Педагог — не звание, педагог — призвание

      Комментарии к записи Педагог — не звание, педагог — призвание отключены

Добрый день, дорогие друзья, посетители блога библиотеки имени В.Г. Белинского! Сегодня, 25 сентября, в 2023 году, юбилейном для великого педагога В.А. Сухомлинского, сотрудники библиотеки имени В.Г. Белинского подготовили день информации «Педагог — не звание, педагог — призвание», посвящённый этому выдающемуся человеку и его наследию.

Книги советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым директором школы», «Сто советов учителю» стали редким в 1960-1970 гг. примером гуманной педагогики. Всё, что сейчас кажется естественным, — учет индивидуальных особенностей ребенка, необходимость личностного восприятия темы, соотнесённость с природой – было его настоящим завоеванием.

Наше мероприятие проводится в рамках проекта «Основано на БРЭ» (Библиотекарь рекомендует энциклопедию). Поэтому для начала мы предлагаем вам собрать онлайн мозаику статьи из БРЭ, посвящённую герою нашего мероприятия.

Сухомлинский В.А. [биографическая справка] / Большая Российская энциклопедия: в 35-ти т. Т. 31. Социальное партнёрство – Телевидение. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2016. – 767 с.: ил. – С. 470. – Текст: непосредственный.

Василий Александрович прожил всего 52 года, но, сколько было им сделано! О Сухомлинском говорили: «Он проживал в один день три дня и в один год — три года». Так самозабвенно, с полной отдачей трудился всю свою жизнь этот необыкновенный человек. Предлагаем вам познакомиться более подробно с жизнью этого человека с помощь электронной презентации «В. А. Сухомлинский — советский педагог — новатор».

Наши мысли, наши представления о школе будущего очень важны. Именно в этом ключе, через призму школы будущего, мы и будем рассматривать педагогический опыт Василия Александровича Сухомлинского. Что же составляло основу педагогической системы Сухомлинского?

Самым важным в работе с детьми он считал воспитание. Всё было направлено на то, чтобы ребёнок хотел идти в школу, учился с радостью, чтобы в школе царила атмосфера труда, поддерживались ровные, спокойные отношения, отсутствовала суета и раздражительность.

Сделать ребёнка счастливым, сохранить его здоровье, вооружить его мировоззрением, воспитать тонкость чувств и заложить высокую нравственность — эти задачи ставил Сухомлинский и решал их вместе с коллективом единомышленников.  Его требования к учителю были очень высокими:

Первое: не может быть учителем тот, в ком нет любви к ребёнку и веры в него.

Второе: учитель должен отлично знать свой предмет. Школьная программа для учителя — это азбука его кругозора. Но только когда его кругозор неизмеримо шире школьной программы, он подлинный мастер, художник, поэт педагогического процесса.

Третье: обязательное знание души ребёнка, особенностей его мышления и восприятия окружающего мира.

Четвёртое: высочайшая речевая культура учителя. Сухомлинский говорил: «У учителя должна быть идеальная ясность мысли».

Как директор, он делал всё для того, чтобы у преподавателей было время читать, работать над собой и заниматься здоровьем. Он сумел так чётко организовать их труд, что в рабочее время они успевали сделать очень многое. После уроков учителя были заняты только один раз в неделю, в остальные дни это время было свободным и неприкосновенным. Все дни каникул учителя должны были отдыхать. До минимума была сведена бумажная работа. И, конечно, всё это давало результат.

Вся школьная обстановка, окружавшая детей, была продумана до мелочей. Сухомлинский считал, что ребёнок должен расти в атмосфере красоты и творчества. В школе на 560 детей работало 80 кружков. Преподаватели выпускали с детьми журналы самых разных направлений: литературный, математический и многие другие. Развитие творчества детей было задачей номер один.

Василий Александрович считал, что здание школы должно быть окружено «фабрикой кислорода». Рядом с Павлышской школой располагался большой приусадебный участок, который буквально утопал в зелени: росли яблони, груши, сливы, абрикосы, вишня, орех, рябина, ель, кедр, сосна, берёза и огромное количество цветов. В саду было множество всевозможных беседок, аллей, лужаек. И вся эта огромная территория обихаживалась руками детей. За 20 лет 40 гектаров неплодородной земли ученики и педагоги превратили в цветущие сады.

В помещении школы были «зелёные» комнаты, зимний сад, цветы. Кроме того, имелись небольшие уголки, где дети могли уединиться, музыкальная комната, комнаты живописи, сказок, комната мысли и другие. В школе был культ книги, в каждой комнате имелись книги, которые мог взять любой ребёнок.

У Сухомлинского был свой взгляд на отдых: «Отдых мы усматриваем в разумном чередовании видов деятельности, — говорил он. — Мастерство воспитания мы видим в том, чтобы часы, свободные от учения и физического труда, были наполнены живой волнующей мыслью, глубокими нравственными, интеллектуальными, эстетическими чувствами».

В результате исследований и наблюдений Сухомлинский пришёл к выводу, что причина плохой учёбы в 85 % случаев заключается в скрытых недомоганиях, которые ребёнок ещё не ощущает, поэтому в школе уделялось большое внимание здоровью детей. Летом все ребята обязательно ходили в походы. Около половины всех уроков в начальной школе проходило на свежем воздухе, для чего на лужайках были оборудованы беседки. Когда ребёнок приходил в 1-й класс, его обследовали и разрабатывали индивидуальную программу отдыха, питания и лечения, которая выполнялась как дома, так и в школе.

Работала и «родительская» школа, в которой было семь групп — от молодожёнов до родителей выпускников, отдельная группа для родителей детей с отклонениями в развитии. Эту школу отцы и матери посещали до конца обучения своих детей. Для них читались лекции о том, как прививать любовь к труду и учению, как развивать способности и речь, как предотвращать нервные заболевания, укреплять здоровье, воспитывать чувство красоты, и о многом другом. Предлагаем вам собрать онлайн мозаику книги Сухомлинского, посвящённой этой теме и вы узнаете, как называется книга.

Очень важной задачей Сухомлинский считал развитие в детях чувствительности к окружающему миру, тонкости чувств. В первую очередь он связывал это с тонкостью понимания слова, считая, что тонкость чувств и мышления зависит от умения пользоваться словом, различать его оттенки и значение. Чтобы научить этому детей, Сухомлинский начал сам наблюдать за природой и в результате написал тысячу сочинений-миниатюр, которые потом читал детям. Каждое его сочинение было посвящено какому-нибудь явлению природы и вызванному им чувству. И когда он понял, как много это даёт детям, он повёл их в сад, в лес, в поле, к реке, и они стали учиться писать о том, что увидели и пережили. Учителя с энтузиазмом подхватили это начинание. В результате в школе было собрано 45 томов детских работ: сказок, миниатюр и др. Практически все дети писали стихи.

В воспитательной работе одной из главных была тема подвига. «Воспитание в широком понимании, — писал Сухомлинский, — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения одновременно тех, кто воспитывает, и тех, кого воспитывают». Практика показывала, что прочная, незыблемая основа нравственных убеждений закладывается в детстве и раннем отрочестве, и этому возрасту уделялось особое внимание.

В своей работе педагоги добивались, чтобы добро, честь и справедливость приносили ребёнку личную радость, а зло, бесчестие и несправедливость вызывали тревогу, огорчение, желание это изменить. В школе стремились, чтобы жизнь учеников проходила в атмосфере высоконравственных поступков. О плохом с детьми старались говорить наедине, чтобы не задевать их человеческое достоинство.

Сухомлинский говорил: «Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своём ученике друга и единомышленника. Думаете, жизнь учителей скучна? Тогда о них не писали бы захватывающих книг. Про учителей и их труд написано немало книг, стихов и песен, снято много кинофильмов. С помощью подготовленного к мероприятию обзора «Учитель на страницах книг» вспомним самые известные и просто любимые и добрые книги, посвящённые школе и настоящим учителям.

Приведённые в обзоре произведения советской и современной русской литературы помогут вам лучше понять учительскую жизнь с её проблемами и радостями.  Читайте! Эти книги есть в библиотеке имени В.Г. Белинского.

Спасибо за внимание!

Мероприятие подготовлено Неверовой О.М.