Информационный час «Александр Невский в кино и книгах»

      Комментарии к записи Информационный час «Александр Невский в кино и книгах» отключены

Здравствуйте, посетители блога библиотеки имени В.Г. Белинского!

В 2021 году исполняется 800 лет со дня рождения великого государственного деятеля и полководца, святого благоверного князя Александра Невского. Патриарх Кирилл так определил значение юбиляра для истории:

«Александр Невский – это удивительный пример государственного мужа, патриота, человека, беззаветно любившего свой народ и свою страну, жизнь свою положившего за Родину. Ведь никто до конца не знает, как и почему он скончался в расцвете сил, возвращаясь из Орды. Сильный и здоровый человек, рыцарь, вождь, воин неожиданно умирает – это, конечно, дает почву для размышлений; в любом случае, Александр Невский умер на боевом посту. Имя святого стало одним из символов не только России, но и всей нашей русской цивилизации. Православные храмы во множестве посвящены святому благоверному великому князю Александру Невскому – и не только у нас, но и в Болгарии, Грузии, Дании, Словакии, Франции, Эстонии и других странах».

Александр Невский – фигура для нашей истории очень значимая. Мы постараемся еще раз вспомнить историю, политическую ситуацию тех лет, те события, в центре которых оказался Великий князь. А помогут нам в этом книги и фильмы, посвященные Александру Невскому.

Образ князя Александра Невского (1221-1263) увековечен во многих произведениях художественной литературы. Самое первое и самое известное произведение о нем – «Житие Александра Невского», написанное предположительно в конце XIII в. его современником, скорее всего, знакомым. Автор Жития рассказывает о двух победах дружины князя Александра – на Неве против шведов и против немцев на Чудском озере. «Житие Александра Невского», по сути, лирическая баллада о подвигах славных воинов.

Первую светскую биографию князя под названием «Жизнь святого Александра Невского» в 1732 г. написал историк Г.Ф. Миллер.

В ХХ веке Александр Невский стал героем повести В.Г. Яна (1875-1954) «Юность полководца» (1952), в которой рассказывается о заслугах князя в деле обороны Руси от шведов и Тевтонского ордена в 40-х гг. XIII в. Повесть стала заключительным произведением цикла писателя о событиях XIII в. в Европе и Азии, открывавшегося романами «Чингисхан» (1939), «Батый» (1942), «К “последнему морю”» (1951). В этом цикле В.Г. Ян показывал историю жестоких завоевательных походов монголо-татар, а также героическое противодействие захватчикам, прежде всего, со стороны народов, населявших будущую территорию СССР (Средняя Азия, Русь). В.Г. Ян показывал события через образы правителей и простых людей. По своему патриотическому звучанию эти произведения были особенно актуальны в период Великой Отечественной войны.

Повесть «Юность полководца» рисовала положение Великого Новгорода, остававшегося формально независимым от Золотой Орды, но подвергшегося экспансии с запада. Смерть писателя не позволила реализовать замысел единого романа о событиях XIII в. с параллельным анализом событий на Востоке и Западе. Особое внимание в своих произведениях В.Г. Ян уделял показу отрицательной роли феодальной раздробленности для обороны Руси. Произведения В.Г. Яна занимают видное место в отечественной исторической романистике в силу своей художественной выразительности и исторической достоверности.

Другим масштабным художественным произведением об Александре Невском  стала эпопея советского писателя и литературоведа, переводчика и комментатора «Слова о полку Игореве» А.К. Югова (1902-1979) «Ратоборцы» (1944-1948), где Александр Невский показан одним из главных героев – защитников Руси – наряду с князем Даниилом Галицким. А.К. Югов изображает князя как мудрого дипломата и дальновид­ного политика. В романе князь приближен к народу, в чем сказалась сильная идеализация эпохи и образа князя автором.

Академик М.Н. Тихомиров отмечал: «В исторической литературе личность Александра неред­ко изображается в виде удальца, который внезапным нападением разрешает все трудности и одерживает победы. В действительности это изображение очень далеко от истинной правды. Александр Невский умел сочетать смелость с дальновидным расчетом политика, и только это соединение большого политического ума и боевой храбрости позволило ему одержать победу над неприятелями».

