Здравствуйте посетители нашего блога!
Сегодняшнее наше мероприятие посвящено Дню ручного письма или Дню почерка.
Каждый год 23 января в мире отмечается День почерка или, говоря более элегантно, День ручного письма, который учреждён с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нём, о неповторимости почерка каждого человека.
Ведь растущая с каждым годом популярность компьютеров, электронной почты и общение в мессенджерах, наборов стикеров с напечатанными фразами-подсказками, а также других средств быстрого общения постепенно уводит современного человека от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно. Возможно, в недалеком будущем письмо или открытка, написанные «от руки», станут желанным приобретением.
История развития ручного письма исчисляется тысячелетиями, и, возможно, на протяжении такого же времени люди пытались определить характер того или иного человека по почерку.
Предлагаем вам собрать онлайн мозаику
«Письменная доска древнеегипетского ученика писца»
Свои мысли о связи почерка с духовным миром человека высказывал и Аристотель, и великие итальянцы эпохи Возрождения.
В 1875 году французский аббат Жан Ипполит Мишонер впервые употребил термин «графология» (др.-греч. γράφω — пишу и λόγος — учение), которым сегодня определяется область знания о почерке и методах его исследования в связи с психическим состоянием личности. Большой вклад в теорию графологии внес немецкий философ и психолог Людвиг Клагес (Ludwig Klages, 1872—1956).
Современные ученые называют семь основных характеристик почерка, по которым можно создать портрет человека, — размер букв, их наклон и форма, направление почерка, интенсивность нажима, характер написания слов, общая оценка почерка. Графологи полагают, что между особенностями почерка и чертами характера обязательно должна существовать связь, потому что человеческий мозг подсознательно «водит» рукой пишущего. Работой мозга, кстати, они объясняют и то, что при взрослении и изменении характера почерк человека также меняется.
Как известно, весьма важным орудием почерк стал для криминалистов. Цель экспертов почерковедения — установить подлинность того или иного документа. Специалисты по научной экспертизе документа должны в совершенстве знать разнообразные стили написания. Безусловно, и они тщательно изучают все характеристики почерка, чтобы точно установить личность писавшего.
Можно предположить, что научные исследования, предметом которых является почерк, будут продолжаться, и ученые достигнут более глубокого понимания зависимости почерка от характера человека. Можно предположить, что разработчики различных мобильных устройств и гаджетов создадут инструмент, позволяющий нам писать электронные письма своим почерком. Но, к счастью, в нашей жизни всегда возникают ситуации, когда хочется написать добрые и незатейливые слова именно своей неповторимой рукой.
Палитра с надписью для Смендеса, верховного жреца Амона , ок. 1045-992 гг. до н. э. У писца была бы такая палитра для письма, как эта, которая обеспечивает пространство для двух цветов чернил и прорезь для тростниковых кистей (египетские писцы использовали кисти, а не перья).
Изучение искусства письма было долгим, кропотливым процессом, осуществляемым главным образом путем копирования стандартных религиозных текстов, известных литературных произведений, песен и поэзии. Писец возможно, овладел как иероглифическими, так и скорописными иератическими письменами, запоминая сотни знаков. после, по мере накопления опыта их количество вырастало до нескольких тысяч.
Предлагаем вам пройти викторину «Как ты знаешь письменные принадлежности»
Вырисовывание иероглифов стало фундаментом следующего шага — поскольку египетский почерк был формой живописи, лучшие писцы создавали личные стили каллиграфии.
Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивое письмо») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».
История письменности — это история эволюции эстетических понятий, развивающихся в рамках технических навыков, скорости передачи информации и материальных ограничений человека, времени и пространства. Стиль письма, обычно описываемый как шрифт, рука или алфавит.
Современная каллиграфия довольно разнообразна — от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства, в котором экспрессия написанного рукой знака не всегда рождает чёткие буквенные формы. Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то, и другое; буквы сложились в такие формы исторически, но при этом они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент письма.
Классическими инструментами для каллиграфии, в зависимости от стиля, являются кисти (плоские и/или круглые), заточенные тростниковые палочки, птичьи и стальные перья. Каллиграфическое перо может быть с различными видами наконечников: плоскими, круглыми или заострёнными. Наконечник пера может быть заточен прямо или под углом, быть тоньше и толще (например, для готического письма), а также представлять собой стальную щётку. Щётка — очень широкое плоское перо с просветами, чернила или тушь протекают между зубцами такого пера, и оно может оставлять несколько параллельных линий одновременно. Держатели для пера бывают прямыми и косыми.
Более современными инструментами могут быть фломастеры, маркеры, карандаши, ручки, фудэпэн и другие письменные принадлежности.
Чернила также бывают разных видов, чернила на водной основе обычно менее вязкие, чем масляные, которые используются при печати. Помимо чернил, в некоторых случаях используется художественная тушь или разведённая чернильная паста.
Минимальный набор для письма состоит из бумаги, пера и туши. Также для каллиграфии могут быть использованы авторучка с пастой различных цветов, акварель, гуашь, чернила, баллончик с краской (для граффити), пастель, уголь и многое другое.
До появления перьев письменные знаки высекались на камне, выдавливались палочкой на глине. Различные способы выдавливания знаков на относительно твёрдых поверхностях были весьма распространены (писание на бересте, на воске). Первыми перьями стали перья из тростника. В Средневековье основным пишущим инструментом явилось перо птицы, главным образом, гусиное перо. Далее перья становятся составными, в 18 веке появляется стальное перо.
Приёмы каллиграфии очень разнообразны. Могут использоваться завитки, лишние хвостики, крючки, попеременно твёрдые и мягкие штрихи, плавные и ломаные линии, угловатость, вписывание букв или слов в геометрические фигуры или определённое пространство, вычерчивание одних букв и оставление невычерченными других, расположение букв или слов в виде определённых фигур (арабская каллиграфия), рамки, вычерчивание букв двойным или тройным слоем, проведение параллельно уже проведённым линиям линий иного цвета и другие.
Предлагаем вашему вниманию видеопрезентацию «Иероглиф, каллиграфия, почерк»
Спасибо за внимание!
Собянин А.В.