Музыкально-поэтический вечер «Маэстро любви и света»

      Комментарии к записи Музыкально-поэтический вечер «Маэстро любви и света» отключены
Микаэл Таривердиев

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога имени В.Г. Белинского. 15 августа – день рождения выдающегося композитора Микаэла Таривердиева и наше музыкально-поэтическое онлайн-мероприятие «Маэстро любви и света» посвящено 90-летию со дня его рождения. Микаэл Таривердиев, армянин по происхождению, родился в Тбилиси. Но всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в Академии музыки имени Гнесиных в классе Арама Хачатуряна и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до смерти в Московский Театр имени Ермоловой, он провел в Москве. Умер в Сочи, куда уехал на море. Он был спортсменом, за год до смерти попал в список секс-символов России, многие годы слыл плейбоем, светским человеком, вел телепрограммы и писал музыку к кино. Он композитор необычной судьбы. Странной и необыкновенной. Его узнавали в лицо, как будто он известный актер. Его имя было популярным на протяжении всей его жизни в искусстве. Его музыку могли узнать по нескольким интонациям самые далекие от нее люди. И в то же время для большинства он так и остался автором музыки к кинофильмам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».  Музыка Микаэла Леоновича Таривердиева не знакома лишь тем, кто не видел эти фильмы. То есть, на огромном постсоветском пространстве людей, не знакомых с его творчеством, практически нет. Целое поколение родилось, выросло и стало зрелым под вдумчивым взглядом Исаева-Штирлица… И еще под мелодию, в которой явственно слышится звон весенней капели. Мелодию Таривердиева.

Предлагаем вам послушать клип на песню из к/ф «Семнадцать мгновений весны» (1973) «Где-то далеко»:

Микаэл Таривердиев был из культурной, но не музыкальной семьи. Его мама, Сато Акопова, была одной из шести дочерей состоятельного армянского предпринимателя из Тифлиса. Происхождение не помешало ей увлечься большевизмом и при меньшевиках-дашнаках угодить в тюрьму. Отец композитора, Леон Таривердиев, родом из Нагорного Карабаха, командовал красным конным полком, первым ворвавшимся в Тифлис. Узников освободили, и тогда познакомились родители Микаэла. Вообще, Тифлис, позднее Тбилиси, всегда был «плавильней культур», интереснейшим местом, вероятно, самым европейским городом Закавказья, дававшим его обитателям множество возможностей. Не удивительно, что приятелями маленького Микаэла были Вовочка Бураковский, будущий кардиолог-академик, и Женя Примаков, виднейший советский востоковед и влиятельный политик. Микаэл Таривердиев был единственным ребёнком. Мама посвятила ему всю свою жизнь. Именно она отвела 6-летнего сына в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. В 8 лет он написал несколько пьес для фортепиано, а в 10 стал автором симфонии.

