Тамада в литературе и на экране

      Комментарии к записи Тамада в литературе и на экране отключены

Здравствуйте, уважаемые пользователи! Сегодняшняя литературная гостиная в блоге посвящена советскому поэту, писателю и киносценаристу Борису Савельевичу Ласкину.

Борис Савельевич известен как автор стихов к песням «Спят курганы тёмные», «Эх, путь-дорожка фронтовая», «Три танкиста» и сценария к фильму «Карнавальная ночь».

Часто так бывает, что знаменитые люди редко вспоминают свою малую родину, тем более, если уехали оттуда в детстве. И только из биографии можно узнать, где прошло их детство. Но это не про Бориса Ласкина. Овдовевшая мать писателя уехала с Борисом в Москву, когда ему было 8 лет. Казалось бы, чего там ему, известному писателю, вспоминать про Оршу, да и что он помнит… Но Борис Савельевич в беседе со своим приятелем писателем Валентином Катаевым называл Оршу родовым гнездышком и шутил:

— Орша, как твоя Одесса: тоже на “О” начинается, на “А” кончается…”

Бывал он в Орше неоднократно. Как-то вспоминал, что нашел дом, где жил в детстве.

— Нашел дом, подхожу, остановился, смотрю – мужчина бреется, увидел меня и через форточку: «Что здесь забыл?». Отвечаю: «Детство своё забыл».

Родился Боря в доме, который семья снимала, на бывшей Зеленой улице (ныне К. Маркса), а позже жила на Минской.

Старший брат вспоминал:

— Ласкины жили в Орше, как говорится, испокон веков. Достоверно известно, что наш прадед, родившийся в начале XIX века, был управляющим в имении Сипайло и слыл заядлым шахматистом.

В 6-7 лет мальчик демонстрировал незаурядные способности: быстро и бойко подбирал рифмы к словам и сочинял забавные двустишия и даже подбирал частушки. В Москву Борис с матерью Розой Соломоновной перебрался в 1922 году после смерти отца — Савелия Моисеевича.

                                      «Трех танкистов» написал за день

В Москве Борис начал работать в кино в 1932 году, а в 1935 окончил сценарный факультет Государственного института кинематографии. За свою недолгую жизнь Борис Ласкин напишет множество рассказов, киносценариев, текстов к песням. С песен всё и началось. В 1939 году на экраны вышли два фильма, которые обессмертили три песни на слова Бориса Ласкина. Их поют почти сто лет и будут петь не меньше того.

Режиссер фильма «Трактористы» Иван Пырьев поставил перед молодым поэтом задачу написать к часу следующего дня песню, воспевающую подвиг на Халкин-Голе дальневосточных героев-танкистов и нерушимость границ Отечества.

Ласкин вспоминал, что вышел от режиссера растерянный:

— Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и потому определённое представление об этом грозном роде войск у меня сложилось. События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и я. И начали складываться строчки:

«На границе тучи ходят хмуро, Край суровый тишиной объят. У высоких берегов Амура Часовые Родины стоят…». Текст Ласкин передал братьям Покрасс, авторам музыки будущего фильма.

— Этому трудно поверить, — говорил он, — но песня была готова через 30-40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга.

Песня стала настолько популярной, что народ стал сочинять свои слова и не менее известными стали строки «Три танкиста выпили по триста».

В 70-х Борис Ласкин оказался в гостях у пограничников на тех самых берегах Амура. Он вспоминал:

— Представьте, не успел я прочесть и двух строчек — “На границе тучи ходят хмуро”, – как раздались аплодисменты. Я увидел радостные и удивлённые глаза воинов. Да, да, удивлённые, потому что молодым людям казалось, что песня существует неизвестно с каких времён и автора давно уже нет и в помине. А тут вдруг перед ними вот он, живой и невредимый…

В этом же фильме прозвучал и «Марш танкистов» авторства Бориса Ласкина: «Броня крепка, и танки наши быстры»…

          «Не могу назвать ни состав экипажа, ни место работы шахтёра»

К фильму «Большая жизнь» Борис Ласкин в творческом дуэте с композитором Никитой Богословским написали лирическую песню «Спят курганы тёмные». Её исполняли звёзды советской эстрады, но по-настоящему популярной она стала благодаря Марку Бернесу. Он записал её на радио, а затем и на пластинку.

В народе, конечно же, искали прототипов и героев-танкистов, и парня-шахтёра. Однажды командир танка рассказал, что поэт вдохновился подвигами его экипажа. Но Ласкин объяснял:

— Если бы у меня спросили — какой именно танковый экипаж я имел в виду и на какой шахте работает нынче парень молодой, я бы ответил, что не могу назвать поименно ни состав танкового экипажа, ни фамилии донецкого шахтёра и места его работы…

Эти песни стали главными у танкистов и шахтёров. Но были и песня, которую можно назвать гимном военных водителей: «Эх, путь-дорожка фронтовая, Не страшна нам бомбёжка любая!». Да, это тоже слова Бориса Ласкина на музыку Бориса Мокроусова.

Впервые она прозвучала в 1947-м и была написана для Марка Бернеса. Так продлили жизнь персонажу фильма «Великий перелом» — фронтовому шофёру с забавным прозвищем Минутка. В фильме Минутка не произносит ни слова. И когда Бернеса пригласили поучаствовать в популярном в послевоенные годы радиообозрении «Клуб весёлых артистов», появилась идея «воскресить» весёлого и бесшабашного Минутку. Так и появилась «Песня фронтового шофёра».

Слова Бориса Савельевича были настолько точны, жизненны, что шофёры, прошедшие ад войны, увидели в этом водителе себя. Песня стала очень популярной и звучит до сих пор.

                              «В бункере Гитлера украл железную букву»

А что же сам Борис Ласкин, воевал? Он служил срочную в 30-х, а вот в войну призван не был из-за перенесённого тяжёлого туберкулёза. Но армии он пригодился как военный корреспондент.

Его внук Дмитрий Голованов пишет о деде на lechaim.ru:

— Писал много для фронтовых газет и театров. Летал в женский воздушный полк, написал о лётчицах пьесу, которая долго шла в Театре Советской Армии. Уже в конце войны, получив рекомендательное письмо к военкору Петру Белявскому (конечно, это письмо сохранил!) от своего приятеля Константина Симонова, чьей отваге завидовал очень сильно, отправился в Берлин. Он был около рейхстага, был в бункере Гитлера, украл железную букву «Л» в картотеке рейхсканцелярии – мне она показывалась в детстве.

Борис Савельевич в 1945-м, как сценарист Боевого киносборника, объехал почти всю Германию и оставил путевые заметки о жизни, которую видел вокруг. Вот, например:

— Мы выпили русской водки и пригласили в номер горничную Анни, и тут выяснилась интересная история (как хорошо, что я в школе учил язык!). Эта высокая баварка с красивыми глазами оказалась подполковником немецкой авиации! 5 лет назад, по призыву Гитлера она пошла учиться и кончила школу стрелков-радистов. Она летала над Лондоном, воевала с нами в Сталинграде, где, между прочим, погиб её жених – лейтенант-танкист. Я спросил её – почему она не лётчик, а горничная? Она сказала – капут! Кончилась Германия. Её отец — богатый владелец отеля под Мюнхеном. Она кавалер железного креста 1-й степени. Никогда ещё моей комнаты не убирала фрейлейн (25 лет), офицер германской армии. У неё сильное лицо. Она строга. Видимо, это жестокий человек. Страшная судьба у неё.

Внук отмечает, что поехать в Германию Борису Савельевичу помог Константин Симонов, который в те годы работал в газете «Красная Звезда». Симонов был женат на двоюродной сестре Бориса — Евгении Самойловне Ласкиной.

А 18 июля 1945 Борис Ласкин написал:

— Был у Рейхстага. Снялся у надписи «Мы пришли сюда, чтобы вы к нам не ходили».

                           Придумал Огурцова из «Карнавальной ночи»

В 1956 году на экраны вышла комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», сценарий к которой написали Борис Ласкин и Владимир Поляков. Этот фильм остается классикой комедий, а многие афоризмы вошли в наш лексикон: «Есть указание весело встретить Новый год», «Я и сам шутить не люблю и людям не дам», «Бабу Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе».

Выступая в канун Нового, 1960 года, писатель рассказывал: «Когда на экраны вышла наша комедия «Карнавальная ночь», мы получили много писем. Среди них было и такое: «Огурцов, которого вы изобразили, выдуман от начала до конца. Лично я, клубный работник, не встречал такого Огурцова, а если вы имели в виду т. Манухина С. Ф. из районного Дома культуры, то нужно было так и сказать…» В Новом году мишени остаются прежними. Смех не только разит, но и лечит».

Борис Ласкин совместно с Александром Галичем написал сценарий ещё к одной комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу», которая вышла на экраны в 1965 году. Кинокритик Фролов вспоминал, что комедия обладала живым комизмом, была полна иронии и издёвки над социальными пороками:

— Я тогда в газете «Советская культура» напечатал рецензию, в которой были такие слова: «Я посмотрел, в общем-то, хорошую, так сказать, «прицельную» комедию, смешную, стреляющую по ханжам и глупцам. А то, что кое-кто на фильм будет обижаться, так это хорошо. Стало быть, выстрел попал в цель.

                                             Заключительное слово

Вот таким заводным был Борис Ласкин – душа компании и вечный её тамада, фонтанирующий искромётными шутками и точными афоризмами. К сожалению, проходит неумолимое время и другие поколения забывают, кому они обязаны удовольствием смотреть «Карнавальную ночь» и слушать мелодичные и содержательные песни. Надеемся, что после прочтения этого материала этот пробел будет заполнен.

Предлагаем вашему вниманию видеопрезентацию о Борисе Ласкине

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовила Мирзоянц Н.Х.