Музыкальное расследование «История романса «А напоследок я скажу…»

Посв. 90-летию советского композитора А.П. Петрова

Здравствуйте, дорогие друзья! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено юбилею советского композитора Андрея Павловича Петрова. Это имя известно даже далеким от музыки людям — его произведения стали классикой благодаря сотрудничеству с великими режиссерами: Эльдаром Рязановым и Георгием Данелия. «Я шагаю по Москве», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Вокзал для двоих», «Белый Бим Черное ухо», «Берегись автомобиля», — кто из нас не знает этих фильмов? Практически у всех самых знаменитых отечественных картин есть кое-что общее, и речь не только о замечательных качествах, присущих советскому кино. Классику нашего кинематографа объединяет музыка, — все восхитительные песенные шедевры к этим фильмам были созданы гениальным советским и российским композитором, Народным артистом СССР Андреем Петровым. Он родился 2 сентября 1930 года и прожил всего 75 лет. Никто не скажет, что сделано мало … Его композиции можно услышать более чем в 90 фильмах, а общее количество его работ не поддается исчислению. Они очень разные, — драматические и светлые, легкие и веселые и заставляющие грустить.

Предлагаем вам онлайн-викторину, посвящённую жизни и творчеству  Андрея Петрова.

В день 90-летия мастера  мы расскажем вам, что привело его на музыкальную стезю, какие сложности приходилось преодолевать в работе с режиссерами, и почему наследие Петрова до сих пор не до конца изучено. К середине 60-х годов, переступив порог своего тридцатилетия, он занял одно из видных мест в советской музыкальной культуре и как отмеченный большим талантом композитор, и как крупный деятель, избиравшийся на ответственные посты творческими организациями, общественными и партийными органами. Творческая судьба Андрея Петрова сложилась, однако, не просто, а кое в чем и необычно. Он вырос в семье, где по материнской линии прочно закрепились художественные традиции. Его дед П. К. Ваулин — мастер керамики, неоднократно выставлявший свои работы на выставках, и, в частности, принимавший участие в постройке монументальной мечети, голубые купола которой хорошо видны с набережной Невы, находился в дружеских отношениях с художниками М. Врубелем и П. Кузнецовым, скульптором А. Матвеевым. Мать А. Петрова — художник, ее сестра — сотрудник Эрмитажа, специалист по античному искусству, тогда как брат — А. П. Ваулин — композитор. В 1920— 1923 годах А. П. Ваулин принимал деятельное участие в строительстве советской музыкальной культуры; тогда же сблизился с Б. В. Асафьевым. В этой высокоинтеллигентной петербургско-ленинградской художественной среде и воспитывался Андрей. Мальчик любил рисовать, хотел стать писателем, сочинял рассказы, музыкой стал заниматься  сравнительно поздно: игрой на рояле с восьми лет, потом, с десяти,— четыре года на скрипке. Занимался без особой охоты — по-прежнему влекла к себе литература.  Когда Андрею исполнилось четырнадцать лет,  у него пробудился интерес к музыкальному искусству, причем не к исполнительскому, а к композиции. Через год он был принят в музыкальное училище, где не сразу раскрылся его талант. А. Петров с благодарностью вспоминал своих учителей:  Сергея Яковлевича Вольфензона в музыкальном училище и Ореста Александровича Евлахова в консерватории. Первый терпеливо заставлял юношу усваивать основы теории музыки, в том числе композиции, а  второй, консерваторский профессор О. А. Евлахов,  был учеником Д. Шостаковича и приобщал студента к школе крупнейшего мастера советского музыкального искусства. Первые песни Андрей Павлович начал писать через два года после окончания консерватории. Его творчество сразу завоевало широкое признание:  его музыка звучала в театре и концертном зале, на эстраде, по радио, в кино. Первым фильмом, для которого Петров сочинил музыку, был «Человек-амфибия», снятый на «Ленфильме» в 1961 году. После выхода картины самой популярной мелодией стала  лихая песенка «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» с припевом: «Нам бы всем на дно, там бы пить вино!» На радио приходила масса писем с просьбой ее исполнить. Но столько же было и возмущенных отзывов, «ведь это ужас, к чему призывает песня». Ну а молодому композитору посыпались предложения от кинематографистов. И  судьба Андрея Павловича оказалась связанной, прежде всего, с «Мосфильмом».  С 1962 года началось сотрудничество композитора Андрея Петрова с молодым режиссером Георгием Данелия, с которым Петров работал ещё над шестью картинами, среди которых «Я шагаю по Москве» и «Осенний марафон». Но рекордное число лент было создано в содружестве с Эльдаром Рязановым – тринадцать. Это классика советского кино: «Берегись автомобиля!», «Зигзаг удачи», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Служебный роман» и другие.

