Театральный калейдоскоп «И жизнь, и пьесы, и любовь…»

XX век с его войнами и революциями, экономическими потрясениями и научными открытиями стал эпохой гениальных умов, создавших своим творчеством и талантом особый культурный пласт, бесценное наследие. Одним из таких творцов был немецкий поэт, писатель и драматург Бертольт Брехт, чьи пьесы стали классикой мирового театрального репертуара. «Шекспир XX века» — так назвали Брехта современники, давая высокую оценку его теории «эпического театра». Основатель эстетики авангардного искусства, предшественник и пророк сексуальной революции, лауреат Сталинской премии 1955 г., немецкий драматург и поэт Бертольд Брехт родился 10 февраля 1898 г. в Аугсбурге в хорошо обеспеченной семье директора бумажной фабрики. Начальное образование он получил в реальном училище, а в 1917 г. поступил в Мюнхенский университет, где изучал философию и медицину. Как студент-медик во время войны молодой человек проходил практику и подрабатывал санитаром в военном госпитале. Увиденное там на всю жизнь сделало Бертольда убежденным пацифистом. Узнав изнанку войны, поэт пишет свое первое резонансное произведение «Легенда о мертвом солдате», в котором в сатирической манере повествует о приключениях солдата, извлеченного из могилы, признанного медкомиссией годным к службе и возвращенного обратно на войну. В считанные дни стихотворение становится популярным и расходится на цитаты. В ноябре 1918 г., когда в Германии произошла Ноябрьская революция, студент Бертольд Брехт был избран членом Аугсбургского Совета рабочих и солдатских депутатов. С этого времени и до самой смерти он оставался активнейшим участником рабочего движения, марксистом. Творчество Бертольда Брехта начиналось с традиционного написания стихов, песен, баллад. Стихи у него писались, сразу ложась на музыку, свои баллады он сам исполнял под гитару. Он до конца жизни оставался прежде всего поэтом, свои пьесы он писал также в стихах. Еще в университете Брехт попробовал свои силы в драматургии. Его первые пьесы «Ваал» и «Барабаны в ночи» оказались довольно успешными и позволили молодому человеку стать драматургом Камерного театра в Мюнхене. Осенью 1924 г. Брехт перебрался в Берлин, где получил такую же должность в Немецком театре. Кстати, после удачи с постановкой «Барабанов в ночи», драматург слегка изменил свое имя. С этого времени он стал писаться не Бертольд, а Бертольт.

Собрав онлайн-пазл «Обложка книги о Б. Брехте», вы увидите книгу из серии ЖЗЛ, которую можно взять в библиотеке имени В.Г. Белинского для прочтения.

Мотивировалось это тем, что так благозвучнее. Тогда же Брехт стал одним из самых упорных проповедников свободы любви и сексуальных отношений и объявил брак предрассудком. Сам он всей своей жизнью подтверждал эту позиции и, даже вступая в брак ради того, чтобы узаконить своих детей, считал себя вольной личностью. Личная жизнь знаменитого драматурга – предмет отдельного исследования многих биографов. Этой работе посвящали свои труды англичанин Джон Фуэджи и россиянин Юрий Оклянский (книга «Гарем Бертольта Брехта»). К примеру, первый автор приводит интересные факты из биографии драматурга, заявляя, что многочисленные любовницы Брехта являются соавторами его произведений, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Американский исследователь творчества Брехта Джон Фуэджи в своем масштабном исследовании биографии драматурга настаивает на том, что Брехт не только всю свою жизнь безустанно покорял женщин, но и использовал их в качестве «литературных рабов». Фуэджи утверждает, что именно женщины Брехта – примерно на девяносто процентов – написали все те пьесы, которые прославили драматурга по всему миру. Большинство исследователей творчества драматурга не согласны с Фуэджи, считая, что он слишком преуменьшает вклад самого Брехта в его пьесы, но тот факт, что Брехт всегда пользовался не только любовью, но и «творческой помощью» своих возлюбленных, — не отрицает никто. Так или иначе, документальные доказательства этой теории не существуют, а вот то, что писатель действительно был любвеобильным и близок со многими женщинами – верно. При этом он всю жизнь прожил в законном браке.

