Встреча в литературном салоне «Есть в России поэты – и Россия жива!»

      Комментарии к записи Встреча в литературном салоне «Есть в России поэты – и Россия жива!» отключены

       Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. 25 июня — день рождения крупнейшего русского поэта, которого называют последним поэтом «серебряного века», Арсения Александровича Тарковского. Встреча в литературном салоне «Есть в России поэты – и Россия жива!» посвящена 115-летию со дня его рождения.  Массовому читателю он открылся очень поздно. Его первый поэтический сборник увидел свет, когда поэту исполнилось уже 55 лет. За свою долгую жизнь он создал свой лирический микрокосмос, где был сторонником классического стиля. Это ему Марина Цветаева посвятила своё последнее стихотворение, а Анна Ахматова называла издание его сборника «драгоценным подарком современному читателю». Говорили, что он из тех, кто «опоздал родиться», потому что начинал писать, когда от Серебряного века остались одни осколки, и на смену ему шёл соцреализм, в рамки которого Тарковский никак не вписывался. Но «времена не выбирают» – это не про Тарковского. Его век был в его стихах: «Я вызову любое из столетий, Войду в него и дом построю в нем», «Мне моего бессмертия довольно, Чтоб кровь моя из века в век текла». Поэт не своего времени, соединяет в собственной, им созданной, поэтической эпохе разные века и культуры: и античность Эллады, и модернизм XX века, и золотое пушкинское время, и «свой» Серебряный век, соединяет и растворяется в них.

Я человек, я посредине мира .

За мною мириады инфузорий,

Передо мною мириады звёзд.

Я между ними лёг во весь свой рост –

Два берега связующее море,

Два космоса соединивший мост.

В. Филимонов, автор книги о Тарковском, может быть, самой лучшей из того, что о нем написано, удивительно тонко уловил суть Тарковского-поэта: «Человек уходящего лета, живущий трепетным предчувствием угроз зимы». Говорят, что биография поэта всегда в его стихах. В стихах Тарковского не биография, в его стихах – судьба. Судьба человека своего времени, но рожденного и воспитанного временем прошедшим. Предлагаем в качестве разминки собрать онлайн мозаику «Марка с изображением А.А. Тарковского».

Начало этой судьбы было счастливым. Родился Арсений Тарковский в украинском Елисаветграде, в интеллигентной творческой семье, где все любили литературу, музыку, театр, все что-то сочиняли, писали друг другу записки в стихах. Считалось, что род Тарковских происходит из польской шляхты. По другим семейным преданиям выходило, что Тарковские – выходцы из Тарковского шамхальства, древнего государства на территории Дагестана. Все, кто был знаком с Арсением Александровичем, отмечали его удивительную красоту. Он был неотразим даже в старости, несмотря на седину, протез и трость. Его величавая стройная фигура, его отстраненность и некоторая надменность, неспешные, полные достоинства жесты указывают на то, что в его жилах вполне могла течь кровь гордых владык Кавказа. Рассказывали, что однажды, когда Тарковский приехал в Дагестан работать над переводами, старики поднесли ему на белом руне серебряную саблю, принадлежавшую его деду. Отец Тарковского, журналист и полиглот, знающий семь языков, переводил Данте и Гюго. По праздникам у Тарковских разыгрывались пьесы и сказки, сочиненные братьями Арсением и Валерием Тарковскими. Александр Карлович водил своих сыновей на поэтические вечера приезжих знаменитостей – Северянина, Бальмонта, Сологуба. Асику было шесть лет, когда он получил в подарок томик стихов Лермонтова. Поэтому не удивительно, что на вопрос, когда он начал писать стихи, Арсений Александрович отвечал: «С горшка…». В незабываемом украинском детстве истоки удивительного поэтического дара Тарковского, и сохранившийся до последних дней детский ясный взгляд на мир. Там в семье царила любовь, там были счастливая поддержка близких и гармония времени, пространства и природы. М.В. Ардов в своей книге «Легендарная Ордынка» вспоминал: «Тарковский был веселым, остроумным, очаровательным собеседником. Прибавьте к этому редкостную красоту его лица, в котором светились ум и доброта». Эта счастливая жизнь оборвалась революцией. Гражданская война, белые, красные, зеленые, поминутная смена власти, тяжелые личные потери. Он видел, как солдаты избивают его отца и брата. Семья лишилась дома. В пятнадцать лет его брат погиб, сражаясь на стороне красных против банды атамана Григорьева. Самого Арсения арестовывали дважды. И если первый раз атаманша Маруська Никифорова отпустила мальчишку, то второй раз все было гораздо серьезнее. В 1921 году вместе со своими одноклассниками из Единой трудовой школы Арсений Тарковский написал антиленинский акростих. Произведение опубликовали в одной из елисаветградских газет. Вскоре всех авторов стихотворения арестовали. По дороге в Николаев, куда его везли на расстрел, Тарковский сумел выбраться из вагона и сбежал. Почти год он скитался по азовским степям, боясь вернуться в родной город, узнал, что такое настоящий голод. В 1923 году он оказался в Москве. Пытался писать стихи, продавать книги, но без большого успеха. Зачисление в 1925 году на первый курс Высших государственных литературных курсов Московского управления профтехобразования, бывшего Брюсовского литературно-художественного института, стало для него тем событием, которое определило всю его судьбу. Тогда же он женился на своей однокурснице Марусе Вишняковой. Этому браку противились обе матери молодых людей, считая его преждевременным. Для Марии этот союз был жертвенным и счастья не принес, спустя девять лет они расстались, несмотря на то, что у них было уже двое детей – Андрей и Марина. Может быть, потому что Мария Ивановна не желала быть «приживалкой чужого дарования», как сама она записала в дневнике. У Тарковского есть стихи, посвященные любимой женщине. В некоторых из них упоминается имя «Мария»:

