Встреча в литературном салоне «Вселенная Булгакова»

      Комментарии к записи Встреча в литературном салоне «Вселенная Булгакова» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя онлайн-встреча в литературном салоне называется «Вселенная Булгакова» и посвящается 130-летию со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. Он писал во многих жанрах – это романы, повести, рассказы, фельетоны, пьесы, инсценировки, сценарии и даже оперные либретто. Многие из почитателей его таланта знают Булгакова как автора пьес, рассказов. Для других он вошел в литературу и стал талантливым и бесконечно гениальным автором таких произведений, как «Мастер и Маргарита», «Дни Турбинных», «Бег», «Иван Васильевич, «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Роковые яйца» и многих других. Не все знают, что прославленный автор «Мастера и Маргариты» имел медицинское образование и богатый опыт работы врачом. Он ампутировал ноги, принимал роды, лечил детей от дифтерии, а позже вел частную практику как врач-венеролог. Если бы не этот опыт, не было бы, вероятно, ни «Записок юного врача», ни «Морфия», да и для ярких образов докторов в «Белой гвардии» и «Собачьем сердце» не нашлось бы правдоподобных деталей и красок.

Предлагаем вам разгадать онлайн-викторину «Жизнь и творчество Михаила Булгакова»

Родился великий писатель 3 мая (15 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве. Умер 10 марта 1940 года в Москве. Биография Булгакова наполнена яркими и интригующими событиями. И начинается она с семьи, в которой родился будущий писатель. Отцом Михаила был Афанасий Иванович Булгаков – доцент Киевской духовной академии. Женой его стала преподавательница женской гимназии – Варвара Михайловна Покровская. Они поженились в 1890 году в Киеве и жили на улице Воздвиженской. Через год на свет появился Михаил Афанасьевич. В семье Булгаковых было семеро детей, и Михаил был старшим.

В 1909 году Михаил окончил Первую киевскую гимназию и поступил учиться на медицинский факультет Киевского университета. Профессия врача была выбрана неслучайно — двое дядюшек Михаила были врачами в Москве и в Варшаве, оба отлично зарабатывали. Эти факторы стали решающими. Молодой Булгаков видел, что это нужная и доходная профессия, и осознанно пошел на медицинский факультет. «Это было как-то в воздухе нашей семьи — и Михаил выбрал свою профессию, свою медицину обдуманно и сознательно. И он любил свою медицину», — писала родная сестра писателя Надежда. По воспоминаниям младшей сестры писателя Надежды, Булгаков, оканчивая университет, избрал своей специальностью детские болезни. Однако обстоятельства и эпоха заставили его стать врачом-венерологом. Образование он начал еще в 1909 году, но из-за Первой мировой войны процесс растянулся.  Еще будучи студентом, Булгаков начал практиковаться. Он хотел отправиться служить на флот врачом, но по состоянию здоровья ему отказали: Булгаков страдал почечной недостаточностью. Первая мировая война была в самом разгаре, и медики не могли оставаться в стороне. В 1914 году Михаил участвовал в организации лазарета для раненых и служил врачом-санитаром. В 1915 году практиковался в госпитале Красного Креста, но самый страшный опыт он получил, когда работал врачом-хирургом в прифронтовых госпиталях городов Каменец-Подольский и Черновицы в австрийской Буковине. Его жена Татьяна впоследствии вспоминала, как они вдвоем ампутировали пациентам ноги. Свой диплом лекаря с отличием Булгаков получил 31 октября 1916 года и его направляют в село Никольское Смоленской губернии в качестве земского врача. Впечатления от работы в Никольском, а затем в Вязьме отразились впоследствии в цикле рассказов «Записки юного врача». В марте 1918 году Булгаков возвращается в Киев и пытается заняться частной практикой.  Позднее он писал, что насчитал в Киеве той поры четырнадцать переворотов, десять из которых пережил лично. Каждая смена власти сопровождалась кровопролитием.  Об этих страшных и сложных месяцах Булгаков написал в романе «Белая гвардия». В 1918 году Михаил Афанасьевич снова вернулся в Киев, где начал работать врачом-венерологом. Врача Булгакова мобилизовали и украинские националисты, и красные, и белые. В 1919 году он оказывается в деникинских войсках и следует эшелоном на Северный Кавказ.  После поражения армии Деникина он остается во Владикавказе. В момент срочной эвакуации Булгаков заболевает возвратным тифом и не может покинуть город с Добровольческой армией. После выздоровления появились его первые драматургические работы. В 1921 году он написал своему брату, что на 4 года опоздал с тем, что должен был начать уже давно, – писать. Он начинает сотрудничать в местных газетах, занимается литературной работой, читает лекции, пишет пьесы. Булгаков все больше считает себя не врачом, а литератором. К сентябрю 1921 года Булгаков окончательно перебрался в Москву. Там он уже начинает активную писательскую деятельность. Изначально Михаил сотрудничал с некоторыми столичными газетами в качестве фельетониста. В это время он опубликовал некоторые свои произведения в Берлине. За период с 1922-го по 1926 год в газете «Гудок» было опубликовано около 120 произведений Булгакова. В 1923 году стал членом Всероссийского союза писателей. Первые значительные произведения Булгакова в Советском Союзе появились только в 1924 году. Были опубликованы его повесть «Дьяволиада», первая часть повести «Записки на манжетах» и первая часть романа «Белая гвардия». В октябре 1925 года появилась повесть «Роковые яйца», на которую обратила внимание критика. В 1925 г. Булгаков написал повесть «Собачье сердце», в которой мастерски переплетаются идеи «русской революции» и «пробуждение» социального сознания пролетариата. По мнению литературоведов, повесть Булгакова представляет собой политическую сатиру, где каждый герой является прототипом того или иного политического деятеля. Но, к сожалению, Булгаков так и не смог ее опубликовать ни в одном советском издательстве.

В качестве минутки развлечения предлагаем вам онлайн-мозаику «Книга, которая есть в каждой библиотеке».

Зато Булгакову удалось напечатать вторую часть «Белой гвардии». Но окончания этого романа современники Булгакова так и не увидели. В 1926 г. «Медицинский работник» напечатал «Записки юного врача». В 1926 году в доме писателя провели обыск, после которого изъяли рукопись повести «Собачье сердце» и личный дневник. По прошествии пары лет дневник был возвращен, но Михаил Афанасьевич сжег его сам. В 1926 году с невероятным успехом в МХАТе шла пьеса «Дни Турбиных». Эта постановка понравилась самому Иосифу Сталину. Многие исследователи уверяют, что Сталин смотрел спектакль около 15 раз, но никаких документальных подтверждений этому нет. Под сомнения этот факт ставит также высказывание Сталина, где он говорил, что данная постановка – полная «антисоветчина». Пьесу запретили, но уже в 1932 году Сталин велел вернуть ее. В это же время произведения писателя Булгакова подверглись резкой критике. Он сам вел счет и отмечал, что за 10 лет его творчества было выпущено 298 отрицательных рецензий и только 3 положительные. В 1928 году у писателя возникла идея романа «Мастер и Маргарита». «Мастер и Маргарита» – самое главное произведение Михаила Булгакова, которое он посвятил своей последней жене Елене Сергеевне Булгаковой. Писатель работал над романом более десяти лет до самой смерти. Роман является наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии и творчестве писателя. При жизни писателя «Мастер и Маргарита» не публиковался из-за запрета цензуры. Впервые роман издали в 1967 году. Кто не помнит великолепного кота Бегемота из «Мастера и Маргариты»? Этот обаятельный, хотя и не слишком положительный, персонаж заставляет кошатников гордиться тем, что он является именно чёрным котом. А потом люди узнают, что прототипом Бегемота послужила… собака Булгакова с такой же кличкой. Писатель как-то раз шёл по аллее парка и увидел пса с чрезвычайно умным взглядом. С виду собака не казалась бездомной, и Михаил Афанасьевич хотел пройти мимо, но чёрный комок меха увязался за ним. Булгаков решил не прогонять пса, понадеявшись, что хозяин скоро объявится. Но никто так и не пришёл, и Бегемот остался жить в его доме. Откуда взялась кличка, история умалчивает. Зато мы точно знаем, что знаменитая сцена под кодовым наименованием «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус» родилась на основе реальных событий. В тот момент, когда Булгаков писал этот эпизод, в квартире этажом выше тушили пожар, начавшийся от примуса.

В качестве минутки развлечения предлагаем вам онлайн-мозаику «Памятник Булгакову и коту Бегемоту в Харькове»

К 1930 году Михаила Афанасьевича перестали печатать. Его пьесы изымались из репертуаров. Ситуация уже становилась безвыходной, и Булгаков решает писать напрямую правительству СССР. В нем он просит дать конкретный ответ – либо право на эмиграцию, либо шанс продолжить дальнейшую работу в театре. Через 3 недели после отправки письма Булгакову позвонил Сталин, который посоветовал писателю пойти в МХАТ с просьбой зачислить его на службу. Он последовал рекомендации и с 1930 года по 1936-й трудился ассистентом режиссера в театре. В биографии Булгакова много упоминаний о работе актером, драматургом, режиссером, писателем. В 1934 году Булгаков пытался выехать за пределы СССР, но ему отказали. Вместо этого уже в июне его зачислили в Совет писателей.

В 1935 году состоялся дебют Михаила Афанасьевича как актера. Первой его ролью стала роль судьи в постановке «Пиквикский клуб» Диккенса. Свою работу в театре Булгаков описал в «Записках покойника». Прототипами героев стали сотрудники МХАТа. 16 февраля 1936 г. на сцене МХАТа была поставлена пьеса Булгакова «Кабала святош», второе название которой — «Мольер». Премьера была невероятно успешной, но в «Правде» появилась критической статьи «Внешний блеск и фальшивое содержание» и 9 марта 1936 года спектакль был снят, успев пройти при неизменном аншлаге семь раз. После этого Булгаков оставил МХАТ и отправился работать в Большой театр переводчиком. В 1939 году Михаил работал над пьесой о Сталине. Ее уже начали готовить к постановке, но вскоре была получена телеграмма от Сталина о том, что постановка должна быть отменена, так как ее сюжет абсолютно неуместен. С тех пор здоровье писателя начало резко ухудшаться. В первую очередь это касалось зрения, после врачи обнаружили у Булгакова серьезную болезнь почек. Писатель снова вернулся к употреблению морфия. С февраля по март близкие поочередно дежурили у кровати Михаила Афанасьевича. 10 марта 1940 г. великий писатель скончался, ему было всего 48 лет. Похороны состоялись в здании Союза писателей, перед панихидой московский скульптор Меркуров снял с лица драматурга посмертную маску. Тело писателя кремировали, прах захоронили 12 марта на Новодевичьем кладбище. Смерть Булгакова не могла остаться незамеченной Ахматовой, и она посвятила писателю стихотворение «Вот это я тебе, взамен могильных роз», которое можно назвать реквиемом. Написаны строки в 1940 году, вскоре после мучительной смерти автора «Мастера и Маргариты». Стихотворение входит в цикл «Венок мертвых», где основу составляют стихотворения памяти известных людей – Зощенко, Анненского, Цветаевой и других.

Предлагаем вам послушать стихотворение Анны Ахматовой «Памяти Булгакова»

Биография Булгакова не обойдется без рассказов о его бурной личной жизни. Писатель был известен как большой ценитель женской красоты. Женат Булгакова было 3 раза. Его первой супругой стала Татьяна Лаппа, на которой он женился в 1913 г. Вместе пара прожила 11 лет. Первая жена Татьяна Николаевна многое пережила. Их брак изначально был не по душе родителям. После свадьбы супруги столкнулись с первой трагедией: Татьяне пришлось сделать аборт, так как писатель никак не хотел становиться отцом. Жена послушала своего мужа и избавилась от ребенка. Татьяна работала медсестрой и везде следовала за мужем. В апреле 1924 года супруги развелись из-за нового увлечения писателя. Ею стала Любовь Белозерская, которая впоследствии получила статус второй жены Булгакова. Она была полной противоположностью Татьяны. Она увлекалась литературой и являлась музой для мужа. Пара вела активную светскую жизнь, а популярность писателя росла все больше. Любовь Евгеньевну интересовало все, что угодно, только не дом. Она бесконечно говорила с подругами по телефону, увлекалась верховой ездой и автомобилями. Их брак продлился всего 6 лет. Третьей и последний супругой Булгакова стала Елена Шиловская, которую писатель встретил в1929 году. Они поженились 4 октября 1932 года. Елена стала для Булгакова не только женой, но и музой, литературным секретарем, биографом, другом и советчицей. Именно благодаря ей мир увидел неизданные работы писателя. По свидетельству родных и близких писателя, именно с этой женщиной ему удалось в полной мере ощутить семейное счастье. Интересно, что она до конца своих дней являлась хранительницей литературного наследия мужа.  Надо сказать, что все его жены имели прямое отношение к его произведениям – кто-то давал ценные советы насчет сюжетной линии, кто-то стал прототипов главных героинь, кто-то просто помогал в организационных вопросах – он всегда ощущал поддержку той, которая была рядом. Шиловская стала прототипом Маргариты в его самом известном романе. В романе «Мастер и Маргарита» он вложил в уста Воланда фразу, что «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит» в всю жизнь доказывал правоту этого высказывания. Сегодня имя Михаила Булгакова знакомо практически каждому: его книги переиздаются огромными тиражами, произведения волнуют и продолжают волновать современных людей, по его произведениям снято множество фильмов, а пьесы с успехом идут в лучших театрах. Нашу встречу в литературном салоне «Вселенная Булгакова» продолжит участник клуба «Эхо» Куншенко И.А.  Интерес к личности Михаила Булгакова непреходящий, творчество постоянно экранизируется. На эту тему подготовил сообщение участник клуба «Эхо» Куншенко И.А. «Пилат и другие – фильм на страстную пятницу»: самая неизвестная экранизация «Мастера и Маргариты».

Вокруг «Мастера и Маргариты» всегда было много всяких мифов. Например, миф о том, что любая попытка экранизировать роман изначально чуть ли не проклята. И при этом никого не смущает, что театральных инсценировок «Мастера и Маргариты» просто пруд пруди. Тем не менее, спектаклями дело не исчерпывается, есть и фильмы. У некоторых из них сложная судьба. Например, экранизация Юрия Кара из-за разногласий режиссера и продюсеров в течение семнадцати лет пролежала на полке. Многие режиссеры хотели взяться за роман, но по каким-либо причинам отказались от этой затеи. Эльдару Рязанову съемки запретил ЦК КПСС, а Элем Климов передумал заниматься «Мастером и Маргаритой» якобы после того, как во сне к нему пришла жена Булгакова и предрекла провал картины. Как бы там ни было, на данный момент насчитывается пять экранизаций «Мастера и Маргариты». В этом списке Анджей Вайда был первым. В 1972-ом году вышел его телефильм, снятый по мотивам романа Булгакова. А если говорить более точно, то снят он исключительно по «библейским» главам. Если про некоторые другие экранизации было уже сказано много, то эту критики как бы обходят стороной. Поэтому хочется поговорить именно о ней. Фильм Вайды отличает радикальность эстетики. Режиссер смешивает времена происходящего. С одной стороны, действие как будто разворачивается в эпоху Древнего Рима. Об этом нам говорят костюмы некоторых персонажей, отряд римских солдат и прочее. С другой стороны, все эти ряженные действуют в декорациях современного мегаполиса. Иешуа везут на распятие по переполненным автомобилями улицам, процессию сопровождает полиция, вместо Лысой горы какая-то «мусорка» рядом с оживленной трассой, а Иуда звонит по таксофону. В конце концов, когда с Иешуа срывают хитон, то под ним обнаруживаются джинсы. Подобным подходом в театре никого уже не удивишь, и это не вызывает протеста со стороны зрителя. Но все же подход Анджея Вайды в момент выхода фильма должен был восприниматься революционно и провокативно. Да и сейчас у многих он может вызвать оторопь. Но ведь не ради же одного только эпатажа режиссер использовал такой художественный прием? Что он хотел им сказать? Наталья Викторовна Шимонова в своей статье «Фильм А. Вайды «Пилат и другие». Иешуа как воплощение образа Христа» утверждает, что режиссер работает с христианским тезисом, суть которого сводится к тому, что «история жизни Христа не является чем-то раз и навсегда прошедшим и закончившимся, но повторяется из раза в раз». Страсти Христовы всегда существуют в окружающим нас мире и в каждом отдельном человеке. Эпохи сменяются, но это внешнее изменение, жертва Христа вечна и неизменна. Такое понимание было бы просто невозможно в те годы на родине Булгакова. Но Вайда – поляк, пусть и снимал свой фильм в ФРГ на немецком языке (потому формально его нельзя считать принадлежащим к польскому кинематографу), а поляки не порвали с католической традицией, атеизм в Польше не занял лидирующих позиций, как случилось в СССР. Для выросшего в данной культурной среде Вайды подобное прочтение булгаковского сюжета вполне естественно и органично. Но «Пилат и другие» не сводятся исключительно к религиозной притче. Подобный прием характерен для творчества Анджея Вайды. Он частенько маскировал актуальное кино под историческое. Любое общество в той или иной степени по сути своей репрессивно, оно просто уничтожает инакомыслящих, и одному человеку, даже если он и власть предержащий, ничего с этим не поделать. Пилат достаточно умен, чтобы понимать это. Потому он смиряется с поражением, чтобы позже отомстить тем, кто отправил Иешуа на Лысую гору. Отомстить методами, которые в данном обществе приняты. Тайно, под покровом ночи, чужими руками. Пилат не стал бы прокуратором, если бы не умел играть в такие игры. И он разыгрывают свою партию безупречно. Иуду убивают, Каифа скомпрометирован. Только месть не спасет от собственной памяти. Фактически в финале фильма Пилат и Левий Матфей основывают христианство. Кстати говоря, неизвестно, как к этому отнесся бы сам Иешуа, учитывая его слова о том, что он не согласен с тем, что записывает с его слов Матфей. В таком случае получается, что христианство выросло из чувства вины. А значит, фильм Анджея Вайды следует воспринимать как антихристианский. Правда, это опровергает сказанное выше. Но в фильме столь много самых разных символов и неоднозначных моментов, что единственно верное его прочтение невозможно.

Еще одна участница клуба «Эхо» Дихтярь Ганна подготовила для вас сообщение «Личное отношение к творчеству М.А. Булгакова». С творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова я, как и подавляющее большинство наших соотечественников, познакомилась в школе, кажется, классе в девятом. Хотя нет, первое знакомство произошло раньше, лет в 8-9, при просмотре кинокомедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», написанную по мотивам пьесы Булгакова «Иван Васильевич». Но о существовании этой пьесы, как и самого ее автора я узнала намного позже. Но вернемся непосредственно к литературе. Первым произведением Булгакова для меня стало, конечно же, «Собачье сердце». Мне понравился и авторский слог, и мысли, высказанные устами профессора Преображенского. Одним словом, возникло желание прочитать и другие произведения. Следующим и, пожалуй, главным произведением Михаила Афанасьевича для меня стал роман «Мастер и Маргарита». Знакомство с ним начиналось сложно: начинала читать его три раза еще в классе седьмом-восьмом, но — по-видимому, всему свое время – восприятие пришло только в шестнадцать лет. Сказать, что этот роман повлиял на меня — это ничего не сказать. Последние главы я дочитывала поздней ночью, не в силах остановиться. Это была какая-то магия, колдовство. Конечно, я знала, что «Мастер и Маргарита» художественное произведение, но я этого не понимала: на тот момент мне казалось, что все описываемое в романе – правда. Наверное, здесь свою роль сыграл не только сам текст – который великолепен – но и юношеский возраст, когда все воспринимается наиболее остро и ярко. После прочтения «Мастер и Маргарита» надолго стала моей любимой книгой, и лишь спустя годы ее потеснили на пьедестале другие произведения. Может показаться странным, но вторым по значению произведением Булгакова для меня стала вовсе не «Белая гвардия», а сборник рассказов «Записки юного врача». Здесь перед читателем предстает другой рассказчик: не умудренный опытом философ, как в главном романе писателя, а молодой, неопытный, часто неуверенный в себе врач. Это книга не только о становлении главного героя как врача, но о становлении его как личности. «Записки юного врача» можно рассматривать и как бытописание, позволяющее увидеть уровень земской медицины начала ХХ века и понять одну из причин последующей вскоре революции. Именно эти две книги – «Мастер и Маргарита» и «Записки юного врача» — являются для меня одними из любимейших из всего корпуса текстов Михаила Афанасьевича. Почему? Сложно сказать. Одна своей фантасмагорической реальностью, в которую веришь, другая реалистичностью, которая то ужасает, то заставляет смеяться. Повлияло ли творчество Булгакова на мою жизнь? Сложно ответить на этот вопрос. Наверное, кардинально нет. Но оно, как и творчество других великих писателей, заставило меня чувствовать, переживать и сопереживать, сделало мою картину мира ярче и многограннее, показав многообразие человеческих судеб

Михаил Булгаков прожил всего 48 лет, и два десятка из них в литературе. Он называл себя «затравленный волк», потому что из трехсот откликов на его творчество только три было положительными. Он и сам был очень беспощадным к себе, писал, что все, что он делает, это рвань, которую нужно сжечь или порвать, чтобы никто не видел. Он судил себя и свою деятельность очень строго, в соответствии с совестью и вечностью. Часто он называл себя «мистическим» писателем, потому что его рукописи и дневники иногда терялись, но каким-то чудесным образом возвращались обратно

Предлагаем вашему вниманию виртуальную книжную выставку «Мастер мистического слова»

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.