Познавательное путешествие «От знаков к буквам, от бересты к страницам»

      Комментарии к записи Познавательное путешествие «От знаков к буквам, от бересты к страницам» отключены

Добрый день, юные читатели Библиотеки имени В. Г. Белинского, мы рады приветствовать вас на нашем онлайн мероприятии.

Наше мероприятие проводится в рамках проекта «Основано на БРЭ». Поэтому мы предлагаем вам собрать онлайн-пазл с материалом из Большой Российской энциклопедии, посвящённый  книгопечатанию.

Книгопечатание [историческая справка] / Большая Российская энциклопедия: в 30-ти т. Т. 14.  Киреев – Конго. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2009. – 751 с.: ил. – С. 336. – Текст: непосредственный.

Сейчас трудно представить, что когда – то были времена, когда люди не знали, что такое книга. Все знания хранились у них в голове, и вечерами, сидя у костра, люди рассказывали друг другу истории по памяти. Но память человека – это не то же самое, что память современного компьютера, её возможности ограничены. Когда информации накапливается слишком много, удержать ее в голове становится невозможно, что – то обязательно забудется! И люди придумали книгу. Только случилось это не сразу, а постепенно, шаг за шагом, от самых простых, начерченных на земле закорючек и палочек до той книги, что вы держите в руках.

Предлагаю вам вместе прогуляться по страницам книжной истории, чтобы узнать с чего все началось.

А началось все с берестяных грамот. На Руси в качестве материала для письма использовалась береста. Береста – это наружная часть берёзовой коры, из которой вырезали пластины небольшого размера. На них с помощью специального инструмента, который назывался «писало», выцарапывали буквы. Такие письма на кусочке коры назывались берестяными грамотами.

В берестяных грамотах в основном содержались записи о повседневной жизни. До нашего времени сохранилось не так много берестяных грамот т. к. береста очень хорошо горит, трескается и ломается. Большинство грамот было найдено при раскопках  территорий Новгородского Кремля. Они столетиями лежали в болотистой почве, но все – таки ученые смогли их прочитать, а все потому, что береста устойчива к гниению.

В старину книги писались от руки. Письменность на Руси широко распространилась после принятия христианства. В Древней Руси создавались летописи – записи о важнейших событиях. Писали их люди, которых называли летописцами. Около тысячи лет назад в Киевской Руси, ещё при князе Ярославе Мудром, было переведено на славянский язык много заморских книг, собрана большая библиотека.

Собрав онлайн пазл «Прошлое и будущее» вы увидите обложку книги, из которой сможете узнать, какими были первые книги, первый письменный язык, первая бумага и кто изобрел первый печатный станок. Удачи!

Чтобы ответить на главный вопрос – «Когда на Руси появилась первая печатная книга?»

Мы на минуту закроем глаза и очутимся  в Москве. В центре Москвы, у стен древнего Китай-города, на высоком постаменте возвышается бронзовая фигура человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечо. Лицо его серьезно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров.

Слыл он в многолюдной Москве служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на Пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Фёдоров и к живущим в Москве немцам.  От них он узнал о печатных станках и буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанью. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы.

Развитие производства и ремесла создавало необходимые технические предпосылки для учреждения в Москве типографии и перехода от рукописного способа размножения книг к более совершенному и производительному – книгопечатанию.  Потребность в книгах постоянно росла, они были дороги и не слишком доступны широкому кругу читателей. Главным потребителем книг оставалась церковь. Ее перестали устраивать многочисленные ошибки, которыми неизбежно изобиловали рукописные книги для богослужения, что могло приводить к разночтению.

Вашему вниманию предоставляется видеопрезентация «Первопечатник Иван Фёдоров»

В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии;  но она была открыта только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславцев.

В техническом отношении «Апостол» выполнен превосходно». Шрифт сделан с большим искусством: начертания букв четкие, строки текста безукоризненно прямые. Книга напечатана в два приема: сперва текст черной краской, затем красной краской выделяемые буквы; краски нигде не смешаны.

Рисунок заставок и инициалов чрезвычайно рельефный и четкий. Вместо употреблявшихся ранее хвостатых чудовищ, избранный Федоровым рисунок заставок был простым и носил национальный, русский характер.

«Апостол» явился новым этапом в оформлении русской книги, он положил начало новому стилю.

Первую книгу делали целый год, и называлась она « Апостол». Выглядела она внушительно и красиво, и очень напоминала рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам – концовкам. Первая книга появилась в 1564 году. Этот год и почитается началом московского, да и всего русского книгопечатания. В книге 46 орнаментальных заставок, выгравированных на дереве (черным по белому и белым по черному фону). Строки вязи, также гравированные на дереве, как правило, печатались красной краской, выделяя начало глав. Ту же роль выполняют 22 орнаментальные «буквицы», то есть инициальные или заглавные буквы. Иван Федоров применил совершенно своеобразный, нигде более не встречающийся способ двухцветной печати с одной печатной формы.

Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии, несмотря на то, что эта книга не являлась первой необходимостью для вновь освященного храма (освящение и служба в храме невозможны без Напрестольного Евангелия), оправдан тем, что «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Св. Писания, а несколько ранее Московские соборы выступили с осуждением ересей, причиной которых называлось неправильное толкование Св. Писания. В этом отношении издание «Апостола» еще раз показывает его государственно-национальное значение в борьбе со «смутой» путем церковного просвещения. Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий.

После выхода «Апостола» Иван Федоров со своими подручными стал готовить к изданию новую книгу — «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца. По «Часовнику» учили детей грамоте. Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» — первого славянского учебника. Вышла она в том же 1574 году, она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова, большое внимание она уделяла навыкам правильного чтения и письма.

После нее появились и другие. Все меньше оставалось сходства между печатной и рукописной книгой. Менялся шрифт. От руки выписывать мелкие буквы было очень трудно, а печатный станок делал это легко. На смену громадным фолиантам пришли небольшие по размерам книжки, напечатанные убористым шрифтом. Книги становились доступными многим людям.

Предлагаю вашему вниманию онлайн викторину «История первопечатной книги»

Спасибо за внимание!

Багдасарова А.Н.