Что мне пропитанный полынью ветер.

Что мне песок, впитавший за день солнце.

Что в зеркале, поющем голубая,

Двойная отраженная звезда.

Нет имени блаженнее: Мария, —

Оно поет в волнах Архипелага,

Оно звенит, как парус напряженный

Семи рожденных небом островов.

Но посвящены они не Марии Ивановне. Первой любовью и музой Тарковского была Мария Фальц. Всё, что Арсений Тарковский писал о любви в течение всей жизни – отголосок этой его первой любви Она была старше на девять лет, вдова погибшего белого офицера, умна, красива, прекрасная музыкантша, хорошо знающая и любящая поэзию. Чем привлек ее совсем еще мальчишка Арсений Тарковский? Пути любви неисповедимы, но эта была обречена. Все было против них: и разница в возрасте, и тяжелая болезнь Марии. В последний раз они виделись в 1928 году, когда поэт приезжал к матери. Тогда и случилось их окончательное расставание. В 1932-ом Фальц умерла от туберкулеза. Не сохранилось ее портретов, но остались более двадцати посвященных ей стихов, и среди них самое известное стихотворение Тарковского:

Свиданий наших каждое мгновенье

Мы праздновали, как богоявленье,

Одни на целом свете. Ты была

Смелей и легче птичьего крыла,

По лестнице, как головокружение,

Через ступень сбегала и вела

Сквозь влажную сирень в свои владенья

С той стороны зеркального стекла.

А между тем, стихи Тарковского не печатали. Под псевдонимом «Тарас Подкова» Тарковский трудился в газете «Гудок», зарабатывая на жизнь стихотворными фельетонами. В 1931 году он устроился писать сценарии для постановок на Всесоюзное радио. Он очень добросовестно относился к этой работе, получив заказ на пьесу о мастерах-стеклодувах, ездил на Борский стекольный завод, общался с его сотрудниками. Но из-за этой пьесы его уволили со Всесоюзного радио, обвинив в «мистицизме» и запретив пьесу: среди героев произведения был персонаж «Голос Ломоносова». И тогда Георгий Шенгели, знавший его по литературным курсам, предложил поэту заняться переводами для Отдела литературы народов СССР. Много лет эта работа будет единственным источником дохода Арсения Тарковского. Переводы он не любил, но профессионализм не позволял ему работать вполсилы. Он создавал настоящие шедевры, благодаря присущему ему тонкому поэтическому вкусу и точности языка. Собственные стихотворения Тарковского в эти годы почти не публиковали. Он переводил арабских, армянских, грузинских, азербайджанских, польских, туркменских поэтов. Из-за большого количества переводов поэт стал меньше писать свои стихи.  Позднее он писал в стихотворении «Переводчик»:

Для чего я лучшие годы

Продал за чужие слова?

Ах, восточные переводы,

Как болит от вас голова.

Как-то на вопрос «Могут ли стихи влиять на судьбу поэта?» Тарковский ответил: «Как ни странно, могут. Чуткость поэта опережает его сознание. Поэзия порой не только предвосхищает судьбу, но и воздействует на нее».

Власть от века есть у слова,

и уж если ты поэт,

и когда пути другого

у тебя на свете нет,

Не описывай заранее

ни сражений, ни любви,

опасайся предсказаний

Смерти лучше не зови!

Когда началась Великая Отечественная война, Арсения Тарковского эвакуировали в Чистополь. Он написал более десяти прошений отправить его на фронт: «Я не вынес эвакуационного удушья». Наконец, в декабре 1941 года добровольцем Тарковский уходит на фронт. Он работал военным корреспондентом в армейской газете и часто бывал на передовой под обстрелами, участвовал в боевых действиях. Был награждён орденом Красной Звезды. В декабре 1943 года в Витебской области Тарковский был ранен разрывной пулей в ногу. У него развилась газовая гангрена. Пять неудачных операций не помогли. Спасла Тарковского его вторая жена, Антонина Александровна Бохонова. Вот она-то как раз, в отличие от Марии Ивановны, мечтала быть другом и помощницей одаренного человека. Задействовав все связи, она перевезла Тарковского в Москву, где, ампутировав ногу в госпитале Вишневского, Тарковскому спасли жизнь. У Тарковского практически нет стихов, которые рассказывают о войне с кровавыми подробностями.

Немецкий автоматчик подстрелит на дороге,

Осколком ли фугаски перешибут мне ноги,

В живот ли пулю влепит эсэсовец-мальчишка,

Но все равно мне будет на этом фронте крышка.

И буду я разутый, без имени и славы

Замерзшими глазами смотреть на снег кровавый.

В январе 1944 года гвардии капитан Тарковский был комиссован. Он очень тяжело переживал свою инвалидность, так изменившую его образ жизни. Спасти могла только работа, и Тарковский начал составлять свой первый сборник стихов. Он надеялся, что фронтовику и инвалиду войны издательство не откажет в публикации. Сборник был принят к печати. Но в августе 1946 года после известного постановления ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград», набор книги Тарковского уничтожили, и ему опять остались ненавистные переводы. 1947 год был трудным для Тарковского. Он тяжело переживал расставание со второй женой, спасшей ему жизнь. Его мучили разрывы и с первой женой, и со второй, и то, что он не видится с детьми. Но такой уж он был – человек, целиком погружающийся в страсть. А когда чувство перегорало, он погружался в новую страсть, расставаясь с прежней. Но все время чувствуя свою вину и не умея её исправить. Его преследовали мысли о самоубийстве, и он уезжает в Среднюю Азию, переводить и писать своё. Предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Вся жизнь моя прошла и стала рядом…».

