Час информации «Светлый праздник Руси»

Христос Воскрес! – всего два слова…
Христос Воскрес! – всего два слова,
Но благодати сколько в них!
Мы неземным блаженством снова
Озарены в сердцах своих.

Забыты скорби и страданья,
Забыты горе и нужда,
Умолкли стоны и роптанья,
Исчезли зависть и вражда…

П. Потехин

Здравствуйте, дорогие читатели блога библиотеки имени В.Г. Белинского. Мы собрались сегодня с вами, чтобы величать самый большой праздник православных христиан, Воскресение Христово! Ведь Пасха на протяжении многих столетий – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Пасха, или Светлое Христово Воскресение, вобрала в себя все самые ценные для любого человека понятия, без которых жизнь на земле невозможна – добро, победившее зло, любовь и прощение.

Пасха всегда считалась семейным праздником. Пасхальный стол был роскошным: обильным, очень красивым и нарядным. Праздновали в кругу семьи, ходили в гости к ближайшим родственникам, особенно к старшим, и обязательно брали с собой крашеное яйцо.

«В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России… Ему вдруг представится — эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье “Христос воскрес!”, которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас, — и он готов почти воскликнуть:

“Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!”    Н. В. Гоголь

А сейчас, дорогие читатели, предлагаем поучаствовать в онлайн-викторине «Что мы знаем о празднике Пасха?»

Христианство и православная культура оказали глубокое воздействие на мировую литературу. Во многих произведениях нашли свое художественное воплощение и события Священной истории, и память о них — церковные праздники.

Пасха получала разное художественное значение в русской литературе. Безусловно, русские поэты и писатели в своём творчестве не могли обойти вниманием это главное событие года в христианском мире.

Поэзия много веков не теряет своей актуальности. С древних времен люди выражали в стихах радость и горе, любовь и надежду.   Важнейшие события в истории человечества находили свое отражение в поэзии. Для христианина таким событием является Христово Воскресение. Поэтому поэзия, вдохновленная Евангельскими событиями и радостью Пасхи, особенно близка каждому христианину.

Стихи о Пасхе русских поэтов согревают душу теплом. Каждый поэт вложил в стих о Пасхе частичку себя, своего сердца. Именно поэтому стихи так прекрасно звучат и наполняют наши сердца радостью!

Существует огромная поэтическая антология пасхальных стихотворений, в создании которой участвовали почти все русские поэты: А. Пушкин, Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Александр Блок, Валерий Брюсов, Иван Бунин, Николай Гумилев, Сергея Есенина, Михаила Лермонтова и др.

Благовест

Я ждал его с понятным нетерпеньем,
Восторг святой в душе своей храня,
И сквозь гармонию молитвенного пенья
Он громом неба всколыхнул меня.
Издревле благовест над Русскою землею
Пророка голосом о небе нам вещал;
Так солнца луч весеннею порою
К расцвету путь природе освещал.
К тебе, о Боже, к Твоему престолу,
Где правда, Истина светлее наших слов,
Я путь держу по Твоему глаголу,
Что слышу я сквозь звон колоколов.

К. Бальмонт

В стихотворении «Благовест» Бальмонт рассказывает о своем пути к Богу: после спасительной ночи Светлого Воскресения Христова, наступает светозарный светоносный день. Лирический герой предчувствует время своего духовного освобождения

Сергей Есенин «Пасхальный благовест»

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою,
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.

Благовест — это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы. В стихотворении «Пасхальный благовест» со звуками колокола, созывающего крестьян на заутреню, рождается в душе поэта ощущение красоты пробуждающейся природы

Иван Бунин «Христос воскрес!»

Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы… Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют.
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!

(1896)

Для Бунина Пасха — это не только важное религиозное событие, но и победа света над тьмой: в своих строках он «рисует» не купола церквей и колокольный звон, а рассвет.

