Путешествие в историю «А наша жизнь – железная дорога»

      Комментарии к записи Путешествие в историю «А наша жизнь – железная дорога» отключены

            Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского.  Наше путешествие в историю  «А наша жизнь – железная дорога», посвящено Дню железнодорожника и проводится в рамках проекта «Основано на БРЭ» (Библиотекарь рекомендует энциклопедию).

В качестве разминки предлагаем вам собрать онлайн-мозаику статьи из БРЭ «Железная дорога».

Железная дорога [библиографическая справка] / Большая Российская энциклопедия: в 30-ти т. Т. 9. Динамика атмосферы – Железнодорожный узел.  – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 767 с.: ил. – С. 747. – Текст: непосредственный.

День железнодорожника – первый профессиональный праздник в России, как, собственно, и сама железнодорожная отрасль экономики. Долгие годы она была и одной из самых успешных: к концу XIX века по росту рельсовых путей сообщения Россия занимала лидирующую позицию в мире. Железные дороги соединяли не только Москву и Петербург, но и отдаленные города Средней Азии и Урала, Кавказа и Дальнего Востока. А рекордную протяженность Транссибирской магистрали, составляющую без малого 10 тысяч километров, удалось «перекрыть» лишь совсем недавно — в 2014 году.

  • 1 300 000 000 пассажиров — столько в среднем перевозят ежегодно поезда нашей страны. Если применить к каждому из россиян, это примерно 9 наших поездок в год — начиная с младенческого и заканчивая глубоко преклонным возрастом.
  • Из столицы нашей Родины — Москвы — отправляется состав по одному из самых длинных маршрутов в мире. Его пассажиры находятся в пути более 8 дней, преодолевая за этот срок 9 438 километров. Речь идет, конечно же, о Транссибирской магистрали.
  • Общая протяженность железных дорог в России сейчас составляет 87 167 километров.
  • Поезда серии «Сапсан» — это скоростные современные составы, созданные специально для России в Германии. С 2009 года «Сапсан» курсирует по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Москва, а со временем маршрут продлили до Нижнего Новгорода. Кроме того, поезд делает остановки в таких крупных городах, как Тверь и Владимир. Этот состав позволяет выбрать удобное время посадки и высадки пассажиров в любое время суток и полностью обеспечить пассажиропоток. Поезд покрывает расстояние между двух главных городов страны всего за четыре часа, а иногда и быстрее, что является рекордом для железнодорожных сроков.

В качестве разминки предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Сапсан: птица и поезд».

Появление железнодорожных магистралей в Российской Империи неразрывно связано с именем императора Николая I, своевременно и дальновидно сумевшего оценить все преимущества железнодорожного транспорта в сравнении с наземным. В период его правления в стране были проложены первые две железнодорожные ветки. Одна из них соединила Царское Село и Петербург, бывший в то время столицей страны, а вторая связала Северную столицу и Москву. Железная дорога не просто подарила людям уникальную возможность транспортировки пассажиров и грузов на дальние расстояния, она также кормила, вовлекая в сферу своего обслуживания, представителей многих профессий. Машинисты, кондукторы, обходчики, начальники вокзалов — все они составляли особое трудовое сообщество. Неудивительно, что тогдашнему министру путей сообщения князю Михаилу Хилкову пришла на ум идея учредить специальный праздник. Первое не только в России, но и во всем Старом Свете празднование дня железнодорожника состоялось в 1896 году. Этот профессиональный праздник работников данной отрасли был учрежден в царской России и был приурочен к дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. День железнодорожника в те годы, вплоть до 1917 года, праздновался 25 июня (по старому стилю), который объявлялся выходным днем. В этот день железнодорожные предприятия прекращали работу, наиболее достойных представителей профессии награждали медалями, организовывалось проведение молебнов, а в вечернее время банкетов и торжественных концертов. После Октябрьской революции 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в СССР лишь в 1936 году. Постановлением Правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. При жизни Иосифа Сталина праздник носил название Всесоюзный Сталинский день железнодорожников. В 1940 году он был перенесен на первое воскресенье августа. С 80-х годов прошлого века профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта стал именоваться Днем железнодорожника. В жизни каждой страны железные дороги всегда играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города. Поэтому с распадом СССР традиция отмечания Дня железнодорожника не прекратилась и сегодня, помимо России, он празднуется во многих странах, входивших ранее в состав Советского государства. К примеру, железнодорожников принято поздравлять в Белоруссии, Казахстане, Киргизии. Праздник этот поистине интернационален, ведь в мире очень мало государств, не имеющих собственных стальных магистралей. Только в каждой стране установлены свои даты Дня железнодорожника.

Дорогие друзья! Предлагаем вам разгадать онлайн-кроссворд «Хочу всё знать о железной дороге», чтобы проверить свои знания о железнодорожном транспорте, о профессиях, которые встречаются на железной дороге, и какие правила необходимо соблюдать, чтобы с вами не случилась беда.

Сегодня, чтобы структура железных дорог работала без перебоев, приходится задействовать труд огромного количества людей. При этом по характеру работы их профессии сильно отличаются: одни предполагают тяжелый физический труд, другим нужна мгновенная реакция, третьим не обойтись без глубоких технических знаний. Но все они — диспетчеры, инженеры, проводники, мастера по ремонту, составители поездов — 7 августа 2022 года — виновники торжества, в их честь — поздравления и здравицы. А если учесть, сколько человек ежедневно прибегает к услугам железнодорожного транспорта, то, без всякого сомнения, мы все имеем отношение к данному празднику. Ко Дню железнодорожника организовывают торжественные, праздничные мероприятия. Работников железнодорожного транспорта отмечают за их профессиональные заслуги и достижения отрасли. Мы тоже подготовили для работников железных дорог и для всех посетителей блога праздничную программу: виртуальную выставку картин и несколько музыкальных номеров. С момента зарождения и последующего развития железных дорог, стальные артерии становятся объектом внимания деятелей искусств – художников, композиторов, а со временем ими заинтересовались и представители новых видов искусства – фотографы, кинематографисты, мультипликаторы. Кроме того, для железной дороги сооружаются здания вокзалов, депо и мастерских, над которыми кропотливо работают архитекторы и конструкторы. А над внешним видом железнодорожной техники работают не только инженеры, но и промышленные дизайнеры. Вот и получается, что история железных дорог тесно связана с искусством. Одни из первых, кто заметил прелесть поездов и путешествий, стали художники. Железная дорога заинтересовала живописцев как символ современности, развития, динамики жизни. Предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Пути-дороги в живописи».

Романтика уходящих к горизонту рельс, безлюдных полустанков и проносящихся за окном бесконечных пространств не чужда и композиторам: о железной дороге, поездах и вагонах написано огромное количество разнообразных по жанру песен. Начиная от знаменитой «Наш паровоз, вперёд лети» до «… по тундре, по железной дороге мчится поезд Воркута-Магадан». Попробуем совершить небольшое железнодорожное музыкальное путешествие!  Неувядающая классика на тему железной дороги, это, конечно, «Попутная песня» Михаила Глинки на стихи Нестора Кукольника из цикла «Прощание с Петербургом». Поводом к её написанию стало открытие первой железной дороги в России в 1837 году. Музыка Глинки в этой песне гениально передаёт движение, причем быстрое движение, настолько быстрое, что исполнитель едва успевает произносить слова, а мы не всегда успеваем следовать за текстом. Послушайте эту песню в исполнении Большого детского хора.

Один из первых в музыкальной истории примеров имитации ритма движущегося поезда — «Железная дорога» Алькана (1844). Пятьсот с лишним тактов в совершенно невероятном темпе: программный фортепианный этюд французского композитора-романтика Шарля Валантена Алькана не оставляет сомнений, чем именно железные дороги, новейшее достижение прогресса, прежде всего поражали современников. «Железная дорога» Алькана — упражнение главным образом на скорость игры: нотная запись предуведомлена указанием vivacissimamente (то есть «чрезвычайно, необычайно оживленно»). Сыграть эту вещь в заявленном темпе (112 четвертных нот в минуту), так, чтобы каждая отдельная нота была слышна, как считается, почти невозможно — высказывались даже предположения, что в авторский текст вкралась опечатка.

Имя прославленного певца Олега Газманова известно каждому жителю нашей страны и далеко за её пределами. Этот выдающийся исполнитель покорил сердца миллионов людей своим лиризмом и невероятной экспрессией, накалом страстей. Певец отлично знает, как воздействовать на публику – его песни всегда задевают сокровенные струны души. Харизма и невероятный талант дали возможность этому исполнителю стать одним из лучших певцов огромной страны. Предлагаем вам послушать две песни этого автора, связанные с железными дорогами, поездами и вокзалами. Одна из них – песня «Доля», исполненная Олегом Газмановым 19 мая 2018 г. во время его выступления на шоу «Три аккорда» в качестве гостя.

Другая – песня «Три вокзала», которая впервые прозвучала в телесериале «Москва. Три Вокзала».  

А теперь предлагаю вам послушать песню известного барда и рок-музыканта Александра Башлачёва «Поезд». Также она известна под названиями «Перекресток железных дорог» и «Поезд №193». Написана в 1984 году. Входит в альбом «Третья столица», а также в ряд концертных сборников. Возможно, это самая лучшая и самая пронзительная песня о любви 80-х годов. А железнодорожных метафор здесь предостаточно… Как следует из текста песни, поезд №193 ходил по маршруту Свердловск – Ленинград (то есть из Екатеринбурга в Санкт-Петербург). В стихотворении Башлачев также упоминает дом, расположенный в Екатеринбурге (тогда ещё – в Свердловске) на улице Сакко и Ванцетти. Александр действительно проживал здесь во время учёбы на факультете журналистики в Уральском государственном университете Свердловска.

И в заключение нашего музыкального путешествия предлагаем вам посмотреть клип «Железная дорога».

4 августа в Центре социального обслуживания населения Советского района было проведено путешествие в историю «А наша жизнь – железная дорога», посвященное  Дню железнодорожника. Присутствующие с большим интересом просмотрели видеопрезентацию «Пути-дороги в живописи», в которой рассказывалось о художниках и их картинах, на которых изображена  брутальная красота техники, составов и локомотивов, путей, уходящих куда-то за горизонт.  А затем  участники встречи с удовольствием вспоминали песни о железной дороге, поездах и вагонах. Их оказалось огромное количество и некоторые из них были исполнены хором.

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.