В школе у мальчика дела обстояли несколько хуже. За неимением времени, после уроков приходилось мчаться в музыкальную школу, он мало общался с ровесниками. Ребята гоняли мяч на стадионе и, образовав две вражеские группировки, дрались друг с другом. За неучастие в общественной жизни его недолюбливали. Зато Микаэл написал гимн для родной школы. Правда, это его не спасло от изгнания. В предпоследнем классе он выступил на комсомольском собрании, защитив одноклассника. Тот оглох от удара, нанесённого ему директором школы. Доучиваться пришлось в вечерней школе. В 16 лет юный музыкант поступил в музыкальное училище. Окончил его за год. Это было время первого триумфа. Балетмейстер Тбилисского театра оперы и балета попросил талантливого парня написать два одноактных балета. Он справился с этим заданием блестяще. Оба балета входили в театральный репертуар на протяжении двух лет. Юность Микаэла Таривердиева оказалась не безоблачной. В 1949 году его отца арестовали. В то время он был Директором Центробанка Грузии. Сын с матерью были вынуждены скрываться, переезжая из квартиры на квартиру. Пришлось даже поголодать. Чтобы как-то выжить, молодой пианист давал уроки музыки. В Гнесинке у молодого композитора и музыканта окончательно определился круг его интересов: опера, камерная вокальная музыка и музыка к кинофильмам. Учёба шла успешно, но столичная жизнь оказалось слишком дорогой. В 1953 году, после смерти Иосифа Сталина, отца выпустили из заключения. Но помочь родители сыну не могли. Ему пришлось подрабатывать грузчиком на Рижском вокзале. Там он познакомился с такими же, как и он, студентами ВГИКа. Как-то студенты из ВГИКа Эльдар Шенгелая, Эдуард Абалов и Михаил Калик попросили украсить их курсовую работу «Человек за бортом», где в главной роли снялась Людмила Гурченко. Так появилась первая музыка Микаэла Таривердиева, студента 4 курса, написанная к кинофильму. А в 1958-ом была написана музыка к фильму «Юность наших отцов». Так началась его карьера кинокомпозитора, принесшая ему любовь слушателей, славу и достаток. Конечно, у Таривердиева были серьезные работы, камерные циклы, инструментальные ансамбли. В Гнесинке появились первые вокальные циклы и состоялся дебют композитора в Большом зале столичной консерватории. В 1957 году в год окончания класса Хачатуряна Таривердиева приняли в Союз композиторов, причем приветствовал его уже знаменитый на тот момент Дмитрий Шостакович. Вскоре произошло и другое приятное событие: звезда советской оперной сцены Зара Долуханова захотела исполнить вокальный цикл Таривердиева на стихи Беллы Ахмадулиной. Первый концерт прошел в Концертном зале имени П.И. Чайковского Московской филармонии. Музыкальные произведения Таривердиева исполняли вместе с творениями его кумира — композитора Сергея Прокофьева. Там висела афиша концерта: «Микаэл Таривердиев, первое отделение, Сергей Прокофьев, второе отделение». Романсы Таривердиева в исполнении Зары Долухановой имели немалый успех. Но это была, увы, «широкая популярность в узких кругах». Кино, кино, кино! Именно кино Микаэл Таривердиев обязан и самыми большими профессиональными победами и самыми горькими человеческими обидами. По-настоящему публика заметила киномузыку Микаэла Таривердиева в фильме Михаила Калика «Человек идет за солнцем» (1961 г). Вовсю цвела «хрущевская оттепель», и зритель впервые увидел «фильм ни о чем» – о том, как маленький мальчик решил обойти землю, идя за Солнцем. Диалогов в ленте почти нет, и музыка органично выступает на первый план. С этого фильма мелодии Таривердиева стали узнавать на слух. А он еще начал не только писать песни, но иногда их исполнять. В 1964 г. режиссер Михаил Калик снял фильм «До свидания, мальчики» по одноименной повести Бориса Балтера, музыку к которому тоже написал Таривердиев. В 1964-м композитора Таривердиева еще никто не знал. Мало кто был в курсе, что он написал музыку и к предыдущей ленте режиссера — «Человек идет за солнцем» 1961 года, после которой впервые обратили внимание на неповторимый почерк Калика, на его прозрачные, освещенные солнцем кадры. В картине «Человек идет за солнцем» тоже половина успеха принадлежала композитору, написавшему для нее чудный романс «У тебя такие глаза». Обеим лентам не светил прокатный успех — показывали их по чуть-чуть, в дальних кинотеатрах, на утренних сеансах. А когда режиссер Михаил Калик репатриировался в Израиль, о фильмах его как будто забыли. Или сделали вид. Время, как бы банально это ни звучало, действительно лучший судья. По крайней мере, в кинематографе, особенно в отечественном, где всегда хватало фильмов, надолго отлученных от экрана. И после десятилетий «отлеживания» картины «на полке» новое поколение зрителей имело возможность непредвзято судить о ней и легко отличать необязательную сиюминутную сенсацию от вечной «нетленки», которая не устареет ни через год, ни через 20 лет. «До свидания, мальчики» Михаила Калика безусловно относится к последней категории. В фильме, как и в одноименной повести Бориса Балтера, который вместе с Каликом написал сценарий, совсем юные Евгений Стеблов, Михаил Кононов и Николай Досталь, будущий известный режиссер, поделили между собой классические амплуа: умник, простак и циник. Умник, он же герой — Володька (Стеблов), от имени которого идет рассказ, простак — Витька (Кононов), веселый циник, разумеется, еврей, ведь дело происходит в Одессе, причем слово «еврей» в то время, не произносимое публично и тем более с экрана, звучит в фильме не раз, — Сашка (Досталь). Там же молоденькая Наталья Богунова, которая позже сыграет одну из главных ролей в «Большой перемене», и яркая Виктория Федорова, тогда никому не известная дочь знаменитой актрисы Зои Федоровой, еще не снискавшая славы записной красавицы. А помимо них, Ефим Копелян — жестянщик, по вечерам преображающийся во франтоватого капитана, Ангелина Степанова в роли партийной дамы — матери одного из героев, Николай Граббе, Борис Сичкин, Эльза Леждей и Евгений Моргунов задействованы в эпизодах… Но главными остаются три товарища, которые в Одессе выросли, не мыслят своего существования друг без друга и без моря, у которого надеются прожить жизнь. Эта жизнь представляется им бесконечной — они только оканчивают школу. Накануне войны.

Фильм сделан за 20 лет до распада Советской империи. И 15 из них был запрещен. Но не сразу после выхода на экраны, поэтому кто-то, увидев его в 1990-х, наверняка испытал ощущение дежа вю: сцены, виденные в раннем детстве, не стерлись из памяти бесследно.

Под нервные, неровные звуки фортепиано, на котором наигрывает, как будто для себя, Микаэл Таривердиев и подпевает себе слабым сиплым голосом, не вытягивая верхних нот… Когда много позже обласканный после «Семнадцати мгновений весны» композитор позволил себе на каком-то концерте присесть к роялю и, вот так же себе аккомпанируя, спеть песню из шпионской киноэпопеи, обыватели не скрывали раздражения: как, не смущаясь, без голоса — и после Кобзона! Но в фильме Калика и голос, и несколько повторяющихся тактов — так к месту! Даже не музыка еще, а что-то вроде репетиции, как будто главное впереди. А на самом деле невнятная разминка и есть кульминация. Памятник Таривердиеву за этот фильм…

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Кадр из фильма «До свидания, мальчики»  

В 1960-х композитор открывает себя в новом амплуа, которое называет «третьим направлением». Маэстро пробует доносить поэзию под написанную им музыку. Так появляются монологи на стихи Андрея Вознесенского, Григория Поженяна и Эрнеста Хемингуэя. Вскоре Микаэл Леонович начинает сотрудничать с исполнителями, которые в содружестве с композитором становятся известными. Так именно Таривердиеву удалось создать трио «Меридиан» и вокальный дуэт Галины Бесединой и Сергея Тараненко.

Предлагаем вам послушать песню «Не исчезай» в исполнении Галины Бесединой и Сергея Тараненко.  

Таривердиев помог найти свой стиль Елене Камбуровой и дебютировать Алле Пугачёвой. Будущая примадонна российской эстрады впервые прославилась песнями к кинофильму «Король-Олень». О человеческих качествах Микаэла Леоновича можно было судить по его благородным поступкам. Всемогущий Иван Пырьев, возглавлявший в то время Союз кинематографистов Советского Союза, направил Таривердиева представлять картину Калика во Францию. Но сам режиссёр, отсидевший в лагерях, был невыездным. Композитор отказался ехать без него. За это 12 лет его не выпускали за границу. Нет, его не травили и не разносили в пух и прах в газетах, но созданная атмосфера была таковой, словно Таривердиева не существовало. Следующая волна популярности, вынесшая композитора на вершину, была связана с культовой лентой Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Сегодня немыслимо представить этот фильм без музыки гениального Таривердиева, хотя поначалу он хотел отказаться от этой работы. Микаэл Леонович подумал, что речь идёт об очередном «шпионском» сериале. Но, прочитав сценарий, сразу согласился. Пробовались на песни к фильму Муслим Магомаев и Вадим Мулерман. Они пели замечательно, но голоса, по мнению музыканта, не подходили. Был выбран Иосиф Кобзон, что стало причиной долгой обиды Магомаева. О том, насколько важной считала музыку композитора режиссёр Лиознова, можно судить по беспрецедентно длительному «музыкальному» эпизоду встречи Штирлица с женой. Эта сцена длится без единого слова и действия 8 минут.

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

Сериал стал культовым сразу же после выхода и принёс огромную славу всем, кто имел к нему отношение. Но вот в список на Государственную премию СССР Микаэла Таривердиева не внесли. Это получилось из-за испорченных отношений с Татьяной Лиозновой. Она решила внести себя в титры не только как режиссёр, но и как соавтор-сценарист. Этому воспротивился Юлиан Семёнов. К Таривердиеву они обратились, как к третейской судье. Тот встал на сторону Семёнова. Зато народная любовь не обошла Таривердиева. Его песни из «Семнадцати мгновений весны» бесконечно крутились по радио и получили две первые премии на «Песне-72». Такая слава не понравилась менее удачливым коллегам и стала причиной грязной интриги, которая отняла у композитора немало здоровья. Появилась сплетня, что музыку к ленте о легендарном Штирлице Таривердиев украл у французского композитора Франсиса Лея. Якобы точно такая же музыка была написана французом к фильму «История любви». Сначала были звонки – якобы из Франции – на Гостелерадио. Потом пришла фальшивая телеграмма в Союз композиторов с текстом:«Поздравляю с успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Лей». Злая шутка получила развитие. Многие коллеги, ранее считавшиеся друзьями, отвернулись от Таривердиева. Его произведения звучали всё реже на радио и телевидении. На концертах Микаэла Леоновича ему приходили записки с вопросами – правда ли, что он украл музыку у француза и советское правительство выплатило огромный штраф. В итоге композитор свернул свою концертную деятельность. И когда он был уже на грани нервного срыва, друзья помогли ему выйти на самого Франсиса Лея, который опроверг этот слух. Слава, которая пришла к композитору в 1977 году, словно была компенсацией за все прежние унижения. В 1975 году на экраны страны вышел культовый фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Кадр из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!».

В команду «Иронии судьбы» знаменитый композитор Микаэл Таривердиев попал случайно. «Иду я однажды к столовой, — вспоминал он. — А на приступочке сидит Эльдар и напевает: «На Тихорецкую состав отправится». И говорит, что песенка эта народная, автора у нее нет. И она войдет в его новый фильм. «Что это за разговоры?! — возмутился я. — Эта песня моя». Композицию он написал еще в студенческие годы для спектакля Ролана Быкова. Тогда Рязанов показал сценарий «Иронии…» и попросил написать музыку для картины. Маэстро сочинил 12 мелодий. Шесть из них режиссер отобрал без правок и других авторов приглашать не стал. Музыка Микаэла Таривердиева к песням на стихи Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой была великолепной. Сами песни исполнила Алла Пугачёва. За музыку к этому фильму Таривердиев получил Государственную премию СССР. Во многом – благодаря Эльдару Рязанову. Ведь музыкальная комиссия по Госпремиям воспротивилась. Видимо, причиной оказался выбор Таривердиевым авторов стихов, которые ещё недавно были опальными. Звание Народного артиста Микаэлу Леоновичу присвоили в 1986-ом.

За свою жизнь Микаэл Таривердиев написал музыку к более 130 фильмам. Широко известные работы в кино заслонили огромный пласт творчества Микаэла Таривердиева. Но поклонники его таланта ценят композитора и за великолепную музыку к спектаклям, за оперы, концерты для органа, балеты и романсы — все это оставалось в тени… Трудился, как правило, по ночам. Тогда муза к нему приходила чаще всего. Одно из последних известных произведений музыканта – симфония для органа «Чернобыль», написанная им после поездки в заражённую зону вскоре после аварии. Позже он поделился, что не собирался ничего писать. Симфония родилась неожиданно, её навеяла увиденная трагедия. Мало кому известно, что весной 1987 года в Большом театре должен был выйти балет «Девушка и смерть» на музыку Таривердиева. Но за неделю до премьеры спектакль вдруг отменили. Это были интриги против режиссёра Юрия Григоровича. Но композитор пережил этот удар тяжело. Не только творческая, но и личная жизнь Микаэла Таривердиева оказалась бурной и богатой событиями и пережитыми страстями. Композитор был необычайно красив и импозантен. Высокий, стройный, худощавый, он прекрасно одевался и следил за модой. Женщины его обожали, он им платил той же монетой. Как все художественно одаренные натуры музыкант был чувствителен и влюбчив. А как иначе?! В 18 лет он надумал жениться на племяннице мэтра серьезной музыки Арама Хачатуряна. Невеста оказалась ветреной, и Таривердиев разорвал помолвку. Потом он полтора года занимался в Ереванской консерватории, но решив учиться в Москве, взял штурмом Гнесинское училище. И попал… ну да, в класс маэстро Хачатуряна, который, к счастью, оказался выше житейских неурядиц… Его браки и романы часто оканчивались плохо. Первая жена Таривердиева, солистка филармонии Елена Васильевна Андреева (1926—2000), была на шесть лет старше своего супруга. Поженились они в 1958 г., а развелись в 1971. В совместном браке у них родился замечательный сын Карен. Впоследствии он окончил Рязанское высшее воздушно-десантное училище, принял участие в войне в Афганистане в подразделениях спецназа ГРУ. Вторая жена — Элеонора Петровна Маклакова (род. 1939) — художник-постановщик. Народный художник РФ, профессор. Из многочисленных романов композитора наиболее известен роман с актрисой Людмилой Максаковой, красавицей, в которую он был долгое время влюблён. Трагедия случилась, когда пара возвращалась в столицу на автомобиле Таривердиева. За рулём якобы была Максакова. Внезапно на дорогу выбежал человек. От столкновения с машиной он скончался. Всю вину на себя взял композитор. На протяжении двух лет длилось следствие, а потом и унизительное судебное разбирательство. На решающее заседание возлюбленная музыканта не явилась. Поговаривают, она предпочла отдых с друзьями. Микаэл Таривердиев ей этого не простил. Примечательно, что сама актриса утверждает, что вся история о взятии на себя её вины Таривердиевым — чудовищный миф, придуманный его третьей супругой. Об этой истории знал режиссер Эльдар Рязанов, положивший ее в основу сценария фильма «Вокзал для двоих», чем сильно задел Таривердиева.

Личная жизнь Микаэла Таривердиева изменилась после встречи с музыковедом Верой. Они познакомились на фестивале «Московская осень» в 1983 году, когда она, молодая журналистка газеты «Советская культура», обратилась к композитору с просьбой написать статью о «Музыкальном приношении» Родиона Щедрина. Микаэл не знал саму Веру, но был знаком с ее статьями. Он считал, что она пишет довольно нахально, и представлял себе музыкального обозревателя дамой в годах. Тем более, что репутация у нее была неоднозначная: с одной стороны скандалистки, а с другой – рьяного борца за справедливость. Композитор был удивлен, увидев не зрелую женщину, а совсем еще девчонку, сохранившую какую-то детскую наивность и непосредственность. Лишь позже он понял, что за обманчивой внешностью скрывается стойкий нрав и серьезное отношение к жизни. После выхода статьи Микаэл Леонович пригласил Веру на музыкальный фестиваль в Вильнюс. Именно там, в холе гостиницы она поняла: между ними что-то происходит. Казалось, они были знакомы сто лет, но боялись этого сближения, а потому как Маленький принц и Лис, стали постепенно приближаться друг к другу. Позже композитор напишет в своей книге «Я просто живу» о страхе спугнуть что-то важное и об ощущении того, что не было в его жизни других женщин. Есть только одна – Вера. Микаэл Леонович после знакомства с Верой превратился из признанного Дон Жуана в настоящего верного супруга. Для него действительно перестали существовать другие женщины. Он был уверен: она никогда не оставит его, не предаст и не разочарует. Они действительно две половинки одного целого. Наконец маэстро нашёл ту единственную женщину, с которой ему было спокойно и комфортно. Они прожили вместе 13 счастливых лет.

Предлагаем вашему вниманию песню Микаэл Таривердиев «Люблю» в исполнении автора. Песня была написана к фильму «Адам женится на Еве».

В своей книге мемуаров композитор написал, что впервые он почувствовал, что не одинок. Композитор прожил мало – больное сердце. Шутники-доброжелатели, пусть невольные, и злодеи, целенаправленно действовавшие, немало этому способствовали. В конце мая 1990 года в Лондоне Таривердиеву сделали операцию на сердце. Ему заменили разрушенный сердечный клапан на искусственный из того же сплава, из которого была сделана обшивка «Шаттла». Композитор шутил, что у него теперь железное сердце с гарантией на 40 лет. Но смерть пришла к Микаэлу Леоновичу гораздо раньше, летом 1996 года. Он отдыхал с женой в сочинском санатории «Актёр». 25 июля, ранним утром, композитора не стало. В этот день он с женой должен был возвращаться в Москву. Похоронили Микаэла Таривердиева на Армянском кладбище в столице. В его честь наречены две детские музыкальные школы, учреждена премия его имени за лучшую музыку, а также в доме, где композитор прожил большую часть своей жизни, установлена памятная доска. За свои творения композитор получил большое количество государственных премии и наград. В 1982 году Микаэл Таривердиев стал обладателям Ордена Трудового Красного Знамени, а 1986 году  ему присвоили звание Народного артиста РСФСР. Помимо этого, он стал лауреатом трех премий «Ника» и лауреатом Американской академии музыки. Последнее свое творение, мелодист написал в Ялте, вышедшее в 1994 году. Это было фортепианное трио для классического состава — скрипка, виолончель фортепиано. Вера остается ему верна и сегодня, когда прошло уже 25 лет после ухода композитора. Она живет воспоминаниями о нем и его музыкой. Вера Гориславовна Таривердиева после смерти мужа издала книгу «Биография музыки», в которой написала о жизни и творчестве гениального мужа.  Биографическая книга Микаэла Таривердиева «Я просто живу» вышла уже после кончины композитора, в 1997 году… И он живет – в своих ненавязчивых, изящных мелодиях.

В заключение нашего онлайн-мероприятия предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Мгновения Таривердиева».

Неверова О.М.