Молодой Бертольт Брехт воображал себя «тигром городских джунглей», для которого женщины – лучшие, самые красивые, известные и умные, — были законной добычей. Его эпатажная внешность – бритый череп, кожаное пальто, сигара в углу скривленного в усмешке рта, — прекрасно сочеталась с левыми взглядами и жаждой свободы во всех сторонах жизни. Брехт всегда стремился к любви, не оглядываясь ни на общественную мораль, ни на чувства самих женщин. Он выжимал из них все, что они могли ему дать, эксплуатируя их мозги и души, и, хотя забывал о верности и преданности, честно расплачивался нежностью и заботой. Женщин, которых он любил, он возвышал не только в их собственных глазах – он будил в них творческий порыв необыкновенной силы.

Его первой супругой в 1922 году стала актриса и певица Марианна Цофф. Будучи на 5 лет старше, женщина окружила мужа теплом и заботой. В 1923-м у них родилась дочь Ханна, тоже ставшая впоследствии актрисой. Поводом для развода с Марианной стала новая страсть драматурга – молодая актриса Елена Вайгель. Она родила Брехту сына Штефана в 1924 году, а официально поженились супруги в 1929-м. В следующем году родилась их дочь Барбара, она тоже пошла по творческим стопам матери.

Первой из подруг Брехта, делящих с ним не только постель, но и письменный стол, была Элизабет Гауптман. Наполовину немка, наполовину англичанка, прекрасная переводчица и очень умная женщина, Гауптман внесла немалый вклад в создание знаменитых пьес «Трехгрошовая опера» и «Святая Иоанна скотобоен». К тому же именно она познакомила его с теоретическими трудами по поэтике китайского и японского театра, откуда многие идеи прямиком перекочевали в пьесы и творческие манифесты Брехта. Она была предана Брехту и терпела все его параллельные увлечения, не переставая при этом перепечатывать и править его рукописи. Однако женитьбы Брехта на актрисе Хелене Вайгель Гауптман не вынесла. Она попыталась покончить с собой, ее лишь чудом удалось спасти.

С Хеленой Брехт познакомился в 1923 году. Через год она родила ему сына Стефана, и так же терпеливо, как и остальные, до поры до времени переносила постоянные измены, — однако в конце концов добилась официального брака, хотя Брехт и объяснял всем, что это пустая формальность и делается исключительно ради ребенка. Но большинство любовниц Брехта, узнав о его свадьбе, порвали с ним всякие отношения. Хелена, став законной супругой драматурга, продолжала мириться с его увлечениями; со многими любовницами и соратницами мужа она даже смогла подружиться. В дневнике Брехт записал: «Сладострастие было единственным, что во мне неутолимо, но слишком длинны паузы, которых оно требует. Если бы можно было поглощать высший взлет и оргазм почти без перерыва! Но, возможно, это конструктивная ошибка — обращать думание в сладострастие; возможно, все предназначено на что-то другое. За одну сильную мысль я готов пожертвовать любой женщиной, почти любой».

В 1930 году Брехт познакомился с Маргарет Штеффин. Грета была дочерью каменщика с окраины Берлина и увлекалась коммунистическими идеями. Эта красивая, очень обаятельная блондинка, прекрасно образованная, обладавшая немалыми литературными способностями, знавшая шесть иностранных языков – русский, английский, французский, датский, шведский и норвежский, — бросила все к ногам Бертольта, став для него не только любовницей, но и референтом, переводчиком, делопроизводителем, машинисткой и редактором. К тому же Маргарет, обладавшая развитым умом, не только перепечатывала его рукописи, но воспитывала самого Брехта, развивая его вкус, подбирая ему литературу и часами рассуждая с ним о его пьесах. Недаром Брехт сам признавал, что у него было только два учителя – Лион Фейхтвангер и Маргарет Штеффин. Несомненно участие Греты в написании таких прославленных шедевров, как «Жизнь Галилея», «Карьера Артуро Уи», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Горации и Куриации», «Винтовки Тересы Карар», «Допрос Лукулла». Кроме того, она сильно отредактировала текст «Трехгрошовой оперы» и «Дела господина Юлия Цезаря», вместе с Брехтом переводила воспоминания датского писателя Мартина Андерсена-Нексе, вела все его издательские дела. Поскольку Грета прекрасно знала русский язык и периодически жила в СССР, она активно занималась пропагандой там творчества своего возлюбленного – именно ей Брехт обязан тем, что в Союзе его считали классиком социалистического реализма, активно ставили и даже присудили Международную Ленинскую премию. Она любила Брехта самозабвенно, отдавая ему всю себя, все свои умения и таланты. За те десять лет, что она была рядом с Бертольтом, ею самой были написаны всего пара детских пьес, несколько рассказов и стихотворений, но рядом с нею Брехт создал свои лучшие пьесы, и в дальнейшем влияние Маргарет заметно практически везде. Сейчас трудно понять, как Брехту удавалось так сильно влюблять в себя женщин; возможно, он просто умел хорошо выбирать, а его животное обаяние делало все остальное. Даже когда Маргарет застала Брехта в постели с датской актрисой и писательницей Рут Брелау. Ситуация осложнялась тем, что дело происходило в Дании, в доме Рут, с которой Маргарет успела не только подружиться, но и признаться ей в своих глубоких чувствах к Брехту.

Однако Бертольт сумел все расставить по местам: Штеффин взялась за перевод книг Брелау на немецкий язык, а Рут взялась пристроить пьесу Греты «Ангел-хранитель» в датский театр. Впоследствии Рут тоже внесет свой вклад в творчество Брехта – не без ее участия будет создан прославленный «Кавказский меловой круг». В 1941 году, когда Брехт в сопровождении жены, Рут Брелау и Штеффин эмигрировал в США через Финляндию и СССР, у Маргарет обострился ее давний туберкулез. Ее поместили в московскую клинику; на прощание Брехт надавал ей поручений, подарил маленькую фигурку слоника – и уехал. Во Владивостоке его нагнала телеграмма: через несколько дней после его отъезда Грета умерла. Потрясенный Брехт написал цикл стихов «После смерти моей сотрудницы М.Ш.»

Еще один ребенок Бертольда Брехта, сын Франк – внебрачный. Он родился в 1919 году от Паулы Банхольцер, девушки, в которую Брехт был страстно влюблен. В начале 20-х годов XX века в пивных барах г. Мюнхена Бертольд Брехт стал свидетелем первых шагов Адольфа Гитлера на политическом поприще, но тогда он не увидел в этом политическом деятеле угрозы, зато потом стал убежденным антифашистом. Каждое событие или явление в стране находило активный литературный отклик в творчестве писателя. Его произведения были злободневны, ярко и наглядно обнажали проблемы тогдашней Германии. Писатель все больше проникался революционными идеями, что не могло нравиться буржуазной публике, и премьеры его пьес стали сопровождаться скандалами. Убежденный коммунист, Брехт становится объектом травли и гонений. За ним устанавливается слежка, его произведения подвергаются беспощадной цензуре. Пришедшие к власти фашисты занесли его имя в черный список лиц, которых необходимо уничтожить. В ночь на 28 февраля 1933 года пожар рейхстага положил конец Веймарской республике и обозначил захват нацистами реальной власти.

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Пожар Рейхстага в 1933 году».

Репрессии начались в ту же ночь. В тот же день, 28 февраля, Брехт, который давно был занесен в «черные списки», спешно выезжает с семьей сначала в Прагу, оттуда в Вену и в Швейцарию. Начинаются годы вынужденной эмиграции. На родине между тем его книги сжигали на кострах вместе с книгами Томаса и Генриха Маннов, Фейхтвангера и других больших немецких писателей. В 1935 году Брехта лишили немецкого подданства. В 1939 году Брехт переезжает в Швецию, потом в Финляндию. Во Вторую мировую Финляндия стала союзницей Германии, и поэтому Брехту опять пришлось эмигрировать, но на этот раз в Америку. В 1941 году через Ленинград, Москву, Владивосток он перебирается в Соединенные Штаты, в Калифорнию. Брехт ставит там свои новые пьесы: «Жизнь Галилея» (1941 г.), «Добрый человек из Сезуана», «Господин Пунтилла и его слуга Матти». За основу были взяты народные фольклорные сюжеты и сатира. Вроде бы все просто и понятно, однако Брехт, обработав их философскими обобщениями, превратил их в притчи. Так искал драматург новые выразительные средства своих мыслей, идей и убеждений. Творчество его в Америке оставалось почти неизвестным, пока сам он жил в этой стране. Слава Брехта вернется туда бумерангом из Европы.

Творчество Брехта — поэта и драматурга — всегда вызывало споры, как и его теория «эпического театра», и его политические взгляды. Тем не менее, уже в 50-х годах пьесы Брехта прочно вошли в европейский театральный репертуар; его идеи в той или иной форме были восприняты многими драматургами-современниками, в том числе Фридрихом Дюрренматтом и другими. Теория «эпического театра», в послевоенные годы претворённая в практику Брехтом-режиссёром, открыла принципиально новые возможности сценического искусства и оказала значительное влияние на развитие театра. За свою не слишком длинную жизнь Брехт написал достаточно много книг, оказавшись довольно плодовитым автором. Среди множества его произведений критики выделяют лучшие. Ниже перечислены книги Бертольда Брехта, которые вошли в золотой фонд мировой литературы XX века. Вершинами его драматургии стали: «Добрый человек из Сычуани» (1938-1940), «Мамаша Кураж и ее дети» (1939), «Жизнь Галилея» (1938-1946) и др. произведения. Его произведения и сегодня волнуют зрителей во всем мире. В том числе и в России, где темы брехтовских пьес — сращение капитала с криминальным миром, война как источник наживы, борьба науки и мракобесия — встречают у публики полное понимание. Пьеса «Трехгрошовая опера» с триумфом шла на мировых сценах, считается одной из самых громких театральных премьер столетия. В начале 1928 года в Лондоне отмечался двухсотлетний юбилей знаменитой английской «Оперы нищих» Джона Гэя – веселой и злой пародийной пьесы, написанной в XVIII веке, которую любил великий сатирик Свифт. Новый директор театра на Йозеф Ауфрихт заказал Брехту переработку этой пьесы. Бертольд с жаром берется за работу, в которой старается не изменять сюжет, а лишь играет трактовкой образов и вводит новых персонажей. Перевод либретто на немецкий язык осуществила Элизабет Гауптман. Пьесу, получившую название «Трехгрошовая опера», поставил близкий друг Брехта – режиссер Эрик Энгель на музыку Курта Вайля.

Композитор Курт Вайль

Премьера прошла с блеском, а через неделю куплеты Мэкки пел весь Берлин, Брехт и Вайль стали знаменитостями. В Берлине открыли «Трехгрошовое кафе» — там постоянно звучали только мелодии из оперы. Это был первый настоящий триумф автора. «Трехгрошовая опера» была первым мировым триумфом не только Брехта-драматурга, но и его «не аристотелевского театра» — принципов его теории в действии. Этим спектаклем немецкая сцена откликнулась на тревожные настроения нации, вступающей в новую полосу бурь и потрясений: экономический кризис, нарастание фашизма, которому через пять лет предстояло захватить власть, коррупцию, цинизм и безверие, охватившие общество.

Предлагаем вам послушать «Песенку Мекки-Ножа» из «Трехгрошовой оперы» (1987) в исполнении Андрея Миронова.

У «Трехгрошевой оперы» три финала. Одного из главных героев приговаривают к смертной казни. Его повесили, после этого казненный герой встает, сцена переигрывается, неожиданно приезжает посыльный от королевы и сообщает, что волей королевы он помилован. После этого опять события встают в исходное положение, в этой версии его не только не казнят. Ему дают звание лорда. Здесь фарсовость – один из эффектов, призванных разрушить нацеленность на итог. Эта пьеса посвящена миру дна, это становится одним из инструментов для постижения реальность. Мир дна – это мир, где истина человеческой жизни обнажена. Брехт поддерживает своих героев в их отрицании мнимых ценностей мира. До некоторого этапа он идет с ними. Но в тоже время, он не принимает убежденность героев в том, что это навсегда. По мнению Брехта, можно построить жизнь так, чтобы высокие ценности все же возникли. До начала 30-х годов Брехт и Энгель работают в тандеме, пытаясь в полной мере развить так называемую теорию «эпического театра», разработанную драматургом. Она предполагает слияние действа с эпическим повествованием от лица автора или другого нейтрального персонажа. Также подход практикует уход от чопорности и стерильности классического театра и включение в ход спектакля общения со зрителем. Живя в Швейцарии, Брехт возвратился к любимому сюжету и написал «Трехгрошовый роман». «Трехгрошовый роман» (1934) – единственное крупное прозаическое произведение знаменитого писателя.  Образ бандита Мэкки в романе был решён гораздо более жёстко, чем в пьесе, где он не лишён своеобразного обаяния. 

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Обложка книги Б. Брехта» и вы увидите книгу, которую можно взять в библиотеке имени В.Г. Белинского.

Одна из самых известных пьес — «Мамаша Кураж и ее дети» (1939 г.). Своей героине мамаше Кураж Бертольд Брехт недаром присвоил такое говорящее прозвище. В этой пьесе повествуется о торговке съестными припасами, маркитантке, которая путешествует, перевозя свой торговый фургон по Европе во времена Тридцатилетней войны. Для нее происходящая вокруг общечеловеческая трагедия – лишь повод получить доход. Увлеченная своими меркантильными интересами, она не сразу замечает, как война в качестве платы за предоставленную возможность наживаться на страданиях людей отнимает у нее детей. В итоге мамаша Кураж остается и без детей, и без денег. Деньги оказались обманчивой ценностью.

«Жизнь Галилея» — одно из самых значительных драматических произведений Брехта. В этой драме рассказывается о жизни великого ученого XVII века Галилео Галилея, о проблеме свободы научного творчества, а также об ответственности ученого перед обществом. Пьеса имеет две редакции разных годов. Первая редакция вышла в 1938-39 годах. В ней Галилей был объявлен героем. Написание пьесы было связано с новостью о том, что немецкие ученые расщепили уран. Вторая редакция появилась в 1945-46 годах. В ней Галилей – преступник, потому что отдалился от социальных последствий своих идей. Эта редакция родилась после известия о сбросе бомбы на Хиросиму и Нагасаки. С декабря 1944 года и до конца 1945 года Брехт работал над спектаклем. После взрыва атомной бомбы он стал особенно актуальным, ведь речь в нём шла об ответственности учёного. Спектакль состоялся в маленьком театрике в Биверли Хиллз 31 июля 1947 года, но успеха он не имел. Времена менялись быстро, и в 1947 году – на этот раз уже в Америке – Брехт был признан опасным и вызван в комиссию конгресса по расследованию антиамериканской деятельности: наступала эпоха «холодной войны». Если упование Брехта на человеческий разум его обманывали, то собственный трезвый ум в решающие моменты подсказывал ему решительные поступки, а годы скитаний научили его мудрости. Он заморочил головы членам комиссии, прикидываясь чудаком, и не теряя ни одного дня, вылетел в Европу. Еще раз он почувствовал себя беглецом, а бунтарем он был всегда. Вернувшись в послевоенную Германию в 1947 году, драматург выбрал местом проживания социалистическую ГДР. Он получил возможность работать без оглядки, запретов и гонений. Первое, что он делает – создает свой театр «Берлинер ансамбль».

