Литературный праздник «Волшебный край! Очей отрада!»

      Комментарии к записи Литературный праздник «Волшебный край! Очей отрада!» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского!

Сегодняшнее онлайн-мероприятие клуба «Эхо» «Волшебный край! Очей отрада!» приурочено ко дню исторического воссоединения Крыма с Россией 18 марта 2014 года и Всемирному Дню поэзии.

Поэзия – это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме своё мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, — на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком. Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить. Впервые с инициативой учреждения такого праздника выступила американская поэтесса Теса Уэбб ещё в середине 30-х годов ХХ века. Она предложила отмечать Международный день поэзии 15 октября, в честь дня рождения знаменитого поэта и философа Вергилия. Надо заметить, что её предложение нашло положительный отклик в сердцах многих людей: к 1951 году 15 октября Национальный день поэзии праздновали не только в 38 штатах США, но и в европейских странах. Торжества имели неофициальный характер, да и дата их проведения никак не была зафиксирована в календаре памятных дней. Только 15 ноября 1999 года ЮНЕСКО, на 30-й конференции, приняла резолюцию об учреждении международного дня, который должен был «вдохнуть вторую жизнь» в мировое поэтическое движение. Первый раз праздник отмечали 21 марта в 2001 году, в Париже: именно там находится штаб-квартира ЮНЕСКО. Дата эта – 21 марта – день весеннего равноденствия в северном полушарии, была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа. Главной целью международного дня поэзии было подчеркнуть то величайшее значение, которое играет литература в культурной жизни современного общества, объединить поэтов всего мира и дать им право и возможность заявить о себе.

Предлагаем вам в качестве разминки собрать онлайн-мозаику  «По дорогам Тавриды»

Литературный Крым – одна из ярчайших страниц в истории русской культуры. Именно Крым оказался органически вписан в историю цивилизаций и конкретные биографии. Неповторимая природа Крыма, его история и культура служили источником вдохновения для многих русских поэтов. Биографии многих из них тесно связаны с Крымом. Особое место в истории литературного Крыма занимают поэты Серебряного века. В большинстве «крымских» стихотворений русских поэтов дореволюционного периода Крым – это одухотворенное пространство мира, романтический вариант идиллии. Поэты Серебряного века… Разное видение мира, разные судьбы. Всех их объединяет глубина мысли, мастерство слова, умение осмыслить жизнь духа, движение души. Талантливые и неординарные, умеющие вбирать в себя ощущения, они были очарованы природой Крыма, его богатой историей, колоритной мозаикой культуры.

О поэтах, побывавших в Крыму и написавших о своём пребывании в этих местах наша видео презентация «Есть особая грусть в этой древней земле…»

Крым — край удивительной красоты, не оставляющий равнодушным никого, кто хотя бы раз побывал на этой приветливой земле. «Волшебный край, очей отрада!» — восхищался молодой Пушкин. «Краем вечного сиянья» называла Крым Леся Украинка, а Адам Мицкевич – «…одной из прекраснейших местностей в мире». «Крым произвел на меня такое сильное впечатление… что я ходил здесь как во сне», — писал Михаил Коцюбинский, не один раз бывавший на Южном побережье Крыма по делам службы. Крым во все времена был для людей творчества не просто красивым и вдохновляющим, но каким-то сакральным местом. Сюда приезжали поэты, писатели, художники. Приезжали и на отдых, и по делам службы, и для интересных творческих встреч, и просто за вдохновением. Талантливые личности в любом веке находили отраду для души в крымских просторах. Крым прочно вошёл в нашу русскую литературу, и образы полуострова на страницах произведений классиков порой чаруют не меньше, чем крымские пейзажи воочию.

Предлагаем вам онлайн-викторину «Русские поэты и Крым»

Связь Крымского полуострова с историей русской литературы многогранна и многомерна. Со второй половины XIX века некоторые авторы поселяются в Крыму надолго; приобретают литературное имя, для многих Крым становится важной частью биографии. Феномен «Крыма в русской литературе» обладает такой собственной энергетикой, что неизбежно порождает обратный эффект – влияние русской литературы на Крым. Многие писали о том, что «оставили в Крыму свое сердце». Поэт Владимир Луговской совершил это в буквальном смысле. «Самой любимой землей для него, северянина, всегда оставался Крым», — писал К. Паустовский.  В растрескавшейся, поросшей кустами скале замуровано сердце Владимира Александровича Луговского. Тело его покоится на московском кладбище, а сердце он попросил захоронить в месте, которое больше всего любил.

Здесь, у скалы, где молодость моя
На мир ночной так жадно, так взволнованно глядела,
Дай руку — посмотри и ты, дыханье затая,
На эти серебристые края,
На это мощное морское тело».

У Луговского сложилась традиция: каждый Новый год встречать в Ялте, в «доме Писателей», у этой полюбившейся ему скалы… Последний раз он приехал весной 1957 года, а 5 июня скоропостижно скончался.

Что б ни случилось — помни одно:
Стих — тончайший громоотвод!
Любишь стихи –
                     не сорвёшься на дно:
Поэзия сыщет, поймет, позовет.

Эти стихи принадлежат Илье Львовичу Сельвинскому (1899 —1968), русскому поэту и писателю, уроженцу Крыма. К сожалению, его стихи сейчас мало знают и читают. Многие помнят стихи о войне — «Я это видел!», «Аджимушкай». Мне нравится любовная лирика, романтичная и искренняя. Часто звучат песни на его стихи — «Эх вы, кони-звери!», «Черноглазая казачка подковала мне коня…». Луначарский называл Сельвинского «виртуозом стиха» и говорил, что он — «Франц Лист в поэзии…». Слушая однажды неповторимо мастерское чтение поэтом его лирических стихов, Луначарский пошутил: «Вас бы прикладывать к каждому томику ваших стихотворений, чтобы любители поэзии могли не только глазами, но и слухом воспринять музыку ваших стихов».

Предлагаем вам посмотреть видео презентацию: «Илья Сельвинский: «Нет, я не лёгкой жизнью жил…».

Первая слава поэта пришла к Илье ещё в ученические годы. Его первые стихи публиковались в газете «Евпаторийские новости». В 1915 году имя 15-летнего поэта, учившегося в Евпаторийском городском четырёхклассном училище, было известно всему городу.  Но поэтический «скачок» произошёл у Ильи Сельвинского только в 1917 году, именно тогда по-настоящему рождался будущий поэт. У Сельвинского основная тема того года – лирическая. Это описания природы и мысли, связанные с ней, а также тема любви, или для романтического юноши, скорее предчувствия любви, ее поиски. В его жизни и стихах появляются девушки, ученицы женской гимназии. О них Сельвинский вспоминал и много лет спустя. Но только одна из них вдохновила его на стихи 1917 года, которые превратилась в цикл стихов, отзвук которых проникал в его поэзию до конца жизни. Это была Лиза Авах, о которой Сельвинский вспоминал, что она его не любила.

Девушка у моря бродит с тихим пеньем,
Золотые ноги в желтых босоножках.

Это стихотворение послужило началом цикла стихов «о красном манто». Предлагаем вам посмотреть фрагмент из фильма «Музы Тавриды. Летописцы и буревестники», в котором вы увидите Лизу Авах и услышите  стихотворение «Девушка у моря…».

Фильм Алёны Иваниченко посвящён участию в крымских событиях времён Гражданской войны пятерых «знаковых» писателей, которые в это время находились в Крыму. Один из героев фильма — поэт-«буревестник» в юности, участник двух войн, автор непревзойденной «Уляляевщины» и знаменитых стихов «Я видел это», прозаик, драматург, публицист, уроженец Симферополя Илья Сельвинский.

Полностью фильм можно посмотреть, перейдя по ссылке.

https://www.youtube.com/watch?v=BwB1U8u8iPs

В нашем мероприятии принимает участие член клуба «Эхо» В.Н. Астальцев.

Владимир Николаевич подготовил сообщение «Крымская тема в творчестве Ильи Сельвинского».

Нет, я не лёгкой жизнью жил,
Быть может, оттого что смел,
Но быть несчастным не умел
И потому счастливым был…

Семья Сельвинских была вполне обеспеченная и благополучная, состоявшая из папы, мамы и 6 дочерей. Жила Сельвинские в Симферополе. Там же 11 октября 1899 года и родился наконец-то мальчик – будущий поэт Илья Сельвинский. А в 1905 году произошла катастрофа — отец разорился, превратившись вдруг из преуспевающего мехопромышленника сначала в скорняка, а потом и вовсе в простого рабочего. Три года жили буквально впроголодь, в полуподвальных квартирах. И лишь потом отправились в Евпаторию (отцу предложили неплохую работу). Поселились прямо у моря. Там же, неподалеку, было и начальное 4-летнее городское училище, в которое Илью отдали учиться. Это как раз в нём преподаватели заметили его художественные и музыкальные способности. И в нём же было написано напечатанное затем в местной газете «Евпаторийские новости» первое стихотворение, которое сделало его некоей «достопримечательностью города». В 1915 году Илья Сельвинский поступает в гимназию (тогда, конечно, ему и в голову не могло прийти, что она когда-нибудь будет носить его имя). Учился Илья «отлично».  При этом он очень любил читать и  увлекался поэзией, за что получил прозвище Байрон. Участвовал во всех школьных концертах, постановках и литературных вечерах. Писал стихи и даже пьесы. При всем этом Илья не субтильный и нежный юноша, а рослый, заметный и крепкий мальчишка. Он был отличным пловцом и первоклассным гребцом, но особенно увлекался борьбой — французской, американской, джиу-джитсу. Но творческая натура требовала иной реализации, и перо с оттиском профиля Пушкина подсказало выход. И хотя были ещё кое-какие сомнения, но, как говорил потом сам поэт, их смыла «волна, которая хлынула в душу из залива Керкинитиды». Поучаствовал он и революционных событиях – в бою на Перекопе получил первое ранение и контузию. Зарабатывая на учебу, Илья работал и грузчиком, и натурщиком, и судебным хроникером, и борцом в цирке, и сельскохозяйственным рабочим, и инструктором плавания. Современники утверждали, что он вбежал в советскую литературу на спринтерской скорости: первый же поэтический вечер Сельвинского принес ему всероссийскую известность. Он не боялся соперничать даже с Маяковским. Крымская тема всегда присутствовала в его стихах – от лирического умиротворенного цикла «Крымская коллекция» — до горького и яростного «Я это видел!». С первых дней Великой Отечественной войны Сельвинский на фронте, невдалеке от тех мест, где был ранен в Гражданскую войну: ходит в атаки, участвует в керченско-феодосийском десанте. «Боль моего государства — это моя боль».

Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу да мох.
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох.
Где и версты по горам не проехать,
Не обогнуть мыс,
Чтоб скальная надпись или древнее эхо
Не пробуждали мысль.

В Евпаторию Илья Сельвинский приехал в августе 1941г., за два месяца до оккупации города фашистами, будучи корреспондентом газеты «Сын Отечества» 51-й Отдельной армии. А потом, уже подполковником, в декабре 1943 г. принимал участие в освобождении его родного Крыма (в Керченском десанте). Да, он навсегда осел с семьей в Москве: там писал, там преподавал. О своем творчестве с лёгкой горечью писал: «я существую в советской литературе очень прочно и всё же… в порядке исключения», а один из сборников назвал по латыни «PRO DOMO SUA», что означает «в свою защиту». Потому что он больше защищался, чем просто жил. Но лишь любовью к Крыму отогревал душу, ведь недаром и главный роман его («О, юность моя!») был написан именно о Крыме, о Евпатории…

Море, море! Крымское море!
Юности моей зов…
И если очень захочется счастья,
Мы с вами поедем в Крым.

Предлагаем вам совершить виртуальное путешествие в Крым, в котором вам обязательно поможет книга «Крым: Оранжевый гид». Крым известен своими крепостями и скалами, пляжами и природными богатствами. Почти все слышали о таких знаковых местах как Ласточкино гнездо, плато Ай-Петри, Воронцовский и Ханский дворцы, Балаклава… Но на полуострове можно посетить также большое количество не менее привлекательных и исторически интересных достопримечательностей: «орех Никулина», фонтан Айвазовского, дача Чехова, римско-католический костел. В путеводителе «orangeвый гид» вы найдете полезные советы от автора, куда пойти и как провести время на полуострове, рейтинг основных достопримечательностей, уникальные маршруты путешествий, топ-15 лучших мест для фото, а также всё о музеях и фестивалях Крыма

Крым: orangeвый гид  [путеводитель / Киселев Дмитрий] — Москва: Эксмо, 2013. – 347 с.— ISBN 978-5-699-61989-4. – Текст: непосредственный.

И в заключение нашего мероприятия предлагаем вам разгадать онлайн-кроссворд «Лучший знаток Крыма».

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.