Музыкально-поэтическая встреча «Восславим Родину в стихах»

      Комментарии к записи Музыкально-поэтическая встреча «Восславим Родину в стихах» отключены

Здравствуйте, дорогие посетители блога имени В.Г. Белинского. Наше онлайн-мероприятие «Восславим Родину в стихах» посвящено Дню России. Это один из самых «молодых» и важных государственных праздников в стране, который ежегодно отмечается 12 июня. Именно в этот день в 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете России, в которой было провозглашено главенство Конституции РФ и её законов. Тогда же наша страна получила и новое название – Российская Федерация. Ровно через год, 12 июня, прошли первые демократические выборы президента РФ. Впервые проведенные в незнакомом формате, эти выборы можно считать глобальным историческим событием и важным шагом на пути к построению измененного демократического государства. Спустя 10 лет (12 июня 2001)  Президент Владимир Владимирович Путин в своём праздничном выступлении обратил внимание на то, что именно эту дату следует считать точкой отсчёта для новой российской истории, поскольку после неё страна встала на принципиально новый путь развития — путь демократии и верховенства закона с целью создания правового государства. До 2002 года праздник именовался как День принятия Декларации о государственном суверенитете России. После вступления в силу  нового Трудового кодекса Российской Федерации  в нём были прописаны и новые праздничные дни и выходные,  а 12 июня провозгласили Днем России. День России – это праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Это символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

Родимая страна

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

А. Прокофьев

Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах!Предлагаем вам видеоклип на легендарную песню композитора Александра Морозова на стихи Анатолия Поперечного «МАЛИНОВЫЙ ЗВОН». Поёт Валерий Сёмин, художественный руководитель группы «Белый день».

Патриотизм – общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и чувств, называемом любовью к Родине. Известный критик В.Г. Белинский определяет чувство патриотизма как нравственное качество, которое придает личности социальную значимость: «Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому». Это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями, включающее заботу об интересах и исторических судьбах страны, готовность ради них к самопожертвованию; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к родному городу, деревне, стране в целом. Народ России в своей истории не раз являл примеры истинного патриотизма. Его чувства к родной земле воплощались поэтами, для творчества которых тема Родины – России становилась центральной.

О, мать моя, Россия

О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.

Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!

А. Черный

Предлагаем вам посмотреть фрагмент из к/ф «Мировой парень», реж. Ю. Дубровин, Беларусьфильм, 1971., в котором впервые прозвучала песня «Берёзовый сок» композитора В. Баснера  на стихи поэта М. Матусовского в исполнении ВИА «Песняры», руководитель Владимир Мулявин.

Беззаветная любовь к Родине открывается нам в бессмертных стихах Александра Сергеевича Пушкина. 19 октября 1836 года в письме к П. Я. Чаадаеву он писал: «…Я далеко не восхищаюсь тем, что вижу вокруг себя; как литератор я раздражён, как человек с предрассудками – оскорблён, но клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какую дал нам Бог».

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Живородящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как раскалённая пустыня
И как алтарь без божества.

Чувством глубокой любви к Родине пронизана поэзия Анны Ахматовой. Она не отвернулась от революции, не встала в позу судии. Она смотрела на мир трезво и видела неукротимый народный взрыв, несущий каждому отдельному человеку небывалое количество бед и горя. Ахматова не отделяла себя от народа, она разделяла с народом горе. В 1935 – 1940 годах была написана поэма «Реквием», в которой Ахматова отразила трагическое время, когда нормальная человеческая жизнь стала невозможной. На фоне общенародной трагедии идёт повествование о судьбе матери, у которой отнимают самое дорогое – сына. В строках поэмы сквозят безнадёжность, ужас, скорбь. Но Ахматова разделяет судьбу Родины во всём. Вместе с ней и народом она выдерживает военные испытания, призывая к мужеству и стойкости защитников России. За «Великое русское слово» народ готов заплатить высшую цену, — так как это понятие выражает суть национальной души, которую современники великих событий должны передать потомкам такой же свободной и чистой, какой получили от предков.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Как только не величают нашу великую Россию классики и современные поэты. И святая земля, и прекрасная страна, и вторая мама. И поляны её прекрасны, и воздух земляничный, и порой суровы просторы, но сказочно прекрасны. Раскинулась она от Балтики и до Японии. Горы, реки, леса, луга, поля… Какая же она огромная, и как богата талантами. Родина… Россия!.. Край, где мы родились, где живем, это наш дом. И его надо любить и беречь! «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» — так писал о России поэт С. Есенин много лет тому назад. Россию называют «родниковым краем», «ромашковой Русью». Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, в живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Удивительна судьба русской березки. В мирное время она — радость, подруга, советчица, а в грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины. Предлагаем вам посмотреть видеоклип на потрясающую песню Михаила Ножкина «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок». Только русские и советские люди могут чувствовать эту песню до глубины души. Только мы можем понять сердцем эту песню!

Невозможно любовь к Родине загнать в идеологические рамки, она в полный голос заявляет о себе в 60 – 70 годы в поэзии Александра Межирова, Константина Ваншенкина, Николая Рубцова, Сергея Орлова, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Аркадия Кутилова и др. Писатель, поэт и близкий друг Михаила Задорнова Гарри Польский создал проект ВидеоСТИШЬЕ, в рамках которого Задорнов читает знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко «Идут белые снеги». Видеоряд снимал сам Польский. Эта съемка сделана в Юрмале, в доме Задорнова и в его окрестностях перед самой смертью сатирика. Выбранную музыкальным сопровождением клипа «Лунную сонату» Бетховена Михаил Задорнов исполняет на рояле сам. Наверное, лучше, чем эти стихи Евтушенко, о Задорнове сказать не получится. Предлагаем вам видеоклип «Идут белые снеги». Стихи Е. Евтушенко. Читает М. Задорнов.

В продолжение нашей встречи мы хотим рассказать вам о замечательном, но почти забытом поэте, которому 18 июня исполнится 120 лет со дня рождения. Русская поэзия так богата и разнообразна, что некоторые замечательные поэты по нашему небрежению забываются, исчезают. А Владимир Луговской был большим поэтом. Мы постарались уберечь от забвения имя того, кто по той или иной причине «выпал из обоймы» читаемых и почитаемых. Поэзия Луговского, как родник, поит нас чистейшей водой настоящей поэзии, истинной красоты. Предлагаем вам собрать онлайн-мозаику «Портрет Владимира Луговского» для того, чтобы увидеть воочию, как выглядел ныне забытый поэт.

Председатель клуба «Эхо» Лидия Николаевна Павлова подготовила для вас сообщение о творчестве замечательного советского поэта Владимира Луговского «Родина, ты вся в пути…» (Образ Родины в лирике Владимира Луговского). Владимир Александрович Луговской – крупный русский советский поэт, переводчик, журналист.  Его лирика, страстно гражданственная, мужественная и нежная, романтичная и мудрая, отмечена неповторимой индивидуальностью дарования,  новаторством в открытии новых возможностей поэтического слова.