Судьба Тарковского-поэта сложилась уникально. Первые стихи он опубликовал в 1926 году в студенческом сборнике, но как оригинальный поэт предстал перед читателями лишь в 1962. Его книги «Перед снегом» (1962) и «Земле — земное» (1966) стали литературным событием, а вошедшие туда стихи четырех предшествующих десятилетий — явлением современности. Как новаторский был воспринят и сборник «Вестник» (1969), вобравший лирику предыдущих книг и дополненный более ранними и более поздними стихами. В дальнейшем только сборник «Зимний день» (1989) добавит новые произведения в творческое наследие Тарковского, а вышедшие при его жизни «Волшебные горы» (Тбилиси, 1978), «От юности до старости» (1987), «Быть самим собой» (1987) и другие окажутся лишь книгами избранного. В лирике поэтическая тематика Тарковского весьма устойчива. Это стихи о времени и бессмертии  («Только грядущее», «Жизнь, жизнь», «Зуммер»), об истории и мировой культуре («Анжело Секки», «Пауль Клее», «Феофан Грек», «Григорий Сковорода» — и «Петровские казни», «Конный рейд», «Юродивый в 1918»); это космические мотивы («Телец, Орион, Большой Пес», «Посередине мира») и в их контексте стихи о войне («Песня под пулями», «Иванова ива»); это стихи о природе («Деревья», «Степная дудка», «Я учился траве, открывая тетрадь»), об искусстве («Слово», «Словарь», «Рифма»). Однако все эти темы переходят одна в другую и, в конечном счете, обретают равноправие в общей картине мира, где важнейшими поэтическими категориями оказываются «память» и «судьба». Он писал так, как не писал никто. Читая его стихи, как будто пьешь родниковую воду и не можешь напиться.

Искать поэзию не надо

Ни у других, ни в словарях,

Она сама придёт из сада

С цветами влажными в руках.

Туманные определения, тонкие ассоциации, предчувствия. И постоянный образ – бабочка. Бабочка порхает из стихотворения в стихотворение, как символ души, символ хрупкости и мимолетности жизни. (Бабочка в госпитальном саду). Еще один постоянный образ – зеркало. Не зря один из лучших фильмов его сына, режиссера Андрея Тарковского, так и называется – «Зеркало». Они, отец и сын, творчески подпитывали друг друга. Думается, его поэтика оказала прямое воздействие на кинематографический мир сына — режиссера Андрея Тарковского: в фильме «Зеркало» звучат стихи Тарковского «Первые свидания», становясь неотъемлемой частью содержания этой картины. Вся поэтика фильмов Андрея Тарковского идёт от отца.  Музыка, которая в них звучит, из отцовской фонотеки, образный ряд – стекло, вода, бабочка – из стихов Арсения Александровича. А стихи Арсения Александровича весьма кинематографичны: цвета, образы, эмоции в них сменяют друг друга, как кадры кинофильма. Первый поэтический сборник А. Тарковского «Перед снегом» вышел, когда поэту было уже 55 лет. Прямо по цветаевскому предсказанию: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Черед настал, благодаря упорству и настойчивости его третьей жены, Татьяны Озерской. Это был странный брак двух абсолютно непохожих людей. Его интеллигентская мягкость, благородство, аристократизм и её грубоватая напористость, громогласность и сильная воля были просто противопоказаны друг другу. Но при этом, как заклинание, Татьяна бесконечно повторяла: «Арсюша, ты гений!» А он так нуждался в поддержке. Но, видимо, иногда уставал от этого напора, иначе чем объяснить саркастическое двустишие Тарковского: «Я единственный в нашей семье, кто женат на гремучей змее». Но ей же посвящено:

Вечерний, сизокрылый,

Благословенный свет!

Я словно из могилы

Смотрю тебе вослед.

Благодарю за каждый

Глоток воды живой,

В часы последней жажды

Подаренный тобой.

В советское время стихи Арсения Тарковского, большого поэта, который ещё Серебряный век застал, практически никто не знал. Для Серебряного века он был слишком молод, чтобы не сказать, мал возрастом. К шестидесятникам тоже не примкнул. Важно ли это? Наверное, ведь быть талантливым и известным — далеко не одно и то же. Первую книгу сразу после войны печатать отказались — недостаточно идеологии. Больше он был известен как переводчик с восточных языков. Только в 1969 году выходит сборник его стихов «Вестник». В нём не начинающий поэт, а уже зрелый мастер подводит своеобразные итоги своему творчеству и своей жизни. В это время Тарковский уже признан, он мэтр стиха, один из лучших переводчиков. Жаль только, что признание пришло к нему лишь на склоне лет, а Государственная премия СССР оказалась посмертной. В сборнике «Вестник» есть стихотворение, ставшее уже в наши дни известным шлягером. Жаль только, что автору шлягера не удалось проникнуть в глубину стихов Тарковского, почувствовать их лёгкую грусть и спокойную мудрость, философскую сдержанность и лиризм:

Все, что сбыться могло,

Мне, как лист пятипалый,

Прямо в руки легло,

Только этого мало.

