Путешествие за смехом «Смешные и немного грустные истории Георгия Данелия»

Здравствуйте, дорогие друзья! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено 90-летию Георгия Данелия – советского кинорежиссера грузинского происхождения, который снял фильмы «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Осенний марафон», «Паспорт», «Кин-Дза-Дза», ставшие классикой советского кино. Фильмы режиссёра Данелия  пользуются заслуженным успехом у зрителей.

Георгий Данелия – гениальный советский кинорежиссер, один из лучших. Тончайший юмор его фильмов – это ювелирная работа, ни одного неверного диалога, жеста, взгляда – точное попадание в цель. Почти во всех своих фильмах Данелия участвовал также как сценарист и актер эпизодических ролей. Также Георгий Николаевич в соавторстве  с Викторией Токаревой написал сценарий к комедии «Джентльмены удачи». Для большинства комедий Г. Данелия характерна грустная тональность. При этом в «Афоне» или в «Совсем пропашем» есть и насмешливая ирония, и едкий сарказм, даже трагедийные ноты в сочетании с чисто комедийными моментами. В новом тысячелетии режиссер попробовал себя в роли публициста и стал издавать автобиографические книги. На сегодняшний день она состоит из нескольких книг: «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна», «Чито-грито», «Джентльмены удачи и другие киносценарии», «Не горюй!». В 2014 году в свет вышла еще одна книга режиссера под названием «Кот ушел, а улыбка осталась».

Каждая книга – это сборник рассказов, выстроенных в более или менее хронологической последовательности и описывающих различные эпизоды из насыщенной интересными событиями жизни Георгия Данелия. «Безбилетный пассажир» посвящен детству, молодости, пути к будущей профессии и созданию первых фильмов. Данелия много рассказывает о своей семье, Грузии (в ней он родился, но почти сразу же его семья переехала в Москву, так что он в Грузии лишь гостил), о том, как и почему вдруг решил стать режиссером, хотя окончил архитектурный университет. Хронологически эта часть завершается историей создания фильма «Не горюй». Соответственно, «Тостуемый пьет до дна» повествует о периоде от «Совсем пропащего» до фильма «Кин-дза-дза!» включительно. «Кот ушел, а улыбка осталась» рассказывает о поздних фильмах режиссёра: «Паспорт», «Настя» и т.д. По приведенной выше хронологии может сложиться впечатление, что речь там идет в основном о кино. На самом деле нет. Процессу создания фильмов, творческим поискам Данелия отводит очень мало времени. Большая часть рассказов посвящена не самому кино, а тому, что происходило вокруг него: людям, с которыми Данелия рос, учился и снимал кино, курьезам во время съемок и поездок по фестивалям, встречам со знаменитостями и прочее.  Рассказы Данелия —  это полноценные новеллы, законченные истории с завязкой, кульминацией и развязкой. Его проза по настроению и атмосфере очень похожа на его фильмы. Она тоже представляет собой удивительный сплав улыбки и грусти, который является характерной чертой его стиля. А, учитывая, что события в них происходят на фоне истории СССР, то порой через них видятся целые символические обобщения, которых, может быть, автор туда и не закладывал. В общем и целом, это прекрасный образчик автобиографической прозы. Прочитать эти книги будет интересно всем: и тем, кто просто жил в те времена, и тем, кто интересуется историей кино и творчеством Данелия, в частности. Обладатель всех мыслимых и немыслимых премий и наград, главных и неглавных, международных и внутрироссийских рассказывает нам с потрясающим чувством юмора истории о том, как он и его друзья делали кино, а в целом о нашей жизни, мудро и лаконично, то очень смешно, то с тенью грусти. Впрочем, как и все, что так нам знакомо по его чудесным фильмам. Эти книги сложно воспринимать отдельно друг от друга – это сборники режиссерских баек и историй, которых за многолетнюю деятельность у мэтра накопилось предостаточно.

Георгий Николаевич Данелия родился в Тифлисе 25 августа 1930 года, но уже через год его семья перебралась в Москву. Данелия выучился на архитектора, но всегда интересовался кино. В 12 лет он впервые снялся в массовке, продолжил появляться в эпизодах, а в 1956 году поступил на Высшие режиссерские курсы к соотечественнику Михаилу Калатозову. В 1959 году Данелия — уже режиссер-постановщик на «Мосфильме». Первые же ленты заставили уважать молодого режиссера. В 1960 году он дебютирует  полнометражным фильмом «Сережа» о пятилетнем мальчике. Картина снята преимущественно нижними ракурсами, словно бы взглядом ребенка. Картину «Сережа», получившую несколько престижных наград, Данелия снимал совместно с Игорем Таланкиным. В этой работе чувствовались свежее дыхание и новаторский подход.  А в 1963 году на экраны вышла картина Георгия Данелия «Я шагаю по Москве»,  поставленная по сценарию Геннадия Шпаликова — городская симфония 1960-х, одновременно и первая полнометражная работа Вадима Юсова, оператора на картинах Тарковского.  Молодой режиссер проснулся знаменитым.