Владимир Луговской родился в Москве, 1-го июля 1901 года, в семье певицы и учителя, преподававшего русскую литературу в гимназии. Вспоминая детство и юность, поэт позже в своей автобиографии писал:  «О стихах я тогда не думал, хотя вокруг всё кипело стихами. Грозной тенью надвинулась Первая мировая война.  Пришла и ушла Февральская революция, и ослепительной молнией грянул Октябрь – очистительная гроза над миром, великий поворот и для всего моего поколения. Сдавались юнкера соседнего с нашей гимназией Александровского военного училища, ещё дымились догорающие дома у Никитских ворот, а на стенах уже белели первые декреты о мире и земле. Я был на Красной площади, когда Москва хоронила своих солдат и красногвардейцев у Кремлёвских стен». В 1918 году Владимир Луговской досрочно окончил 1-ую московскую гимназию, но вскоре уехал на Западный фронт, где служил в полевом госпитале, на Смоленщине. Через некоторое время он заболел сыпным тифом и вынужден был вернуться в Москву. В 1919 году Луговской поступил в главную школу всеобщего военного обучения, окончив которую, перешёл в Военно-педагогический институт. Здесь он стал писать стихи, восхваляя романтику Гражданской войны, «писал днём и ночью», вдохновенно отдаваясь всему новому, что принесла революция. Читал свои стихи  и Валерию Брюсову, и Константину Бальмонту. В 1921 году Владимир Луговской окончил институт и снова попал на Западный фронт, затем в Политотдел. Некоторое время Луговской служил в Управлении внутренними делами Кремля и в военной школе ВЦИК, но перекладывать из угла в угол кипы бумаг ему быстро надоело. Он уже хотел жить стихами. Стихи Луговского о гражданской войне произвели впечатление на Анатолия Луначарского. Нарком просвещения лично передал несколько стихотворений Владимира Луговского в редакцию журнала «Новый мир». Впервые печататься Луговской стал в 1924 году. А в 1926 году вышла его первая книга стихов «Сполохи». Стихи, составившие этот сборник различны и по  темам, и по настроению, и по складу строки. Рядом со стихами о давно прошедших временах, в которых появляются новгородские гусляры и ватажники, царь Пётр и Емельян Пугачёв, — стихи о недавно закончившейся гражданской войне и только что наступивших мирных днях страны. Рядом с яростными строками, словно задыхающимися от переизбытка чувств, — строки сдержанные и взвешенные. Вот парень, будто вышедший из стародавней былины, вопит сперва умоляюще: «Мамынька родная, пусти погулять!», затем грозно: «Пусти меня, мамка, не то печь сворочу». Стихийный порыв сил, безудержный, нерассуждающий порыв – тема, часто возникавшая в поэзии и в прозе 20-х годов ХХ века. Но рядом с этим стихотворением в сборнике другие, исполненные иной мыслью строки. Например, стихотворение «Дорога», в котором Луговской воскрешает прошлое с его отвагой и жестокостью, поэзией и варварством для того, чтобы сказать о безраздельной преданности своей Отчизне:

Дорога идёт от широких мечей,
От сечи и плена Игорева,
От белых ночей, Малютиных палачей,
От этой тоски невыговоренной
От башен, запоров, и рвов, и кремлей,
От лика рублёвской троицы.
И нет ещё стран на зелёной земле,
Где мог бы я сыном пристроиться…

В стихотворении Калужское лето» поэт славит щедрость лета, мирные заботы родной страны, поэзию труда на земле:

…Ну что же, июль, наливайся до края,
Румянь золотое своё лицо,
Шатайся в поддёвке по крепкому краю,
Что пахнет отборным сухим огурцом.
Пусть дни твои будут стеклянны и тихи,
Чтоб ладно рожала большая страна,
И пчёлы ныряли в горячей гречихе,
И рыб приносила Оки глубина.

