Литературно-краеведческий час «Хвала тебе, казачка!»

      Комментарии к записи Литературно-краеведческий час «Хвала тебе, казачка!» отключены

Эх, нелегка казачья доля-
Бывать в походах много дней!
А доля матери-казачки
Всегда была еще трудней!
Пока любимый муж в походе,  
Хозяйство надо содержать-
Припасов на зиму сготовить,
Всех накормить и обстирать.
 Плетень поправить – коль придется,  
А то и крышу подлатать,
Да и к ведению хозяйства
Подросших дочек приобщать…
   

Здравствуйте читатели библиотеки имени В.Г. Белинского. Сегодня мы поговорим  с вами, о таком добром и тёплом празднике на Дону – о Дне Матери — казачки. День матери – праздник, который объединяет вокруг светлого образа женщины-матери взрослых и детей, мужчин и женщин, тружеников села и рабочих, академиков и министров.
Дети — самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Особенно людно бывает 4 декабря – В День Вхождения во храм пресвятой Богородицы. И вновь возрождённое казачество  не мыслит себя без веры и духовности.

Введение во храм Пресвятой Богородицы —  христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

Празднуется в Православной церкви 21 ноября по юлианскому календарю

 (4 декабря по новому стилю) и принадлежит к числу двунадесятых праздников.

Россия – Мать! Тебе – хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.
Любим мы свою Донщину,
Любим мы родимый край.
Будем следовать традициям,
Расцветай, мой милый край !

Слово “Мама” и слово “Родина” неразделимы. Недаром в числе казачьих заповедей есть такая: “Люби Россию, ибо она твоя Мать, и ничто в мире не заменит тебе её”.

Добрая, праведная Дева Мария стала Матерью Самого Господа. Ее жизнь на земле была нелегкой. Ей пришлось много трудиться и страдать, прятать Младенца от смертельной опасности, расставаться с Ним, когда Он ходил по городам, проповедуя слово Божие. А сколько боли перенесла Она, когда Сына обвинили и неправедно судили, мучили и убили. Все перенесла Она с кротостью и смирением, посвятив Себя служению Богу и людям.

Жизнь Пресвятой Богородицы – пример для всех нас. Все мы должны подражать Ей в терпении, вере, трудолюбии. А все матери, которые мечтают вырастить своих детей добрыми, честными людьми, должны молить Ее о помощи в нелегком труде воспитания своих чад.

Александр Иванович Ригельман, русский военный, инженер-генерал-майор и первый историк казначейства, в XVIII веке описывал женщин-казачек следующими словами: «Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы».

«Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы».

В «Статистическом описании Области Войска Донского», которое издавалось в 1884 году, было написано следующее о женщине из казачьего общества: «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины – неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и всё делать успевающей. Забота молодайки, жившей у батюшки с матушкой без горя и нужды, в том и состоит, чтобы не с голыми руками встретить мужа по его возвращении со службы. Уронивши хозяйство, она роняет свое человеческое достоинство в глазах честной станицы и своих собственных».

У казаков было принято относиться с уважением к женщине, какой бы она не была, и защищать ее, причем эта роль не заканчивалась на ее близких родственниках-мужчинах, но и всех казаков из ее общины. В повести казачьего писателя Гария Немченко описывается один из примеров защиты женщины в казачьей среде: «В 1914 году утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженной в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его».

Женщина в казачьем обществе играла большую роль в сохранении семейных ценностей. На нее была возложена обязанность воспитания детей. Пока мужчины были в военных походах, дети с малых оставались с матерью, впитывая от нее любовь к родной земле, к своему народу и чувство патриотизма. У казаков женщина была продолжательницей рода, за ней значилось будущее всего народа. Казачка должна была быть уважаемой перед всей общиной, за ее защиту, как уже отмечалось, выступали не только муж, брат или отец, но и все мужчины со всего хутора или станицы. У казаков женщина не вмешивалась в дела мужчин, также и наоборот. Несмотря на отведенное казачке важное значение в жизни, она понимала, что мужчине все-таки принадлежала главенствующая роль. В качестве эталона взаимоотношений мужа и жены были Священные Писания, произносимые при венчании: «Да убоится жена мужа», «Не муж для жены, а жена для мужа».

У казачек были свои правила, придерживаясь которых они должны были находиться в обществе. Женщине-казачке было грехом и позором ходить с непокрытой головой на людях. Также в прошлые времена строго порицалось ношение казачкой мужской одежды. Женщине было непристойно выглядеть как мужчина. К женщинам в казачьем обществе обращались «мамаша» или «сестра», если это молодая девушка. Также взрослые казаки, обращаясь к младшей по возрасту казачке, говорили «дочка» или «внучка», даже если она не являлась им родственницей. При разговоре с женщиной у казаков было принято вставать, а если она была пожилой, требовалось снимать головной убор в знак уважения к ней

Демонстрация видео презентации «Разудалая казачка»

Женщина-казачка всегда держала в своих руках связь времен, воспитывая детей и направляя их по жизненному пути:
Века постоянных боевых тревог военно-полукочевого образа жизни, бытия в прошлом, выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности.
Она сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Наверное, как ни к кому больше,  к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью.

Для вас, дорогие наши читатели, виртуальная книжная выставка «Женщина мать в литературе и искусстве»

Спасибо за внимание и до новых встреч!

Величко В.Н.