Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!
Наше сегодняшнее мероприятие посвящено международному Дню танца.
Международный день танца — праздник, посвящённый всем стилям танца, отмечается 29 апреля. Инициирован в 1982 году Международным советом танца ЮНЕСКО.
Дата была предложена педагогом и хореографом Петром Гусевым в память о родившемся в этот день французском балетмейстере, теоретике и реформаторе балета Жан-Жорже Новерре (1727—1810), вошедшем в историю как «отец современного балета».
Новерр первым пришёл к мысли о создании отдельного, независимого от оперы (в состав которой балет входил лишь в виде танцевального фрагмента) балетного спектакля. Свои идеи о балете как о законченном представлении с действием, основанном на драматическом развитии, он воплощал в собственных новаторских постановках. Новерр первым начал ставить цельные танцевальные спектакли, имеющие законченный сюжет и разыгрываемые персонажами, наделёнными характерами. Разработав принципы героического балета и балета-трагедии, он написал ряд основополагающих теоретических разработок по постановке балетных представлений. В своём труде «Письма о танце и балетах», Новерр обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.
По замыслу учредителей, Международный день танца призван объединить все направления танца, стать поводом для чествования этой формы искусства, её способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, возможности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя им говорить на одном языке — языке танца.
По традиции, каждый год какому-либо известному представителю мира хореографии предлагается обратиться к общественности с посланием, напоминающим людям о красоте танца.
А что же такое танец?
Та́нец — ритмичные, выразительные движения тела, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец, возможно — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па ведут свое происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок — сочетание движений в композиции; динамика — варьирование размаха и напряжённости движений; техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.
Танец имеет разные средства выразительности:
- гармонические движения и позы,
- пластика и мимика,
- динамика — «варьирование размаха и напряжённости движений»,
- темп и ритм движения,
- пространственный рисунок, композиция,
- костюм и реквизит.
Большое значение имеет техника — «степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций»
Темп — простейшая форма танцевального движения, различные танцевальные сочетания образуют па. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка, и подчинён законам определённой музыкальной системы.
В танце движения определены заранее, в отличие от пляски, которая импровизируется.
Определение того, что такое танец, сильно зависит от исторического и культурного контекстов. Американский хореограф Марта Грэм определяла танец как подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела. Антрополог Джоан Кеалиинохомоку даёт следующее определение: «танец — это преходящий, мимолётный способ экспрессии, происходящей в заданной форме и стиле посредством движений тела».
Жюли Шарлотта ван Кэмп в своей диссертации собрала основные положения, из которых состоят определения танца: танец — это человеческое движение, которое формализовано, то есть выполняется в определённом стиле или по определённым шаблонам, имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота, сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками, имеет целью рассказ сюжета, коммуникацию или выражение чувств, тем, идей, которому могут содействовать пантомима, костюм, декорации, сценический свет и пр. Также она отмечает, что различные определения понятия «танец» единодушны только в первом пункте — то, что танец — это человеческое движение.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства. У некоторых птиц танец сопровождает брачные песни.
Танец (народный и современный) является одной из номинаций Дельфийских Игр.
С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.
Для желающих обучиться искусству танца предлагаем собрать онлайн-мозаику «Желающим танцевать». Собрав ее, вы увидите обложку книги, которая имеется в нашей библиотеке.
Головкина, С.Н. Уроки классического танца в старших классах / С. Н. Головкина. — Москва : Искусство, 1989. — 149 с. — ISBN 5-210-00349-3. — Текст: непосредственный.
В отличие от прочих видов человеческой деятельности, танец нечасто оставлял четко идентифицируемые материальные свидетельства, способные просуществовать тысячелетия, подобно каменным орудиям, домашнему снаряжению или пещерной живописи. Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества, однако несомненно, что ещё до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий. Существуют доисторические свидетельства наличия танца у древних народов, например, изображения танцующих в скальных жилищах Бхимбетка (Нукусе) и древнеегипетских захоронениях, датируемых 3 300 г. до н.э.
Первым примером планомерного использования танца, возможно, было сопровождение сказания мифов. До возникновения письменности он служил одним из способов передачи сказаний. Танцевальные позы изучались выдающимися греческими скульпторами с целью изображения чувств средствами скульптуры.
В Ветхом Завете неоднократно встречаются упоминания о плясках. Силоамские девушки плясали в хороводах. Царь Давид плясал перед ковчегом Завета. Ахеологические данные свидетельствуют о существовании коллективных женских танцев в Древнем Египте. Самой известной древней танцовщицей Ближнего Востока была идумеянка Саломея. Мистическое значение танца как средства вхождения в транс сохранилось у средневековых дервишей.
Возникли танцы в глубокой древности, тогда они были выражением сильных эмоций (охваченный ликованием человек пускается в пляс). Совместный танец усиливает переживаемое чувство как самих участников, так и зрителей. Изначальная функция танца — выражение эмоциональной жизни используя слаженные движения. Древние люди отмечали танцами многие важные события своей жизни: рождение, смерть, война. С помощью различных танцев они выражали свои пожелания о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Танцевальные па происходят от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, поворотов и раскачиваний. Их сочетания со временем преобразовались в па традиционных танцев. У каждого народа формировались свои традиции, связанные с танцами. В народных танцах появилось различие между теми, которые исполняют для себя (бытовыми), и теми, которые исполняют напоказ (сценические и культовые). У бытовых танцев с течением времени обозначились различия между крестьянским и городским. Со временем из городских танцев выделились придворные, бальные и салонные. Эти танцы явились основой развития европейского балета.
Огромное влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: ассирийские, древнеегипетские и древнегреческие религиозные празднества. Военные, атлетические танцы были обязательной частью представлений древнегреческого театра. Танцовщики-пантомимисты появились в эллинистическое время в 4—2 веках до нашей эры. Эллинистический танец продолжал развиваться В Древнем Риме (2—1 века до н. э.) и, наконец, он получил своё развитие в пантомиме во 2—5 веках нашей эры. Пантомима — «вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика». В средние века в Европе, несмотря на неблагоприятную религиозную обстановку, происходила дальнейшая театрализация танца, появились жонглёры, шпильманы, скоморохи. В 15—16 веках создавались посвящённые танцам трактаты и учебники, исполнялись морески — сюжетные танцевальные сцены, в начале 17 века появился балет. В этот период Французская королевская Академия танца, основанная в 1661 году, разработала танцевальную систему, которая сейчас называется классическим танцем.
Глубокие танцевальные традиции имеет индийская культура. Танец был характерным действием бога Шивы. Индийский трактат по танцу назывался Натьяшастра, где описаны не только виды танцы, но и танцевальные переходы. У всех форм классического танца в Индии есть два аспекта: Нритта и Нритья. Нрита можно охарактеризовать как чистый танец, то есть абстрактные движения тела, согласованные с хастами (жестами рук). Нритья — это сочетание чистого танца с сюжетным. В Индии существует поэмы, специально написанные для исполнения в танце. Например, «Гитаговинда» Джаядевы. Поскольку танцы изначально занимали большое место в храмовых ритуалах, архитектор на территории храма предусматривал специальную площадку. Некоторую популярность индийские танцы в Европе приобрели благодаря Мата Хари.
В Китае танец сохранил архаические ритуальные черты, исполняемые коллективно во время общенародных праздников: танец льва и танец дракона. В Японии профессия танцовщицы переплеталась с профессией жрицы (мико). Танец представлял собой пантомиму, которая содержала в себе определенное повествование (Кагура). Развитый японский танец получил название Нихон-буё, суть которого раскрывалась в чередовании определенных заранее заученных поз (ката). Танец считался неотъемлемым элементом женского образования, наряду с икебаной и каллиграфией. Существенным атрибутом японских танцовщиц был веер. На Востоке танец содержательно был неотделим от театра (но, кабуки)
С распространением христианства танцы начинают восприниматься как пережиток язычества и подвергаются критике. Ритуальный танец практически исчезает. Пляски превращаются в низменное порицаемое занятие: пляска святого Вита и пляска смерти XIV века. Тем не менее, в Европе начинается «танцевальная революция», когда танец становится привилегией господствующего класса. Постепенно формируется и приобретает важное значение салонный танец и понятие бала, где завершенный вид получает парный танец с непременным кавалером и дамой. Первый бал исторически зафиксирован в 1385 году в Амьене. Примером староевропейского танца является бранль, павана, аллеманда, фанданго, сардана, муишеранга. Вместе с цыганами приходит танец фламенко. В Польше распространение получил краковяк.
Предлагаем вашему вниманию видеопрезентацию «От ритуалов к развлечению»
А теперь вы можете ответить на вопросы викторины «Станьте в третью позицию…»
Спасибо за внимание!
Собянин А.В.