Встреча в литературном салоне «Писатель новой волны»

Здравствуйте, посетители блога нашей библиотеки!

Татьяна Никитична Толстая – известна как писатель, автор-публицист, ведущая интереснейших телепрограмм. Татьяна Толстая с первого рассказа дала понять о себе как самобытной писательнице, говорящей на своём неповторимом авторском языке. Её произведения легко воспринимаются и проникают в душу читателей, находя там отклик. Парадоксально, но в культовом романе «Кысь» не было ни одного положительно героя, но он стал популярен у публики. Она часто в творчестве обращается к лирическим воспоминаниям, необычным героям. Татьяна Толстая принесла в русскую литературу индивидуальность и яркость. Часть критиков относит её к «женской прозе» наряду с Викторией Токаревой или Диной Рубиной. Кто-то называет Татьяну Толстую писателем «новой волны», появившуюся вместе с Виктором Пелевиным и Борисом Акуниным. В любом случае книги автора становятся событием в культурной жизни страны.

Будущая писательница родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде в удивительной семье с многовековой историей. Отец, Никита Алексеевич Толстой, лауреат Сталинской премии, профессор физики, был сыном классика литературы Алексея Николаевича Толстого. Мать Наталья Михайловна Лозинская, дочь известного поэта, переводчика Михаила Леонидовича Лозинского. Детство Татьяны прошло в легендарном доме Ленсовета у реки Карповки. Она была одной из младших дочерей в большой семье, где росли 7 детей. Толстая с детства любила читать, её увлекали языки и литература. Именно поэтому после окончания школы девушка подала документы в Ленинградский университет на отделение классической филологии. Там Таня изучала латинскую и греческую литературу, диплом она получила в 1974 году.

Сразу же после окончания учебного заведения Татьяна вышла замуж за филолога и философа Андрея Лебедева. Познакомились они в институте. Вслед за мужем Толстая переехала в Москву. Андрей стал одним из авторов Большой Советской Энциклопедии

Татьяна Никитична предпочитает не распространяться о своей личной жизни. Известно, что у неё есть два взрослых сына от первого и единственного супруга — Артемий и Алексей. Вместе с семьёй Толстая проживает в Москве. Старший сын Толстой стал известен как успешный дизайнер. Основал творческую компанию «Студия Артемия Лебедева». Основные направления которой, – графический, промышленный, городской дизайн, создание сайтов, шрифтов, проектирование интерфейсов. Активно ведёт социальные сети. Прославился ещё и как заядлый путешественник, поставивший целью объехать все существующие страны мира. Посетил уже около 200. Вёл блог на Живом Журнале, входил в топ-3 популярных авторов. Известен он также своими провокационными высказываниями и яркой внешностью. Личную жизнь тщательно скрывает, по некоторым данным, у писательницы есть 10 внуков от старшего сына. Младшего сына Татьяны Толстой и Андрея Лебедева зовут Алексей. Образование он получил в Америке, куда родители уехали преподавать в 1990 году. Остался там жить, стал программистом, увлекается фотографией. О его личной жизни известно только то, что он женат.

После переезда в Москву Татьяна устроилась в Главную редакцию издательства «Наука». Её приняли на должность корректора. В течение десяти лет она трудилась там, и только в 1983 году  опубликовала своё первое сочинение. Дебютом стала критическая статья под названием «Клеем и ножницами». Позднее писательница признавалась, что писать начала после проведённой операции на глазах. Ей пришлось лежать с повязкой в течение месяца, в это время и начали появляться в голове идеи для рассказов. За это время девушка придумала сюжеты для таких произведений, как «Соня», «Свидание с птицей» и «На золотом крыльце сидели…». Последнее из них было опубликовано также в 1983 году на страницах журнала  «Аврора». Именно этот рассказ был признан лучшим литературным дебютом года. Критики и читатели высоко оценили талант Татьяны. После успешного дебюта она регулярно публиковала свои сочинения в журналах «Новый мир», «Октябрь» и «Знамя». За четыре года было издано несколько десятков рассказов. В 1987 году Толстая выпускает первый сборник, названный в честь дебютного рассказа «На золотом крыльце сидели…». Спустя некоторое время ее принимают в союз писателей СССР. Не всем представителям советской власти пришлись по душе рассказы писательницы. Толстую упрекали в отсутствии оригинальности, шаблонной схеме развития сюжета, излишне «густом» письме. Некоторые критики не могли за один раз осилить произведения писательницы, другие же испытывали скуку во время прочтения. В 1989 году Татьяна Никитична стала постоянным членом Российского ПЕН-центра. В следующем году она переезжает в США. Там писательница занялась педагогической деятельностью. Она преподавала студентам колледжа Скидмор русскую литературу и художественное письмо. Параллельно с этим Толстая печаталась в американских журналах, иногда её приглашали прочесть лекции в других университетах. Почти десять лет писательница провела в регулярных командировках в США. За это время она заметила изменения в своём словарном запасе, появление «недослов», представляющих собой гибриды нескольких языков. Это явление Толстая отлично отобразила в своём рассказе «Надежда и опора». С 1991 г. она пробует себя в качестве журналистки: стала вести  авторскую колонку «Своя колокольня» в печатном издании «Московские новости». Также Татьяна входит в состав редакционной коллегии журнала «Столица». Её очерки, статьи и эссе публиковались и в издании «Русский телеграф». Одновременно с этим Толстая продолжает писать художественные произведения. В 1998 году на книжных полках появляется книга «Сёстры», написанная в соавторстве с Натальей Толстой. В это же время книги Татьяны Толстой начинают переводить на иностранные языки. Также в этом году писательницу принимают в редколлегию американского журнала «Контрапункт». В 1999 г. Толстая окончательно вернулась в Россию. Начало нового тысячелетия было ознаменовано в ее творчестве выпуском романа под названием «Кысь». Этот роман описывал состояние России после «воображаемого ядерного взрыва».

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Обложка романа Татьяны Толстой» и увидеть название книги, которую можно взять в библиотеке имени В.Г. Белинского.

Критики неоднозначно отреагировали на новое сочинение писательницы, но у книги было немало поклонников среди обычных читателей. За своё творчество Татьяна Толстая получила премию «Триумф», вскоре роман получил звание бестселлера. В 2001 г. опубликовано ещё три книги писательницы — «Двое», «День» и «Ночь». В этом же году Татьяна Никитична получает приз Московской международной книжной ярмарки. В 2002 г. она становится главой редакционного совета издания «Консерватор». Через несколько месяцев Толстая впервые появляется на телевизионных экранах. Она ведёт передачу «Основной инстинкт», а также становится соведущей Авдотьи Смирновой в проекте «Школа злословия». В 2003 году телепрограмма Татьяны и Авдотьи получила премию ТЭФИ по номинации «Самое лучшее ток-шоу». В 2014 г. проект закрыли. Позже Толстая стала ведущей ещё одной телепередачи под названием «Минута славы». Сейчас Татьяна Толстая продолжает писать, изредка появляется на телевизионных экранах. Она получила несколько государственных и международных премий за свои достижения. Предлагаем вам посмотреть виртуальную книжную выставку «Татьяна Толстая. Когда фамилия обязывает»

А сейчас предлагаем вашему вниманию сообщение  участника клуба «Эхо» Павлова Л.Н. «Творчество Татьяны Толстой»

Дебют Татьяны Толстой в литературе нельзя назвать ранним.  Как литературный критик она заявила о себе в 1983 году, опубликовав в «Вопросах литературы» статью «Клеем и ножницами». И в этом же 1983 году она опубликовала в журнале «Аврора» свой первый рассказ. Ей было на тот момент 32 года. Рассказ «На золотом крыльце сидели…» был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». Вслед за этим Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный так же, как её первый рассказ — «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР. В середине 80-х на общем фоне написанного небрежно и «второпях», рассказы Толстой выглядели весьма эффектно благодаря виртуозному владению языком, художественной изобретательности, хорошему вкусу автора и, главное, — осознанию того, как надо писать. Казалось бы, едва ли не самые расхожие в русской литературе «вечные» темы: тема детства как попытки постижения жизни и самого себя, романтический конфликт мечты и реальности, близкие читателю образы «маленьких», заурядных людей в рассказах писательницы действительно обрели новое звучание. Обрели — благодаря «незатертому» способу описания, вызывающе яркой образности, «разговорчивым» деталям, неожиданности словесных сближений, метафоричности… Советская критика относилась к прозе Татьяны Толстой по-разному, но преобладало настороженное отношение. Одни критики восприняли её произведения с восторгом, хотя и отмечали, что все рассказы писательницы выстроены по одному шаблону. Другие критики  упрекали её в «густоте письма» — излишней образности и детализации. Произведения Толстой сразу снискали признание читателей, оценивших новаторство писательницы, оригинальное видение мира и восхищавшихся языком и стилем её рассказов. В начальный период творчества основными героями произведений писательницы были  так называемые «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, непризнанные «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), говоря словами критика, «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность, а в 1991  начинает и журналистскую. Параллельно с этим, продолжает издавать книги. В 1990-х были опубликованы такие произведения, как «Любишь — не любишь» (1997), «Сёстры» (в соавторстве с сестрой Наталией Толстой) (1998), «Река Оккервиль» (1999). Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году Татьяна Толстая стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт». В 1999 году писательница окончательно возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью. В 2000 году Толстая публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли. В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». В 2010 году  Татьяна Толстая, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы — «Золотой ключик». Татьяну Толстую называют одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я». В ранней прозе писательницы критики отмечали, с одной стороны, влияние Шкловского и Тынянова, а с другой — Ремизова. Сама писательница идентифицирует себя как постмодернистского писателя. Для нее в первую очередь важно, что постмодернизм возродил «словесный артистизм», пристальное внимание к стилю и языку. Для раннего периода творчества Толстой характерно преобладание таких тем, как общечеловеческие вопросы бытия, «вечных» тем добра и зла, жизни и смерти, выбора пути, взаимоотношения с окружающим миром и своего предназначения. Сквозным мотивом и сквозной проблематикой рассказов Татьяны Толстой, идущей еще от русской классической литературы, является вопрос «разлада мечты и действительности», мотив одиночества. Герой  рассказов Татьяны Толстой – «маленький», обычный человек, ищущий самого себя в мире. Практически все персонажи Толстой являются мечтателями, которые «застряли» между реальностью и своим вымышленным миром. Они  живут в придуманном иллюзорном мире, не могут вырваться из него, прекратить своё бегство от действительности. Но, несмотря на это, они не утрачивают веры в жизнь, надежды на воплощение в реальности романтической мечты. Один из самых характерных и, на мой взгляд, самых художественно сильных и выразительных рассказов с такой проблематикой – это «Река Оккервиль». С первых фраз рассказа попадаешь под обаяние текста – обаяние языка, стиля, интонации, обаяние авторского взгляда на мир. Тексты такой колдовской силы я давно не встречала в современной прозе. Петербург в рассказе предстаёт необычным, фантастическим городом: «Мокрый, струящийся, бьющий ветром в стёкла город за беззащитным, незанавешенным, холостяцким окном, за припрятанными в межоконном холоду плавлеными сырками казался тогда злым петровским умыслом, местью огромного, пучеглазого, с разинутой пастью, зубастого царя-плотника, все догоняющего в ночных кошмарах, с корабельным топориком в занесённой длани, своих слабых, перепуганных подданных». Тёмный фантастический город заставляет своих жителей существовать по законам вымышленной, театральной жизни. Главный герой рассказа – немолодой одинокий Симеонов, для которого блаженством становится в холодный, сырой петербургский вечер запереться у себя в комнате и извлечь из рваного пакета старую пластинку с чарующим голосом Веры Васильевны. Симеонов чем-то напоминает Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели», у него такая же трудноопределимая внешность, непонятный возраст, он так же лелеет свою мечту. Для Симеонова старая пластинка – не вещь, а сама волшебная Вера Васильевна. Мимо симеоновского окна проходили петербургские трамваи, конечная остановка которых манила Симеонова своим мифологическим звучанием: «Река Оккервиль». Эта неизвестная герою речка становится удобной сценой, в которую он может вписать необходимые ему декорации. Так Симеонов «встраивает» Веру Васильевну, столь напоминающую своим обликом молодую Ахматову, в декорации Петербурга Серебряного века. Татьяна Толстая приводит своего героя к трагическому разрушению мифа, такой же оскорбительно будничной оказалась и встреча с мифом. Подчёркивая  интертекстуальность рассказа, критик А. Жолковский отмечает: «Симеонов являет типовой образ «маленького человека» русской литературы, нарочито сшитого из пушкинского Евгения, которого река разлучает с Парашей; гоголевского Пискарёва, фантазии которого разбиваются бордельной прозой жизни понравившейся ему красотки; и беспомощного мечтателя из «Белых ночей» Достоевского». Магическая притягательность этого рассказа велика – начиная с его названия и заканчивая картинкой сбора в квартире Симеонова всех главных персонажей рассказа, где отталкивающие в своей натуралистичности  бытовые детали  соседствуют с поэтическим описанием вольного, безбрежного мира, в котором реки текут вспять, бушуют и затопляют город, «как умеют делать только реки». В рассказах Толстой преобладает парадоксальная точка зрения на мир, с помощью сатиры демонстрируется абсурдность многих явлений жизни. Исследователями отмечалась особая литературно-сказочная метафоричность стиля, черты неомифологизма в выборе героев-рассказчиков и в том, что Толстая использовала фольклорные образы. В рассказе «Свидание с птицей», к примеру, она использовала известный русский фольклорный образ — птицу Сирин. Критик Александр Генис отмечал, что Толстая лучше всех в современной литературе справляется с употреблением метафоры. Критик писал, что в её метафорах есть влияние Олеши, но они более органично встроены в сюжет. Именно метафора является для писательницы средством изображения общеизвестного, обыденного с неожиданной стороны, эфемерного и иллюзорного мира, в котором живут персонажи — блаженные, нелепые, робкие, вечные дети. Добрые и милосердные, не оцененные окружающими, они обречены на одиночество: замерзает оставшийся один дядя Паша («На золотом крыльце сидели…»), принимает издёвку за любовь Соня («Соня»), рушатся мечты Симеонова («Река Оккервиль»), трагично бессмысленное существование Петерса («Петерс»). Все истории персонажей Толстой разворачиваются в приватном, личном пространстве и времени, ничуть не похожем на «коллективное» поле действия официальной литературы. В некоторых других рассказах используется приём противопоставления, контрастов. Рассказы «Милая Шура» и «Круг» построены на противопоставлении света и тьмы (как жизни и смерти), что после находит отражение в более позднем рассказе «Ночь». Смысл антиномии «свет — тьма» в рассказах Татьяны Толстой занимает центральное место и включает: «противопоставление духовного и материального, возвышенного и низменного, живого и мертвого, бытового и бытийного, мечты и действительности (воображаемого и реального), вечного и сиюминутного, доброго и злого, сострадательного и равнодушного». Примечательно, что в середине 80-х Толстая одной из первых показала унылую и грустную «обычность» существования, способную подавить человека, лишенного воображения и не ищущего способов бегства от нее. Потому безрадостное бытие героев, их расставания, ссоры, одиночество, обычные житейские происшествия подаются в двойном освещении: жалкие и незадачливые, ущербные с точки зрения своих более успешных соседей, знакомых и родственников, они, по словам самой писательницы, несут «свет» в душе, а потому могут «обменивать» настоящую жизнь на вымышленную. Существование их замыкается, как правило, в границах вымышленной реальности или воспоминаний о счастливом, безоблачном детстве; именно это балансирование персонажей на грани настоящего и призрачного, обновление повседневности за счет иллюзии и сказочности, в нее привносимых, — как раз и составляет большинство сюжетов «малой» прозы Толстой. Начиная со своего первого рассказа, писательница изображает героев, способных мечтать, продолжающих оставаться детьми, отгораживаясь фантазиями от мира действительного. Например, в рассказе «На золотом крыльце сидели…» метафорой детства становится сад — пространство безбрежное и одновременно всепроникающее и всеединое. Роман Татьяны Толстой «Кысь» стал ярким явлением в литературной жизни начала нового века. На страницах этой книги автор создает мир, который заставляет читателя задуматься о многих проблемах современного общества. Действие романа происходит после атомного Взрыва в городке Федор-Кузьмичск, который двести лет назад назывался Москвой. Его населяют уцелевшие от Взрыва люди: «Ежели кто не тютюхнулся, когда Взрыв случился, тот уже после не старится. Это у них такое Последствие. Будто в них что заклинило…  А кто после Взрыва родился, у тех Последствия другие, у кого руки словно зеленой мукой обметаны, будто он в хлебеде рылся, у кого жабры; У иного гребень петушиный али еще что». Самой распространенной валютой и основным продуктом питания является мышь, а в лесу обитает ужасное существо, называемое Кысью: «Сидит она на темных ветвях и кричит так дико и жалобно: кы-ысь! Кы-ысь! — а видеть ее никто не может. Пойдет человек так вот в лес, а она ему на шею-то сзади: хоп! И хребтину зубами: хрусь! — а когтем главную-то жилочку нащупает и перервет, и весь разум из человека и выйдет. Вернется такой в народ, а он уже и не тот, и глаза не те, и идет, не разбирая дороги, как бывает, к примеру, когда люди ходят во сне под луной, вытянувши руки, и пальцами шевелят: сами спят, а сами ходят. Поймают его и ведут в избу, а иной раз для смеху поставят ему миску пустую, ложку в руку вторнут: ешь; он будто и ест, из пустой-то миски, и зачерпывает, и в рот несет, и дует, а после словно хлебом посудину обтирает, а хлеба-то в руке и нет, ну, родня, ясно, со смеху давится. Такой сам ничего делать не может, даже оправиться не умеет…  Вот чего Кысь-то делает». Можно сказать, что перед нами разворачивается своеобразная энциклопедия русской жизни, в которой легко угадываются черты прошлого и предстает картина страшного будущего: Наибольший Мурза Федор Кузьмич, управляющий городом, малые мурзы в медвежьих шубах и простые люди, не имеющие ничего; санитары в Красных санях, которые преследуют Болезнь и любые мысли о социальной справедливости, которые считаются своеволием. Нам отчетливо видна деградация людей, живущих в Федор-Кузмичске: сознание людей изменено, после Взрыва в их душах изменились точки отсчета, покосились нравственные устои. Кажется, что все понятия для них приобрели совершенно иной смысл: люди больше похожи на зверей, живущих ради удовлетворения своих основных инстинктов. Они не развиваются внутренне, полностью подчиняясь приказам сверху. По жанру «Кысь» — это постмодернистский роман-антиутопия, очевидно перекликающийся с оруэлловским «1984» и замятинским «Мы». В нем прозаик после долгого молчания, по замечанию Б. Парамонова, «не то что изменила свою манеру, отнюдь нет, но развернула ее в крупную форму: написала роман.  На большом пространстве ее писательская индивидуальная манера не разжижилась, не растворилась, не утратила крепости, не понизила градуса, а, наоборот, по-настоящему, в полную меру явилась народу… городу и миру… После выхода «Кыси» она проснулась классиком. Это книга о России. Энциклопедия русской жизни… Толстая придумала для своей России фауну и флору, историю, географию, границы и соседей, нравы и обычаи населения, песни, пляски, игры. Она создала мир».  По мнению других критиков, роман «Кысь» не является «чистой» антиутопией. Например, Н. Иванова заявляет, что Толстая «не антиутопию очередную пишет, а пародию на нее», что она соединила антиутопию «интеллектуальную» с русским фольклором, со сказкой, «научную фантастику» со «жгучим» газетным фельетоном: то есть, массолит с элитарной, изысканной прозой. В нулевые годы нового века Татьяна Толстая выпускает сборники «Изюм», «Круг», «Белые стены», «Не кысь», «День», «Ночь», «Река». В 2014 году выходит в свет сборник повестей, рассказов и эссе «Лёгкие миры», в том же году – ещё одна книга – «Невидимая дева», в которую вошли публиковавшиеся ранее рассказы писательницы, а также новая повесть, давшая название всему сборнику, и рассказ «Учителя».В 2о15 году  появился сборник «Девушка в цвету». Хочется привести взятый из интернета краткий отзыв об этом сборнике: «В книге собраны воспоминания и размышления Татьяны Толстой. Легко и остроумно она пишет о своей юности, искусстве, о семье и интересных людях, о любви и литературе. Читая удивительные, порой очень личные истории, возникает ощущение, что это дневник писателя. Глубокая и одновременно трогательная книга, написана прекрасным, таким узнаваемым, красочным языком мастера». Произведения Татьяны Толстой  отличает поэтическое восприятие мира, глубокое и тонкое постижение душевной жизни человека, ироническая интонация, сатирическое описание многих сторон жизни, философичность, парадоксальность, удивительное умение показать мир взрослых глазами ребёнка (в рассказах о детстве), юмор, грусть в размышлениях о необратимости течения времени вспять и быстротечности жизни, мудрость, едкость и жёсткость в изображении отрицательных явлений действительности. И весь этот удивительных сплав различных качеств и создаёт тот неповторимый и восхитительный мир, в который читатель погружается, открывая книгу Татьяны Толстой. Уделите время, чтобы познакомиться с творчеством Татьяны Никитичны Толстой! Мы уверены, что вам никогда не придется об этом сожалеть!

Знакомство с творчеством Т.Н. Толстой — стоящее дело!

Неверова О.М.