Александр Невский является героем и других произведений художественной литературы: Белов В.И. «Князь Александр Невский» (пьеса в трех действиях); Васильев Б.Л. «Александр Невский»; Крутогоров Ю.А. «Александр Невский»; Мосияш С.П. «Александр Невский» (роман-трилогия); Обухова Л.А. «Набатное утро»; Сегень А.Ю. «Александр Невский. Солнце Земли Русской»; Субботин А.А. «За землю Русскую»; Юхнов С.М. «Лазутчик Александра Невского» и другие. В последнее время распространение получили современные исторические романы, в которых значение Александра Невского ставится под сомнение.

Отражен образ Александра Невского и в кинематографе. Широкую известность получил советский художественный фильм «Александр Невский» режиссера С.М. Эйзенштейна и сценариста П.А. Павленко, посвященный победе в битве на Чудском озере 5 апреля 1242 г. Музыку к фильму написал композитор С.С. Прокофьев. Фильм появился в кинотеатрах в 1938 г. и имел огромный успех.

Режиссер получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. С началом Великой Отечественной войны актуальность фильма в силу его антинемецкого патриотического звучания резко возросла. Картина пережила второе рождение. В 1942 г., в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И.В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Режиссер собрал первоклассный актерский состав. Главную роль исполнил актер Н.К. Черкасов. Консультантами фильма были профессиональные ученые историки и археологи: А.В. Арциховский, Ю.В. Готье, Н.П. Грацианский, А.А. Савич, Е.Е. Сыроечковский, М.Н. Тихомиров.

Фильм открывает сцена рыбной ловли на Плещеевом озере и диалог князя Александра с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине князя — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

Съемки центральной сцены фильма — битвы на Чудском озере (Ледового побоища) — из-за сжатых сроков проходили летом. Для этого на Мосфильме была создана декорация. Асфальт посыпали мелом, солью, залили жидким стеклом. Использовались деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет.

Первый вариант сценария под названием «Русь» подвергся критике со стороны историков. М. Н. Тихомиров в рецензии «Издевка над историей» (1938) отметил, что «Авторы сценария… сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.». С.М. Эйзенштейн дважды перерабатывал сценарий с учетом критики.

А вообще, эпопея этого фильма очень занимательна…

В 1937 году Сталин простил Эйзенштейна. После запрета фильма «Бежин
луг» уже был заготовлен приказ об аресте, подписанный Ворошиловым, Кагановичем. Подпись Молотова тоже стояла, однако он, видимо, что-то уловил и ее перечеркнул. Сталин тогда решил дать Эйзенштейну еще один шанс «поставить правильный фильм», и Сергей Михайлович понял, что его битва с «обстоятельствами» во что бы то ни стало должна быть выиграна. Фильм «Александр Невский» стал для Эйзенштейна его собственным Ледовым побоищем, которое он, как и Невский, выиграл. 

Тема была выбрана неслучайно. Когда Эйзенштейн вышел из опалы, ему дали на выбор два уже купленных сценария: «Минин и Пожарский» Виктора Шкловского и «Александр Невский» Петра Павленко. Оба заказа делались в рамках «оборонного кино»: всем было ясно, что надвигается война, и руководство страны приняло решение делать оборонные фильмы, показывающие славу русского оружия и поднимающие дух народа. Есть рассказ Михаила Ромма о том, как Эйзенштейн, встретив его, спросил, какой сценарий он бы выбрал. Ромм ответил, что, конечно, «Минина и Пожарского»: все-таки XVII век, известно, как люди выглядели и что там происходило. А что известно об эпохе Невского?! «Вот поэтому, — ответил Эйзенштейн, — мне и надо брать „Александра Невского“. Как я сделаю, так оно и будет».

Но причина выбора была сложнее. Александр Невский был «семейным святым» Эйзенштейна. Его дед по материнской линии Иван Конецкий был родом из-под Новгорода, из города Тихвина. В Петербурге Конецкие жили у Александро-Невской лавры, с каликами перехожими  и всем прочим, что полагается купцам первой гильдии. Прапрадед Эйзенштейна Алексей Патловский построил церковь в Александро-Невской лавре. 

Также очень важно понимать, что Эйзенштейн с самого начала брался ставить не биографию, но агиографию , потому что Невский был святым Русской православной церкви. Об этом все тогда молчали, а Эйзенштейн написал в связи с фильмом замечательную статью, где объяснял, как он трактовал святость князя: доведение благородных качеств человека до предела. Александр Довженко упрекал фильм в том, что Александра Невского можно было бы выбрать секретарем райкома.

