Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!
Сегодня мы вам расскажем о жизни и творчестве нашей землячки Веры Фёдоровны Пановой, представив вашему вниманию час информации «Гордимся нашей землячкой».
Вера Панова – обладательница сложной, местами страшной судьбы. Женщина узнала на собственном опыте, что такое сталинские репрессии и потеря любимых людей, а также прошла пешком по чудовищным дорогам Великой Отечественной войны. Возможно, поэтому ростовской писательнице удавалось создавать правдивые, пронзительные произведения, наполненные «живыми», такими настоящими персонажами.
Родина Веры Пановой – Ростов-на-Дону. Отец принадлежал к гильдии купцов, но в начале 20 века разорился и зарабатывал на хлеб ведением счетов в городском банке. Когда девочке исполнилось пять лет, глава семейства утонул при невыясненных обстоятельствах, маме пришлось в одиночку тянуть семейство. Жалование служащей конторы (хотя её мама по образованию была учительницей музыки) едва хватало. Немного спасала ситуацию пенсия, которую платил вдовам банк.
Из-за финансовых проблем Вера смогла окончить только 4 класса гимназии, но тяга к знаниям взяла верх – дома девочка самостоятельно постигала школьные науки, читала море книг, а подростком начала сочинять стихи.
В 17 лет Вера Панова влилась в ряды внештатников местных и районных газет. Реакторы с удовольствием печатали фельетоны, очерки и статьи начинающей журналистки, отмечая тонкий юмор и отменную иронию. Будущая писательница скрывалась за псевдонимами В. Старосельская и Вера Вельтман, пожиная первые плоды известности в кругах земляков.
Пути Пановой пересекались с россыпью писателей. Представительница провинциальной прессы однажды познакомилась с Николаем Погодиным, Александром Фадеевым, театральным критиком Иосифом Юзовским. На её родине побывали даже Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Наконец, к середине 30-х годов, когда переехала в Ленинград, Вера Фёдоровна сама начала пробовать силы в художественной литературе и драматургии.
В первых пьесах «Илья Косогор» и «В старой Москве» писательница отразила время перед революцией; в произведениях красноречиво показала мещан, которые и после свержения царской власти продолжали привычную жизнь. «Илья Косогор» принес драматургу первую премию – за победу на конкурсе пьес для колхозного театра, а работу «В старой Москве» столичной публике представил режиссер Юрий Завадский.
Война с немцами застала Веру Панову под Ленинградом, где женщина обитала со старшей дочерью, ещё двое детей с её мамой жили на Украине. Эвакуироваться писательница не успела, пришлось скитаться по свету, прежде чем попасть к родным в украинское село Шишаки. Побывала под Псковом, потом в Эстонии, где жила в разрушенной синагоге, затем – длинный путь пешком по оккупированной территории до дома, где ютилась мама с детьми.
Украинская деревня тоже оказалась занята немцами, к тому же в 1943 году отступавшие захватчики сожгли дотла дом, оставив семейство в одной одежде. Тяжёлые испытания и мытарства легли в основу пьесы «Метелица» и повести «О моей жизни, книгах и читателях», которая стала последней в творческой биографии женщины. Но именно перенесённые страдания и знакомство с судьбами людей, встреченных на пути, подарили писательнице новые идеи для книг.
В 1943 году Вера Фёдоровна с семьёй перебралась в Пермь, где начала реализовываться как серьезный автор, параллельно работая в газетах и на радио. Год спустя, в 1944-м, из-под пера женщины выходит блестящая повесть «Евдокия». Историю о судьбе женщины, вырастившей чужих детей, зритель увидел в 1961 году – по этому произведению сняла одноименный фильм Татьяна Лиознова.
Здесь же, в Перми, родился самый гениальный, названный лучшим в творчестве роман «Спутники». Вера Фёдоровна по заданию редакции отправилась в путешествие по стране в образцово-показательном санитарном поезде, чтобы написать брошюру о работе персонала состава.
«Спутники» имеет невероятно яркую и разнообразную галерею характеров, отдельные новеллы соединены в единое целое. Читатель вместе с персонажами проходит прошлые события жизни, мечтает о будущем и переживает настоящий момент. Автор сумела очень правдоподобно показать героев и реалии окружающей действительности.
После того как роман, ставший литературной сенсацией, увидел свет, Панова влилась в ряды Союза писателей, к тому же получила первую Сталинскую премию. Говорят, Иосиф Виссарионович с удовольствием прочитал работу и похвалил. «Спутники» тоже вышли в виде кинопостановки – в 1965 году Искандер Хамраев снял военную драму «Поезд милосердия».
Спустя год, в 1947-м, Панова вновь оказалась в эпицентре литературной дискуссии. Вышел роман «Кружилиха» о рабочих уральского завода. На первый взгляд — обычное производственное произведение, какие в то время появлялись каждый год и не по одному. Однако писательнице удалось сконцентрироваться на нравственных сторонах заводской жизни. Критики разделились на два фронта, давая противоречивые оценки работе.
Затем литературное наследие Веры Федоровны украсила повесть «Серёжа» о буднях мальчика-дошкольника, который обзавелся папой, пусть и не родным. Трогательное произведение заставляет взглянуть на жизнь глазами ребёнка, прочувствовать его переживания, счастье и беды.
Произведение внесли в историю кинематографа Георгий Данелия и Игорь Таланкин. Причём, эта работа стала режиссерским дебютом Данелии. Фильм, в котором снялись Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева и Боря Бархатов, сорвал Большой приз на кинофестивале, проходившем в Карловых Варах.
«Серёжа» открыл цикл художественных работ Веры Пановой, посвящённый детям. Вслед писательница подарила читателям, а потом и зрителям повести «Мальчик и девочка», «Валя», «Володя». На первое место автор поставил человеческую душу и вопросы нравственности.
Произведения «Валя» и «Володя» объединил в фильме «Вступление» (1963) Игорь Таланкин. Постановщик собрал на съёмочной площадке Нину Ургант, Валерия Носика, Станислава Чекана и других звёзд советского экрана. Главные роли отошли Наталии Богуновой и Борису Токареву. Картина рассказывает о скитаниях детей в военные годы.
За постановку «Мальчик и девочка» взялся в 1966 году Юлий Файт. Режиссёр позвал совсем юных Наталию Богунову и Николая Бурляева. Ребята сыграли первую любовь, впрочем, несчастную, повлёкшую за собой серьёзные взрослые проблемы – герой бросил беременную девушку.
На закате жизни Вера Фёдоровна отправилась по волнам истории России. Перо писательницы обращено к событиям, разворачивающимся в эпоху Древней Руси, в период Смутного времени. Панова пишет о княгине Ольге, Иване Грозном и других деятелях, которые собрались под обложкой тома «Лики на заре».
Подача материала необычна. Писательница кропотливо, словно мозаику, сложила картину из отдельных элементов давно ушедших дней, принуждая читателей сравнивать персонажей, проводить аналогию между временами, думать о роли народа в событиях, ответственности властей за судьбу нации.
В последние годы жизни женщина создавала мемуарные произведения. Точку в творческой биографии Веры Пановой поставило автобиографическое эссе «О моей жизни, книгах и читателях», которое увидело свет уже после кончины автора.
Вера Фёдоровна снискала не только читательскую и зрительскую любовь. Женщину признали на высшем уровне: награждена тремя Сталинскими премиями и орденом Трудового Красного Знамени. Книги советской писательницы переведены на многие языки мира.
Представляем вашему вниманию видеопрезентацию «Панова Вера»
Мероприятие подготовила Мирзоянц Н.Х.