Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. Наше сегодняшнее театральное досье посвящено 120-летию со дня рождения одного из самых известных кукольников ХХ века. Имя и дело этого человека, счастливо прожившего почти все двадцатое столетие, у всех в памяти. И все его вспоминают с какой-то почтительной улыбкой. Кстати, он и был кавалером ордена Улыбки и надевал этот орден, которым его наградила польская детвора, гораздо чаще, чем многие другие правительственные награда. Его звали СЕРГЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ОБРАЗЦОВЫМ. Гений кукольного театра, он создал великую мировую кукольную империю, которой правил строго и справедливо, за что его любили, уважали десятки тысяч «подданных» — кукольники всех континентов. Его друзьями и знакомыми были Гордон Крэг, Соломон Михоэлс, Чарли Чаплин, Илья Эренбург, Лидия Русланова, Джим Хенсон, Жерар Филип, Жан-Поль Сартр, учителями – Станиславский и Немирович-Данченко. Спектакль «Необыкновенный концерт» занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый посещаемый. Сергей Владимирович Образцов — уникальный человек, отдавший почти 70 лет своей жизни любимому делу и своему кукольному театру. Он создал великую профессиональную школу, но считал, что только дилетанты могут открыть новое в искусстве. Собственно, и сам он был Великим Дилетантом. Учился живописи во ВХУТЕМАСЕ, но не стал профессиональным художником; работал актером в Музыкальной студии Художественного театра, но не стал ни драматическим артистом, ни певцом; снимал замечательное кино, но не был кинематографистом; писал книги, но не считал себя литератором; собрал несколько единственных в мире коллекций, но не был коллекционером… Никогда не учился на кукольника – стал первым и лучших. Уже будучи звездой эстрады 20-х годов, покорив сотни тысяч зрителей своими пародийными «романсами с куклами», он в 1931 году основал и возглавил Центральный театр кукол, который сегодня носит его имя. За десятки лет его театр превратился в столицу мировой «кукольной империи» — крупнейший кукольный центр, с двумя зданиями, несколькими сценами, зимним садом, самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, собственным научно-методическим центром, издательским отделом, крупнейшим в мире Музеем театральных кукол, где нет ни одной копии – все подлинники, архивами бесценных документов, фото-, видео-, аудио-, кинофондами. Свое богатое литературно-творческое наследие, систему режиссерской, актерской работы С. В. Образцов изложил во многих, написанных им книгах – «Актер с куклой», «Моя профессия», «Эстафета искусств», “По ступенькам памяти”, “Моя кунсткамера”, “О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон”, “Театр китайского народа” и многих других. Последняя книга Сергея Образцова была издана огромным, стотысячным тиражом в 1987 году и сразу же исчезла с прилавков, стала библиографической редкостью. Книга была переиздана в 2001 г. С тех пор книги Образцова не переиздавались.
Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Обложка книги С. Образцова». Эту книгу вы можете взять в библиотеке имени В.Г. Белинского.
Сергей Образцов – человек удивительный, заинтересовавшись в юности театральными куклами, он посвятил им всю свою жизнь. Он действительно всю жизнь играл в куклы! Образцов до конца своей жизни руководил своим театром, в котором было создано более шестидесяти спектаклей. Его куклы на сцене были очень живыми, а сами выступления яркими, задорными, местами трогательными. А сам руководитель этого действа Сергей Образцов всю жизнь любил одну женщину, был женат на двух, а самый крепкий брак у него получился с кукольным театром.
Сергей Образцов появился на свет 5 июля (по старому стилю — 22 июня) 1901 года в Москве. Родители его никакого отношения к театру не имели – отец был железнодорожником, а мать учительницей. А вот их сын оказался очень творчески одаренным. В пять лет он понял, что кукла может быть живой, а спустя пару десятилетий убедил в этом всех. Его спектаклям рукоплескали и на домашних представлениях, которые Образцов устраивал для родных, и в театрах разных стран мира. Зрители плакали, смеялись, негодовали и приходили в восторг независимо от возраста, как дети. Все дело в любви, которая началась еще в детстве и продолжалась всю жизнь. Однажды шестилетний москвич Сережа Образцов, прогуливаясь с мамой по Кузнецкому мосту — улице респектабельных магазинов, попросил купить ему модную тогда «перчаточную куклу», которая надевается на руку. Это был смешной человечек по имени Би-ба-бо. Детская игра с годами превратилась в любимую профессию. Но не сразу. Отец-инженер и мама-учительница очень хотели видеть сына в высшем учебном заведении, но он выбрал собственный путь. В пятнадцать лет он брал уроки рисования в частной школе. Окончив реальное училище, весной 1917 года Образцов поступил в Школу живописи, ваяния и зодчества (в 1920 году переименована во ВХУТЕМАС – Высшие художественно-театральные мастерские). Сначала учился на живописном факультете у А.Архипова, потом перешёл к В.Фаворскому на графический факультет. Параллельно с этим Образцов, увлекшись пением, поступил в знаменитую частную музыкальную школу А.Шора. А через два года, выдержав конкурс, стал артистом Музыкальной студии Художественного театра (кстати, это помешало ему закончить ВХУТЕМАС). Восемь месяцев Образцов провел с театром в заграничных гастролях, из-за чего пропустил учебный год. В театре появлялось все больше работы, поэтому он стал реже посещать занятия во ВХУТЕМАСе и дипломную работу не защитил. Позже, в анкетах, Образцов писал: «Образование неоконченное высшее. Ушел с 5 курса в 1926 году». Его подлинным университетом стал театр, а дипломом можно считать поставленные им в дальнейшем спектакли. И именно к 1920-м годам относится первое обращение Образцова к куклам. Уже в 1923 году состоялся первый сольный кукольный спектакль с участием молодого актера, работавшего со знаменитым режиссером Владимиром Немировичем-Данченко. А с 30-х годов он становится создателем нового жанра – пародийного выступления с куклами. Сам Образцов назвал это – «Романсы с куклами». Незабываемые миниатюры, высмеивающие обывательское мещанство и пошлость – «Минуточка», «Налей бокал», «Хабанера», «Мы сидели с тобой» – хоть раз, увидев которые, забыть уже невозможно. Он стал кукольником, скорее, от безысходности. Послевоенная Москва была «раем», пожалуй, только для нэпманов, а юные студенты ВХУТЕМАСа очень часто ложились спать на голодный желудок. Сейчас уже трудно сказать, кому первому в голову пришла идея смастерить куклу на продажу – Образцову, Борису Ефимову (основателю Кукрыниксов) или Александру Дейнеке, ставшему впоследствии известнейшим художником-плакатистом, достаточно вспомнить «Оборону Севастополя». Но юные художники «лепили» фигурки, как пельмешки. Этим-то и спаслись от голодной смерти. Самая любимая кукла Сергея Образцова – Тяпа.
Он сделал её в 1928-ом году. И потом уже с ней не расставался. Он называл его «самым старым живым ребёнком в мире». С ней Образцов делал множество эстрадных номеров, и в Тяпе все замечали странное, но не намеренное портретное сходство с актёром. Само имя «Тяпа» придумал Мусоргский, а Образцов создал его образ. Вот как об этом вспоминает в своей книге «Моя профессия» сам Сергей Владимирович: «В марте я сделал новый номер — «Колыбельную песню» Мусоргского. Я пою эту песню перед ширмой с ребёнком Тяпой на руках… Расхаживая по сцене, я укачиваю Тяпу, кормлю его, шлёпаю, когда балуется… Я люблю этот номер, люблю за то, что публика сидит очень тихо, даже тогда, когда заснувший Тяпа, из которого вынута моя кисть, лежит на руках обыкновенной тряпочкой». Уже в том же 1931 году Сергей Образцов создает свой Театр кукол, такого театра еще не было, он создал истинно уникальный театр. С этого времени Образцов почти 70 лет являлся его бессменным руководителем. С. Образцов автор многих книг – «Актёр с куклой» /1938/, «Моя профессия», которую он писал много лет (вышла только уже после его смерти в 2009 году), в которой он рассказывал о выступлениях на эстраде с куклами, и о работе режиссером, о руководстве Государственным центральным театром кукол, пишет он и о работе в документальном кино, и приоткрывает свою творческую лабораторию. В этих книгах интересно прочитать о принципах, которыми руководствовался Образцов в работе, о самой системе режиссерской, актерской работе в театре, об анализе и достижений, и неудач. За свою долгую жизнь Образцов сделал очень много для разработки теории и методики театра кукол. Определяя жанровые особенности такого театра, Сергей Владимирович много придумал в изобретении системы «работы» кукол. И самое главное, Образцов воспитал не одно поколение великолепных режиссеров, актеров и художников именно для театра кукол. Теперь многие из них работают в детских театрах нашей страны и за рубежом.
Сергей Образцов написал-нарисовал уникальную книжку-альбом для совсем маленьких детей, 6-8 лет, дошкольников и младших школьников. Книга очень необычная, традиционного печатного текста в ней нет, да это и не текст вовсе, а речь, которая ведется во втором лице, автор обращается прямо к маленькому читателю. Будучи директором самого главного кукольного театра, Сергей Владимирович сам придумывал кукол, сам рисовал декорации к своим спектаклям. Эта книга представляет собой книгу-альбом, где все иллюстрации нарисованы обычным фломастером. И в ней автор рассказывает о своем кукольном театре, понятным для детей языком. Книга-альбом напоминает детские тетрадки с рисунками, которые зачастую заменяют слова, а фразы, написанные детским почерком, перемежающиеся с картинками, конечно, понятны маленьким читателям. Особая прелесть книжки и состоит именно в такой ее необычности. Рассказ начинается прямо с рождения и постепенно на страницах книжки-альбома разворачивается вся жизнь автора, одни из самых увлекательных частей становятся главы, рассказывающие о том, как создается спектакль. Все, что находится на страницах притягивает, заинтересовывает – не оторваться. Лучшей книги для детей о театре, написанной так просто и понятно, не найти. Книга «Я всю жизнь играю в куклы» читается очень легко, на одном дыхании и детьми, и взрослыми, привлекая одним своим видом! За всю историю Главного детского театра страны, театра Сергей Образцова, его посетило огромное количество людей, детей и взрослых. Многие знаменитые люди побывали в нем. Это и главы государств и правительств разных стран, и не одна сотня выдающихся деятелей искусства, культуры, науки – Жерар Филип, Софи Лорен, Ив Монтан, Индира Ганди, Эдвард Кеннеди и многие другие. Но не только куклы интересовали знаменитого режиссера-кукольника. Сергей Владимирович говорил: «Книги нужны режиссеру как воздух, без них нельзя поставить ни одного спектакля. Это – самые большие помощники в работе, самые лучшие друзья. Я собрал книги по истории русского и западного театра и театра кукол; книги по живописи, архитектуре, культуре, истории костюма всех времен и народов. Кроме того, я стараюсь собирать все, что будит мою фантазию, что близко кукольному театру. У меня есть монгольские маски, куклы теневого театра с острова Ява, кустарные игрушки старых мастеров… А в больших старинных часах играет целый оркестр обезьян. Всех кукол, с которыми я обычно выступаю на эстраде, я обыкновенно делаю сам, в этом кабинете, за моим столом». За всю жизнь Образцов коллекционировал не только кукол, но и те впечатления, которые испытал, читая книги, смотря разные спектакли и даже впечатления от живописных полотен. Весь творческий путь Образцова, как режиссера, отмечен многими запоминающимися спектаклями, такими как «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Веселые медвежата» (1945), и, конечно же, знаменитый «Необыкновенный концерт», появившийся в 1946 году.
Через три года, как состоялась премьера, чиновники вдруг опомнились и спектакль был запрещен, официально было объявлено, что он занимается очернительством светской эстрады… Но Образцов так искусно переделал спектакль, заменив неугодные властям номера и добавив новые, что в итоге спектакль только выиграл от таких перемен. Окончательно вернуть все первоначальные номера концерта удалось только в 1968 году. Незабываемый спектакль шел на сцене огромное количество раз и, казалось бы, столько лет спектаклю, а шутки конферансье оказывались актуальны и смешны во все времена. В процессе времени добавлялись саркастические фразы про современность. В то же время концертные номера оставались неизменны и не менее интересны – хор аптечного объединения, дрессировщики и вокальные номера, танцы и бесподобные чавэлы. В «Необыкновенном концерте» отражены все жанры искусства, но гвоздем программы является, конечно, незабвенный Эдуард Апломбов. Первоначально роль конферансье Образцов исполнял сам. Позднее он заговорил неподражаемым голосом Зиновия Гердта, который стал исполнять эту роль. Спектакль бессчетное количество раз выезжал заграницу и конферансье, естественно, приходилось играть на местном языке. З. Гердт так искусно проделывал это, что все зрители были абсолютно уверены, что артист знает их язык. На самом деле, Гердт, владея в совершенстве искусством звукоподражания, так имитировал местный язык, ведя концерт, что зрители все понимали! Навсегда запоминаются и концертные номера спектакля — Жозефина Дебош, и Хосе Аморалес, французская певица Мари Жють и фокусница Шахерезада Ивановна, номер с цыганами и незабываемая Венера Пуговкина. Изумителен номер оркестра из бытовых предметов. Все номер концерта всегда сопровождаются оглушительными аплодисментами. Это классика – на все времена, чудесный спектакль, от которого получаете массу удовольствия и мощный заряд позитива надолго! Предлагаем вам посмотреть фрагмент спектакля «Необыкновенный концерт» Театра кукол С.В. Образцова (1972 г.). Концертный номер «Танго». Исполняют Хосепина Дебош и Хосе Аморалис.
Сергей Владимирович Образцов умер 8 мая 1992 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. По каким-то причинам и обстоятельствам на его похороны не пришел никто из заметных официальных чиновников или государственных деятелей. Ни одна газета не напечатала некролог. Поэтому многие так и не узнали, что Образцова больше с нами нет. Ему до сих пор приходят в театр письма, и традиционно в сентябре, вместе с днем рождения Театра Образцова, в театре празднуется и его день рождения. Памятник артисту Сергею Владимировичу Образцову торжественно открыли в Москве в 2006 году 1 июня, в Международный праздник — День защиты детей. Скульптурная композиция была готова уже в 2001 — к 100-летнему юбилею великого артиста и руководителя одного из старейших кукольных театров России, но у властей все не доходили руки до установки. Бюрократические проволочки и отговорки так бы и продолжались, если бы из французского Музея кукол, расположенного в Париже, не поступило предложение разместить монумент у них. Вот тогда-то городские чиновники и зашевелились! Событие по установке памятника Образцову приурочили уже к 105-летию празднования его дня рождения, а также 75-летия творчества московского Театра кукол, который создал Маэстро еще в 1931 году. Автором монумента является скульптор и народный художник Александр Михайлович Белашов. Ростовая скульптура Сергея Образцова, отлитая из распространенной материала — бронзы, установлена на сероватые цвета цилиндрический постамент, на котором отлиты инициалы мастера. Сам великий кукольник держит в руках свою любимую куклу — Кармен, которая участвовала еще в представлениях, которые давали в дни проведения Тегеранской конференции в Иране в 1943 году. Композиционная идея памятника заимствована у скульптора и художника Ильи Львовича Слонима, создавшего фарфоровую статуэтку Сергея Владимировича еще в 50-х годах прошлого столетия. Кстати, Образцову она очень нравилась. Увидеть памятник великому Сергею Образцову в Москве можно по адресу улица Садовая-Самотечная, 3, недалеко от входа в созданный им Государственный академический театр кукол.
А лучшим памятником С. В. Образцову всегда был и есть детский восторг и взрослый смех! Вот таким человеком был Сергей Владимирович Образцов, человек даривший людям море любви и добра, человек, который всю жизнь играл в куклы.
В заключение нашего мероприятия предлагаем вам посмотреть электронную презентацию «Люди, которые играют в куклы»
Спасибо за внимание!
Неверова О.М.