Предлагаем вам посмотреть  видеокадр из фильма «Берегись автомобиля»

С Эльдаром Рязановым Андрея Петрова связывало не только творчество, но и тесная дружба. Андрей Петров всегда считал, что самый главный человек в кино – это режиссер. Ты можешь написать потрясающую музыку, но она не подойдет к конкретному видеоряду. А какая-нибудь обычная музыкальная тема, соединившись с действием на экране, может произвести фурор. Рязанов говорил, что у Петрова английская сговорчивость в работе, потому что композитор был склонен прислушиваться к мнению другого человека, что говорит о его настоящей, глубокой интеллигентности. Собственно, так и получилось в фильме “Жестокий романс”, где музыкальные темы А. Петрова очень тонко подчеркивали драматизм сюжета, и был возрожден старинный российский бытовой жанр – романс. Для творчества Андрея Петрова характерно обращение к большой поэзии. Высокая литература всегда значила для него не меньше, чем музыка. В серьезных сочинениях А. П. Петров с первых композиторских шагов равнялся на поэтические вершины. Теперь и в столь усложнившемся за последние годы песенном жанре он равняется лишь на первоклассные поэтические образцы. Кроме музыки к фильмам, Андрей Петров писал музыку к операм и балетам, драматическим спектаклям, но знаем и любим мы, прежде всего, его песни и музыку к кинофильмам. На счету у композитора около 90 художественных лент. Многие его произведения,  вроде вальса из «Берегись автомобиля», песен из «Служебного романа» и «Я шагаю по Москве», романсов из «Жестокого романса» и «Петербургских тайн», давно сошли с экрана и начали жить самостоятельно. Мы с удовольствием напеваем их до сих пор, хотя некоторым из них уже больше 40 лет. В 1984 году на советские экраны вышла мелодрама «Жестокий романс», которую Эльдар Рязанов снял по мотивам знаменитой пьесы «Бесприданница» Александра Островского. Во время съемок «Жестокого романса» происходило немало историй, иногда курьезных. Предлагаем вам посмотреть фильм о том, как снимали «Жестокий романс».


Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику с главными героями фильма «Жестокий романс»

Сейчас, когда фильм признан классикой отечественного кинематографа, сложно поверить в то, что изначально он подвергся жёсткой критике. Режиссёра обвиняли в глумлении над шедевром русской литературы, опошлении героев и слишком вольной трактовке сюжетной линии. Музыка к фильму, написанная Андреем Петровым, также вызвала недоумение у критиков. Они посчитали, что произведениям поэтов двадцатого века не место в экранизации пьесы о девятнадцатом столетии. Романс «А напоследок я скажу…» написан для этого фильма. По композиционному замыслу фильма — это главный романс Ларисы (из трех). Его роль – поворот к трагической развязке сюжета. Его словами Лариса излагает историю своей любви, историю своего обмана и разочарования не только в любимом человеке, но и во всем окружающем мире, полном несправедливости и жестокости. Когда слушаешь романс, лучше понимаешь чувства главной героини фильма. Этому в одинаковой мере способствуют и слова, и музыка. Фразы напоминают путающиеся мысли, произнесенные вслух, в тексте несколько повторов. Эти приемы передают смятение, беспомощность главной героини перед обстоятельствами. Музыка усиливает эмоциональность стихов: щемящую тоску о несбывшемся счастье, безысходность, предчувствие беды. Мелодическая фраза «А напоследок я скажу…» является рефреном (главной мыслью) романса. Романс очень красивый, нежный и грустный. Этот романс будет популярен всегда, потому что он о чувствах, переживаниях, которые остаются навечно в душах и сердцах людей. Романс «А напоследок я скажу», написан на стихотворение «Прощание» Беллы Ахмадулиной. О чём произведение Беллы Ахмадулиной? Ответ очевиден. Это прощание с бывшим возлюбленным, по вине которого разрушились их отношения. Сложнее сказать, к кому обращается поэтесса. Многие исследователи её творчества и жизни сходятся во мнении, что стихотворение посвящено Евгению Евтушенко. Они познакомились, когда Белле было восемнадцать, а через три года поженились. В 1958 году они развелись, а в 1960-м Изабелла Ахатовна написала «Прощание».  В кинофильме «Жестокий романс» песню «А напоследок я скажу» исполнила не Лариса Гузеева, сыгравшая главную героиню, а певица Валентина Пономарёва.

Она была известна как бывшая актриса театра «Ромэн», солистка трио «Ромэн» и участница многочисленных джазовых фестивалей. На тот момент она больше увлекалась джазом, чем романсами, но откликнулась на просьбу Андрея Петрова. О фантастической популярности композиции «А напоследок я скажу» и других песен из кинокартины «Жестокий романс» говорить излишне. Пластинки с музыкой из мелодрамы разошлись двухмиллионным тиражом, а зрители заваливали телестудии просьбами поставить в эфир романсы в исполнении Пономарёвой. «А напоследок я скажу», — поет Валентина Пономарева в «Жестоком романсе», — «С ума схожу, иль восхожу к высокой степени безумства?». Слова написаны Б. Ахмадуллиной. Однако как четко они характеризуют творчество Андрея Петрова. От божественного сочетания аккордов действительно можно восходить…

По зрительским симпатиям фильм побил все рекорды и был назван журналом «Советский экран» лучшим фильмом 1984 года. Творчество Андрея Павловича Петрова завоевало широкое признание:  его музыка звучит в театре и концертном зале, на эстраде, по радио, в кино. Своими разными гранями она отвечает эстетическим запросам и любителей музыки, и музыкантов-профессионалов.  Олег Басилашвили писал: «В музыке для кино Петров – настоящий гений. Если бы не его мелодии, то многие фильмы потеряли бы половину своего обаяния. Его музыка никогда не была на втором плане, она всегда была на равных с фильмом, а иногда и выходила на первое место». Несмотря на то, что самого композитора уже нет в живых, интерес к его творчеству не угасает. Ежегодно в Санкт-Петербурге проходит фестиваль, на котором звучат произведения Петрова, существует фонд, конкурс композиторов, музыкальная школа, стипендия, малая планета и даже сад его имени. В заключение нашего мероприятия предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Буду композитором».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *