Музыкально-поэтический вечер «Поэзия обнаженного сердца»

      Комментарии к записи Музыкально-поэтический вечер «Поэзия обнаженного сердца» отключены

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. 27 января в клубе «Эхо» состоялось онлайн-мероприятие «Поэзия обнаженного сердца», посвящённое творчеству великой поэтессы Риммы Казаковой. В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения классика советского-российского поэтического творчества, автора многих песен Риммы Казаковой. В 60-х на вечерах в Политехническом музее она выступала вместе с Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественским, а поклонники и поклонницы по всему Советскому Союзу зачитывались её любовной лирикой. Римма Фёдоровна Казакова! Это имя до сих пор остается в ряду первых поэтов России. Хорошую литературу, выдержанную временем, принято называть «классикой». Римма Казакова давно заслужила это звание. Потому что совершенно разные люди, в разные времена узнают в этих строчках себя, свои мысли, чувства, жизненные ситуации. А если это написано ещё и образцовым, добротным литературным языком, то это, несомненно, классика! Первые стихи Риммы Казаковой были опубликованы в 1955 году. Смелую, полную жизнелюбия лирику Казаковой очень любили читатели. На её вечерах стояли в проходах. Стихи Риммы Казаковой перекладывали на музыку, она – автор песен «Ненаглядный мой», «Мадонна». «Истинно народный поэт»– так называли Римму Казакову. Она действительно была героем своего времени. Родители дали ей имя Рэмо – Революция, Электрификация, Мировой Октябрь. В 20 лет она поменяла его на Римму. После исторического факультета Ленинградского университета семь лет работала на Дальнем Востоке педагогом, лектором и редактором. В 23 года выпустила первый сборник стихов.

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Первый сборник стихов Риммы Казаковой».

А затем Римма поехала покорять Москву. «В конце 50-х годов она объявилась из Хабаровска в Москву и сразу обратила на себя внимание – молодая, живая, талантливая. Жадная к жизни и счастливая по-своему, потому что её появление в поэзии было востребовано, совпало со временем», – вспоминает поэт Кирилл Ковальджи. Позже это время назвали «оттепелью». Римма Казакова в числе «шестидесятников»– Вознесенский, Окуджава, Евтушенко, Ахмадулина — выступала на знаменитых вечерах в Политехническом. Казакова говорила: «Мы были настоящие первые демократы литературы, потому что мы сражались не друг с другом, а за читателя».

Послушайте, как Римма Казакова читает свое стихотворение «Как пахнут ночи …», Москва, 1963. 

Поэтесса считала: лучшее, что написала – любовная лирика. Женщины присылали ей десятки писем благодарности за строки о любви, полные нежности и легкой иронии.  «У неё было редкое сочетание мужественной такой напористой женственности и одновременно – отвага беззащитности. Она не была так открыто публицистична, гражданственна, потому что даже когда она писала о Родине, она всё равно писала о женщине и о мужчине» – считает первый секретарь Союза писателей Москвы, литературный критик Евгений Сидоров. Лирику Риммы Казаковой часто перекладывали на музыку, которая, казалось, впитывала заложенные в её строках жизнелюбие, лёгкость и откровенность. «Песня любит открытость и простоту; никакого изыска, никакого снобизма текста не может быть, – объясняет Кирилл Ковальджи. – И вот эта её распахнутость души и привлекала, и внутренняя музыкальность её ритмов привлекала композиторов, а потом и слушателей, конечно».

Предлагаем вашему вниманию видео клип на стих. Риммы Казаковой «Приснись мне…» Музыка Giovanni Marradi – Nathalie.  Нарезка из фильма «Желание»

Стихотворный талант Казаковой пленяет своей образностью, поражающим богатством лексики, необычными метафорами и эпитетами. Она писала напевные, красивые по звучанию произведения, будь то стихи о нежной любви или наполненное грустью стихотворение о войне, пришедшейся на детство поэтессы. При этом Казакова старалась избегать пропаганды и пафоса, ответственно относиться к выбору каждого слова. Всё её творчество — это богатство мыслей, заставляющее задуматься о ценности жизни. А секрет популярности и востребованности раскрыл сын: «В доходчивости. Самые сложные мысли и чувства она могла описать так, что её понимало огромное количество людей. В этом и есть секрет её безмерного успеха и величия её жизни».

Предлагаем вам послушать стихотворение о войне «На фотографии в газете» в исполнении постоянного участника клуба «Эхо» Брагинца Ивана.

Запомнилась Римма Казакова не столько стихами и многочисленными переводами, сколько песнями, написанными на её строки. Песен много, почти восемь десятков. Но самые легендарные из них — песни Игоря Крутого в исполнении Александра Серова — «Мадонна», «Ты меня любишь», «Музыка венчальная», «Вдохновение», «День рождения любви», «Судьбе назло», «Не надо». Наиболее яркие из них мы сегодня вспомним.

«Мадонну» называют золотым хитом XX века. У многих, кто жил в то время, есть своя романтическая история, связанная с этой песней. И достаточно просто услышать знакомые звуки, чтобы вновь пережить те прекрасные мгновения и ощутить себя той самой Мадонной, о которой пел красавец Серов. Именно с «Мадонны» начался творческий взлёт двух друзей — Игоря Крутого и Александра Серова. Именно после первого исполнения «Мадонны» Серов проснулся знаменитым. В 1987 год «Мадонна» прозвучала в «Песне года». Началось триумфальное шествие шедевра Казаковой—Крутого по стране. В 2022 году этому триумфу исполнится 35 лет!  Послушайте эту песню:

Игорь Крутой рассказывал, как однажды ночью (было это в начале 90-х) ему позвонила Римма Казакова и сообщила, что написала хит. Прочла, Крутой её охладил: «Не подходит». Тогда она просто почитала ему стихотворение, чисто женское: «Ты меня любишь. Правом мужского, властного, я под тобою, я над тобой распластана». А вот эти строки композитора зацепили. Слова были изменены. И в ту же ночь родилась песня.

Это ещё одна песня, написанная Казаковой и Крутым специально под Александра Серова в конце 1980-х. Да, так получилось, что Римма Казакова, будучи поэтессой, прославилась именно как поэт-песенник. Умаляет ли это её заслуги как поэта? Думаю, нет. Прочитайте строчки стихотворения «Музыка венчальная». И без привязки к музыке оно заслуживает внимания, имеет смысл, трогает душу. Просто музыка Крутого усиливает эффект проникновения многократно.

А началась слава Казаковой как поэта-песенника со стихотворения «Ненаглядный мой». Его случайно прочитала в журнале «Юность» Александра Пахмутова, написала музыку. Первой исполнительницей стала Майя Кристалинская. Песня имела огромный успех.

Послушайте песню «Ненаглядный мой» в исполнении Майи Кристалинской (слова Р. Казаковой, музыка А. Пахмутовой).

И стали одна за другой появляться песни, любимые и популярные. Кроме Александры Пахмутовой и Игоря Крутого, Римма Казакова сотрудничала с Михаилом Муромовым и Андреем Зубковым («Ариадна»), Андреем Савченко («Поздняя женщина»). Предлагаем вам посмотреть фильм 2010 г. «Безответная любовь. Римма Казакова» о Римме Казаковой и о песнях на её стихи. 

Участник клуба «Эхо» Дихтярь Ганна подготовила сообщение «Женская лирика Риммы Казаковой».

Когда я впервые услышала имя Риммы Казаковой? Не знаю. Наверное, в детстве. Точнее, не услышала, а прочла. Исцарапанный пластиковый футляр с кассетой внутри – сборник популярных песен, темно-красный вкладыш и – мелким шрифтом, в скобках имена поэтов и композиторов, и одно из них — Р. Казакова. Потом, уже в отрочестве, читала отдельные стихотворения в поэтических сборниках. И с тех пор имя Риммы Казаковой стало прочно ассоциироваться с именами других поэтов-шестидесятников: Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского. Что касается самих стихов, то, на мой взгляд, лирика Риммы Федоровны очень женская. Она пропитана чувствами, эмоциями. Ее лирические героини натуры страстные, яркие, жизнелюбивые:

Но хоть чуть-чуть очнется вдруг,
живем, как истинно живые:
из первых книг из первых рук,
из самых первых губ, впервые.

Лирика Казаковой богата метафорами, сравнениями, эпитетами. Она очень предметна и это отчасти роднит ее лирикой Анны Андреевны Ахматовой, умевшей передать чувства через деталь, настроение через обстановку. Читая строки Риммы Федоровны, кажется, видишь, чувствуешь, осязаешь написанное:

Как пахнут ночи! Мокрым камнем, пристанью,
Пыльцой цветочной, мятою, песком…

Но не только и столько взяла поэтесса у старших коллег из Серебряного века, сколько позаимствовала, переработав, из неисчерпаемых своих богатств фольклора. Здесь и повторы, характерные для народной поэзии, и сравнение лирической героини себя с природой:

Страшно быть несобранной,
запутанной в траве,
ягодой несорванной
на глухой тропе.
…Но ведь я – рябина,
Огненная сласть.

И тут же лирический параллелизм, сопоставление чувств человека и состояния природы:

Лес тихо охает.
Остро пахнет луг.
Ах, как нам плохо
без надежных рук!

Лирика Казаковой очень женская, но нельзя сказать, что поэтесса писала только для женщин. Нет, её стихи – это женский взгляд на себя, на общество, на мир.

Эта удивительная женщина прожила нелегкую жизнь. Среди множества влюбленностей два неудачных брака. Один пил, второй не имел понятия о верности. Она отчаянно билась с наркотиками, спасая сына. И спасла. Она успевала воспитывать внуков, встречать коллег по перу прекрасным столом в уютном доме и при этом…быть с 1998 года первым секретарем Союза писателей Москвы. Она всегда темпераментная, жаждущая справедливости, социально активная, лёгкая на подъём, верная своему призванию. Касалось ли это, например, организации в бытность её секретарём Союза писателей СССР Пушкинских праздников поэзии в стране, Дней литературы разных народов, возрождения поэтических вечеров в Политехническом музее, проведения Совещаний молодых писателей. Или — рутинной работы с начинающими авторами. И сколько она ни тратила себя — всегда щедро, безоглядно, иногда безрассудно, то во имя справедливости, то ради вспыхнувшей страсти, — запас этих сил казался неистощимым.

Римма Фёдоровна Казакова скончалась 19 мая 2008 года на 77-м году жизни в санатории «Перхушково» села Юдино. Причиной смерти послужила острая сердечная недостаточность. Ее похоронили 22 мая на Ваганьковском кладбище в Москве. Римма Казакова имела звания Заслуженного работника культуры Узбекистана и Каракалпакии (1981); была награждена орденами Трудового Красного Знамени (1984), Дружбы народов (1980), Кирилла и Мефодия 1-й степени (Болгария, 1981), премией им С. Бородина Союза писателей Узбекистана (1981). В июле 2008 года была учреждена премия имени Риммы Казаковой «Начало» для поощрения молодых поэтов, не достигших возраста 35 лет. Решением жюри премии объявление имен лауреатов происходит в день памяти поэта, 19 мая.

И в заключение нашего мероприятия предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Женщина, которая умела любить»

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.