Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога! Сегодня мы расскажем вам краткую историю кинематографа, т.е. с чего всё начиналось, и представим видеопрезентацию «Вернисаж шедевров мирового кинематографа»
Кинематограф — набор искусств, техник, индустриальных и дистрибьюторских действий, с помощью которых создаются фильмы. В широком смысле кино — набор фильмов, которые в целом представляют художественное выражение, варьирующееся от фантазии до информации и распространения знаний. История кинематографа, кратко представленная здесь, начиналась с технологических разработок.
История кино очень интересна, но мы долго на ней задерживаться не будем.
В 15 веке была впервые разработана так называемая камера обскура, которая также имела название «волшебный фонарь». Принцип действия у камеры обскура примитивный: это была коробка со светильником внутри, а в коробке было статичное изображение.
Создание камеры обскура приписывают знаменитому и гениальному человеку — Леонардо да Винчи.
После, в 1830 году попытки «оживить рисунки» стал осуществлять известный английский физик и химик – Майкл Фарадей. Им был изобретён фенакистископ. Если упрощённо, то схема действия этого прибора такова: это был диск с отверстиями. На одной стороне были нарисованы фигуры, и когда диск вращали перед зеркалом и, перед этим смотря в отверстия диска, то картинки начинали двигаться. Пример работы данного прибора можете посмотреть по ссылке. Это очень забавно.
В середине 19 века появляются первые подобия фотоаппаратов, а чуть позже, в 1877 году, была изобретена хронофотография. Это такая разновидность фотографии, преимущество которой — выдержка. С помощью хронофотографии и выдержки удалось непрерывно сделать фотографии того, как девушка спускается по лестнице.
В 1876 году во Франции появилось что-то типа первого кинотеатра, но тогда он назывался оптическим театром. Изобрёл такой театр Эмиль Рейно. На плёнку наносили рисунки и через фонарь эти рисунки транслировались зрителям. Специальный человек тем временем говорил о том, что происходит на экране.
В 1878 году между губернатором Калифорнии Леландом Стэнфордом и фотографом Эвардом Мейбриджем возник спор: отрывает ли лошадь во время галопа все четыре ноги от земли или нет? В итоге на треке для лошадей были установлены несколько фотоаппаратов и были натянуты верёвки. Когда лошадь выбегала, то она рвала эти верёвки и тем самым запускала спуск на фотоаппаратах. Так впервые было разложено движение на фазы. Это был наглядный пример того, что споры в науке — это замечательно!
После, Эдвард Мейбридж изобрёл зупраксикоп, который уже был способен «оживлять картинки» и он преимущественно «оживлял» животных.
В 1891 году Томас Эдисон вместе с Уильямом Диксоном, молодым лаборантом, придумали устройство, ставшее предшественником кинопроектора. Этот аппарат стал называться кинетоскопом. Он представлял собой шкаф с окном, через которое отдельные зрители могли испытать иллюзию движущегося изображения. Перфорированная полоса из целлулоидной плёнки быстро прокручивалась между лампочкой и линзой, через которую зрителям показывали отдельные моменты, снятые кинетоскопом, на киностудии Эдисона. В этом устройстве был уже не покадровый показ картинок и фотографий, как было ранее, а постоянная прокрутка, что создавало впечатление, что картинки двигаются непрерывно. Минус такого аппарата один: картинки мог наблюдать только один человек.
По мере того, как кинетоскоп приобретал популярность, компания Эдисона начала проводить демонстрации в вестибюлях гостиниц, в парках развлечений и в театральных залах.
Но мало кто знает, что на 2 года раньше братьев Люмьер, а именно: в 1893 году — механик Одесского Университета Иосиф Тимченко создал кинопроектор собственной конструкции для просмотра фильмов, но в научном сообществе и в среде предпринимателей не нашлось ни одного смелого и щедрого : никто не выделил ему денег для развития данной технологии. И очень зря! Кто знает, может быть Россия сейчас была бы в авангарде кино. Увы, никто не надоумил русского гения оформить патент на своё изобретение, а французы оказались проворнее…
Впрочем, наша страна всё равно не отстала – в эпоху социализма она, можно сказать, «догнала и перегнала Америку», как выразился Н.С. Хрущёв, один из лидеров СССР. Правда, он это сказал по другому поводу, но и здесь оказался прав…
Родоначальниками кино числятся французы, братья Люмьер, несмотря на то, что и до них были изобретатели «движущихся картинок», как мы могли уже в этом убедиться. Просто братья Огюст и Луи Люмьеры оказались самыми предприимчивыми : очень быстро оформили патент на своё изобретение. Они назвали аппарат синематографом. Первые показы киносеанса прошли в 1895 году в Париже на бульваре Капуцинок и среди них была первая комедия «Политый поливальщик».
Чуть позже братьями Люмьер также был продемонстрирован знаменитый ролик «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Смотрите, как люди удивляются, глядя на камеру. Есть легенда, что люди в зале в то время, когда смотрели, как на них надвигается поезд, пугались и пытались сбежать. Началась эпоха немого кино.
ЭПОХА НЕМОГО КИНО представлена творчеством Чарли Чаплина, величайшего комика американского кинематографа, без которого невозможно представить себе дальнейшее развитие мирового киноиндустрии. Думаю, многие смотрели фильмы с его участием : «Огни большого города», «Золотая лихорадка». Конечно, были и другие прекрасные артисты, но Чаплин – единственный, которого в мире знают абсолютно все, и именно как комика немого кино.
В начале 20 века многие киностудии начали перебираться в пригород Лос-Анджелеса – Голливуд, поскольку там было много солнца и легче было делать натурные съёмки. Крупнейшими киностудиями тогда (да и сейчас) были: Фокс, Парамаунт, Метро Голден Майер, Унивёрсэл Пикчерс.
А в Индии возникла киностудия «Болливуд» — по аналогии со словом «Голливуд». В других странах также были свои киностудии и свои режиссёры.
В СССР возникли киностудии «Мосфильм», «Ленфильм», киностудия имени Горького, а также менее крупные киностудии в столицах других союзных республик…
Развитие кинематографа шло семимильными шагами. Кино стало самым популярным развлечением в мире. Но, кроме того, оно стало влиять на души людей, формировать мировоззрение. Поэтому очень важно было, чтобы оно проповедовало высокие нравственные принципы. В разных странах кино провозглашало те ценности, которые были созвучны тому или иному общественному строю. В общем-то, часто создатели фильмов выполняли социальный заказ, чего уж там греха таить!
Много кинофильмов хороших и разных в разных странах, всех не перечислить и не пересмотреть – одной человеческой жизни не хватит! Кино любят все и везде, поэтому оно и продолжает развиваться и … совершенствоваться.
Но, чтобы не быть голословными, мы предлагаем вам просмотреть видеопрезентацию «Шедевры мирового кинематографа», ибо лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать о них.
Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Символ Международного кинофестиваля в Каннах»:
Приятного просмотра. Спасибо за внимание!
Мирзоянц Н.Х.