Вечер — портрет «Самая знаменитая «пленница»»

      Комментарии к записи Вечер — портрет «Самая знаменитая «пленница»» отключены

Здравствуйте уважаемые читатели блога Библиотеки имени В. Г. Белинского!  Сегодня поговорим с вами о советской актрисе Наталье Варлей.

«Студентка, комсомолка, спортсменка…» — именно в адрес героини Натальи Варлей прозвучала эта знаменитая фраза товарища Саахова из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». После этого вся страна взяла за эталон такую формулу красоты, а Варлей стала не просто актрисой, а настоящей иконой стиля Советского Союза. На ее счету десятки ярких киноролей у известных режиссеров — Леонида Гайдая, Александра Алова и Владимира Наумова, — а также много проектов на телевидении.

Наталья Варлей родилась летом 1947 года в семье потомка валлийцев Владимира Варлей (1919 – 1999) и девушки с французскими корнями, Ариадны Сенявиной (Варлей, 1921 – 2013).

По долгу службы отца, Владимира Варлея, который работал капитаном дальнего плавания, семья часто меняла место жительства. За первые три месяца жизни Наталья Варлей побывала в четырех городах. Она родилась в румынском Констанце в 1947 году. Затем был Ленинград — родной город ее матери, Ариадны, внучки горного инженера Евгения Барбота де Марни. После Варлеи отправились в Москву, откуда был родом отец.

В детстве Наталья Варлей любила читать, писать стихи и рисовать. Родители увидели в дочери творческие способности и отправили ее в музыкальную школу. Но проучилась она там недолго. Сначала на некоторое время семья переехала во Владивосток, а затем — в Мурманск, где отца назначили заместителем начальника местного пароходства. Сюда они приехали с еще одним ребенком — в 1953 году родилась младшая дочь Ирина. В этом городе семья задержалась на семь лет, здесь же Наталья Варлей продолжила обучение в первом классе.

А вот учебу вспоминаю с ужасом — не потому, что она давалась с трудом — нет, я всегда была отличницей! — а потому что не было сил утром встать и идти не просто в школу, а куда-то в полярную ночь и в северный мороз!!!.. Я и вообще-то не ранняя пташка… а тут… Меня вытаскивали из теплой постели, тщетно пытались накормить завтраком — но не могли соблазнить даже кусочком моей любимой копченой колбасы, — укутывали и волоком тянули сквозь ледяной ветер и вьюгу в школу!..

Наталья Варлей. «Канатоходка. Автобиография»

В конце 1950-х годов семья вернулась в Москву. Однажды Наталья Варлей вместе с матерью пошла в цирк на Цветном бульваре. На кассе Варлей прочитала объявление о наборе детей в цирковую студию, и уже через несколько дней начинающая артистка отправилась туда поступать. Даже несмотря на отсутствие специальной подготовки, ее приняли.

После окончания школы Наталья Варлей продолжила обучение цирковому искусству профессионально. В 1965 году она окончила отделение акробатики Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Еще два года после этого она работала эквилибристкой, гастролировала с известными артистами цирка: велофигуристом Яном Польди, акробатом-антиподистом Геннадием Горловым, клоуном Леонидом Енгибаровым и многими другими. Благодаря последнему Наталья Варлей и попала в кинематограф.

В 1966 году на одном из представлений под куполом в Одессе она познакомилась с режиссером Юрием Юнгвальд-Хилькевичем, который дружил с Енгибаровым. В своей книге «Канатоходка. Автобиография» актриса вспоминала:

«Юра позже мне рассказывал (и потом повторял во всех интервью): «На арену вышло неземное существо! Нежная кожа! Блестящие волосы!.. Глаза!.. Улыбка!.. Неземное существо оторвалось от земли и полетело!..» Не представляю, как он это всё увидел издалека…»

На следующий же день режиссер пригласил юную эквилибристку поучаствовать в съемках своего первого фильма «Формула радуги». Там Наталье Варлей досталась роль медсестры, которая стала для нее дебютом в отечественном кинематографе. Но сама актриса считает своим первым опытом в кино главную роль в короткометражке выпускника ВГИКа Эльера Ишмухамедова по мотивам рассказа Александра Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери». Это было в 1962 году, когда она окончила первый курс.

Во время съемок у Юнгвальд-Хилькевича на начинающую актрису обратила внимание Татьяна Семенова — ассистентка режиссера Леонида Гайдая. Она и пригласила Варлей на «Мосфильм» на пробы в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

На роль Нины в гайдаевской комедии пробовалось около 500 претенденток, среди которых были и уже известные Наталья Кустинская, Марианна и Анастасия Вертинские, Наталья Фатеева и другие. Однако сам режиссер на эту роль утвердил Наталью Варлей.

Реальный мой партнер — мосфильмовский ослик-старожил по кличке Соловей. Чтобы он стоял на месте, я подкармливаю его морковкой. Во время дубля вместе с морковкой он зажевывает мне полруки. Я хохочу. То есть благодаря ослику я не испытываю «трепетного волнения», поэтому сценку играю легко и жизнерадостно… Я вижу, что Гайдаю это нравится. «Снято!» — командует он. А потом осторожно спрашивает, не могла бы я сняться еще и в купальнике, потому что героине фильма по сюжету предстоит появиться в таком виде. Не задумываясь я соглашаюсь, что вызывает некоторое удивление и у съемочной группы, и у Гайдая: мол, как-то легко девушка согласилась раздеться! Они не учли, что я работаю в цирке и купальник, по сути, — моя цирковая «униформа»…

Наталья Варлей. «Канатоходка. Автобиография»

Премьера фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» прошла в кинотеатре «Художественный» в апреле 1967 года. После этой работы Наталья Варлей стала всенародной любимицей. Все как один повторяли слова, которые сказал в адрес ее героини Нины товарищ Саахов: «Студентка, комсомолка, спортсменка…» — а также напевали «Песенку о медведях» на музыку Александра Зацепина и слова Леонида Дербенева. Во всех советских парикмахерских самой популярной прической была стрижка «как у Нины»: каре с «рваной» челкой.

Натальей Варлей была написана автобиография, собрав пазл, вы узнаете, как выглядит обложка книги. Автобиография вы сможете взять в нашей библиотеке.

Все это время Наталья Варлей совмещала съемки с работой в Московском госцирке и все же решила уйти оттуда. Актриса вспоминала: «Цирк мне снился, причем так реалистично, в деталях, что это было не похоже на сон: вот я сижу в гримерной перед выходом, «рисую лицо».

В том же 1967 году Варлей поступила в Театральное училище им. Б.В. Щукина. На первом курсе она исполнила главную роль в первом отечественном фильме ужасов «Вий» режиссеров Константина Ершова и Георгия Кропачева по одноименной мистической повести Николая Гоголя. После была роль машинистки госбанка Муси Волковой в экранизации романа Бориса Полевого «Золото» режиссера Дамира Вятич-Бережных.

В 1971 году Наталья Варлей окончила Щукинское училище и пришла в Театр им. Станиславского. Сценическим дебютом стала роль Роз-Мари Фей в постановке «Альберт Эйнштейн» по пьесе Николая Погодина. В театре Варлей проработала до 1978 года.

В 1980-е годы Наталья Варлей продолжала работать в кино. В этот период она снялась в мелодраме Владимира Бортко «Мой папа — идеалист». В 1984 году за роль мамы Кати в фильме «Не хочу быть взрослым» Юрия Чулюкина она получила Государственную премию РСФСР имени Крупской. Через пять лет Варлей присудили звание заслуженной артистки РСФСР за заслуги в области советского искусства.

В 1990-х годах Наталья Варлей практически не снималась. Однако в 1994 году все же сыграла роли Гингемы и Бастинды в фильме «Волшебник Изумрудного города» по мотивам сказки Александра Волкова. Все чаще в эти годы актриса озвучивала и дублировала зарубежные кинокартины, среди которых — «Молчание ягнят», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и другие. В конце 1990-х ее стали приглашать вести телепрограммы «Домашний очаг», а позже «Домашние хлопоты» на ВГТРК. Позже актриса участвовала в телепроекте «Поют звезды театра и кино».

Наталья Варлей с детства занималась поэзией. Она сочинила много стихотворений и даже окончила Литературный институт им. М. Горького. Варлей выпустила несколько поэтических сборников, среди которых «Кружась над золотыми куполами», «Во мне такая музыка звучит!».

В мае 2002 года на фестивале «Виват, кино России!» Варлей получила приз «Немеркнущая зрительская любовь». Через четыре года она сыграла мать Кендарат в полнометражном фантастическом фильме режиссера Николая Лебедева «Волкодав из рода Серых Псов». Весной 2009 года актрису пригласили в проект Первого канала «Две звезды», где она выступила в дуэте с певцом Николаем Гнатюком.

Да, я очень многое успела сделать за свою жизнь — на экране, на сцене, на телевидении… Сколько сыграно ролей! Сколько спето песен! Сколько написано стихов!..

Наталья Варлей. «Канатоходка. Автобиография»

Летом 2010 года Наталью Варлей наградили орденом Дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность. В 2017 году она выпустила свой четвертый сборник стихов.

Спасибо за внимание!

Багдасарова А. Н.