Музыкально-поэтический вечер «В одном мгновенье видеть вечность»

      Комментарии к записи Музыкально-поэтический вечер «В одном мгновенье видеть вечность» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Приглашаем Вас на музыкально-поэтический вечер «В одном мгновенье видеть вечность», чтобы поговорить о стихах и песнях, о личности замечательного поэта и человека Роберта Рождественского. Сегодня трудно себе представить, что поэтический вечер может собрать полный стадион. А тогда это было. А ещё была всесоюзная популярность, всенародная любовь, всемирная слава и ещё многое с приставкой «всё» … И, конечно, песни — они звучали по радио, их пела вся страна. «Мгновения», «Песня о далекой Родине», «Огромное небо», «Вся жизнь впереди», «Свадьба», «Родина моя», «Товарищ песня», «За того парня» – это не просто песни, это не просто стихи, это боль и радость эпохи. Его стихи – гимны времени, времени героическому и трагическому. Его формула жизни – любовь и ещё раз любовь.

Все начинается с любви…

Твердят:

«Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!..

Предлагаем вам в качестве разминки собрать онлайн-мозаику «Обложка книги Роберта Рождественского». Книгу можно взять в библиотеке имени В.Г. Белинского.

Роберт Иванович Рождественский родился 20 июня 1932 года в Сибири, небольшом алтайском селе Косиха, недалеко от Барнаула, в семье военнослужащих. Позже семья переезжает в город Омск. Здесь на берегу реки Омки прошло довоенное детство поэта. Отец Станислав Никодимович Петкевич был работником ОГПУ – НКВД, профессиональным военным. Мать – Вера Павловна Фёдорова до войны была директором семилетней школы и одновременно училась в медицинском институте. В середине июня 1941 года она окончила Омский медицинский институт. В самые первые дни войны родители ушли на фронт. Будучи 10-летним мальчишкой, под впечатлением от войны, он напишет свои первые строки, посвященные отцу. Стихотворение называлось «Фашистам не будет пощады». Школьный учитель, увидев это, отнес стихотворение в редакцию газеты «Омская правда», где оно и было напечатано за подписью Роберт Петкевич. Пробе пера удивились все, кроме матери, которая еще много лет назад написала в своем дневнике один разговор с сыном:

«Роберту исполнилось четыре года. «А я знаю новое стихотворение, хочешь, расскажу?» Когда он мне его рассказал, я спросила, а откуда он всё это берёт. Он положил руку на лоб и ответил: «Это всё, мама, из головки. Стихи сами в головку лезут и лезут, а я их скоро буду записывать. Мне самому просто интересно, как это там, в голове, всё складывается».

Маленький Роберт остался с бабушкой. В сорок четвёртом, весной, неожиданно на шесть дней в отпуск приехала Вера Павловна. Ей, капитану медицинской службы, разрешили съездить за сыном, так как бабушка, с которой всё это время жил Роберт, умерла. Мальчик был счастлив. Во-первых, он был с мамой; во-вторых, он отправлялся с мамой на фронт. Но обстоятельства изменяются. Знакомая Веры Павловны сообщила ей по секрету, что скоро армия переходит в наступление. А любое наступление для военного хирурга означало сплошную круглосуточную работу. Она понимает, что заниматься сыном ей будет некогда. И вместо фронта Роберт попадает в детский дом, а точнее в детский приёмник, который находился в бывшем Даниловском монастыре. Из детского приёмника Роберт и его приятель поступают в военное музыкальное училище. Хотя мальчикам было не совсем понятно, как можно было соединить музыку и военную профессию. Но главное, Роберт снова надел военную форму. И он чувствовал себя частицей армии, которая громила фашистов. Отец Роберта погиб в феврале 1945 года, защищая Латвию. Он был лейтенантом, командиром взвода 257 отдельного сапёрного батальона, 123 стрелковой дивизии. После войны мать Роберта, Вера Павловна вышла замуж за Ивана Ивановича Рождественского. Роберт получил фамилию отчима. Родители забрали его к себе в Кёнигсберг, где оба проходили военную службу. Из Кёнигсберга родители Роберта переезжают в Ленинград, а затем в Петрозаводск. В Петрозаводске в 1950 году в журнале «На рубеже» были опубликованы первые стихи Роберта Рождественского. В том же 1950 году, после окончания школы, 18-летний Роберт рискнул поступить в Московский литературный институт им. М. Горького, но… провалился на экзаменах. Приёмная комиссия нашла его неспособным и «творчески несостоятельным». Перечитав свои стихи годы спустя, Роберт признал правоту этих слов – «это был тихий ужас!». Но от мечты так просто не откажешься…  И ровно через год, в 1951 году, он становится студентом желанного ВУЗа. В Литинституте Роберт Иванович познакомился и подружился с Евгением Евтушенко, Булатом Окуджавой, Андреем Вознесенским, Беллой Ахмадулиной. Позже их назовут «шестидесятниками», «поэтами оттепели». Это был рассвет поэзии: вечера в Политехническом музее, на площади Маяковского. Эта великолепная пятерка — Рождественский, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадуллина, Окуджава — во второй половине ХХ века были более популярны, чем эстрадные певцы сегодня. Никогда, ни до, ни после, концертные залы, стадионы не собирали тысячи людей, пришедших слушать стихи. Их знали не только в лицо, их цитировали, обожали, буквально носили на руках. За годы учебы у Рождественского выходят в свет первые сборники стихов «Флаги весны» (1955), «Испытание», отдельно публикуется поэма «Моя любовь». На втором курсе Роберта Рождественского единогласно приняли в Союз писателей, что по тем временам считалось высшей оценкой и признанием. В 1956 году Роберт Рождественский окончил литературный институт имени А.М. Горького. В Литературном институте Роберт Иванович встретил свою будущую жену – Аллу Кирееву. Алла готовилась стать литературным критиком. В конце жизни Роберт Иванович признавался, что почти все стихи имеют отношение к супруге, Алла его муза. Они прожили в счастливом браке 41 год и ни разу не пожалели о сделанном выборе…