Предлагаем вам послушать романс на слова А. Тарковского «Вот и лето прошло…» в исполнении певца, барда Александра Суханова. Кадры из к\ф «Я буду ждать» (1979 г.).

6 марта 1982 уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия» Андрей Арсеньевич Тарковский. 10 июля 1984 на пресс-конференции в Милане Андрей заявил о своем невозвращении в Советский Союз. Это решение сына Тарковский принял, уважая его гражданскую позицию. Однако, в письме к нему Арсений выразил своё убеждение в том, что русский художник должен жить и работать на родине, вместе со своим народом переносить все тяготы, выпавшие ему на долю. Арсений Александрович тяжело переживал разлуку с сыном. Смерть Андрея 29 декабря 1986 года явилась для отца неожиданным и страшным ударом. Болезнь Арсения Александровича стала стремительно прогрессировать. Последние годы жизни Арсений Тарковский провёл в Доме ветеранов кино. К ноябрю 1988 года его состояние настолько ухудшилось, что он был направлен на лечение в Центральную клиническую больницу. Арсений Александрович скончался в больнице вечером 27 мая 1989 года. После отпевания в храме Преподобного Сергия Радонежского Тарковский был похоронен на кладбище в Переделкине, а через несколько месяцев был посмертно удостоен Государственной премии СССР.

Продолжит наше мероприятие постоянный участник клуба «Эхо» Дихтярь Ганна. Она подготовила эссе об одном из стихотворений Арсения Тарковского.

Имя Арсения Александровича Тарковского, увы, менее известно, нежели имя  его гениального сына. Однако нельзя даже предположить, что становление великого режиссера обошлось без влияния отца-поэта. Творческий путь Арсения Тарковского не был легок. Славу он обрел уже в зрелом возрасте. Но, думается, именно благодаря этому его стихи пронизаны мудростью, мудростью человека, за плечами тернистый жизненный путь, а юношеский максимализм уступил место спокойствию и рассудительности. Формат эссе не позволяет подробно осветить его творчество: это дело маститых литературоведов. Поэтому хотелось бы остановиться на обзоре одного стихотворения, которое оказалось наиболее созвучно мне в настоящий момент. Это «Эвридика», которая была написана в 1961 году. В этом стихотворении поэтом поднимается вечная тема жизни и смерти, земного и бессмертного. Лирический герой противопоставляет бренное тело душе, называя его «сплошная оболочка». Но именно благодаря телу душа смотрит на мир, взаимодействует с ним. Тело – посредник между материальным и духовным. Поэт понимает, что материя и дух взаимосвязаны – «душе грешно без тела, как телу без сорочки», но в то же время он провозглашает первенство души над бренным телом.  Стихотворение озаглавлено как «Эвридика» в честь героини древнегреческой мифологии, но сам автор устами лирического героя становится антагонистом прекрасной нимфы и её возлюбленного Орфея: он призывает жить ярко, радоваться каждому дню, пока жизнь дает такую возможность:

Дитя, беги, не сетуй

Над Эвридикой бедной

И палочкой по свету

Гони свой обруч медный,

Пока хоть в четверть слуха

В ответ на каждый шаг

И весело и сухо

Земля шумит в ушах.

На примере этого стихотворения мы видим, что поэт, не отрицая духовную составляющую личности, между тем, не является аскетом и призывает жить яркой, наполненной жизнью, радоваться, гореть во имя того, что дорого.  

В заключение мероприятия предлагаем вам ознакомиться с виртуальной книжной выставкой «Я век себе по росту подбирал!», на которой представлены биографические книги о Тарковском и его поэтические сборники, имеющиеся в библиотеке имени В.Г. Белинского.

Также к мероприятию подготовлено библиографическое пособие:

«Арсений Тарковский: в пространстве жизни и творчества».

Спасибо за внимание!

Неверова О. М.