Однако затишье – недолгий гость в стихах Луговского. На соседних страницах сборника опять бешенство стихий и клокотание человеческих сердец. «Ночь летит над равниной измятой мерным ходом гремящих валов», — пейзаж, написанный в романтическом духе. Те же тона господствуют в батальных сценах: «Ветвей безумный перехлёст, горячий скок автомобиля», «навстречу грому и беде, навстречу рыкающим толпам». Всё здесь сдвинуто, смещено, смешано, заверчено… Всё сопровождается эпитетами оглушительными, ошеломляющими;  «буреподобный», «распалённые», «ошалелая», «исполинская». В стихах сборника живёт и любимый друг поэта – ветер. «Ветер хороший, распутный, шальной, гулевой…».  Здесь и песня, что «рычит», и ритмы, что «сошли с ума». Но за всей этой круговертью – прочное единство преображаемого человеком труда мира, и ясность цели, стоящей перед поэтом. Следующие два сборника стихов Луговского выходят в 1929 – «Мускул», и в 1930 г. – «Страдания моих друзей». В этот период жизни Владимир Луговской состоит в «Литературном центре конструктивистов». Это литературное направление отличалось, прежде всего, тяготением к техницизму и к эпическим жанрам в поэзии. Эти черты мы видим в стихах сборника «Мускул» — стремление подчёркивать и воспевать в стихах «техническое» и «деловое» и попытки создания стихов эпического склада (раздел сборника «Полупоэмы»). В стихах сборника «Мускул» поэт говорит от имени своего поколения: «Моё поколенье – на своих местах!  Моё поколенье мастеров и инженеров, костистых механиков,  очкастых врачей, сухих лаборантов, выжженных нервов, весёлых глаз в тысячу свечей», — рапортовал он стихом. Ошибочность догм конструктивизма он понял и преодолел, впрочем, скоро. Уже в том же сборнике «Мускул» поэт даёт свободу лирическим нотам (конструктивизм отрицал лиричность в стихах). Многие его стихи этого периода отличаются непосредственностью чувств, свободой выражения. И одной из самых больших поэтических удач этого является великолепная «Песня о ветре», одно из классических произведений советской поэзии:

Итак, начинается  песня о ветре,
О ветре, обутом в солдатские гетры,
О гетрах, идущих дорогой войны,
О войнах, которым стихи не нужны.

Здесь воедино сплавлены  строки зачина, свободные, широкие, как река, подкупающие неповторимой интонацией, со строками, будто выхваченными из лихих партизанских частушек, сжатые, спрессованные абзацы боевых донесений с  узорчатым, расписным сказом. Поэт создаёт многокрасочную и одновременно целостную, движущуюся картину народного подвига. В сборнике «Страдания моих друзей» одно из самых характерных стихотворений этого периода творчества Луговского – «Письмо к республике от моего друга». В нём отчётливо чувствуется  внутреннее напряжение, свойственное лучшим стихам Луговского. Он признаётся в любви, в бесконечной преданности Отчизне, и делает это с достоинством, без всякого самоуничижения. «Кто силён тобой – в работе он, кто брошен тобой – умрёт», обращается поэт к республике. С гордостью он напоминает ей: «Я спал на твоей постели, укрыт снеговой корой, и есть на твоих равнинах моя молодая кровь». Он говорит: «Такие, как я, поднимали депо, и забой, и завод». Стихотворение это было сразу исповедью, присягой и одой, славящей Родину. К сильнейшим стихотворениям этого сборника относятся «Кухня времени», «Пепел», «Жестокое пробуждение». Первое из них заканчивается строками, которые содержат поэтическое предвидение грядущих мировых событий:

Мы в сумрачном ритме движений теперь,
Мы в сумрачной воле к победе теперь,
Стоим на земле летящей.
Мы в дикую стужу в разгромленной мгле
Стоим на летящей куда-то земле –
Философ, солдат и калека.
Над нами восходит кровавой звездой
И свастикой чёрной, и ночью седой
Средина двадцатого века!

Стихотворение было написано в 1929 году, и его суровая интонация и суровые краски выражают предчувствие больших бед и огромных испытаний, которые вскоре выпадут нашей Родине и многим миллионам людей на планете, осознание угроз для мира, которые несла ему чёрная свастика. Пожалуй, впервые удалось поэту так сжато выразить грозное величие времени, так твёрдо сказать о выдержке и отваге, которыми должен обладать каждый, кто хочет быть достойным сыном своего времени. О своём стихотворении «Жестокое пробуждение» Луговской говорил, что это «прощание с прошлым, прощание с любимой женщиной, в образе которой сквозят черты России».

Сегодня ночью
Ты приснилась мне…
Не я тебя нянчил, не я тебя славил,
Дух русского снега и русской природы,
Такой непонятной и горькой услады
Не чувствовал я уже многие годы…

Эта сложная метафорическая соотнесенность образа женщины с образом страны, судьбы, истории сохранялась в поэзии Луговского и впредь. Обаяние поэтической интонации, изящество ритмического рисунка в совокупности с образной системой стихотворения делает его одним из лучших в поэзии Владимира Луговского. Весной 1930 года Владимир Луговской выехал в Туркмению в составе первой ударной бригады писателей (в неё вошли также Л. Леонов, Вс. Иванов, Н. Тихонов, П. Павленко)  от Госиздата и редакции «Известий». Так вошла  — на всю жизнь – в его сердце и поэзию Азия. Результатом этой творческой командировки стали четыре книги стихов под названием «Большевикам пустыни и весны».

«Это было время действительно замечательное, — вспоминал позднее сам Луговской, —  время первой большевистской весны… Это было время ожесточённой классовой борьбы, крепкого раскулачивания, время байских террористических актов и борьбы за колхозы». Природа Туркмении, туркменские закаты и рассветы пленили воображение Луговского:

Из рыжего пламени
грозных весенних закатов,
Садов, на заре обливающихся
То золотом, то серебром…

Такими красками поэт рисует картины природы Туркмении. Чувство полноты бытия, радость напряжения всех жизненных сил, так характерные для поэзии Владимира Луговского, он с наибольшей силой ощутил и выразил в своих стихах, посвящённых Востоку. Исследователь творчества Луговского В. Левин отмечает в своей монографии: «В первой книге «Большевиков…» уже начала складываться та напряжённая, задыхающаяся от полноты ощущений и чувств интонация, по которой мы впоследствии будем безошибочно узнавать Луговского». Все четыре книги, посвящённые Востоку, появлялись в течение 1930-1954 гг. В первой из этих четырёх книг действуют по преимуществу работники Туркменской республики, во второй – пограничники и колхозники Таджикистана, третья переносит нас в Узбекистан, четвёртая – на строительство Туркменского канала. Поэзия Луговского с самого начала творческого пути и до конца жизни поэта отличало яркое жизнелюбие, какой-то восторженный «витализм», упоение запахами, звуками, всеми проявлениями жизни природы, чувство слияния с ней. Складывается в этих четырёх книгах «Большевиков…»  яркая, сгущённая метафоричность поэтического языка Луговского. В первых книгах стихов Луговского заметны следы влияния на его творчество других поэтов —  Блока и Маяковского, Пастернака и Киплинга, Гумилёва и Багрицкого, Сельвинского и Тихонова. Но это не мешало самобытности поэтического восприятия мира и неповторимому творческому почерку поэта. В 1932 году вышла книга стихов Луговского «Европа», — книга, написанная после того, как он побывал за границей на одном из военных кораблей нашего флота. В эти годы Луговской много путешествует по стране: республики Средней Азии, Урал, Кавказ (Азербайджан, Дагестан), русский Север. В ноябре 1935 г. Луговской с группой советских поэтов посетил Прагу, Париж, Лондон. И если впечатления от первой поездки за границу вдохновили поэта на замечательное произведение эпического жанра – поэму «Акрополь», то среди стихов, написанных по следам второй поездки в Европу, нельзя не упомянуть стихотворение «На улице дождь» — одно из лучших лирических произведений Луговского, навеянное недавним пребыванием в Париже. В стихотворении описывается, как в новогоднюю ночь поэт говорит по телефону с любимой, находящейся в Москве. Сопряжение двух реальностей – окружающей чужой и родной далёкой – создаёт весь особый строй стихотворения, всё его обаяние. В этом стихотворении мы вновь встречаем характерное для лирики Луговского отождествление родины и любимой, одинаково от него далёких:

О, только бы слышать твой голос!
В ночном телефоне – Москва,
Метель, — новогодняя встреча,
Пушинки весёлого снега…

В стихотворении идёт рефрен – «О, только бы слышать твой голос! На улице дождь». После рефрена поэт со всей страстью обращается к подруге и просит её:

Говори –
Летят ли
двенадцать ударов
с Кремлёвских завьюженных башен?
Меня в эту полночь
Чужие томят фонари.
Мой тост передай
ослепительной родине нашей.

 В этом же 1936 году Луговской написал ещё два стихотворения, посвящённых родной стране. Первое так и называлось – «Родина». Оно написано в форме письма к далёкому верному другу, строителю дорог и мостов на Севере, с которым поэт ведёт неторопливый разговор:

Мощные крылатые машины
Обняла полярная пурга.
А у нас в лесах цветёт крушина,
Тёплый вечер радует луга.

Звёздное седое узорочье,
Росные покатые поля…
Это засыпает синей ночью
Русская великая земля.

Признание в любви к Родине – содержание ещё одного стихотворения, написанного в тот же год – «Берега Родины».  А годом позднее написано стихотворение «Дорога». В нём поэт говорит о той дороге, том нелёгком и славном пути, который прошла наша Родина в испытаниях, выпавших ей в 20-м веке. В стихотворении есть риторика и штампы, но искренность патриотического чувства несомненна:

Я смотрю – кругом растёт подмога.
Я смотрю назад – боёв огни.
Я смотрю вперёд – лежит дорога
В будущие золотые дни.

Здесь я бредил первой пятилеткой.
В муках здесь меня рожала мать.
Здесь земля моих родных и предков.
Разве я могу её отдать?
Разве светлый лик её забудешь,
Кровных уз порвёшь тугую нить?

Если эту землю ты не любишь,
Ничего
Не можешь ты любить.

В 1939 году Луговской в качестве военного корреспондента принял участие в походе советских войск в западную Белоруссию и Западную Украину, в результате которых  эти земли были воссоединены с советской Белоруссией и Украиной. Этот поход нашёл своё отражение в цикле стихов «Ночь под Молодечно» в книге «Новые стихи» (сборник 1941 года). Особенность этого цикла в том, что автор сознаёт себя свидетелем и участником значительного события. В этих стихах предвоенного времени отчётливо выражено  предчувствие новой мировой войны:

Мир
опять,
как безумец печальный,
Залезает в холодный окоп.

В сражениях Великой Отечественной войны Владимиру Луговскому не довелось участвовать. Он был мобилизован, отправлен на фронт, но по дороге поезд подвергся налёту вражеских бомбардировщиков, состав был уничтожен. Луговской был контужен и перенёс тяжелейшую психологическую травму, у него тряслись руки, ногу он приволакивал, стал на долгое время инвалидом. Поэт был отправлен в эвакуацию в Среднюю Азию и первые два года ничего не писал. Постепенно он смог преодолеть тяжёлый творческий кризис, немного восстановить здоровье и, находясь в эвакуации, начал работу над книгой поэм «Середина века». Эта книга, вместе с двумя сборниками стихов, – «Солнцеворот» и «Синяя весна» (1955-1956 и 1956-1957 соответственно) — стали вершиной творчества Владимира Луговского. Критики отмечают такую черту лирики Луговского, как её «космизм» — устремлённость мыслей и чувств лирического героя в бескрайние просторы Вселенной, ощущение им своей неразрывной связи с миром, который для него не ограничивается землёй, родство души героя с далёкими звёздными просторами.  Луговского пленяет бесконечность, беспредельность Вселенной. А на земле его глубоко волнует «несравненный простор». И говоря в стихах о своей родине, поэт воспевает её обширные просторы, богатство и красоту её природы и человека-труженика на земле. Он верит в «золотое» будущее нашей страны. Если предыдущие сборники стихов при чтении воспринимаются мной иногда как графика, в основном же — как картины, написанные маслом, то стихи «Солнцеворота» — это прозрачнейшая акварель. Вот стихотворение «Гуси». При чтении даже кружится голова от смены в нём точек зрения на окружающий мир:

Над необъятной Русью
С озёрами на дне
Загоготали гуси
В зелёной вышине.

Первые две строки в этой строфе – взгляд на Русь сверху, из поднебесья, так видят её сверху летящие на родной север гуси. Вторые две строки – взгляд с земли на гусей «в зелёной вышине».  Гуси, летящие к местам гнездовья, — частые гости в лирике Луговского, они – один из основных символов родины в его стихах.

Заря огнём холодным
Позолотила их.
Летят они свободно,
Как старый русский стих.
До сосен Заонежья
Река небес тиха.
Так трепетно и нежно
Внизу цветёт ольха.

Кажется, что не только читаешь стихотворные строки, а своими глазами видишь эту сказочную картину. Книга «Солнцеворот»  состоит из четырёх циклов, соответствующих четырём временам года. Каждое стихотворение этой книги – как прекрасная жемчужина. Их хочется цитировать ещё и ещё, и трудно остановиться. Свободное дыхание стиха, его осязаемая пластичность, совершенная гармония, ощущение великолепия этого мира в любом его незатейливом проявлении, сложное чувство светлой, задумчивой грусти, богатство интонаций, от яростного заклинания до тихого шепота нежности и грусти, музыкальность стиха и глубина философского осмысления жизни делают «Солнцеворот»  одним из лучших образцов русской лирики ХХ века. Книга стихов «Синяя весна» осталась незавершённой, прерванной на высокой, звенящей ноте. Стихотворение «Костры» из этого сборника – один из шедевров нашей лирики. Это стихотворение-заклинание, в котором поэт обращается к своей юности, к её тревожным, трудным и незабываемым годам, в нём поэт говорит о верности идеалам юности, верности памяти тех, кто боролся с врагами молодой Страны Советов, кто погиб, защищая её свободу.

Пощади моё сердце
И волю мою
Укрепи,
Потому что
Мне снятся костры
Слышу – кони храпят,
Слышу – запах
Горячих коней,
Слышу давние песни
Вовек не утраченных дней.

Стихотворение «Синяя весна», давшее название одноимённому сборнику, рисует образ Родины, встающей из крови и пепла, молодой, весенней, растущей.

А синий-синий  ветер
ложится на откосы.
Миром овладела
синяя весна.
Родина, ты вся в пути –
Россия, Украина –
В этой пограничной
безграничной тишине.
Реки твои синие,
синие долины
В глуховской и брянской
дремучей стороне.

Творческий путь Владимира Луговского не был прямым и гладким. На нём были резкие изломы, «перебои», периоды кризисов. Но лучшие его книги и отдельные произведения —  примеры удивительного, высочайшего творческого взлёта. Евгений Евтушенко так оценил творчество Луговского: «…внутри известного советского неплохого поэта… жил загнанный внутрь великий поэт». «И тут и там Луговской, как некий мудрый и добрый Гулливер, согревал своей душевной теплотой, как своим дыханием, всё живое. Он был добр. Он был расположен к простым людям и простодушным зверям. Из этой доброты и желания счастливых дней, счастливых месяцев и целых счастливых столетий, из желания, чтобы истинное счастье навсегда поселилось на нашей земле, и родилась его поэзия», — так вспоминал о нем К. Паустовский. Владимир Луговской скоропостижно скончался 5 июня 1957 года в Ялте. Поэт был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Сердце его похоронено в Ялте, которую он нежно любил и которой посвятил много замечательных стихов.
В заключение нашей  музыкально-поэтической встречи, посвященной Дню России и 120-летию со дня рождения поэта Владимира Луговского, предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку «Восславим Родину в стихах», на которой представлены книги поэтов, чьи стихи пронизаны чувством глубокой любви к Родине и её природе. Эти книги можно взять в библиотеке имени В.Г. Белинского.

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.