Эта лента, вышедшая во время хрущевской оттепели, становится культурным событием и открытием года. Лёгкий и ироничный фильм, рассказывающий о хороших людях и замечательной Москве 60-х годов, в прокате посмотрело больше 20 миллионов человек. Но даже при такой популярности киноначальники упрекали его в излишнем оптимизме и отсутствии смысла. Но именно за этот оптимизм её так любят до сих пор. В этом фильме Георгия Данелия есть такой эпизод. Начинающий молодой писатель по имени Володя, приехавший из Сибири в столицу, на вопрос, о чём его первая повесть, отвечает: «О хороших людях». Вот и фильм этот — о хороших людях и замечательной Москве 60-х годов. Снимали фильм быстро, в прекрасное летнее время, и атмосфера на съёмках была озорная и дружеская. В пронзительной немой сцене под ливнем, когда босая девушка идёт по лужам, а паренёк на велосипеде крутит следом и держит над ней зонтик, сняли трёх барышень, в три захода. Актриса вдруг взяла и не пришла на съёмки. Студентку снимали взамен её. А ноги босые — и вовсе принадлежат журналистке, пришедшей брать интервью у режиссёра: нужны были женские ноги — и они пришли! Их и сняли. Фильм «Я шагаю по Москве» легко нашёл дорогу к зрителю. Картину отметили не только на родине, но и за рубежом. Одна из финских газет писала: «Мы хорошо помним Георгия Данелия по фильму «Серёжа», который был создан им вместе с Таланкиным. В новом его фильме повествование простое, свободное, с лёгкой сочувствующей иронией. Всё это уже в какой-то мере было в советских фильмах, но этот особенно приятный и цельный. Главное в нём – это хорошее, жизнерадостное настроение, которым проникнут весь фильм».

Предлагаем вам посмотреть отрывок из фильма «Я шагаю по Москве».

Для режиссёра всегда был характерен живой взгляд  на события и непрестанный поиск. Неудивительно, что совсем еще молодым человеком, в 1965 году он становится худруком «Экспериментального творческого объединения» при «Мосфильме». В роли художественного руководителя и автора сценария он работает на фильме «Джентльмены удачи» (1971), который становится одной из самых народных картин в советском кино. В 1970-е он снимает классические трагикомедии «Афоня» и «Мимино». В1977 году его фильм «Мимино» получил Золотой приз Московского международного кинофестиваля.  Замысел снять комедию о лётчике родился задолго по появления самого фильма. Данелия вспоминал, что однажды Резо Габриадзе (советский и грузинский сценарист, драматург, режиссёр, художник, скульптор, основатель Тбилисского театра марионеток)  провожал его на самолёт, и пока они ждали рейс, рассказал о местном лётчике, который приковывает на ночь свой вертолёт цепью. Рассказ понравился режиссёру, и он решил написать сценарий. Герой фильма «Мимино» — вертолетчик, который из самой глубинки переходит работать на международные авиалинии. Отличная работа, Москва, прекрасное положение… Но, вдруг он осознаёт, что живёт неправильно. Кажется, достиг всего. Летает себе по всему миру. Но, как магнит, тянет его к себе маленькая родная деревушка, сельский аэродром, вертолёт.  В «Мимино» Данелия удалось выразить мысль о незыблемой связи человека с землёй, на которой он вырос, о корнях, без которых ему невозможно жить. Герои Данелия       удивительно трогательные и смешные люди, а в самой  картине царит атмосфера бескорыстного человеческого братства.

Предлагаем вам посмотреть отрывок из фильма «Мимино».

В следующем году на экраны страны вышел фильм «Тридцать три». Этой работой Данелия сразу же завоевал себе нишу нового мастера советской комедии. Кроме меткой и злободневной сатиры Георгий Николаевич сумел продемонстрировать умение гротескно и в то же время тонко и лирично раскрыть действительность. Особо надо отметить талант режиссера к созданию слаженного ансамбля из отличающихся актеров, принадлежащих к разным школам и поколениям. Лента «Не горюй!», в которой Георгий Данелия собрал знаменитых грузинских актеров Вахтанга Кикабидзе, Серго Закариадзе, Софико Чиаурели, а также Евгения Леонова и Анастасию Вертинскую, также тепло была принята зрителями и кинокритиками. Здесь впервые режиссер пригласил на съемочную площадку собственную сестру Софико Чиаурели.

Соберите онлайн-мозаику «Наши любимые герои».

Картины Г. Данелия рассчитаны как бы на несколько уровней восприятия — первый, тот, что лежит на поверхности сюжета, внешне часто совсем незамысловатый, и второй — «внутренний», основанный на глубочайшем раскрытии психологии героев фильма, обращенный к нашему ассоциативному мышлению. Экранный мир режиссера заставляет нас задуматься и не может оставить равнодушным. Так случилось и в печальной комедии «Осенний марафон» (1979), поставленной по сценарию талантливого драматурга А. Володина, повествующему о «горестной жизни плута» (кстати, таково было рабочее название картины).

И действительно, жизнь в общем-то неплохого человека — писателя-переводчика Бузыкина  (О.Басилашвили) складывается горестно. А виной тому он сам. Добрый, отзывчивый, готовый помочь в беде, тактичный, вежливый, но слабовольный и поневоле лживый. Причем лжёт Бузыкин, казалось бы, из гуманных побуждений: не желая причинить боль нелюбимой жене (Н. Гундарева), из боязни обидеть любимую женщину (М. Неелова). Он не может раз и навсегда посмотреть правде в глаза, сделать окончательный выбор. Бросаясь из стороны в сторону, стремясь быть хорошим для всех, Бузыкин, по сути дела, растрачивает свою жизнь впустую. Впервые Георгий Николаевич пригласил в фильм Олега Басилашвили. Надо сказать, что в жизни артист такой же решительный и напористый, как и его герой в «Служебном романе». И лишь Данелия сумел рассмотреть в актёре черты, которые позволили воплотить в Басилашвили образ неуверенного, слабохарактерного интеллигента Бузыкина, разрывающегося между двумя женщинами. Зрители впервые увидели другую, непривычную грань таланта Олега Басилашвили. Критики говорят, что этот талант Георгия Данелия – раскрывать популярного актера с неизвестной стороны – особенно ценен. Как и умение режиссера использовать в комедиях элементы мелодрамы или даже драмы. Эта черта режиссера прослеживается как в «Осеннем марафоне», так и в других картинах Данелия «Мимино» и «Афоня». Здесь можно по-разному смеяться: от души, с горечью, а иногда и с грустью.

Предлагаем вам  посмотреть заключительные кадры  из фильма «Осенний марафон».

В 1986 году вышел легендарный фильм Данелия «Кин-дза-дза!». Лента в перестроечные годы имела огромный успех. Использование в комедии научной фантастики было новаторским для советского кинематографа.

Актерский состав был подобран гениально. Эта антиутопия сразу же оказалась разобрана на цитаты.

Например, «КУ!»

Или — цветовая дифференциация штанов на планете Плюк

Своим лучшим фильмом режиссер считал картину менее популярную, чем остальные – «Слезы капали».

Эта картина – грустный пересказ сказочного сюжета на современный лад, перепев знаменитой сказки о Снежной королеве. Главного героя сыграл Евгений Леонов. После попадания в глаз осколка магического зеркала герой увидел в окружающих много пороков, которые не замечал раньше. Здесь снова есть и сатира, и добрый юмор, и грустный смех сквозь слезы. В 1990-е годы Георгий Данелия продолжил снимать фирменные грустные комедии. Среди них можно отметить картины «Настя», «Орел и решка», «Паспорт». За эти работы их создатель в 1997 году получил Государственную премию России. 4 апреля 2019 года Георгий Данелия скончался в возрасте 88 лет. Причина смерти режиссера — остановка сердца.

Георгий Данелия делал фильмы, которые запоминались не только сюжетом, шутками, игрой актеров. В его фильмах всегда звучала музыка, которая надолго запоминалась зрителям. Даже выпускались пластинки с песнями и мелодиями из фильмов, которые охотно разбирались любителями с полок магазинов. Больше всего Данелия любил работать с композиторами Гия Канчели и Андреем Петровым. Обычно Данелия говорил, что хочет услышать, и композиторы приносили ему наработанные мелодии. Причем Данелия просил исполнить только мотив. Ведь виртуоз Канчели мог сыграть мелодию в такой уникальной обработке, что и незатейливый мотивчик превращался в симфонию. Поэтому, Данелия просил Канчели играть… одним пальцем. А вот Петров мог спокойно исполнять музыку: «К счастью, он неважно играет на рояле, и благодаря этому, мелодия сразу видна», — рассказывал Георгий Данелия. Иногда, чтобы режиссера лучше поняли, он демонстрировал какую-нибудь мелодию, которая, на его взгляд, подошла бы к фильму. Так, для «Осеннего марафона» Данелия включил Петрову Интермеццо из Третьей симфонии Брамса. Кстати, к «Осеннему марафону» Петров написал много мелодий, но только одна из них подошла к фильму. Она звучит в нем всего три раза: один из них в титрах… Вот так рождалась музыка к фильмам Георгия Данелия.

Гия Канчели стал автором основной темы к нескольким фильмам  Георгия Данелии. Первым из них был «Не горюй», затем «Мимино»,  «Слезы капали», «День гнева» и «Кин-дза-дза!». Его особыми изобретениями для антиутопии «Кин-дза-дза!» стала песня «Ку. Ку. Ку. Ку. Ыыыыыы», которую горланят чатланин Уэф (Евгений Леонов) и пацак Би (Юрий Яковлев). В этой мелодии использовались всего две ноты. А через несколько лет после выхода фильма скрипач Гидон Кремер попросил Канчели написать шутливую пьесу для симфонического оркестра по мотивам музыки «Кин-дза-дза» и «Слезы капали». Эту «Маленькую Данелиаду» (такое название получила пьеса) впервые исполнили в Германии. Предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Сокровище советской культуры», посвященную жизни и творчеству Данелия, которая сопровождается музыкой Гии Канчели  «Маленькая Данелиада».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *