Музыкальное путешествие: «Ян Френкель — жизни песенные ритмы»

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшнее наше онлайн-мероприятие «Ян Френкель: жизни песенные ритмы», посвящено 100-летию со дня рождения композитора Яна Абрамовича Френкеля. Но это официальная дата, а фактически он появился на свет пятью годами позже – в 1924 году. Яну не было и 16-ти, когда началась война. Чтобы попасть на фронт, он подправил метрику, да и выглядел на все 20. Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Ян Френкель является абсолютным подтверждением этого высказывания. В Советском Союзе он был известен как композитор, автор песен, актёр, скрипач и певец. А кроме того, это был совершенно особенный человек. Его песни и киномузыка по сей день воспринимаются так, словно написаны совсем недавно. Одна только песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева «Журавли» живет уже более полувека и переведена на многие языки мира, в том числе на иврит и идиш. Композитор Оскар Фельцман как-то сказал, что, даже если бы Ян Френкель написал в своей жизни только три песни: «Журавли», «Русское поле» и «Калина красная», он был бы выдающимся композитором своего времени. Однако перу его принадлежит более трехсот песен, инструментальные сочинения, музыка к более чем семидесяти кинофильмам, мультфильмам, теле- и радиопередачам.

Ян родился в семье киевского парикмахера Абрама Натановича Френкеля. Малышу был годик, когда семья переехала в Пологи под Запорожьем. Там он в четыре года взял в руки скрипку, на которой отец выучился играть слишком поздно, чтобы стать профессионалом, но был так увлечен музыкой, что решил приобщить к ней сына. Врачи нашли у ребенка туберкулез. Уберегая сына от простуд, отец под предлогом музицирования редко выпускал его на улицу. Обучал по методу Леопольда Ауэра, требовавшего не допускать фальшивых нот в игре учеников. Когда Яну исполнилось восемь, отец понял, что сын буквально сжился с инструментом. Прослушав мальчика, педагог музыкального училища в Киеве Яков Магазинер был поражен чистотой его игры. Яна зачислили в третий класс училища, по окончании которого он в 13 лет был принят в Киевскую консерваторию по классу скрипки. Там он оттачивал мастерство под руководством того же Магазинера, а композицию ему преподавал профессор Борис Лятошинский. Студентом Ян подрабатывал в оркестре, бегал по концертам, жадно впитывал новые знания и впечатления. В начале войны консерваторию эвакуировали на Урал. Френкель вырос до двух метров, возмужал, и его без труда приняли в Оренбургское зенитное училище. Овладевая военными знаниями и навыками, он продолжал играть на скрипке и сочинил свою первую песню на слова Е. Долматовского. А в 1942 г. его отправили на фронт, в бою он был тяжело ранен и после длительного лечения стал нестроевым. Но до конца войны служил во фронтовом театре, играл соло на скрипке, рояле, аккордеоне, музыкально оформлял спектакли. Здесь он встретил свою будущую жену — московскую актрису Наталию Лорис-Меликову, урожденную графиню. Неприступная красавица не сразу ответила на настойчивые ухаживания, но импозантный музыкант покорил гордую аристократку.

В 1946 г. молодожены поселились в Москве, ютились в коммуналке на Трубной, там у них родилась дочь Ниночка. Надо было кормить семью, и Ян устроился в джаз-оркестр. Высокий сутуловатый брюнет с пышной шевелюрой, густыми бровями и роскошными усами привлекал публику не только яркой внешностью. Рассказывает композитор Юрий Саульский: «На своей скрипке он воспроизводил манеру лучших джазовых саксофонистов. Звук ее был очень теплым, задушевным, интонации исключительно точными». Френкель был талантливым импровизатором, дирижировал оркестром в кинотеатрах и ресторанах, создавал партитуры для именитых композиторов. Благодаря этому научился тонко чувствовать ритм, композицию, возможности инструментов. Его приглашали аранжировать крупные произведения и эстрадные песни. Но ему хотелось выступать с собственными произведениями. Ян стал писать музыку к спектаклям и фильмам, а самых больших успехов достиг в песенном жанре. «У меня появилось неодолимое желание передать то, что накопилось в душе за прошедшие сложные годы юности, войны, сурового возрождения, — вспоминал композитор. — В этом мне помогла песня. Она дала возможность делиться с людьми тем, что испытал». В начале 1960-х он создает песню «Годы» на слова Марка Лисянского:

Юность, наша дальняя юность…
Не растает на висках седина.
Годы, вы как чуткие струны,
Только тронешь — запоет струна.

Ее сперва приняли немногие: слишком непривычной была элегическая минорная интонация на фоне бравурных маршей энтузиастов. Но в период «оттепели» исповедальню-доверительная музыка Яна Френкеля стала близка публике и пробила ему дорогу в Союз композиторов.

Так был создан лирический «Текстильный городок» на стихи Михаила Танича. В тандеме с другом, сыном репрессированных евреев, Френкель создал около двух десятков песен, разных по тематике и стилю («Как тебе служится?», «Ну что тебе сказать про Сахалин», «Любовь — кольцо», «Гуси-лебеди» и др.) Композитор-песенник обладал даром находить соавторов. Это поэты Игорь Шаферан («Сколько видано», «Для тебя», «Кто-то теряет, а кто-то находит»), Юрий Левитанский («Баллада о гитаре и струне»), Роберт Рождественский («Погоня»). Вместе с Константином Ваншенкиным он сочинил такие хиты, как «Я спешу, извините меня», «Вальс расставания», «Обучаю игре на гитаре». А с Инной Гофф, его женой, сотворил еще три берущих за душу шедевра: «Август», «Русское поле», «Отчего ты плачешь?». Вершиной творчества Френкеля стали его «Журавли». Предлагаем вам собрать пазл «Журавли Яна Френкеля».

