Час литературного портрета «Забытые имена. Шолохов-Синявский»

      Комментарии к записи Час литературного портрета «Забытые имена. Шолохов-Синявский» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Донской край – это родимая степь над низким донским небом, курганы, в мудром молчании берегущие казачью славу, и разливы привольного тихого Дона. Здесь, на Дону, жили многие писатели и поэты, внесшие большой вклад в сокровищницу российской и мировой культуры. Среди них один из зачинателей советской литературы на Дону донской писатель Георгий Филиппович Шолохов-Синявский. Фамилия Шолохов у большинства читателей ассоциируется с лауреатом Нобелевской премии по литературе, автором «Тихого Дона» М.А. Шолоховым. Георгий Филиппович был дружен с Михаилом Александровичем, и часто, во время дружеских застолий, они принимались обсуждать происхождение своей «общей» фамилии. Сходились на том, что начало фамилии Шолоховых положили в раннем средневековье выходцы их дремучих брянских лесов. Основателем рода был якобы некий «лесовик» по прозвищу Шолох — синоним древнерусского Лешего. Георгий Филиппович, будучи прекрасным прозаиком с отменным стилем и слогом, всё же признавал творческое превосходство Михаила Александровича. И поэтому, чтобы не было путаницы в их произведениях, взял себе псевдоним Шолохов-Синявский, прибавив название хутора, в которой проживал. Михаил Александрович любил подшучивать при их встречах: «Тогда я буду Шолохов-Вешенский!». Синявская земля взрастила немало талантливых целеустремленных, трудолюбивых, волевых людей. Георгий Филиппович один и них. Именно здесь, в родном селе он написал свои лучшие произведения. Здесь началась его трудовая деятельность. Выходец из народа, Шолохов-Синявский делил с ними его радости и беды. Здесь сложились его первые представления о русской земле, о человеке, о родном языке. Родился Г.Ф. Шолохов в с. Синявка, Неклиновского района, Ростовской области. Его отец Филипп, из крестьян Орловской губернии, пришел на Дон в поисках лучшей доли еще в XIX веке в 1894 году. Нашел работу на железнодорожном полустанке в районе казачьего хутора Синявского Елизаветинской станицы, вначале ремонтным рабочим, а затем путевым обходчиком, стрелочником. Георгий родился уже в Синявке, в 1901 году. В 1915 году окончил Синявское приходское училище, через год поступил на железную дорогу: на «чугунку» (так тогда называли железную дорогу) ремонтным рабочим.  В годы Октябрьской революции и Гражданской войны шестнадцатилетний Егор стал классным телеграфистом и был переведён на станцию Таганрог, где в полной мере испытал все «прелести» Гражданской войны. Война кончилась, и его призвали в Красную Армию. Он служил на территории Украины до 1924 г., где велась борьба с остатками банд Григорьева, Махно, Маруси. Демобилизовавшись весной 1924 г., Георгий вернулся в Синявку. И вновь он работал телеграфистом. Как же стал выдающимся донским писателем скромный телеграфист из хутора Синявка? А началось все в 1924 году, когда Георгий Шолохов, демобилизовавшись со службы в Красной Армии, вернулся в родной дом и решил взять в жены красавицу-казачкуЛизу Касюкову.  Елизавета Алексеевна происходила из семьи низовых казаков. Дед её Антон Касюков был уроженцем хутора Рыкова Старочеркасской станицы. Участник Крымской войны (1853 — 1856 гг.) в составе 73-го казачьего полка, оборонявшего Азовское побережье между Таганрогом и устьем Дона, Антон Касюков стал заядлым рыболовом, и зимой бегал по Дону на коньках до Ростова и по Мёртвому Донцу до хутора Синявского, где со времён Крымской войны облюбовал место и обосновался впоследствии. Отец Елизаветы Алексеевны Алексей Касюков в 90-е гг. XIX столетия служил в лейб-гвардии Его Императорского Величества казачьем полку в Санкт-Петербурге вместе с родным братом Николаем. После службы в армии братья Алексей и Николай вернулись в Синявку. В годы Первой мировой и Гражданской войны мой Алексей Касюков не подлежал призыву — по возрасту и потому, что оставался единственным мужчиной в семье. У него не было сыновей, только дочери — Нина, Елизавета, Мария, Вера, Антонина и Акилина. С Елизаветой Алексеевной у Георгия Филипповича сложилась крепкая семья, на всю жизнь.

Жена была и верной спутницей, и даже секретарем, когда перепечатывала на машинке рукописи мужа. Начиная с 1925 г., Георгий Филиппович часто бывал в Ростове, куда его направляли на дежурство телеграфистом в СКОПС (Северо-Кавказское отделение путей сообщения. В те годы он познакомился с писателем Александром Фадеевым, работавшим в Ростове в газете «Советский Юг» и одновременно писавшим свой знаменитый «Разгром». Фадеев один из первых прочитал и высоко оценил ранние рассказы Георгия. Один из них, «Преступление» — был опубликован в 1928 году в ростовском журнале «На подъеме». Фадеев не только открыл Георгию дорогу в большую литературу, но и порекомендовал взять псевдоним «Синявский», в отличие от уже опубликовавшего к тому времени первую и вторую книги «Тихого Дона» Михаила Александровича Шолохова. В 1933 году семья Шолохова-Синявского переехала в Ростов. Жили в коммунальной квартире на Новом поселении (в просторечии — Нахаловка).

Предлагаем вам посмотреть видео презентацию  «Мне грезилась донская гроза…».

Георгий много и упорно работал. Первой значительной работой, которая привлекла внимание читателей и критики, явился сборник рассказов «Камень у моря», вышедший в 1934 году, а уже в 1932-37 годах вышел его роман в трех частях «Суровая путина» и в 1939-41 годах вышли три книги романа «Далекие огни» и повесть «Семья Кудимовых» все они рассказывают о дореволюционном быте рыбаков и железнодорожников, и их участии в революции 1917 года. Одним из первых в советской литературе в своих романах писатель делает попытку раскрыть сложный процесс пробуждения личности и масс в особых условиях жизни донского казачества. Хутор Синявский находится на берегу Азовского моря и через него проходила важная железнодорожная магистраль из Москвы на юг России и Кавказ, поэтому писатель знал и видел тяжелую жизнь и рыбаков, и железнодорожников.  В 1934 году Шолохов-Синявский был принят в члены Союза писателей СССР, принимал участие в работе Первого съезда писателей СССР в качестве делегата от Ростовской области.

Войну Г.Ф. Шолохов-Синявский встретил состоявшимся писателем, мужем, отцом двух четырнадцатилетних сыновей-близнецов – Анатолия и Леонида. (Леонид Георгиевич Шолохов после войны стал директором Новочеркасского музея истории донского казачества). В то время Георгий Филиппович работал внештатным корреспондентом газеты «Известия». В первые дни Великой Отечественной войны писатель вступил в ряды Ростовского ополчения. В августе 1941 года добровольцем ушёл в Красную армию и был зачислен политруком эвакогоспиталя.  В ноябре 1941 года он с семьёй, также служившей в госпитале: жена – медицинская сестра, оба сына – санитары, оказываются в Воронеже. С этого времени Шолохов-Синявский продолжает вести военный дневник, начатый одним из сыновей 6 октября 1941 года. Эти дневники, а также письма с фронта жене и детям, бережно сохранила жена Георгия Филипповича – Елизавета Алексеевна, с которой они прожили вместе 43 года. Этот бесценный материал лёг в основу книги «Военный корреспондент Г.Ф. Шолохов-Синявский», которая, которая была издана в Ростове-на-Дону в 2020 г.

В апреле 1942 года Георгий Филиппович был направлен корреспондентом в редакцию армейской газеты «Сталинский удар» 28-й армии, а затем 65-й армии. Военным корреспондентом прошёл путь от Сталинграда до Гомеля. Исполняя одно из заданий редакции, он оказался в районе города Харькова, попал в окружение, но смог выйти, не попав в руки врага, хотя жизнь его висела на волоске. Летом 1942 года началась подготовка советских войск к одному из решающих событий войны – Сталинградскому сражению, в котором писатель Шолохов-Синявский также принимал участие. Под Курском в 1943 году писатель был контужен и по болезни направлен в тыл, где был зачислен сотрудником дивизионной газеты. За боевые заслуги на фронтах Великой Отечественной войны писатель удостоен боевых наград. Награждён медалями «За боевые заслуги» (1943), «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», орденом Трудового Красного знамени (1961). Войну писатель закончил в звании майора. Первые книжные публикации фронтовых рассказов Г.Ф.  Шолохова-Синявского вышли в 1944 г.: очерк «В тылу врага» в литературном сборнике «Большие дни», затем сборник рассказов «Змей Горыныч» о героическом сражении советских людей на фронте и самоотверженном труде в тылу, и повесть «Жизнь» (в последствие под названием «Домик у речки»), посвященная жене писателя. Демобилизовался писатель в августе 1945 года и с 1 июня 1946 г. по ходатайству Правления Союза писателей СССР Шолохов-Синявский был утверждён уполномоченным Союза советских писателей по Ростовской области. В течение многих лет он избирался в Правление Ростовского отделения СП, был членом редколлегии журнала «Дон», членом редакционного совета Ростовского книгоиздательства. В послевоенные годы выходят в свет его роман «Беспокойный возраст», повесть «Отец», положивший начало крупному последнему произведению писателя автобиографической трилогии «Горький мёд» (1961-1964), повесть «Казачья бурса» и другие. После победы писатель написал роман «Волгины» (1947-1951) —  одно из наиболее крупных своих произведений, замысел которого появился у писателя во время пребывания на фронте.

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику книги Шолохова-Синявского «Волгины».

Георгий Шолохов-Синявский ушёл из жизни более полвека назад в Москве в мае 1967 года. По воспоминаниям родных писателя последними его словами были: «Ах, как бы я хотел сейчас вернуться на Дон». Похоронен Георгий Филиппович на родине в с. Синявском на тихом сельском кладбище, под донским высоким чистым небом. Почет и уважение к деятелю литературы, память о земляке жива до сих пор.  Жители с. Синявское, дети и молодежь знают историю жизни и творчество писателя. А ныне живущее поколение должно использовать книги Шолохова-Синявского как историческую энциклопедию о жизни донского края.

Участник клуба «Эхо»  Владимир Астальцев подготовил сообщение «Послевкусие после прочтения»  о повести Г.Ф. Шолохова-Синявского «Горький мёд».

            О нашем земляке Шолохове-Синявском я слышал давно, но, к своему стыду, познакомился с его произведениями лишь на 71 году жизни. Читал я повесть «Горький мёд»  (Шолохов-Синявский Г.Ф.  Горький мёд. – Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2018. – 656 с.)  в течение трёх недель с интересом и частыми перерывами, стараясь продлить удовольствие от приобщения к добротной художественной прозе и безупречно чистому русскому авторскому языку. «Горький мёд» по праву считается автобиографическим произведением, но это определение, на мой взгляд, нельзя считать исчерпывающим. Повесть является своеобразным художественным отражением и преломлением истории нашего Отечества, одного из её важнейшего этапа (1905-07 – 1917 гг.). Сколько бы мы не говорили о биографии писателя, его литературном наследии, только тексты на бумажном (а не на электронном) носителе дают адекватное представление о личности автора, масштабе таланта, роли в отечественной литературе. А если книга до читателя не дойдёт (в том числе молодого), значит, всё эти наши ритуальные телодвижения чистой воды мишура, показуха, бутафория и не более того. Если хотим отвоевать молодёжь у интернетовских фэйков и прочих информгнусностей, значит нужно на благое дело изыскивать деньги и тратить грамотно. В «Донском издательском доме», где печатался «Горький мёд» (2018), книгу мне продали за 900 рублей, о чём я нисколько не жалею. Говорю об этом искренне, т. к. книга, на мой взгляд, уникальная. Что же в трилогии Георгия Филипповича Шолохова-Синявского привлекательного? Прежде всего, сюжет: автор – коренной житель села Синявского Области Войска Донского – рассказывает о себе, об отце и матери, родных и близких, друзьях и недругах, односельчанах, донских казаках и иногородных людях (хватких армянских и притавридских коммерсантах), пришлых городских людях разного социального статуса и политических взглядов, своих любимых учителях и школе, значении книги в годы детства и отрочества, местных священнослужителях, рыбаках, охотниках, пчеловодах, железнодорожниках, о своей первой любви, обо всех, с кем довелось встречаться и общаться. Ёрка (Георгий) за десятилетие из шести-семилетнего мальчика вырос в образованного (по меркам своего времени), самостоятельно мыслящего, приспособленного к жизненным испытаниям молодого человека. Переломная эпоха (1907-1917) в истории страны и многочисленные, порой драматические события, происходившие на Юге России, о которых повествует автор, представляют особый интерес для жителей донского края. Шолохов-Синявский не сглаживает углы и не сгущает искусственно краски, а пропускает исторический и литературный материал через себя, через собственные наблюдения и ощущения. Он очевидец и участник тех судьбоносных социально-экономических и политических процессов и конфликтов. Вторая привлекательная черта повести – описание природы родного края и донской живности (главы «Факультет природа», «Летучие беглецы», «Вольнолюбивый перепел», «Ночь в засаде»), сельских и городских ремёсел («Странная охота», «Отрубщики», «Пчёлы выручили»), особенностей южно-российского быта и типажей дончан конца XIX – начала ХХ века («Молодой хозяин», «Хожалые люди», «Кирик Шурша», «Поездка в город», «Чужая семья»). С большим чувством автор пишет о родной школе, своих педагогах, роли чтения художественной литературы в жизни ребёнка («Сверстники», «Любимая учительница», «Бурсаки» и «Классики», “Книжное «святилище»”). К третьей важнейшей стороне повести, пожалуй, можно отнести внутрисемейные отношения Шолоховых, их неконфликтный стиль общения с родственниками, соседями, знакомыми и незнакомыми, набирающими силу работодателями, коммерсантами, представителями местной власти («Женитьба отца», «Перемены на хуторе», «Наши соседи», «Прощание с Адабашевым», «Фальшивые лампасы»). Особенно ярко представлена в повести душевная привязанность Ёрки к отцу, гордость сына за житейскую мудрость и поступки родителя в изменившихся сложных обстоятельствах, а также недоумение, острые переживания и даже внутреннее неприятие некоторых отцовских решений (красноречивее других об этом повествуют две главы «Ночь в засаде» и «Странная охота»). Ёрка взрослеет, становится более грамотным и понимает, что в окружающем мире многое кардинально меняется, причём не в лучшую сторону, что возникают новые острые проблемы, для решения которых энергии отца и накопленного опыта уже недостаточно. И сын принимает на свои плечи часть семейных забот, устраивается на железную дорогу, становится квалифицированным специалистом-телеграфистом («Бунт», «В поисках дороги», «Новая ступень», «Первое дежурство»). И как не просто герою повести поддерживать ровные отношения с товарищами – полными антиподами, один из которых (Ваня Рогов) раньше других стал рабочим человеком и «вклинился» во взрослую жизнь,  и теперь открыто глумится над приверженностью Ёрки к учению, а другой (Ваня Каханов), воспитывавшийся в семье интеллигентов, убеждён, что будущее не за рутинным каждодневным физическим «вкалыванием» ради хлеба насущного, а за знаниями, профессиональной квалификацией, эрудицией и культурой в широком смысле слова («Фальшивые лампасы», «Конец казачьей бурсы», «Поединок»).  А Ёрке удаётся, проявив недюжинную дипломатию, сохранить обоих друзей и у каждого взять на вооружение всё полезное и ценное, что помогло ему выработать собственную линию поведения. Объявленная война с германцами, всеобщая мобилизация и приближающаяся «кровавая бойня» приводят к разрушению традиционного уклада жизни, обострению внутренних социальных противоречий и конфликтов, размежеванию людей и размыванию нравственных устоев общества. Писателю удаётся избежать идеологического штампа о «торжественном шествии Советской власти» из столиц «до самых до окраин». Шолохов-Синявский пишет о признаках двоевластия в системе станичного правления: атаманская власть или местный совет, представляющий все социальные слои населения. И ключевой вопрос – вопрос о земле и её хозяевах. Оставаться ли отцу независимым специалистом-пчеловодом, постигшим секреты и премудрости отрасли или под угрозой голода и нищеты семьи наниматься в батраки и всю оставшуюся жизнь работать на нового хозяина, которого интересуют не пчелиные семейства и не сам по себе мёд, а исключительно денежные доходы от пасеки («Пчёлы выручили», «Трудная зима»). А ранее, чтобы заплатить за учёбу сына, отец продаёт «пять лучших ульев с самыми сильными пчелиными семьями», пчёлы «были для него то же самое, что и дети» (с. 358). Психологический портрет отца построен на редкость ярко и убедительно. А как чувственно и проникновенно рассказана история первой любви Ёрки – любви к девушке Саше. «Я был тогда особенно застенчив и к девушкам относился как к существам высшего порядка – благоговейно, с преклонением, граничащим со страхом» («Запах подснежника», с. 522). Саша была старше. Для неё Ёрка был – «мальчишкой, родственником, соседом» (с. 524), Учиться в школе Саше (как и сёстрам) не позволили, грамоте её учил Ёрка на дому, и пришло время устраивать судьбу. «Сашу выдали за замуж за зажиточного, очень гулливого и неукротимого в пьяном буйстве рыбака с «русской» окраины хутора, сплошь заселённой иногородними» (с. 539). Мужа Саша не любила, и тот начал её регулярно избивать. Очередное бегство под родительскую сень оборачивалось лишь новыми попрёками и побоями, но теперь уже родного отца. Возвращалась Саша под крыло придирчивой свекрови и вновь её встречали кулаки мужа… И так без конца – без радостей, без проблесков семейного счастья» («Сашина доля», с. 539). «Родив дочку, Саша окончательно сбежала от мужа и, ползая на коленях, вымолила у отца и матери позволения остаться дома» (с. 539). «Такую беглую жену презирали, не миловали и дома, обременяли непосильной работой, превращали в рабыню» (с. 540). Написано Г. Ф. Шолоховым-Синявским настолько правдиво, честно и откровенно, что современного читателя спустя век оторопь берёт. Одно слово – Мастер писал. Несомненной удачей автора является третья заключительная часть трилогии под названием «Зарницы» (с. 399-606).  Этот раздел можно рекомендовать в качестве художественного приложения к учебному курсу «История Отечества». Февральские события 1917 года, беспомощность Временного правительства, рост идейного и политического влияния партии большевиков и её главы Ленина в книге представлены на примере судьбы главного героя и его семьи. Много интересного и полезного читатель узнает о том, как работала в это неспокойное время железная дорога, как поддерживалась связь между Ростовом и Таганрогом, как происходило ожесточение и размежевание людей на сторонников и противников «наших» (белых) и «ваших» (красных), как чинились бесчинства белого и красного террора. В отличие от автора «Тихого Дона» М. А. Шолохова, предпринявшего обдуманную попытку встать над кровопролитной схваткой русских людей в годы Революции и Гражданской войны, главный герой повести «Горький мёд» Ёрка открыто заявляет своему приятелю Каханову: «Я – за большевиков, Ваня. Ведь они – за бедных… А ты за кого? … Каханов резко обернулся ко мне. А я ни за кого! Ты понимаешь – ни за кого. – Лучше читай наши газеты… Войсковой наказной атаман Каледин нынче объявил себя правителем Области войска Донского и отказался признать Советскую власть… и вашего Ленина…» (с. 569).

Повесть Г. Ф. Шолохова-Синявского «Горький мёд» – произведение автобиографическое, но, смею утверждать, в чём-то и эпическое. Книга, на мой взгляд, даёт обильную пищу для исторического анализа, раздумий и  дискуссий о судьбе многострадального Отечества нашего, магистральном пути дальнейшего движения современной России вперёд. Повесть актуальна и полезна для всех категорий читателей.


Подводя итог вышесказанному, хочется отметить –  ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания молодого поколения о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Для желающих подробнее ознакомиться с творчеством нашего героя мы подготовили рекомендательный список «Забытые имена. Рекомендовано к прочтению»

В заключение мероприятия предлагаем вам посмотреть полную версию фильма «Горький мёд»  о писателе Шолохове-Синявском и его большой талантливой семье, представленная Ольгой Рыбальченко.

Спасибо за внимание!

Величко В.Н., Неверова О.М.