Многие вещи накапливались у Эйзенштейна как бы исподволь. Когда он делал «Стачку» , то был под большим впечатлением не только от хроники Дзиги Вертова, но и от шведов с их абсолютно документальной средой, потрясающим участием природы в драматургии. А также от американцев, естественно, — их голливудский вариант реализма. Для молодого Эйзенштейна это противостояло искусственности немецкого киномира — павильонным съемкам с изощренной игрой актеров, декораций, света, композиций… У зрелого Эйзенштейна (не могу говорить «у позднего», Сергей Михайлович не дожил до старости) произошло сближение именно с поэтикой немого немецкого кино. Так, в «Александре Невском» эпическая стилизация изображения, в частности решение кадров с тевтонами, есть как бы ответ на «Нибелунгов» Ланга.

Эйзенштейн начинает ковать каждый свой кадр как произведение графики. Несколько позже, в Мексике, он открывает для себя стихию фрески и прямо определяет свой тип кинематографа как серию «мчащихся фресок», добавляя: «И мы работаем на стене!» Его начинает интересовать уже не отпечаток на экране быстротекущей реальности, а картина вечности — то «всегда», которое отражено во фресках. Вернувшись на родину, Эйзенштейн пытался ввести эти принципы в «Бежином луге», но первостепенную роль фресковость — уже не мексиканская, а православная — сыграла в «Александре Невском». В облике Невского и других персонажей появляется плоскостность, продиктованная не психологизмом и не бытовыми деталями, в которых совершенно не нуждается агиография, а приподнятостью над бытом. Если любовь, то любовь идеальная. Если соперничество, то соперничество и в самопожертвовании. Это категории, а не черты характера. «Александр Невский» изначально был определен как житие святого в форме кинофрески, поэтому оказались отброшены частные, индивидуализирующие, осложняющие лик и судьбу мотивы, в том числе семейные обстоятельства. Ведь вначале предполагалось, что в фильме будет выведена жена Невского — Александра Брячиславна, была даже нарисована сцена их прощания перед уходом князя в Новгород. Но позже Эйзенштейн просто вычеркнул эту линию: в агиографии нет необходимости подчеркивать семейную жизнь, если она не играет решающей роли в житии.

Как известно, агиография построена на постоянных отсылках жития данного святого к Ветхому или Новому Завету. В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», созданной еще в XIII веке, много такого рода отсылок: его постоянно сравнивают то с мудрым Соломоном, то с псалмопевцем Давидом, то, естественно, с Христом, несшим избавление от мук, — и Эйзенштейн использует этот прием.

Почему фильм начинается с ловли рыбы сетью? У Невского про рыбу спрашивает китаец, представляющий угнетателей-монголов. Александр отшучивается, но в подтексте эпизода — своего рода зов судьбы, прямая отсылка к тому месту Евангелия, где Христос зовет за собою рыболова Симона, будущего апостола Петра: «…не бойся; отныне будешь ловить человеков».

Другой пример: сцена избиения младенцев тевтонами в Пскове используется иногда, чтобы обвинить режиссера в антигуманности и жестокости, — со стороны тех, кому не ясно, что такой почти лубочный ход является отсылкой к вифлеемскому избиению младенцев: «псы-рыцари», называющие себя христианами, как царь Ирод, избивают младенцев. Отсылка к Евангелию дана здесь в форме «пластической проповеди», зримого нравоучения. Увы, это не было преувеличением уже тогда, после бомбежки Герники , в самый канун Второй мировой войны, печей Освенцима, ядерного взрыва над Хиросимой.

Если говорить о христианском каноне на русском материале, то он, например, присутствует в кадрах распятого в Пскове воеводы, который оказывается рядом со скульптурным изображением ангела на стене башни: в момент распятия воевода — мученик. Или в костюме новгородской девушки Ольги воспроизведено одеяние, взятое с иконы Ольги — крестительницы Руси. Сам Александр снят так, что похож на фронтально развернутые фигуры святых, которые изображены на центральных столбах в православных храмах.