Мы совпали с тобой,

совпали

в день, запомнившийся навсегда.

Как слова совпадают с губами.

С пересохшим горлом — вода.

Из сборника «Последние стихи» (1994)

Среди многообразия тем, которые привлекали внимание поэта, хотелось бы особо выделить тему верности павшим в Великой Отечественной войне. Пожалуй, из всех поэтов послевоенного поколения, именно Роберт Рождественский так прочно и воодушевленно принял эстафету от поэтов-фронтовиков. В его поэмах, стихах, песнях звучит мотив памяти-верности, памяти-преклонения, памяти-предостережения. «Баллада о красках», «Мамаев курган», «Я сегодня до зари встану», «Война откатилась за годы, за годы», — это всё не стихи «к дате», а нерв его поэзии. Нет у Рождественского ни одной книги стихов, куда не вошли бы произведения о войне. Даже известные всем песни из телефильма «Семнадцать мгновений весны», которые формально написаны не о войне, а лишь сопровождают фильм о войне, вероятно, так удались поэту оттого, что в них воплотились многое заветное для него: и верность памяти, и тоска по родной земле. А написанный, словно на одном дыхании, «Реквием» с его посвящением «Памяти наших отцов и старших братьев…»  вот уже более четверти века потрясает каждого, кто читает или слушает его. Предлагаем вам послушать поэму «Реквием» Роберта Рождественского.

Он мог бы остаться поэтом, если бы не случайная встреча на Алтае с молодым композитором, студентом Московской консерватории Александром Флярковским. Флярковский предложил ему написать песню. Роберт Иванович долго отказывался, говоря, что опыта никакого нет, но в конечном итоге песня была написана, называлась она «Твое окно». Более того, эта песня заняла первое место на конкурсе «Лучших песен о Москве» и считается, что 1955 год начало песенного творчества Роберта Рождественского. Всего им было создано 600 песен в соавторстве с известными композиторами Арно Бабаджаняном, Давидом Тухмановым и др. Его талант писать проникновенные стихи оценили кинорежиссеры. Песни на стихи Рождественского звучат в картинах «Любовь земная», «Судьба», «Карнавал», «Особо важное задание». По просьбе режиссера Татьяны Лиозновой он написал 12 стихотворений для фильма «Семнадцать мгновений весны», к сожалению, в фильм вошли только две. Во второй половине 60-х годов к Рождественскому пришла настоящая песенная слава. Он выдавал шлягеры один за другим. Вся страна с удовольствием напевала песни на его стихи. Его книги раскупались мгновенно, на его творческие вечера билетов было не достать. Если взглянуть на творчество Роберта Ивановича в целом, то тем, которых бы он не коснулся, не существует. Здесь и человеческие отношения, и трудности повседневной жизни, и радость бытия, и освоение космоса. Но многие песни на стихи Роберта Рождественского любимы не только за пафос, но и за душевность. Примеров – великое множество. Это «Вся жизнь впереди» в исполнении ВИА «Самоцветы», «Мои года» Вахтанга Кикабидзе, «Эхо любви» Анны Герман и Льва Лещенко, «Сладка ягода», которую в разное время исполняли Валентина Толкунова и Людмила Сенчина, «Притяжение земли», проникновенно спетая Львом Лещенко, «Позвони мне, позвони» Ирины Муравьёвой из фильма «Карнавал» и множество других. Песни на слова Роберта Рождественского пели и продолжают петь едва ли не все звёзды отечественной эстрады. Предлагаем вам послушать песню «Мои года» в исполнении Вахтанга Кикабидзе.

Особое место в поэзии Рождественского занимала любовная лирика

Всё начинается с любви…

Твердят:

«Вначале было слово…»

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!..

Предлагаем вам послушать стихи Роберта Рождественского «Старые слова».

