем Чарльзом Дженкинсом, с использованием для передачи механической развёртки, но передаваемое изображение было силуэтным, то есть, не содержало полутонов. Первая пригодная для передачи движущихся полутоновых изображений механическая система была создана 26 января1926 года шотландским изобретателем Джоном Бэрдом, основавшим в 1928 году Baird Television Development Company.

Первой в истории передачей движущегося изображения при помощи электронно-лучевой трубки считается передача, осуществлённая прибором под названием «радиотелефот» 26 июля1928 года в Ташкенте изобретателями Б. П. Грабовским и И. Ф. Белянским. Хотя акт Ташкентского трамвайного треста, на базе которого проводились опыты, свидетельствует, что полученные изображения были грубыми и неясными, именно ташкентский опыт можно считать рождением современного электронного телевидения. Заявка на патентование радиотелефота по настоянию профессора Бориса Розинга была подана Б. Грабовским, Н. Пискуновым и В. Поповым 9 ноября 1925 года. Согласно воспоминаниям В. Маковеева, по поручению Минсвязи СССР все сохранившиеся документы о проведённых опытах были изучены кафедрами телевидения Московского и Ленинградского институтов связи на предмет установления возможного приоритета советской науки. В итоговом документе констатировалось, что работоспособность системы не доказана ни документами, ни показаниями непосредственных свидетелей.

Иного мнения относительно значимости изобретения Грабовского придерживался американский физик и писатель Митчел Уилсон. В своём романе «Брат мой, враг мой», для написания которого он использовал дневники Грабовского, автор описал «телефот» как предтечу современного телевидения.

Настоящим прорывом в чёткости изображения электронного телевидения, что решило в конце концов в его пользу соревнование с механическим, стал «иконоскоп», изобретённый в 1931 году русским эмигрантом Владимиром Зворыкиным, учеником Бориса Розинга, работавшим в то время в корпорации Radio Corporation of America, президентом которой был другой выходец из Российской империи — Давид Абрамович Сарнов. Именно он обеспечил небывалое по размерам финансирование разработок Зворыкина и создание новой системы коммуникаций США.

Зворыкин

Регулярное электронное телевещание в СССР было впервые начато Опытным ленинградским телецентром (ОЛТЦ) 1 сентября1938 года. Для приёма этих программ в опытных мастерских ВНИИТ было изготовлено 20 экземпляров телевизора «ВРК» (Всесоюзный радиокомитет) с экраном 13×17,5 сантиметров.

Собрав онлайн мозаику «первый телевизор» вы сможете увидеть, что из себя представлял «ВРК»

Разработки технологий передачи цветного изображения начались ещё в эпоху механического телевидения, но первыми пригодными для вещания оказались гибридные системы, сочетающие электронное телевидение с механическим цветоделением.

17 октября 1950 года в США принят первый в мире стандарт цветного телевещания с последовательной передачей цвета, использовавшийся телекомпанией CBS меньше четырёх месяцев и отменённый из-за полной несовместимости с чёрно-белыми телевизорами.

Спустя три года в СССР началось регулярное экспериментальное цветное вещание по аналогичной системе с последовательной передачей цвета. Приёмник «Радуга» оснащался чёрно-белым кинескопом с диагональю 18 см, перед которым синхронный электродвигатель с частотой 1500 оборотов в минуту вращал диск с тремя парами цветных светофильтров. Цветной приём обеспечивался только в зоне московской электросети, так как синхронизация осуществлялась общим со студийными камерами источником переменного тока. Вещание продолжалось до 5 декабря 1955 года, когда принцип был признан бесперспективным и в СССР

Первые системы механического и электронного телевидения, в том числе цветные, были аналоговыми. Цифровое телевидение отличается от аналогового тем, что в эфир передаётся не аналоговый сигнал, а цифровой, представляющий собой поток данных, описывающих исходные аналоговые сигналы изображения и звука. Главное преимущество цифрового телевидения перед аналоговым — более высокая устойчивость к накоплению искажений на всех этапах производства программ и их доставки до конечного потребителя. Ещё одно важное достоинство — меньший объём данных, передаваемых по каналам связи, а также широкие возможности для получения дополнительных сервисов. В полосе частот одного аналогового телевизионного канала передаются несколько каналов цифрового телевещания стандартной чёткости, что значительно снижает себестоимость распространения сигнала одного телеканала. За счёт освобождения диапазонов, ранее занятых аналоговым вещанием, получается так называемый «частотный дивиденд», который может использоваться, например, для некоторых систем мобильной связи (UMTS)

Предлагаем вашему вниманию видепрезентацию «Великий волшебник»

И разгадать кроссворд «Телевидение — вчера, сегодня, завтра»

Спасибо за внимание!

Собянин А.В.