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Берли́нер анса́мбль».

Отныне жизнь Брехта будет связана с «Берли́нер анса́мбль» — драматическим театром в Берлине, основанном драматургом в 1949 году.  Это один из самых знаменитых театров Германии, получивший всемирную известность благодаря постановкам пьес своего основателя — Бертольта Брехта. Наконец к нему – драматургу и создателю театра – приходит устойчивое мировое признание. «Берлинер ансамбль» показывает свои спектакли на международных фестивалях, он гастролирует в Варшаве и Париже, в Лондоне и Москве. Он становится фактом общемировой культурной жизни. Первый же спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» отмечен Национальной премией ГДР. Дальнейшее развитие репертуара проходило не без трудностей, Брехта обвиняли то в «формализме», то в «космополитизме» и «пацифизме». Тем не менее, в 1950 году Брехт стал действительным членом Академии искусств ГДР, а в 1954-м – ее вице-президентом. В этом же году он удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Тогда же он пишет свое последнее произведение – пьесу «Турандот». Его театральные постановки шли в тесном контакте со зрителями. Исполнялись песни, иногда зрителей приглашали на сцену и делали их непосредственными участниками пьесы. Такие вещи действовали на людей поразительным образом. И это очень хорошо знал Бертольд Брехт. Биография его содержит еще одну очень интересную деталь: оказывается, московский театр на Таганке начинался тоже с пьесы Брехта. Режиссер Юрий Любимов сделал пьесу «Добрый человек из Сезуана» визитной карточкой своего театра. Москвичи увидели спектакли брехтовского театра, когда самого Брехта уже не было в живых, — в 1957 году.

Предлагаем вам посмотреть фильм В. Смехова «Золотой век Таганки. Передача 1. «Добрый человек из Сезуана»

По злой иронии судьбы, получив долгожданное признание, выдающийся писатель и драматург вдруг стремительно стал терять здоровье, и без того подорванное в годы эмиграции. Весной 1956 года, работая над постановкой «Жизни Галилея» в своем театре, он перенес инфаркт. Приняв его за обычное недомогание, не стал обращаться к врачу. После небольшого отпуска Брехт вновь принялся за работу, но в августе его самочувствие резко ухудшилось. Врачи диагностировали обширный инфаркт, который и стал причиной его смерти. Бертольт Брехт скончался 14 августа 1956 года в Берлине.

Бронзовая скульптура Б. Брехта перед театром «Берлинер ансамбль» работы Фрица Кремера

Театрального деятеля похоронили на Доротеенштадском кладбище. Брехт завещал не произносить над его могилой прощальных речей и слов. На памятнике литератора нет фотографии, дат и регалий, это простой серый могильный камень, на котором высечено лишь его имя. Точно такой же стоит рядом – это могила его преданной музы Елены Вайгель, которая даже после смерти не захотела расставаться со своим гением.

Брехт писал свои пьесы «на злобу дня» и мечтал о том времени, когда окружающий мир изменится настолько, что всё, написанное им, окажется неактуальным. Мир менялся, но не настолько — интерес к творчеству Брехта то ослабевал, как это было в 80—90-е годы, то возрождался вновь. Он возродился и в России: утратили актуальность мечты Брехта о «новом мире» — неожиданно актуальным оказался его взгляд на «старый мир». Они полны интереса к человеку, живущему в суровой истории, — иногда иронического, скептического даже, но всегда изумленного и радостного. Вот почему пьесам Брехта суждена долгая жизнь.

И в заключение нашего мероприятия предлагаем вам посмотреть видеоролик, подготовленный сотрудниками библиотеки «Режиссер и теоретик театра Б. Брехт»