Итак, иконопись и фресковая живопись — один из главных источников «Александра Невского». Ключом к строю и к характерам «Александра Невского» служит музыка Прокофьева.

Обрисовка характеров в «Невском» близка к тому, что делал средневековый театр с его масочностью, эскизностью, противопоставлениями земного и небесного. Александра можно назвать персонажем контурным, но важно понимать, что ему достаточно этой контурности: согласно сетке ракурсов, сделанной Эйзенштейном для Черкасова, в крупных планах допускалась либо фронтальная симметричная съемка, либо профильная, причем шлем придавал лицу почти греческий вид.

Полученный Эйзенштейном сценарий Павленко был им значительно переработан, он даже хотел дать фильму новое название — «Русь». Но всего того, что было задумано, ему так и не дали поставить. Не была домонтирована сцена Ледового побоища. Скок рыцарей отчеканен, сделаны как надо эпизоды единоборства Александра с магистром и провала под лед. Но вот саму битву с того момента, как конница врезается в русских, и до единоборства режиссер не успел отделать: остались дубли, варианты, которые он планировал сравнить и выбрать, что лучше. Однажды вечером, когда ассистент по монтажу Эсфирь Тобак сидела и подчищала какие-то вещи, на «Мосфильм» приехали люди из тогдашнего Кинокомитета и, сказав, что Сталин требует немедленно показать ему фильм, в каком бы он состоянии ни был, забрали материал. 

Уже после выхода фильма на экраны Эйзенштейн сильно переживал от того, что в фильме остался мусор, повторы и затяжки. Но раз Сталин фильм одобрил, трогать его было нельзя, и он сразу же был пущен в печать.

Что Эйзенштейн стремился подчеркнуть в образе Невского? Прежде всего, это должен быть князь-объединитель, который прекратил междоусобные драки и войны. Откуда этот мотив? Когда Сергея Михайловича спрашивали, что он хочет поставить после «Бежина луга», называлось «Слово о полку Игореве» — «вещь на тему единого фронта против фашизма», с одной стороны, и, с другой, как сокрытый, но понятный современникам протест против репрессий внутри страны. Я думаю, что он перенес эту идею в «Александра Невского»: она раскрывалась, в частности, в сцене драки на Новгородском мосту, когда за Буслаем и Гаврилой поднимались разные части Новгорода. Та междоусобица, которую приехавший в Новгород Александр прекращал. Сцена длиной в 10 минут была снята и смонтирована, но оказалась якобы утраченной после того, как фильм увезли на просмотр к Сталину.

Еще бóльшая утрата — сценарно разработанный, но неснятый подлинный финал фильма. Согласно переработанному Эйзенштейном сценарию, после битвы с немцами Александр должен был отправиться к хану в Орду. Ведь не случайно в самом начале фильма Александр встречается с монголами, которые гонят русских. В Орде он застает одних соотечественников в колодках, а других — в услужении хану. По сценарию двое предателей-князьков, которые боятся усиления Александра, подговаривают хана не терпеть того, что победитель немцев отказывается служить в Орде, и отравляют его, втирая яд в шлем, которым князь будет зачерпывать воду из реки. В финале фильма — сцене смерти Александра на поле Куликовом — были буквально экранизированы стихи из цикла Блока. В предсмертном видении Александра должны были возникнуть хан Мамай на холме, русское воинство, Дмитрий Донской со своим пращуром (уже в виде лика святого Александра) на штандарте. И монголы беззвучно развеивались. Дальше шел реквием — пронос тела князя по Руси, и возникал титр «Закатилось солнце земли Русской!». Мы знаем эти слова как парафраз из некролога на смерть Александра Пушкина, но на самом деле в нем цитировались слова из Жития Александра Невского.

У Эйзенштейна прямо написано в мемуарах: «Не моей рукой была проведена карандашом красная черта вслед за сценой разгрома немецких полчищ. „Сценарий кончается здесь, — были мне переданы слова. — Не может умирать такой хороший князь!“»

К батальным съемкам привлекалась 1-я отдельная Особая кавалерийская бригада (Кремлевская), где начальником штаба служил Л.М.Доватор, который будучи хорошим всадником, руководил своими кавалеристами на съемках. В эпизоде поединка Александра Невского с магистром Ливонского ордена дублёром Николая Черкасова был старший лейтенант Николай Иванович Бучилёв (1898-1987), а дублёром магистра — Сурков Владимир Авраамович (1909-1982), в будущем генерал-майор танковых войск.

Маленький штришок к картине — на недоумение консультанта о ведрах вместо шлемов режиссёр ответил «Немцы не должны быть с человеческим лицом»! Все, точка.

Досказать за Эйзенштейна…

Но очень символично, что на излете советской эпохи был снят фильм о последних днях жизни Александра Невского под названием «Житие Александра Невского» (1991), поставленный свердловским режиссером Г.М. Кузнецовым. По сюжету князь возвращается из Орды во Владимир. В пути Александру Невскому становится плохо. Временами к нему возвращается сознание, и прошлое не дает покоя. Фильм предлагает сугубо православное видение исторических фигур и событий. Роль князя сыграл актер А.С. Горгуль.

Создается впечатление, что в своем фильме Георгий Кузнецов пытался досказать всё то, что у Эйзенштейна мы не увидели и увидеть не могли. Потому в картине активно используется текст жития, да и сюжет выбран словно бы «от противного».

Князь Александр Ярославич возвращается на Русь из своей четвертой поездки в Орду. По дороге у Городца ему становится плохо (есть версия, что князя, который в Орде достиг ряда выгодных для Руси договоренностей, монголы напоследок отравили), жить ему осталось всего несколько дней. Собственно, путь до близкого Городца, разговоры по дороге, а также воспоминания Александра, который то и дело впадает в беспамятство, и составляют основу сюжета.

Критики в один голос говорят: проблема фильма в том, что играть актерам здесь… нечего, потому что играть благочестивые разговоры – сложно, а, помимо них, действия на экране почти нет. Открыв для себя тексты, вынести которые на экран раньше было невозможно, составить свою историю авторы фильма так и не решились.

Только вот текст жития печатался в СССР как минимум с начала 1980-х годов, так что особой новостью он не стал. Да и фильм, в котором не рассказано художественной истории, вряд ли возможен. Так и прошло «Житие» на экранах почти незамеченным.

Невский-2008 или правда по-голливудски…

В новой России Александр Невский стал героем фильма «Александр. Невская битва» (2008) режиссера И.Е. Каленова. Действие фильма происходит в 1238-1240 гг. в начале правления молодого князя Александра Ярославича в Новгороде. Александр женится на дочери полоцкого князя Александре, борется с мятежными боярами, а в финале фильма разбивает шведов в сражении, вошедшем в историю как Невская битва. Роль Александра Ярославича сыграл актер А.Г. Пампушный.

Нет, всё-таки Эйзенштейн не дает покоя отечественным режиссерам. Ни его герои, ни его творческий метод. Поэтому в фильмах так и читается: сделаем, как у Эйзенштейна, только… лучше.

Возьмем, к примеру, того же князя Александра Ярославича. Ледовое побоище, пусть и снятое со многими отступлениями от исторических документов, брать не будем. Возьмем для верности Невскую битву.

Еще для верности возьмем сложный статус князя в Новгороде – вечевой республике. Возьмем почти подлинные – очень скромные – размеры битвы на Неве…

Для пущей исторической правды засунем главного героя в сорокакилограммовые доспехи и дадим в руки почти подлинный по весу меч. Нет, ну меч можно чуть полегче. М-да, всё равно почему-то смотрится не очень.

Ладно, давайте добавим любовную линию. И пусть все герои будут красивы, как былинные богатыри, и говорить будут по-древнерусски. Нет, совсем по-древнерусски не получилось, но как-нибудь так пусть говорят.

Видно, что авторы фильма очень старались. Только вот что-то у них не получалось.

Но ЧТО?

На этот вопрос отвечает сам режиссер картины:

«…сравнений с гениальной картиной «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна нам не избежать. Но мы сняли другое кино. Не плакат и не эпос, а историю о мальчике, который вступает во взрослую жизнь и учится жить по правилам, которые диктует политика».

Образ Александра Невского из-за его героико-патриотического звучания является одним из центральных в культурной памяти народов России, в силу этого он регулярно привлекает внимание историков, сценаристов и писателей.

Существуют и документальные фильмы про князя Александра:

Полководцы России. Александр Невский. Док. фильм.

Предлагаем вашему вниманию виртуальную книжную выставку «Кино и книга — патриотическое начало»