Посвященный 110-летию со дня рождения советского киноактера Н.А. Крючкова
Здравствуйте, дорогие друзья! Приглашаем вас на онлайн-мероприятие «Самый народный артист», посвящённое памяти советского киноактера Николая Афанасьевича Крючкова, которому 6 января исполняется 110 лет со дня рождения. Николай Крючков – это человек-легенда, которого, к сожалению, не знает нынешняя молодежь, но просто обожали люди более старшего поколения. При этом мало кто знает, что любимец миллионов прожил трудную и даже трагическую жизнь, но сумел стать настоящей легендой в актерских кругах. Не менее трагичной была личная жизнь человека-легенды, поскольку он терял своих любимых женщин и долго не общался с детьми. Николай Крючков был гениальным актером, талант которого подтверждают многочисленные правительственные награды и премии. Лучшие свои годы Крючков отдал кино. Его лицо – красивое, улыбчивое, открытое, запоминалось с первого взгляда. Всесоюзная слава и любовь зрителей целой страны Советов пришла к актеру после выхода картин «У самого синего моря», «Трактористы», «Свинарка и пастух». Крючков — звезда особая. Фантастическое обаяние, энергетика, талант — все это было и у других советских кинознаменитостей. В случае с Крючковым срабатывало то, что для зрителей во всех ролях он прежде всего был Николаем Крючковым, а уж потом — трактористом, шахтером, партизаном, матросом, колхозником, а впоследствии — генералом. В начале жизненного пути — бесшабашным, наглым, дерзким, лихим, нередко хулиганистым. В последних ролях — мудрым стариком, в глазах и молчании которого всегда считывались прожитые и пережитые годы. И в жизни, и в кино он все делал лихо, по-молодецки. Надо было сесть за руль трактора или мотоцикла — садился. Надо было на съемках фильма «Фронт» лечь под танк — ложился. Не совсем, кажется, осознавая степень риска. 12 раз ломал на съемках руки и ноги, обжигал глаза. Кино было для него чем-то вроде богатырской забавы, развлечением для настоящих мужиков
Родился будущий актер 6 января 1911 году в Москве. В семье было семеро детей, отца не стало очень рано, мама работала ткачихой. Родился Николай семимесячным, от рождения был левшой. Он был настоящим хулиганом, которому пришлось повзрослеть очень рано. В раннем возрасте начал работать, чтобы прокормить семью. В 14 лет начал обучение в ФЗУ при «Трехгорной мануфактурой», где получил образование гравера-накатчика. Николай Крючков отличался веселым нравом, любил пошутить и иногда даже сострить, мог бить чечетку, петь и играть на гармони, причем делал это лучше многих, поэтому очень скоро оказался на сцене художественной самодеятельности. Когда он впервые вышел на сцену, то моментально понял, что именно здесь его судьба и предназначение. За три года Николай Крючков заработал самый высокий для рабочего разряд, но и кличку «Артист». Николая знали и любили не только товарищи, восхищавшиеся его талантом. Крючкова заприметило и руководство, которое в 1928 году рекомендовало талантливого юношу для поступления в школу актёрского мастерства при театре рабочей молодёжи. Эта рекомендация перевернула жизнь Крючкова с ног на голову. Он продолжал работать, но все понимали, что рабочая специальность ему в жизни скорее всего не пригодится. В Театре рабочей молодёжи он работал истово, совсем как в родном цеху. Но, наверняка, так и остался бы на вторых и эпизодических ролях, если бы не прекрасная балерина того времени — Наталия Александровна Глан. Талантливый молодой юноша вызвал у неё симпатию. И она предложила своему супругу, режиссёру Борису Барнету, прийти, взглянуть на актёрскую игру Николая Крючкова. На дворе стоял 1930-й год. Барнет запускался в производство с картиной «Окраина», где главные роли были уже заняты. Но с «неглавной», на которую Борис Васильевич пригласил талантливого начинающего актёра, Крючков справился блестяще. Николая сразу же утвердили на роль сапожника Семена Кадкина.
Так юный Николай попал в мир кино. «Окраина» стала «трамплином» для Крючкова, который впоследствии говорил, таких важных моментов в его творческой биографии и жизни в целом было только два. Первый – работа в «Трёхгорке». Второй – съёмки в «Окраине». Именно там парень убедился в том, что актёрство – это его. А на съёмочной площадке он может чувствовать себя, как рыба в воде. Барнет был приятно удивлен, когда Крючков сразу выстроил для себя образ Сеньки и на протяжении всей картины был верен своему плану. Режиссер очень вдохновился им и через год позвал его в следующую свою картину – «У самого синего моря». На этот раз это была комедия, и Николаю в нем досталась одна из главных ролей — роль Алексея. Сюжет довольно прост — Алексей и Юсуф получают направление на время путины в колхоз «Огни коммунизма», расположенный на острове в Каспийском море. Без приключений не обошлось. Шторм разрушил их лодку, и два дня ребята плавали в море, пока их не подобрали рыбаки. Алексей — механик, Юсуф — по-видимому, рыбак. Но по факту, они оба с головой уходят в рыболовство, полюбив прекрасную рыбачку Машу. А это Николай Крючков. Попробуйте не улыбнуться ему в ответ! Это русский парень с голливудской внешностью, которая на Западе могла бы сделать его мультимиллионером.
Он начал активно сниматься в фильмах, но свой успех смог повторить только через несколько лет. Николай был от природы очень талантлив. Каждого своего персонажа продумывал до мелочей и практически без помощи режиссера. Он как актер умел многое: скакал на лошади, водил трактор, автомобиль, даже летал на «кукурузнике», играл на музыкальных инструментах, умел петь и плясать. После удачного дебюта в кино актера часто стали звать на съемки, и ему пришлось уйти из театра. Но впереди был фильм-сенсация. Фильм-эпоха. Речь о картине «Трактористы», где впервые прозвучала песня, ставшая настоящим гимном тридцатых «Три танкиста, три весёлых друга». Её поёт Николай Крючков.
Фильм вышел на экраны в 1939 году. Режиссер фильма Иван Пырьев. В картине Крючков исполнил роль Клима Ярко.
Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Афиша к фильму «Трактористы».
Когда началась война актер очень хотел уйти на фронт. Но сам военком его отговорил, так как Николай своими фильмами сможет помочь стране не меньше, чем в строю. В годы военного лихолетья стране были нужны эти неунывающие, никогда не падающие духом экранные чудо-богатыри. Их было раз, два – и обчёлся. Николай Крючков и Марк Бернес. И он стал героем фронта. Былинным чудо-богатырём, которого не брала ни пуля, ни снаряд. Не имея, по большому счёту, никакого актёрского образования, он снялся в годы войны в 11 фильмах. И многие роли были сопряжены с риском для жизни. За эти годы Крючков снялся во многих знаменитых советских картинах: «Свинарка и пастух», «Фронт», «Яков Свердлов», «Котовский», «Небесный тихоход», «Во имя Родины», «Малахов курган». На съемках фильма «Парень из нашего города» в 1942 году актер попал в больницу из-за нервного и физического истощения. Но почувствовав себя немного лучше, сразу же сбежал на съемочную площадку. Воевавшие и раненые солдаты с нетерпением ждали любой фильм с участием актера. Но самым любимым был, разумеется, «Парень из нашего города». Артист стал для всех своим, нашим. Николай Крючков и его Луконин были похожи: мужественные, нежные, настоящие. И где бы ни шел «Парень», зрители узнавали в актере своего земляка. Думали, что этот парень родился и вырос среди них.
Фильм «Фронт» мог бы стать в карьере Крючкова последним. Помните момент, когда его герой бросается под танк? Многие думают, что это монтаж. А это реальность. Глядя на этот трюк, специалисты говорили, что шансов уцелеть в такой ситуации практически не было. Крючков производил впечатление простоватого человека в каждой из картин. Но на деле он был личностью утончённой. Не только ценил и мог назвать любое произведение Чайковского или Шостаковича, но и сам писал музыку, стихи. Предлагаем вам послушать песню «Вязаный шарф голубой» из кинофильма «Фронт» в исполнении Николая Крючкова. Слова и музыку к этой песне написал сам Крючков.
Но, конечно же, самой славной из картин военной эпохи стал удостоенный Сталинской премии фильм «Свинарка и пастух». История о свинарке Глаше, знатном советском пастухе Мусаибе (Владимир Зельдин), а также ушлом и хитром вологодском конюхе Кузьме (Николай Крючков), мешающем их союзу, снималась уже в тот момент, когда на столицу СССР летели бомбы. Предлагаемые обстоятельства этой последней «невоенной», но снятой уже в годы войны работы, были впечатляющими. Выли сирены, гремели взрывы бомб, а режиссёр Иван Пырьев командовал: «Камера, мотор!» — и новый дубль снимался с неизменными счастливыми улыбками.
В 1944 году уже было понятно, что конец войны не за горами. Правительство СССР дало киностудиям указ снять «весёлый, радостный фильм о наших доблестных воинах», и за съёмки взялась студия «Ленфильм», которая к тому времени уже вернулась из эвакуации. Режиссёром и сценаристом стал Семён Тимошенко, снявший один из самых известных довоенных фильмов — комедию «Вратарь». На роли Булочкина и Тучи без проб были утверждены популярные на тот момент Николай Крючков — на тот момент он уже получил Заслуженного артиста и Сталинскую премию — и Василий Меркурьев. А вот исполнителя роли Кайсарова режиссёр нашел среди преподавательского состава театрального училища — Василий Нещипленко преподавал биомеханику. В кино он снимался мало и только в эпизодических ролях. Едва ли кому-то неизвестны песни «Потому, потому что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу». Написанные ленинградским композитором Василием Соловьевым-Седым (первая — на слова Алексея Фатьянова, вторая — Соломона Фегельсона), они стали поистине народными. А прозвучали они впервые в художественном фильме «Небесный тихоход», созданном в самом конце войны.
После войны Николай Крючков снимается много и плодотворно. Его творческая биография пополняется все новыми и новыми картинами, каждая из которых становилась настоящим шедевром. Надо сказать, что герои Николая Крючкова в пятидесятые годы немного изменились. Теперь он играл людей с непростыми судьбами, за плечами которых был немалый жизненный опыт, которые испытали на себе все тяготы войны, поэтому его новые образы отмечены драматизмом. Актер все так же продолжал играть своих современников и не сетовал на это, поскольку видел в этом свое призвание. Крючков настолько хорошо знал жизнь и характеры своих героев, что мог сделать их выразительными с помощью всего одного жеста или двух-трех реплик. Он также часто пел в фильмах своим немного хрипловатым, чуть надтреснувшим голосом. В 1956-м Николая Крючкова снова позвали на съемки фильма о войне. Он назывался «Бессмертный гарнизон» и рассказывал о самом начале войны и сражении в Брестской крепости. Фильм получил диплом Венецианского фестиваля. В том же 56-м Крючкова пригласил режиссер Григорий Чухрай, который начал съемки картины «Сорок первый». Главные роли в этой ленте достались Изольде Извицкой и Олегу Стриженову. В 1958-м Николаю Крючкову дали роль центрального персонажа в картине «Ленинградская симфония», о блокадном периоде, о мужестве людей, сумевших выжить. В конце 50-х артист снялся в ленте «Баллада о солдате», где главные роли достались Владимиру Ивашову, Жанне Прохоренко, Евгению Урбанскому. В 60-е годы в фильмографии артиста начинают появляться комедийные ленты, в которые он очень органично вписывался. В «Гусарской балладе», которую снял Эльдар Рязанов, Крючков стал пожилым слугой, а в главных ролях можно было увидеть Ларису Голубкину, Юрия Яковлева, Игоря Ильинского. Они все прославились благодаря этой ленте. В 70-х годах прошлого века Николай Крючков продолжает быть востребованным. Он сотрудничает с разными режиссерами, и результатом этого стали появляться многочисленные интересные проекты. Самыми запоминающимися получились картины «Телеграмма», «Горожане», «Осенний марафон» и другие. Во всех своих картинах Крючков был всегда самим собой. Он, конечно, был прекрасным актером, но это тот редкий случай, когда человеческая индивидуальность естественным образом трансформировалась в актерскую органику. У его героев не было среднего возраста. После ролей парней и молодых крепких мужиков он вдруг как-то резко постарел. Роль таксиста Бати в «Горожанах» стала исповедальной. А в «Осеннем марафоне», появившись всего в паре эпизодов, сказав всего несколько реплик, он рассказал, кажется, всё — и о поколении, и о самом себе. Постаревшем, деликатном, осознавшем конечность и непрерывность жизни.
В 80-е годы Николая Крючкова начали приглашать на съемки только изредка, но даже те редкие кадры, в которых светился артист, не остались без внимания поклонников. Самыми лучшими работами того времени стали ленты «Цыганское счастье», «Дамское танго», «Сталинград». В 1985 году режиссер «Мосфильма» Елена Михайлова задумала снять продолжение фильма «Парень из нашего города», рассказать о том, кем стали главные герои картины 40 лет спустя. Естественно, на центральные роли были приглашены все те же Николай Крючков и Лидия Смирнова. И хотя картина не повторила успеха предыдущего фильма, однако зрители встретили ее очень тепло. Фильм назывался «Верую в любовь». Всего Николай Афанасьевич Крючков исполнил более 120 ролей в кино. До конца жизни он останется верен кинематографу. Последними работами актера были ленты «Царь Иван Грозный» и «Ангелы смерти», вышедшие в 1991 и 1993 годах. В своём последнем фильме со страшным названием «Ангелы смерти» он снялся в 83-летнем возрасте, уже очень немолодым и очень серьёзно больным человеком. Николай Афанасьевич Крючков умер от рака гортани 13 апреля 1994 года. Но картины с его участием, вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа, с нами поныне.
Предлагаем вам разгадать онлайн-кроссворд «Жизнь и творчество Николая Крючкова».
Николай Афанасьевич Крючков был самым настоящим любимцем режиссёров и зрителей. Талантливый, обаятельный, красивый — актёр был создан для того, чтобы играть роли настоящих мужчин. Он и в жизни был столь же харизматичен, как и на экране. Впрочем, он был любим не только зрителями, но и женщинами. У актера было четыре брака, в которых он познал не только счастье, но и горе утраты. Личная жизнь у актера была бурная, но он постоянно женился на объектах своих романов. Практически все жёны актёра были младше его на десятки лет. И со всеми он знакомился на съемочных площадках. В своих четырёх браках Крючков пережил всю гамму чувств: от пылкой страсти до непоправимой трагедии. Николай Крючков смог обрести свою тихую гавань уже после того, как ему исполнилось 50 лет.
Во время съемок фильма «Трактористы» Николай Крючков познакомился со своей первой женой — студенткой ГИТИСа Марией Пастуховой. Яркая и талантлива девушка сразу же привлекла внимание матерого актера, который стал за ней ухаживать. Пара очень быстро сыграла свадьбу. В процессе семейной жизни у них родился сын Борис. Их брак продлился всего 6 лет и распался в 1945 году, просто потому, что двое талантливых людей не смогли жить вместе из-за собственных амбиций. Однако Мария говорила, что брак распался именно из-за любвеобильности самого Крючкова, который изменил ей с Аллой Парфаньяк — яркой русской красавицей.
Алла Парфаньяк и Николай Крючков встретились на съемках картины «Небесный тихоход». Алла была на тот момент студенткой Щукинского училища. В это время первая жена уже подала документы на развод. После съемок картины Алла и Николай узаконили свои отношения. Девушка была на тринадцать лет младше своего избранника, но она понимала Николая с полуслова и была его Музой. У них была неземная страсть. Крючков очень переживал, что ушел от первой супруги, корил себя, но любви не прикажешь, как говорится. У супругов родился сын Николай. Брак просуществовал почти десять лет, а потом Алла влюбилась в Михаила Ульянова и ушла к нему, забрав с собой сына Николая. Алла Петровна прожила с Михаилом Александровичем всю жизнь до его кончины в 2007 году.
Николай Крючков не мог долго оставаться один – ему нужна была женщина. Он любил дом, уют. Для него это было очень важно. На съемках фильма «Домой» в 1960 году Крючков познакомился со своей третьей женой. Зоя Кочановская попала на съемочную площадку фильма «Домой» случайно, поскольку никогда не была актрисой. Она профессионально занималась лыжным спортом и даже получила звание заслуженного мастера спорта. Кочановская стала любовью Крючкова с первого взгляда и вскоре стала его супругой. Однако этому союзу не суждено было долго просуществовать. Буквально через 3 месяца после свадьбы Кочановская попала в серьёзную аварию. Ее насмерть сбила машина и Зоя умерла на руках у своего супруга. После трагедии Крючков впал в затяжную депрессию, от которой его спасла новая любовь.
Четвертая жена Николая Крючкова – Лидия Николаевна Крючкова – стала его последней любовью, с которой он прожил вместе тридцать лет. Женщина была младше Николая на двадцать лет, но смогла полюбить великого актера. Лида и Николай повстречались на съемочной площадке, где он был актером, а она ассистенткой режиссера. Позднее в одном из интервью она будет рассказывать об их первой личной встрече. Она тогда отказалась встретиться, сославшись на то, что навалилось много работы. А «доброжелатели» немедленно просветили актера: так, мол, и так, у нее есть ухажер. Узнав об этом, Лидия связалась с Николаем Афанасьевичем и рассказала, что все это небылицы. Тот обрадовался и пообещал обязательно встретиться с девушкой. Отношения завязались быстро, скоро влюбленные сыграли свадьбу. В этом браке у пары родилась дочь — Эльвира.
Предлагаем вам посмотреть видеопрезентацию «Парень из нашего города», подготовленный для этого мероприятия
Николай Крючков был настоящим героем своего времени. Он, как и его персонажи, был мужественным, честным и прямолинейным. Всегда уважал женщин и умел находить ключик к их сердцу. В быту Крючков был не очень сведущ в мужских делах, но всегда был готов помочь своей супруге во всем. Он все решал, как настоящий мужчина: если чего-то нет, то сейчас обязательно будет. Они с Лидой практически никогда не ссорились, у них было полное взаимопонимание. Крючков умел делать красивые и необычные подарки. Актер до последнего дня был верен семье и профессии. Казалось, что он мог сниматься и сниматься, но болезнь была сильнее его. В перестроечный период началось гонение на всё, что в Советском Союзе казалось правильным и незыблемым. Не исключением стал и кинематограф. Период с 1930-го по 1950-й получил название сталинского, и все актеры, которые прославились в те годы, автоматически стали сталинистами. Николай Крючков тоже попал в немилость новому правительству, и Народному артисту пришлось просто выживать, практически в нищете. В 80 лет он вместе с женой переехал жить за город. Последние годы жизни Крючков с женой жили на даче в Икше. У него нашли онкологию – опухоль перекрывала горло, ему было больно говорить и даже дышать. Жена приходила к нему в больницу каждый день, пыталась поддержать и даже развеселить. Они шутили и даже пытались петь. Артист был очень слаб, поэтому часто впадал то ли в сон, то ли в забытье, которое продолжалось до получаса. Жена тормошила его, а он просил не мешать, говорил, что уже на половине пути к другой жизни. Николая Крючкова не стало 13 апреля 1994 года. Местом упокоения стало Новодевичье кладбище. На его памятнике нет традиционного фото, артист смотрит на мир с барельефа.
Артиста не стало, но остались зрители, которые помнят прекрасного актера и до сих пор являются его поклонниками. Остались прекрасные фильмы, которые составляют золотой фонд российского киноискусства. И все это свидетельствует о том, что Николай Крючков оставил свой яркий след в этой жизни. В честь знаменитого советского актера Николая Крючкова в 2001 году выпустили почтовую марку с его изображением. Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Марка с изображением Николая Крючкова».
Спасибо за внимание!