В 1968 году «Новый мир» опубликовал стихи Расула Гамзатова о джигитах, посмертно обратившихся в журавлей. Их прочел Марк Бернес и попросил переводчика Наума Гребнева адаптировать текст для песни, а Яна Френкеля — написать к нему музыку. В эту проникновенную мелодию композитор вложил свою боль о безвозвратно ушедших фронтовых друзьях. «Журавли» мгновенно стали излюбленной песней о войне, вызывавшей слезы у рядовых и маршалов. Потрясением для зрителей стала и песня Френкеля о любви «Калина красная» в одноименном фильме Василия Шукшина. А М. Лисянский сказал: «Он создал чистые и прозрачные мелодии, негромкие, искренние песни, обращенные к душе человека». Предлагаем вашему вниманию подготовленный видео ролик «Ян Френкель: любовь с взаимностью»

Творчество Яна Френкеля отличал истинный патриотизм — любовь к родной стране, её природе, небу и полю, к людям Страны Советов, чей каждодневный труд — тоже подвиг, к характерам и сценкам из народной жизни. И всю эту жизнь композитор знал изнутри, видел своими глазами. Ведь он ездил с концертами по всей стране — от Прибалтики до Дальнего Востока. Причём бывал не только в крупных городах, а зачастую и совсем в небольших посёлках, куда не так-то просто добраться. Так рассказывал об этом поэт Игорь Шаферан, часто бывавший в поездках вместе с композитором: «Нам приходилось выступать во многих местах, даже и там, где не было ни настоящих концертных залов, ни комфортабельных гостиниц. Туда не отправишься просто так, на экскурсию, поэтому мы были рады, когда представлялась возможность поехать в такие труднодоступные места: в строящиеся города, к добытчикам нефти и газа, к рыбакам, морякам северных морей…».

Произведения Френкеля прочно вошли в репертуар лучших солистов эстрады, а непревзойденным их исполнителем стал сам композитор. Секрет собственной популярности он объяснил так: «Я уверен: песней обо всем можно сказать по-своему, не крича». И он говорил со слушателями в интимно-доверительной манере, не оглушая их патриотическим пафосом. Каждый, кто встречался с Яном Френкелем, был покорен обаянием этого человека, его мягкостью, простотой и благородством. В одном интервью Френкель признался: «Я посвятил свою жизнь одному из самых прекрасных искусств, а план у меня — прожить подольше, написать побольше. Сказать о том, о чем еще не успел. О важнейших человеческих ценностях». Символично, что последняя песня, опубликованная Яном Френкелем, называлась «Отчего ты плачешь» (написана на стихи Инны Гофф). Он исполнил ее на концерте в Томске весной 1989 года.

А летом того же года композитор тяжело заболел и скончался 25 августа 1989 года в Риге. Хоронили Яна Абрамовича Френкеля в Москве на Новодевичьем. Когда гроб опускали в могилу, звучала запись его грустного баритона:

«Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле…»

Ян Френкель ушёл из жизни почти тридцать лет назад, но лучшие его песни живут до сих пор и будут жить, сохраняя свою актуальность, душевность и красоту. Эти песни несут людям то, без чего не может жить человек: доброту, чувства справедливости и верности, настоящей любви и дружбы, преданности Родине. Такое искусство сохраняет в человеке человеческое, и этим будет живо человечество в будущем. Полюбившиеся народу песни остаются с ним навсегда. Вот и эти, конечно: Журавли, Русское поле, Калина красная … Песни народного артиста СССР, композитора Яна Френкеля не только окликают нас, подобно журавлиному клину, уже несколько десятилетий, они по-прежнему будят в людях самые лучшие человеческие чувства. В заключение нашего мероприятия предлагаем вам посмотреть фильм «Наши люди», созданный телекомпанией ГТРК «Оренбург» в 2019 году, который посвящен Яну Френкелю.

Неверова О. М.

1 thought on “Музыкальное путешествие: «Ян Френкель — жизни песенные ритмы»

  1. Лидия

    Прекрасное, ностальгическое музыкальное путешествие. Ведь моё поколение, заканчивавшее школу и вступившее в жизнь в 60-х, росло под музыку и песни Яна Френкеля. Без этих песен трудно представить то время — 60-е, 70-е годы 20-го века. Но и сейчас эти песни живут в душе, и всегда радостно услышать их пересматривая советские фильмы и в телевизионных передачах, концертах. И это музыкальное путешествие в рамках онлайн-встречи в клубе любителей поэзии «Эхо» меня снова порадовало. Узнала новые для меня факты из жизни композитора, послушала песню в его собственном исполнении, посмотрела с интересом фотографии. Какие же замечательные композиторы-песенники были в Советском Союзе, какие чудесные песни звучали. Спасибо за это музыкальное путешествие, Ольга Михайловна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *