Познавательно-исторический экскурс «Прекрасное пленяет нас всегда»

      Комментарии к записи Познавательно-исторический экскурс «Прекрасное пленяет нас всегда» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского!

Наше сегодняшнее мероприятие посвящено Всемирному  дню  архитектора, который отмечается  1 июля. Учрежден этот праздник Международным союзом архитекторов (МСА) и празднуется с 1985 года. Международный союз архитекторов был официально зарегистрирован в 1948 году, но идея его создания родилась еще двумя годами ранее – в сентябре 1946 года. Послевоенная разруха и экономический упадок требовали объединения усилий людей всех стран и наций, пострадавших от войны, для восстановления благоприятных условий жизни людей, для восстановления памятников архитектуры, культовых сооружений. С 1985 года Всемирный День архитектора (архитектуры) ежегодно праздновался в первый понедельник июля. Однако в 1996 году на 20 заседании высшего органа МСА – Генеральной ассамблеи МСА – было принято решение перенести празднование Всемирного Дня архитектора на первый понедельник октября и приурочить его к Всемирному дню жилья. В связи с переносом празднования Всемирного Дня архитектора возникла некоторая путаница. Некоторые источники выделяют профессиональный День архитектора и Всемирный День архитектуры в два самостоятельных праздника и предлагают отмечать их раздельно: 1 июля – День архитектора, первый понедельник октября – Всемирный День архитектуры. Но, так или иначе, День архитектора – важный и значительный праздник не только для профессиональных архитекторов, но и для всех ценителей архитектуры. Ведь архитектура – это искусство, которое способно пронести творческий образ, созданный автором, через многие века. И в наши дни мы поражаемся удивительной красоте величественных пирамид, восхищаемся римским Колизеем, наклонной Пизанской башней и многими-многими другими памятниками мира, которые стали настоящим сокровищем всего человечества. К этой дате мы подготовили для вас познавательно-исторический экскурс «Прекрасное пленяет нас всегда», посвященный городу, которому по сей день нет подобных  на Земле.  Этот город называется Венеция. И это правда — на Земле ему нет подобных. Хотя бы потому, что он построен на воде. В этом году один из самых значимых для всемирной культуры городов мира – Венеция  —  отмечает 1600-летие. Датой основания города традиционно считается 25 марта 421 года, праздник Благовещения Богородицы, когда была заложена первая в Венеции церковь. Во всяком случае, такого мнения придерживаются жители Венеции, которые ежегодно 25 марта торжественно отмечают эту дату.

Мероприятие проводится в рамках проекта «ОСНОВАНО НА БРЭ»  (БИБЛИОТЕКАРЬ РЕКОМЕНДУЕТ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ).

Предлагаем вам в качестве разминки собрать онлайн-мозаику «Статья о Венеции в БРЭ»

Венеция [историческая справка] / Большая Российская энциклопедия: в 30-ти т. Т. 5. Велики князь – Восходящий узел орбиты.  – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 767 с.: ил. – С. 127. – Текст: непосредственный.

На сегодняшний день Венеция практически единственный город, сохранивший неизменным свой средневековый облик.

Исторический центр Венеции расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов. Островная Венеция — морской курорт, центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных и архитектурных выставок. Внутригородские перевозки осуществляются на моторных судах, гондолах, баржах.

Предлагаем вам собрать  онлайн-мозаику «Венецианский гранд канал».

Одно из лучших стихотворений написал о Венеции Джон Ричардс:

На площади Святого Марка,
Средь голубиной мишуры,
В скрипачных слезах огнепалких,
Соборы золотом цвели.
Дух Гете, Пруста, Твена, Манна
Глотком вина сплетал строку
Меж столиками «Флориана»,
Под колокольную тоску.
Венецианские порталы,
Нептуна сеть, да Марса перст,
Фруктово-рыбные развалы,
Дворцов соседствующих спесь.
Палаты дожей – зал тщеславья,
Встречают сонм открытых ртов,
Из камня высечен печалью
Венец колонн, мостов и львов.
Шарманка оперного хора
Вздувает «Ла Финичи» нимб,
Здесь все исполнено простора
Морских кровей, морских глубин.
Адриатические косы
Раздел мой взгляд в плавучий сквер,
Где по канальным веткам носит
Лихую песню гондольер.

«Вид собора Святого Марка, Дворца дожей и Пьяццетты», картина Карло Грубача, 1845

Давайте вспомним, из чего, собственно, возникла жемчужина Адриатики. Она возникла из сильнейшего человеческого чувства — невозвратности утраты того, что ты любил, что было тебе очень дорого. Она возникла из горя изгнания. В пятом веке, на заре распада римской империи, полчища гуннов, всадники варваров под предводительством Аттилы разрушили и надругались над красивейшей столицей Венето — Аквилеей. Лишенные крова и дома, изгнанные из родного города и окружавших его поселений жители Венето, в слезах и в отчаянии бежали туда, куда не смогла бы ни при каких обстоятельствах прискакать конница Аттилы — на болота, в лагуну, к востоку от родных мест. Там, на воде, на сваях из лиственниц и дубов они построили чудо, шедевр — в память о растоптанной красоте родины. Это не было копией сожженных и разрушенных домов, это был сон о них. Это была пронзительная и горькая мелодия, плач о погибшем Отечестве, застывший в камне. Но в городе на адриатической лагуне было и еще кое-что. Изгнанники из Аквилеи, утратившие свой рай, попытались обрести его заново. И у них, в отличие от библейских изгнанников, получилось. Возможно, потому, что их утраченный рай был создан человеческими руками. Мне кажется, что мотивы людских поступков, лежащие в фундаменте архитектурных шедевров, продолжают звучать и в застывшей музыке соборов, дворцов, улиц и площадей, вызывая трепет в наших душах. Мотив утраты, мелодия изгнания неизбежно приводили в Венецию тех, кто хоть когда-то испытал это. Великие Данте, Байрон, Бунин, Бродский, Ахматова и Пастернак считали Венецию своим домом. Стравинский и Дягилев обрели здесь покой. Рядом с ними на острове мертвых — Сан Микеле — навсегда остались Иосиф Бродский и Петр Вайль… Бродский, разлученный с Родиной, с любимым городом, с любимой женщиной, с родителями, написал о Венеции так: «…похоже, счастье есть миг, когда сталкиваешься с элементами твоего собственного состава в свободном состоянии. Тут их, абсолютно свободных, хватало, и я почувствовал, что шагнул в собственный портрет, выполненный из холодного воздуха».

Иосиф Бродский на площади Святого марка

Знаменитые «Венецианские строфы» Бродского:

Я пишу эти строки, сидя на белом стуле
под открытым небом, зимой, в одном
пиджаке, поддав, раздвигая скулы
фразами на родном.
Стынет кофе.

Плещет лагуна, сотней
мелких бликов тусклый зрачок казня
за стремленье запомнить пейзаж, способный
обойтись без меня.

Как бы там ни было, мотив обретенного рая и спустя много лет продолжает звучать в поступке человека, покупающего билет в Венецию. Джон Рёскин написал когда-то, что если бы путешествия во времени были возможны — венецианец, живший в этом городе много веков назад, мог возвратиться в него и легко найти свой дом. За шесть столетий ничего не изменилось на этой сказочной территории. Возможно, потому, что время тут, как вода в лагуне, успокаивается, становится густым и вязким. А для тех, кому повезло быть счастливым здесь, — время возвращается, принося с собой то, что было дорого и любимо. Это ли не повод посмотреть еще раз фотографии этого уникального города?

Предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Чудо на воде – Венеция».

Прекрасный, таинственный город, волшебный, призрачный, золотой и хрупкий,
с днем рождения!

Неверова О.М.