Кинобиографический вечер «Звезда по имени Любовь»

      Комментарии к записи Кинобиографический вечер «Звезда по имени Любовь» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Наше онлайн-мероприятие «Звезда по имени Любовь» посвящено Любови Петровне Орловой — артистке советского театра и кино. Одна из самых ярких советских кинозвезд родилась в 1902 году. 11 февраля 2022-го ей исполнилось бы 120 лет. Пролетарская Марлен Дитрих, как частенько называли актрису, скончалась в середине 70-х. Актриса не оставила после себя детей, хотя очень хотела однажды познать радость материнства. Зато её роли отпечатались в памяти миллионов людей.

Любовь Орлова — российская актриса, кинозвезда № 1 Советского Союза. Профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Становление и стремительный подъём советского кинематографа в 1930-х годах немыслим без её участия. Во многом благодаря высокому артистическому мастерству, чрезвычайно выигрышной внешности Орловой, кинематограф стал популярнейшим видом искусства в СССР, уже в 1930-е годы серьёзно потеснившим театр по количеству зрителей и кассовым сборам. Типаж Орловой — человек нового времени, энергичный, оптимистический, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.

Любовь Орлова, самая главная советская кинозвезда, считавшаяся богиней юности и красоты, родилась в 1902 году в подмосковном городе Звенигороде. Её отец, Петр Фёдорович Орлов, был потомком тверской ветви Рюриковичей, служил в военном ведомстве. Мать — Евгения Николаевна Сухотина — из старинного дворянского рода, в родстве с которым был Лев Толстой. Дед, Сухотин Николай Николаевич — генерал от кавалерии, был начальником Николаевской Академии Генерального штаба, членом Государственного совета. Несмотря на то, что Орлова происходила из дворянской семьи, ей удалось избежать репрессий в отношении некогда привилегированного сословия после прихода советской власти. Однако путь к карьерным высотам всё равно был довольно непростым. Мать и отец девочки часто устраивали любительские спектакли. В доме семьи то и дело появлялись знаменитые люди своего времени. От государственных деятелей до представителей мира искусства. Одним из таких был Фёдор Шаляпин. Он, пожалуй, первым оценил артистические данные юной Орловой, когда увидел, как та играет в домашнем спектакле. Шаляпин сказал, что девочке нужно развивать талант. Однако у родителей были другие планы. Как только Любови исполнилось 7 лет, её записали в музыкальную школу. По задумке матери и отца, девочка должна была стать профессиональной пианисткой. В 1919-1922 гг. Любовь училась в Московской консерватории по классу фортепиано. Однако окончить образование так и не сумела. В какой-то момент у неё развилась болезнь Миньера. Редкое, но тяжелое поражение внутреннего уха. Девушка стала терять слух. Излечение было возможно, но время на учёбу было упущено. К тому же, после прихода советской власти и тотальной разрухи начались тяжелые времена. Дворянское сословие внезапно оказалось на самом дне новоиспеченного общества. Нужно было как-то зарабатывать на жизнь. С 1922 по 1926 годы Любовь Орлова преподавала музыку всем желающим и способным за это заплатить. Очень скоро она устроилась в московский кинотеатр, где подрабатывала тапером. Занималась звуковым оформлением немых фильмов, когда кинематограф только входил в силу и законные права. Такая судьба явно не устраивала молодую амбициозную девушку. Она хотела большего. Примерно в те же годы Любовь Орлова поступила в ГИТИС. В тот момент это был всего лишь театральный техникум. Расцвет учебного заведения случился чуть позже, когда он стал настоящей кузницей кадров для большого кино и подмостков огромной страны. С 1926 по 33 год артистка работала в качестве хористки при музыкальном театре. Но настоящая карьера была впереди. Творческая биография Любови Орловой началась в 1932 году. Однако это было не большое кино. На заре профессиональной работы артистка пела в хоре. Одновременно принимала участие в постановках, играла эпизодические роли на подмостках. Но уже тогда её талант и неповторимая внешность были заметны и выделяли артистку из множества коллег. Благодаря природному таланту, упорству и целеустремленности, актриса сумела добиться своего. В 1932 году Любовь Орловой поручили образ Периколы в одноимённой оперетте. Это была серьезная центральная роль. Задача стояла нелёгкая. Однако она прекрасно справилась с ней. Постановка произвела настоящий фурор среди любителей высокого искусства и членов профессионального сообщества. Премьера и дальнейшие повторы пользовались огромной популярностью у всех культурных людей того времени. Во многом именно этот успех предопределил дальнейший карьерный рост артистки. На одном из представлений в зале присутствовал режиссер Григорий Александров. В те годы он уже был довольно известным представителем культурного сообщества. Его имя было хорошо знакомо в широких кругах. Работа молодой актрисы его впечатлила. Александрову понравилось всё: от голоса и таланта до созданного образа. После окончания постановки Александров предложил Орловой начать сотрудничество. Тем более, что как раз тогда по счастливому стечению обстоятельств он искал актрису на роль в фильме «Веселые ребята». Кинематографическая биография Любови Орловой начинается именно с этой ленты. Отлично справившись с образом Анюты, артистка стремительно поднимается по карьерной лестнице советского кинематографа. Первый раз Любовь Орлова увидела Александрова весной 1933 года, когда молодую актрису Музыкального театра пригласили на кинопробы в один из павильонов «Мосфильма». До этого ей с кинематографом не везло, да и сейчас вряд ли что получится, и роль совсем не нравится. Но буквально через минуту она знала, что готова сниматься в этом фильме в любой роли, пусть даже в самой маленькой. Мужчина, так ненадолго появившийся в студии на пробах фильма «Джаз-комедия», был так молод и насмешлив, что даже не догадывался о том, какое впечатление он произвёл на актрису. «Я увидела голубоглазого золотоволосого бога, и всё было кончено», — сказала Любовь Орлова спустя двадцать лет об этой встрече. Автору и режиссёру первой советской музыкальной «Джаз-комедии», прогремевшей впоследствии на весь мир под названием «Весёлые ребята», Григорию Васильевичу Александрову, было тогда 30 лет, Орловой на год больше. И неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы судьба не привела Александрова в Музыкальный театр Немировича-Данченко на спектакль «Перикола», где играла Любовь Орлова. Он очень захотел с ней познакомиться, к тому же находился в поисках героини своего фильма. Конечно, он не запомнил их первую встречу, зато теперь рассыпался в комплиментах. Александров пригласил её на вечер, посвященный юбилею Собинова. Она, конечно, сразу согласилась. С банкета они ушли вместе. Они гуляли до самого утра. Он рассказывал ей о себе, о своей жизни, а она внимательно его слушала и даже не заметила, как подошли к её дому. Расстались, так и не перейдя на «ты». И не переходили уже никогда. Эту интонацию задала она, боясь, что эта прекрасная ночь может исчезнуть, не оставив и следа.  В один из июльских вечеров она появилась дома с Александровым. Родные замерли — вместо привычной темноволосой Любочки в прихожей стояла ослепительная блондинка. И в этот же день состоялось утверждение Орловой на роль Анюты в фильме «Весёлые ребята». Тогда и возник тот самый легендарный образ первой советской кинозвезды с мировой известностью!

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику: Кадр из фильма «Веселые ребята»

Буквально через 2 года в 1936-ом на экраны страны вышла вторая лента Александрова, где в главной роли снова появилась Любовь Орлова. Это был мюзикл «Цирк», ставший одним из самых кассовых советских фильмов. Благодаря актерскому таланту самой Орловой и режиссерской работе фильм получил высокие оценки от профессионального сообщества. Он был отмечен на международном кинофестивале. А через несколько лет получил Сталинскую премию — едва ли не самую почетную награду того времени. Картина была в своем роде первой музыкальной комедией, поставленной в Советском Союзе.

Предлагаем вам посмотреть отрывок из фильма «Цирк» (песня «Мэри верит в чудеса…»)

Через два года поклонники таланта Орловой с удовольствием смотрели очередной мюзикл — комедию «Волга-Волга», также снятый Григорием Александровым.

После съёмки в фильме «Весёлые ребята» актриса ушла из театра и окончательно связала свою жизнь с кинематографом и Александровым. Когда состоялась премьера фильма, Иосиф Сталин сказал: «Я как будто месяц провел в отпуске», а Максим Горький отметил игру Орловой: «До чего хорошо играет эта девушка!». Орлова и Александров получили ордена Красного знамени, а Любовь Орлова ещё и звание заслуженного деятеля искусств. С тех пор артистка долгие годы снималась только в фильмах Григория Александрова — «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна» — и играла в них главные роли.

Каждый новый сценарий режиссёр разрабатывал специально для Орловой. В его картинах раскрывались все таланты актрисы: актриса пела, танцевала, исполняла акробатические трюки. Любовь Орлова вошла в каждую семью советских людей. На улице встречные замедляли шаг, мужчины снимали шляпы, а на самых суровых лицах появлялось выражение радушия. Песни, которые пела Орлова, пела вся страна. Она стала любимой актрисой Сталина. Наверное, именно это дало возможность Александрову и Орловой полностью реализоваться в те годы. И выжить.

Иконой стиля и актерского мастерства Любовь Орлова стала ещё при жизни. Благодаря стараниям второго супруга, она оказалась неким русским вариантом Марлен Дитрих. Многие видели в ней идеальную женщину и картинку. За годы карьеры артистка успела сняться почти в 20 лентах, что было солидно для того времени. Помимо этого, она реализовала себя как танцовщица и профессиональная певица. Постепенно образ Любови всё больше походит на образ Марлен Дитрих. Голливудскую кинодиву из-за железного занавеса и запрета на западное искусство пока не знают зрители СССР. Но небольшой круг посвящённых, в который входил режиссёр Александров, регулярно просматривает зарубежные фильмы на закрытых показах. Именно с его легкой руки артистка преобразилась и переняла многие черты западной коллеги: она перекрасила волосы, имела похожий гардероб. В первой же картине «Весёлые ребята» у Анюты был точно такой же цилиндр, как у Дитрих в ленте «Голубой ангел». В следующем фильме «Цирк» у героини Орловой цвет волос чёрный пополам с платиновым, как у Марлен. У Любови Петровны Орловой было великолепное сопрано. Она отлично танцевала и играла на рояле и фортепиано. Эти её таланты многократно использовались во всех следующих картинах. Ленты «Волга-Волга», «Светлый путь» и многие другие были переполнены музыкой и песнями. Фильмы с Орловой чрезвычайно любимы советскими зрителями. В то же время, артистка находила время на гуманитарную работу. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Любовь Орлова продолжала сниматься в кино. Очень скоро в свет вышла картина «Дело Артамоновых», по мотивам романа Максима Горького. Во время Великой Отечественной войны Орлова выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском. Ей было присвоено воинское звание полковник. После войны актриса опять много снимается. В 1947-ом вышел мюзикл «Весна», а через 2 года картина о войне «Встреча на Эльбе». В начале 1950-х Любовь Орлова появилась в двух биографических картинах – драме «Мусоргский» и ленте «Композитор Глинка», где она сыграла Людмилу Ивановну Глинку. Карьерный спад наметился у Любови Орловой в начале 1960-х. Она всё реже появляется на экране и на театральной сцене. В 1970-м зрители увидели комедию «Русский сувенир». А последняя лента с участием Орловой «Скворец и Лира» вышла в 1972 году. Орловой дважды присуждалась самая престижная в стране Сталинская премия. Первый раз за роль Марион Диксон в картине «Цирк», второй — за ленту «Встреча на Эльбе», где Любовь Петровна сыграла американскую журналистку Джаннетт Шервуд. Также артистка получила Орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени. Вскоре она становится Заслуженной, а потом и Народной артисткой РСФСР и СССР. Артистка скончалась 26 января 1975. На тот момент ей было 73 года. Причиной смерти Любови Орловой стал рак поджелудочной железы. Когда диагноз — рак поджелудочной железы — сообщили Александрову, он произнес единственную фразу: «Хорошо, что она первая …». Григорий Васильевич прекрасно знал, что говорит. Поэтому и вытаскивает её на телевидение — это была последняя съемка в жизни Орловой, через некоторое время её не станет. И сделал он это потому, чтобы Орлова поверила в то, что у неё нет ничего страшного — так, во всяком случае, уверяли её врачи. Хотя на самом деле она прекрасно знала, что именно у неё. И скрывала это от Александрова. И в день очередной операции, которая уже ничем не могла ей помочь, отправила его гулять, чтобы он не приехал к ней в больницу. Вечером 31 декабря 1974 года её выпустят из больницы всего лишь на один час. И первый раз за сорок два года совместной жизни они нарушат свои традиции встречи Нового года. Обычно они встречали его вдвоем во Внуково. Выходили из дома с двумя хрустальными фужерами и бутылкой шампанского и шли к своей любимой ёлке. С боем курантов они желали друг другу счастья. 31 декабря 1974 года она пожелал ему счастья, а он ей здоровья. 23 января 1975 года в день своего рождения он приехал к ней в больницу и услышал: «Как вы долго…». Это был её единственный упрек за их совместную жизнь. Больше в сознание она не приходила. 26 января она умерла. А 29 января — бесконечная людская вереница вытянулась от площади Восстания (ныне — Кудринская площадь) до театра на площади Маяковского. Был сильный мороз, а люди всё шли и шли. Они прощались со своим кумиром. Похоронили её на Новодевичьем кладбище. В день её рождения по старому стилю. Она всегда отмечала его 29 января. Григорий Васильевич Александров переживет Любовь Орлову на восемь лет.

Предлагаем вам посмотреть видео презентацию о жизни и творчестве актрисы

«Звезда по имени Любовь»

Уже 47 лет, как закончился земной путь народной артистки СССР Любови Петровны Орловой, но до сих пор к её имени приковано повышенное внимание. Несмотря на то, что годы творческой активности актрисы относились к тридцатым и сороковым годам прошлого века, фильмы с её участием идут и сейчас по телевидению, её памяти посвящают телепередачи, выходит много книг с биографией актрисы. Её любят и чтут миллионы людей в нашей стране и за рубежом. Известно, что при жизни актриса почти не давала интервью, отказывалась сниматься в фильмах о её жизни и творчестве, не терпела вмешательства в личную жизнь и оберегала свой внутренний мир от посторонних. О великой актрисе написано очень много, но не всё написанное – правда, очень много вымысла и предположений. Предлагаем вам познакомиться с книгами об актрисе, имеющимися в библиотеке имени В.Г. Белинского. И начнём мы с книги Нонны Голиковой «Любовь Орлова».

Голикова, Н.Ю. Любовь Орлова /Нонна Голикова. — Москва:Эксмо, 2014. — 234, с. — ISBN 978-5-235-03745-8. – Текст: непосредственный.

Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова — первая советская кинозвезда, любимица нескольких поколений зрителей. Она была наделена красотой и талантом, её обожала публика, ей поклонялись мужчины, и тем не менее ей не удалось избежать ни личных драм, ни творческих неудач. Актриса не любила говорить о своей жизни с журналистами, и потому данная биография, построенная как воспоминание близкого ей человека, особенно интересна. Людей, лично знавших великую актрису, остается всё меньше, поэтому книга Нонны Голиковой сейчас так необходима. Нонна Юрьевна Голикова- театровед, драматург, внучка родной сестры Орловой, Нонны Петровны, с детства была рядом с бабушками. О жизни, судьбе, таланте великой актрисы и сестры своей бабушки и рассказала Н. Голикова в своей книге «Любовь Орлова». Это уже второе издание книги, первое называлось «Актриса и режиссер». Изданная в серии ЖЗЛ — Малая серия, эта небольшая книга дарит нам незабываемую встречу с уникальной личностью. И, думаю, что поклонники таланта актрисы, прочитав эту книгу, узнают подлинные факты её жизни и ещё больше полюбят актрису. Теплая книга! Так может писать только родной человек! Она не только про Орлову, эта книга про любовь двух творческих людей, которым удалось пронести её до конца. Несомненно, Орлова — Звезда эпохи! Нонна Голикова цитирует слова Е. Сальниковой: «Орлова является первой и почти неповторимой советской звездой, парившей над любой идеологией…».

Кушниров, М.А. Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино / Марк Кушниров. — Москва: Эксмо, 2015. — 384с. — ISBN 978-5-699-79331-0. – Текст: непосредственный.

Ещё одна книга, которую мы хотим вам представить, называется «Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино»». Любовь Орлова и Григорий Александров прошли вместе светлый путь создания советского мюзикла. Двойной портрет лучезарной звезды и фаворита тоталитаризма на фоне Эпохи и Кино поможет читателю лучше понять, зачем «ее каблуки выстукивали мелодию несбыточного счастья» и почему баловень и фаворит Судьбы искренне повторял: «Все хорошо! Все будет хорошо». Творчеством была не только работа, но и личная жизнь Чарли и Спенсера, как называла друг друга в интимном общении эта известная миллионам людей «звездная» пара, одновременно очень закрытая даже для близких. О многих ее тайнах, о том, как зажигаются звезды и кому это нужно, рассказывает киновед Марк Кушниров.

Сааков, Ю. Неизвестная Орлова. 100 анекдотов про звезду, ее мужа и Сергея Эйзенштейна/ Юрий Сааков.  – Москва: Алгоритм: Эксмо, 2011. – 288 с. – ISBN 978-5-699-53554-5.- Текст: непосредственный.

Предлагаем вашему вниманию книгу «Неизвестная Орлова. 100 анекдотов про звезду, ее мужа и Сергея Эйзенштейна». Первая отечественная кинозвезда Любовь Орлова стала не только кумиром поколений, но и символом своей эпохи. Она умела на экране всё – петь песни, отбивать чечётку, стоять за ткацким станком и импровизировать на рояле, ездить на велосипеде и вращаться под куполом цирка. В кино она больше играла простых тружениц, её Марион Диксон из «Цирка» предпочла СССР, а ученая Никитина в «Весне» была светилом советской науки. В жизни актриса тщательно скрывала своё дворянское происхождение и даже то, что была в родстве с самим Львом Толстым. Эта книга былей и небылиц о блистательной звезде киноэкрана была написана другом и учеником Григория Александрова Юрием Сааковым. Она приоткрывает завесу над многими тайнами творческой и личной жизни Любови Орловой.

И в заключение нашего мероприятия предлагаем вам разгадать онлайн-викторину «Светлый путь Любовь Орловой»

Кинобиографический вечер «Звезда по имени Любовь»  был проведён  для сотрудников и посетителей ЦСОН (Центр социального обслуживания населения). Присутствующие с большим интересом просмотрели видеопрезентацию и фрагмент из фильма «Цирк», а затем познакомились с обзором книг о Любови Орловой. Книги были выданы читателям.

Спасибо за внимание!

Величко В.Н., Неверова О.М.