Здравствуйте, уважаемые пользователи нашего блога! Сегодня мы вкратце расскажем вам о творчестве советского писателя Давыдова Юрия Владимировича, 100-летие которого отмечалось в этом месяце.
Советский писатель, мастер исторической прозы Юрий Владимирович Давыдов (20.11.1924 – 17.01.2002) — автор произведений «Иди полным ветром» (1961), «Этот миндальный запах…» (1965), «Глухая пора листопада» (1968), «Завещаю вам, братья…» (1975), «На Скаковом поле, около бойни…» (1978), «Заговор сионистов» (1993). Его творческая индивидуальность формировалась под влиянием Великой Отечественной войны и сталинских лагерей.
Он родился в семье интеллигентов-гуманитариев (мать – педагог, отец – журналист). В 1942 г. Ю. Давыдов ушёл в армию и прослужил в Военно-морском флоте СССР до 1949 г. Флотская служба включала полный курс Выборгского военно-морского училища с 1942 по 1945 г., боевую практику на Балтийском и Североморском флотах. Во время Великой Отечественной войны принимал участие в боевых действиях Северного морского флота. Работал в газете «Красный балтиец».
Приобщение к истории привело его на исторический факультет ЛГУ, затем МГУ, который он окончил в 1949 г. В звании старшего лейтенанта уволен из ВМФ. В 1949 г. писатель был арестован по ложному обвинению в шпионаже, провел в ГУЛАГе пять лет. Реабилитирован в 1957 году.
Как прозаик Ю. Давыдов начал публиковаться в 1945 г. Ранние его книги — беллетризованные рассказы о русских учёных, путешественниках и мореплавателях — «В морях и странствиях» (1949), «Южный Крест» (1957), «Капитаны ищут путь» (1959), повествующие о Ф. Матюшкине, А. Норове, А. Булатовиче, О. Коцебу. Приобрёл известность как автор документальных книг, лучшие его произведения написаны в жанре исторического романа. Созданные в пору писательской зрелости биографии Д. Сенявина, П. Нахимова, В. Головнина или документальное исследование «Герман Лопатин, его друзья и враги» (1984) — совершенные, строго документированные произведения. Написание каждой книги Давыдов предварял научными исследованиями, в том числе архивными. На вопрос, как он пришёл к исторической прозе, писатель ответил: «Я к ней не пришёл, я из нее вылупился… Многие писатели сейчас приходят к исторической прозе после работы в иных жанрах, я же начинал с неё». Почему Давыдов стал романистом исключительно историческим, он объяснял так: «…Душа искала какие-то нравственные опоры. А поскольку любовь к историческим сюжетам во мне жила всегда, я начал искать эти нравственные критерии в предшествующих поколениях…».
Начиная с повести «Март» (1959) Юрий Владимирович печатался как автор прозы, исследующей русские революционные движения. Большое место занимала тема предательства и провокации. Проблематика восходит к «Бесам» Ф. М. Достоевского в произведениях «Глухая пора листопада» (1968–1970), «Соломенная сторожка» (1986) — (первый вариант вышел под заглавием «Две связки писем» (1982) и «Бестселлер» (1999).
В «Соломенной сторожке» впервые в качестве действующего лица появляется автор, который делится своими мыслями, впечатлениями, рассказывает о своих архивных изысканиях. Юрий Давыдов наделил его многими автобиографическими чертами. Автор появляется эпизодически, но оказывается полноправным героем произведения. Постепенно он всё больше вживается в описываемую им эпоху, рассказывая о своей работе в архивах и вспоминая людей, которых он знал когда-то и которые были причастны к тому времени. В результате в конце романа автор оказывается живущим в обоих временах одновременно. Выходит из дома, чтобы ехать в Пушкинский дом, «уныло тащится» к метро «Звёздная» и постепенно оказывается в поезде, идущем в великое княжество Финляндское. Известный критик С. Рассадин считает, что «Соломенная сторожка» — не только роман, но и одновременно «материалы» к нему. В силу того, что ни одно событие не выдумано, и там, где исторический романист из-за нехватки данных мог бы додумать факт или интригу, Давыдов отказывается это делать. Структура «Соломенной сторожки» свободная: присутствие автора, постоянные отступления от основного сюжета в биографии тех или иных действующих лиц, воскрешение в памяти многих людей. Видимо, поэтому Давыдов назвал свой роман «связками писем».
Героями многих произведений были народовольцы. Роман «Глухая пора листопада» принес писателю громкую известность, был несомненным достижением его как исторического романиста, явившего зрелое мастерство, — оно было тем наглядней, что ещё в 1961 г. появился первый и робкий вариант повести «Новое небо» (1960).
Романы Ю. В. Давыдова 1960–1980 гг. отличают спокойствие тона, имитация исторического документа, как в «Судьбе Усольцева» (1973).
В прозе 1990-х гг. усиливается значение авторского голоса, появляется литературная игра, фантастика. В рассказах и повестях «Подколодный Башуцкий, или Синие тюльпаны» (1990), «Здоровавель» (1993) описывается первая половина XIX в.: декабристы и их современники. В «Бестселлере» и «Здоровавеле» в текст вкраплены стихотворные фрагменты.
«Бестселлер» — произведение, где подводится итог всей жизни и мировоззрения писателя. Роман-эссе очень эмоционален: автор — в центре внимания читателя, оценивает описываемое и иронизирует. Это произведение, по словам профессора Евгения Ермолина, наполнено «бродячим хаосом». Хаосом не композиционным, а смысловым, идейным. «Автобиография на фоне русской истории, итоговая книга. И потому она потребовала, кажется, от писателя неимоверных сил. Гибели всерьез. Самое больное, самое тревожное, самое томительное и губительное встало из потемок памяти. Суммарное впечатление от суммарной книги Давыдова — это впечатление провала в неисповедимую бездну, где мрак и холод. В романе смешиваются и перекрещиваются разные времена, перекликаются, как сторожа на башнях. Но середина XX века — это кульминация бессмысленной и беспощадной человеческой оголтелости, безжалостной траты людей», — отмечал Ермолин.
Почти для всех романов Давыдова («Глухая пора листопада») характерна объективность повествования. Писатель не дает оценку персонажам в зависимости от официальной идеологии, он дает раскрыться им изнутри.
Совестливость и совесть — вот что постоянно занимало писателя, как исторически обусловленная категория. «У него была не придуманная, а почти физиологическая потребность говорить голосами тех, кто уже ничего не может сказать в свое оправдание. На суде истории он всегда выступал в роли адвоката… Устами Усольцева из “Судьбы Усольцева” он высказал свой главный жизненный принцип: “По совести, по мере своих возможностей отправляй свое ремесло. И счастлив будь тем, что оно позволяет тебе быть человеком, который протягивает руку другому человеку”», — отмечал писатель Леонид Юзефович.
Юрий Давыдов — член Союза писателей с 1961 г. С 1991 по 1995 г. — секретарь Союза писателей Москвы.
В последние годы Ю. В. Давыдов тяжело болел. Конец его жизни выпал на очередной перелом в истории России. Результат — роман «Бестселлер», порадовавший читателей на излёте жизни писателя. Названием он подчеркнул, что это — лучшее из того, что им написано.
Юрий Владимирович награжден орденами Отечественной войны II степени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалями «За победу над Германией» и другими. Ему вручена Государственная премия СССР (1987), премия фонда «Знамя» (1993, 1998), премия имени А. Д. Сахарова «За мужество в литературе» (1995), «Триумф» (1995), «Большая премия им. А. Григорьева» (1998).
Юрий Давыдов умер в 77 лет, оставив незавершённым роман «Такой предел вам положен». Похоронен на Переделкинском кладбище под Москвой.
Высказывания писателей о Давыдове
Леонид Юзефович писал: «Он знал цену иллюзиям и умел платить её сполна. Он был всегда современен, но злободневен — никогда. В отличие от большинства литераторов, он не был протеистичен, в нем было мало женственного. Может быть, поэтому женские образы в его романах выходили не слишком-то яркими. Он был певец сильных страстей, мужского братства и той идеи, что нужно раствориться в чем-то большем, чем ты сам, если хочешь остаться самим собой…».
«Путь Давыдова определён стремлением представить любой отрывочный факт необходимой частицей исторического процесса; этому служит всё, включая художественную фантазию».
С. Б. Рассадин
«Мне кажется, что для Юрия Давыдова поэзия имела не меньшее значение, чем история».
А. Немзер
«До поры до времени писателя интересовали опыты достойной жизни, и он вёл их поиск в истории…»
Е. Ермолин
Конечно, серьёзная историческая проза – удел серьёзных же читателей. Надеемся, что таковых всё же найдётся немало, и их заинтересует краткий экскурс в творческую «лабораторию» писателя.
Проза Юрия Давыдова подкупает своей искренностью, тщательной продуманностью сюжета, изобилием исторических реалий, что в целом создаёт у читателя ощущение сопричастности к описываемым событиям. Читатель как бы погружается в тот временной пласт, который изображён в данном конкретном романе, и эта конкретика завораживает глубиной погружения в текст. В конечном счёте у Давыдова всё подчинено раскрытию духовного мира героев повествований.
Любителям исторической прозы будет интересно прочесть хотя бы один из перечисленных романов Ю. Давыдова.
Желаем им приятного чтения.
Спасибо за внимание!
Мероприятие подготовила Мирзоянц Н.Х,