Вся личная жизнь Роберта Рождественского была связана лишь с одной женщиной, любовь к которой он пронёс через всю жизнь – с Аллой Борисовной Киреевой. Она известный литературный критик и художник. Именно ей он посвящал все свои стихи о любви.  Любимыми женщинами в жизни Роберта Ивановича были его жена Алла, дочери Ксения и Екатерина, мама Аллы. Он был не только однолюбом, но и очень верным человеком, рыцарем. Он был весёлым человеком. Всегда просыпался в прекрасном настроении, будто бы благодаря жизнь за то, что она есть. Он напевал с самого утра, создавая в доме особую ауру. Жизнь для близких людей была с ним праздником. Его любили все — дочки и внуки. Он считал, что любовь должна быть чистой, верной и дарить счастье другим.

Мы совпали с тобой,

совпали

в день, запомнившийся навсегда.

Как слова совпадают с губами.

С пересохшим горлом -вода.

В 1983 году Роберт Рождественский по просьбе Иосифа Кобзона написал строки, которые по сей день помнят миллионы слушателей. Это стихотворение поэт посвятил своей супруге Алле Киреевой, с которой прожил всю жизнь. Первым исполнителем новой песни в 1984 году стал Иосиф Кобзон: Но, по-моему, вариант Муслима Магомаева грандиознее. Магомаев исполняет «Ноктюрн» без театральности и надрыва, но с огромным внутренним достоинством, трепетно и деликатно. Предлагаем вам послушать «Ноктюрн» (стихи Роберта Рождественского, музыка Арно Бабаджаняна) в исполнении Муслима Магомаева 

Сердце Роберта Рождественского остановилось 20 августа 1994 года. Он прожил всего 62 года. А началось всё в конце 80-х, когда врачи обнаружили у Рождественского опухоль головного мозга. Сделанная во Франции операция продлила ему жизнь и позволила работать дальше. Чувствовал он себя плохо, но мужественно продолжал писать. Рождественский понимал, что умирает, но не сдавался. После его смерти жена Алла Борисовна и младшая дочь Ксения выпустили сборник «Последние стихи Роберта Рождественского». Одно из самых пронзительных по глубине произведений этого сборника — «Тихо летят паутинные нити».

Тихо летят паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле…

Что я сделал не так?

Извините:

жил я впервые на этой Земле.

Я её только теперь ощущаю.

К ней припадаю.

И ею клянусь.

И по- другому прожить обещаю,

если вернусь…

Но ведь

я не вернусь.

Короткое стихотворение в 11 строчек, полное горечи. Жизнь прошла, не всё было сделано правильно. Не избежать обычных человеческих ошибок, даже если ты большой Поэт и хороший человек. Глядя на звенящую за окном жизнь, полыхающее солнце и порхающие нити серебряных паутин, Рождественский писал об осени жизни… С грустной улыбкой: «Жил я впервые на этой земле». Кто ж на ней живёт не впервые… Попытка у всех одна. Счастье, если она состоялась. У Рождественского ещё как состоялась. Но болезнь отрезала крылья, земля стала «тянуть». Хочется на неё опереться. Она — самое прочное, что остаётся у человека перед уходом. Стихотворение «Тихо летят паутинные нити» — философская лирика, попытка переосмысления жизни, боль по несбывшемуся, поздние сожаления о чём-то глубоко личном. Предлагаем вам послушать песню «Там, за облаками», написанную Марком Фрадкиным на стихи Роберта Рождественского в исполнении ВИА «Самоцветы». В нём целая эпоха, эпоха ушедших 60-х.

Есть поэты, которых забывают ещё при жизни. Есть поэты, со смертью которых уходит в небытие их творчество. Но есть и такие, стихи которых продолжают жить и звучать после их ухода. Таким поэтом является Роберт Иванович Рождественский. Его стихи замечательны тем, что каждый может найти в них то, что его волнует, что близко и понятно, что созвучно его душе. Память об удивительном поэте живёт и до сих пор. Он сделал себя бессмертным и обрел мировую славу благодаря собственному таланту и творчеству. Его деятельность продолжается в его дочерях и внуках, которые также связали свою жизнь с литературой и искусством. В заключение мероприятия предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Мои года – моё богатство»

29 июня в Центре социального обслуживания населения Советского района был проведён музыкально-поэтический вечер «В одном мгновенье видеть вечность», к 90-летию со дня рождения Роберта Ивановича Рождественского. Присутствующие с большим интересом просмотрели видеопрезентацию «Мои года – моё богатство».

Затем их вниманию были представлены книги Роберта Ивановича и 2 автобиографические книги Екатерины Рождественской – его дочери. Библиотекарь прочитала отрывок из книги «Двор на Поварской», а в конце мероприятия участники встречи с удовольствием исполнили хором песни из кинофильмов, в которых прозвучали песни на стихи поэта.

Спасибо за внимание!

                                                                                                                      Неверова О.М.