Дорогие читатели, мы с радостью представляем вам Пасхальный библиообзор «Светлый праздник Руси»

В русской литературе широко представлены Пасхальные рассказы. Ему отдали дань творческого увлечения такие русские писатели, как Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков, А. Чехов, Л. Андреев, А. Куприн, Ф. Сологуб, И. Шмелев, К. Коровин, И. Бунин и многие другие. Пасхальный рассказ может быть обращен к любому празднику Пасхального цикла. Независимо от того, к какому дню пасхального календаря приурочено время действия рассказов. Это, прежде всего — Великий пост, Страстная и Святая недели, Пасха, Вознесение, Троица. Пасхальный рассказ назидателен — он учит добру и Христовой любви; он призван напомнить читателю евангельские истины. Его сюжеты — «духовное проникновение», «нравственное    перерождение человека», прощение во имя спасения души, воскрешение «мертвых душ», «восстановление» человека. Часто Пасха была условной весенней датой: без указания на конкретный год, переходящий праздник не мог быть точной датой.  Иногда это примета православного быта русского человека, его образа жизни.

Замечательные пасхальные эпизоды в удивительной книге Ивана Шмелева

«Лето Господне»

Шмелев И.С. Лето Господне/ Иван
Шмелев. – Москва: Дет.лит., 2011.-526 с.: ил. — (Школьная библиотека). – Текст: непосредственный

Произведение написано в 1934-1944 года в Париже. И.Шмелев эмигрировал из России и больше не возвращался. Но любовь к родной земле он пронес не только в своих произведениях, но и в своем сердце. Книга «Лето Господне» — это книга-воспоминание и книга-напоминание. В книге перед читателями предстает увиденный глазами ребенка старый московский быт, раскрывается мир русского человека, жизнь которого проникнута православным духом и согрета христианской верой. Название «Лето Господне» восходит к Евангелию от Луки, где упоминается, что Иисус пришел «проповедовать лето Господне благоприятное». Лето здесь обозначает год жизни в Боге.

Роман начинается с Чистого понедельника — первого дня Великого поста, следующего за Прощёным воскресеньем. Центральный мотив книги — мотив отцовства как земного, так и небесного. Одна из глав книги погружает нас в атмосферу пасхального праздника. С удивительной трогательностью Шмелев изображает приготовления к празднику: долбили лёд на мостовой, до камушка, и увозили его, приносили из амбара паука, круглую щётку, обметать потолки. В булочных — белые колпачки на окнах с буквами Х.В. и карусельки с разноцветными яичками. Всюду вороха пасхальных роз для убранства икон, украшения пасхи и куличей. Готовятся гирлянды из свечей для украшения храма.

Пасхальная разминка: Собери онлайн мозаику «Кулич пасхальный»:

Среди пасхальных рассказов есть признанные шедевры русской и мировой литературы: «Мужик Марей» Ф. Достоевского, «После бала» Л. Толстого, «Студент» и «Архиерей» А. Чехова, «Легкое дыхание» И. Бунина. Одним из выдающихся произведений Ивана Бунина по праву считается рассказ «Легкое дыхание».

Бунин И.А. Рассказы. / И.А. Бунин. — Москва: Худож. лит., 1986.- 346 с. (Классики и современники). – Текст: непосредственный

Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Это новелла рассказывает о прекрасной молодой девушке и её трагической судьбе.

Провозвестником жанра пасхального рассказа был и Достоевский, у которого этот жанр возник в пасхальных эпизодах его романов. Впервые он представлен рассказом Нелли в «Униженных и оскорбленных», затем первым сном Раскольникова об избиении и убиении «лошадки», эпизодом предсмертного сна Свидригайлова о девочке-самоубийце, рассказом Макара Долгорукого о купце Скотобойникове, «Мужиком Мареем» из «Дневника писателя», рассказами из «Жития старца Зосимы» в «Братьях Карамазовых». Некоторые из названных выше эпизодов являются самостоятельными проявлениями жанра.

Достоевский, Ф.М. Униженные и оскорбленные: роман. /Ф.М. Достоевский. —
Москва: АСТ, 2009. — 480 с. – Текст: непосредственный

Нелли в «Униженных и оскорбленных» рассказывает историю вражды и гибели непримиримых в ссоре ее родных накануне Пасхи, укоряя другого непримиримого в своих обидах старика Ихменева словами: «Послезавтра Христос воскрес, все целуются и обнимаются, все мирятся, все вины прощаются… Я ведь знаю… Только вы один, вы… у! жестокий! Подите прочь!». В романе этот эпизод представлен в форме диалога. Позже, в 1879 году, Достоевский извлек его и переделал в рассказ для чтения на литературном вечере. Для этого он перевел диалог в монолог, и эпизод в романе предстал во время чтения самостоятельным жанром, в данном случае пасхальным рассказом.

Разумеется, говоря о пасхальных традициях в русской литературе, нельзя не вспомнить о «Запечатленном ангеле» Николая Семеновича Лескова.

Лесков, Н.С. Избранное / Н. С. Лесков. — Ленинград: Худож. лит.,1987.
— 464 с. – Текст: непосредственный.

Эта маленькая повесть еще при жизни писателя стала общепризнанным шедевром, который, по словам автора, «нравился и царю, и пономарю». Это произведение о вере, и радости, в нем есть немало чудесного, а написано оно прекрасным русским языком, сочным и колоритным. А еще Лесков в своих рассказах и повестях создал чудесную галерею портретов русских праведников, причем все персонажи этих произведений, по словам автора «писаны с натуры». История создания цикла «Праведники» такова. Однажды Н.С. Лескова обвинили в том, что он во всех соотечественниках лишь дурное. И стал Лесков «искать праведных» по всей земле русской: в столицах и в глуши, в преданьях старины и в газетных сводках, среди разных сословий и укладов. И нашел их – бескорыстных чудаков и мастеров-самоучек, мучеников и страдальцев, человеколюбцев и философов… Есть ли праведники сейчас, или этот тип людей, прямодушных и совестливых, утрачен безвозвратно? В поисках ответа на этот вопрос перечитайте рассказы Лескова «Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и другие.

Проникновенны рассказы Александра Ивановича Куприна о Рождестве и о Пасхе «с ее прекрасной, радостной, великой ночью» и чистым праздничным утром «как будто кто-то за ночь взял и вымыл заботливыми руками и бережно расставил по местам и это голубое небо, и пушистые белые облака на нем, и высокие старые тополи, трепетавшие молодой, клейкой, благоухающей листвой».

Куприн А.И. Избранное. / А.И. Куприн – Москва: Сов. Россия, 1987. – 416 с.- Текст: непосредственный.

Собственно, все написанное Куприным во Франции — о России, ее корнях, ее святынях. Нет, разумеется, он и прежде, до отъезда из родной страны, писал о быте и нравах русских людей, их праздниках. В рассказе «Святая ложь» чуда не происходит, но, возможно чудом является сама жизнь тихого и незаметного праведника, из породы людей, на которых вечно «валятся все шишки. «Пасхальные колокола» — это рассказ о том, какой была век назад русская Пасха — главный праздник христианского богослужебного года. …Крестный ход с громкими пениями, пасхальная заутреня, обряд христосования, Благодатный огонь, куличи, творожные Пасхи и яйца, хороводы и игры — все это под церковный перезвон, который выражает радость Воскресения Христа из мертвых. Откройте томик Куприна, и начните читать: «Это было в ночь под светлое Христово Воскресенье. Я и мой близкий приятель, доктор Субботин, долго ходили по улицам города…»

Классика всегда актуальна. Великие писатели видели, как свет Пасхи преображает все многообразие жизни, до самых обыденных мелочей, и запечатлели это в своих произведениях. Свет Воскресения Христова сияет из них. Эти произведения помогут ощутить пасхальную радость не только на Светлой седмице, но и в любые другие дни года.

На полях черно и плоско,
Вновь я Божий и ничей!
Завтра Пасха, запах воска,
Запах теплый куличей.
Прежде жизнь моя текла так
Светлой сменой точных дней,
А теперь один остаток
Как-то радостно больней.
Ведь зима, весна и лето,
Пасха, пост и Рождество,
Если сможешь вникнуть в это,
В капле малой — Божество.

М. Кузьмин

Дорогие друзья! От всего сердца поздравляем вас со Светлым Христовым воскресением — Пасхой Господней! Желаем вам исполнения всех ваших надежд и благих начинаний, мира, добра и любви.  

До новых встреч!