МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «РОМАН СО ВРЕМЕНЕМ» посв. 80-летию советской и российской певице Е.А. Камбуровой.

«Королева печали» отечественной эстрады Елена Камбурова 11 июля отметила своё 80-летие. Волшебный тембр голоса и исповедальные песни уже много лет завораживают слушателей. Несмотря на почтенный возраст, народная артистка России по-прежнему руководит собственным Театром музыки и поэзии и выступает. Предлагаем вашему вниманию видео презентацию «Музыка и поэзия Елены Камбуровой», посвященную жизни и творчеству певицы. А также предлагаем вам прослушать песни и баллады в её исполнении. Елена Камбурова родилась перед самой войной в крупном промышленном центре Кемеровской области, который тогда носил звучное имя Сталинск (сейчас это город Новокузнецк). Отец будущей певицы, Антон Семенович Камбуров, приазовский грек по происхождению, трудился инженером на одном из местных предприятий. Мама, Лидия Марковна Захарова, работала врачом-педиатром. Младший брат Владимир впоследствии окончил ленинградский Политехнический институт и стал инженером, как отец. Родители любили музыку и часто устраивали импровизированные домашние концерты. Мама пела, отец тихо перебирал струны гитары и вторил ей в унисон, а Лена и ее брат слушали, затаив дыхание. Несмотря на то, что у девочки самой был прекрасный голос, она никогда не подпевала родителям – стеснялась, хотя в глубине души всегда мечтала стать артисткой. Она долго не решалась петь на публике, но природный талант все-таки взял свое, и девушка постепенно преодолела робость и застенчивость. К тому времени семья уже перебралась на Украину, в город Хмельницкий, где Елена окончила среднюю школу. Не решившись подать документы в театральный, Камбурова стала студенткой Киевского института легкой промышленности, в котором проучилась два года. Осознав со временем, что выбрала неправильный путь, Елена все-таки отправилась в Москву и попробовала поступить в Щукинское училище. Первая попытка не увенчалась успехом, но девушка не вернулась домой, а устроилась работать маляром на стройку. На следующий год она поступила в Государственное училище циркового искусства, на новое, только что открывшееся отделение эстрады (окончила его  в 1966 г).

Высшее образование Камбурова получила позднее, закончив отделение эстрадной режиссуры ГИТИС имени А. Луначарского. В училище ее заметил преподававший там режиссер Сергей Каштелян. Однажды он показал ей несколько песен Новеллы Матвеевой, сказав: «По-моему, это ваше». Так начался творческий путь певицы Елены Камбуровой. Песня Новеллы Матвеевой «Какой большой ветер» стала первой песней, с которой Камбурова вышла на сцену. Эта песня стала дебютом Елены на большой сцене и ее визитной карточкой на долгие годы. Вскоре начинающая певица записала на радиостанции «Юность» сразу несколько песен Новеллы, которые с восторгом были приняты слушателями.

Песня «Какой большой ветер» на стихи Матвеевой

Училище девушка успешно окончила в 1966 году, а через несколько лет Елена получила и диплом ГИТИСа. Елена Камбурова начала выступать на сцене в 60-е. Ей удалось найти собственный индивидуальный стиль, которому Елена Антоновна ни разу не изменила на протяжении всей творческой жизни. Исповедальность, темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории. Правда, репертуар певицы не позволял ей в то время стать гастролирующей артисткой, но ее вполне устраивали камерные выступления перед близкой по духу аудиторией. Шестидесятые годы — время необычайного подъёма интереса к поэзии, поэтические вечера собирали тогда стадионы. И именно стихи, поэтическая основа песни стали для Камбуровой ключом при поиске репертуара. Поэзия — один из источников, подаривших ей творческий импульс. Музыка была воспринята молодой актрисой как часть этого поэтического мира, как средство укрупнения звучащей мысли. Её увлекало максимальное сближение слова и звука, одухотворение мелодии. Камбурова очень любила поэзию, особенно ей импонировало творчество Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы. Песни Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы составили первую программу певицы, решившейся петь с эстрады о серьёзном и сокровенном. С первых шагов на сцене Елена Камбурова заявила о себе как тонкий и взыскательный художник. Судьба свела её с талантливой пианисткой и композитором Ларисой Критской. Вместе, они перелистывали поэтические сборники, создавали новый репертуар — песни, разительно непохожие на развлекательную эстраду тех лет. Так, в частности, возник цикл песен Ларисы Критской на стихи Юрия Левитанского. Вместе с Ларисой Критской на фирме «Мелодия» в 1970 году был записан первый сольный диск-гигант Елены Камбуровой. В него вошли песни Критской на стихи Левитанского, песни Таривердиева и Саульского на стихи Г. Поженяна, Ю.Кима и др.

Елена Антоновна называет своим учителем Булата Окуджаву и считает самой важной песней на его стихи — «Любовь и разлука» на музыку Исаака Шварца.

Елена Камбурова поет песню Булата Окуджавы «Капли датского короля»

В дальнейшем среди авторов стихов для песен Елены были Юлий Ким и Владимир Дашкевич, Юрий Левитанский, Микаэл Таривердиев.

Камбурова поет песню М. Тавивердиева  «Маленький принц» из фильма «Пассажир с Экватора».

Елена Камбурова создала на эстраде свой стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень. Её пение — это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актёрской работы, где непременно присутствуют ещё два момента: авторская сопричастность и импровизация. Композиторы стали писать специально для неё, в её жанре, с учётом её индивидуальности, можно сказать, певица становилась соавтором этих произведений. Со временем ее репертуар пополнился проникновенными романсами на стихи поэтов Серебряного века, классическими произведениями Шуберта, Мусоргского и Чайковского, песнями выдающихся европейских шансонье. Также в ее репертуаре были детские песенки на стихи Агнии Барто, а в 1973 году в сотрудничестве с композитором Яковом Дубравиным вышла ее пластинка «Песенка за песенкой», в которую вошли 8 композиций.

Романсы Елены Камбуровой пришлись по душе слушателям. Впервые на телевидении Камбурова появилась в 1970 году в короткометражном музыкальном фильме «Монолог».

Фильм «Монолог» 1970 г.

С середины 1970-х годов значительную часть репертуара Камбуровой составляют песенные циклы композитора Владимира Дашкевича.  Вместе с Владимиром Дашкевичем в 1982 году Елена Камбурова выпустила пластинку «Послушайте», где собраны песни Дашкевича на шедевры русской поэзии первой половины XX века (стихи Ф. Тютчева, М. Цветаевой, О. Мандельштама, В. Маяковского и др.). Среди них — цикл песен на стихи Владимира Маяковского, цикл песен на стихи Александра Блока, стихи Марины Цветаевой, две сюиты для голоса и оркестра — одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой «Реквием», и другая — «Сохрани мою речь навсегда» на стихи Осипа Мандельштама. Обе сюиты посвящены теме трагедии человеческой судьбы в эпоху тоталитарного сталинского режима, в начале 90-х годов они неоднократно исполнялись в Москве, в Концертном зале П.И. Чайковского. А в семидесятые годы публичное исполнение стихов некоторых поэтов серебряного века с эстрады в условиях подозрительного к ним отношения требовало мужества и самоотверженности. Например, авторство текстов Николая Гумилёва приходилось прикрывать выдуманным псевдонимом Анатолий Грант. Имя Камбуровой стало знаковым для интеллигенции тех лет, а её концерты — глотком свободы, редкой возможностью соприкоснуться с истинной культурой, не тайком передавая друг другу запрещенные книги, а наяву. Её выступления подтверждали, что традиция не прервана, что стихи продолжают жить. Булат Окуджава отозвался об этой работе так: «Природа позаботилась о её вокальных средствах, но разве у нас мало исполнителей с прекрасными голосами? Я поражаюсь широте возможностей, которые демонстрирует этот мастер: точностью её переходов от острого гротеска к мягкой грустной лирике, от трагической пронзительности к тихому смеху. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова».

Композитор Владимир Дашкевич.

Елена Камбурова поет романс на стихи Н. Гумилева «Жираф».

Свободное владение голосом в очень широком диапазоне, богатейший набор тембров и интонаций и актёрское мастерство — те качества, благодаря которым Камбурова стала незаменима в кино, в «пении за кадром». В её творческом арсенале очень много романсов, классических произведений и песен известных бардов. Она обладает прекрасным тембром голоса, который звучит более чем в ста советских кинолентах и мультипликационных фильмах. Камбурова поет за детей и взрослых, за лирических и характерных персонажей, за зверей и сказочных существ. Среди её закадровых работ в кино — «Большое космическое путешествие», «Пассажир с Экватора», «Пони бегает по кругу», «Раба любви», «Дульсинея Тобосская», «Небеса обетованные», «Нас венчали не в церкви», «Приключения Электроника», «Однажды двадцать лет спустя», «Гардемарины, вперед!», «Мой нежно любимый детектив», «Приходи на меня посмотреть» и др.  В 1974 году исполняла главную песню «Мальчишки и девчонки» для Киножурнала «Ералаш».

Все мы родом из детства, и у каждого в памяти остались воспоминания о любимых мультфильмах, сказках и конечно песнях, особенно колыбельных. И даже повзрослев, мы с удовольствием смотрели вечером программу «Спокойной ночи, малыши». И ждали любимую песенку «Спи, моя радость, усни…», которую исполняла в 1988 году певица Елена Камбурова.

Среди зарубежного репертуара Елены Камбуровой следует особо выделить песни выдающихся французских шансонье XX столетия — Ж. Бреля, Барбары, Л. Ферре и др., их творчество, их понимание песенного жанра, как жанра музыкально-поэтического спектакля, очень близки по духу певице. Как посвящение французским единомышленникам, Елена Камбурова выпустила отдельную программу «Ты видишь, я помню…», в которой звучат песни Франции от средневековья до наших дней. Камбурова поет и классику — песни Ф. Шуберта, П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского (вокальные циклы «В детской» и «Песни и пляски смерти»), легко и убедительно разрушая сложившиеся у нас стереотипы относительно возможного их исполнения.

С 1992 года Елена Камбурова — художественный руководитель созданного ею Театра музыки и поэзии. Первым опытом в театре стал спектакль «Игра снов» (режиссёр В. Дружинин), премьера которого состоялась в 1993 году. Певица предстала перед зрителями в образе романтичного Пьеро. Камбуровой интересны контрасты: так же органично, как она может переходить в пении от тонкого детского голоска к почти оперному басу, так наряду с «Игрой снов» существует и озорной, лукавый спектакль по страницам американских мюзиклов. На сегодняшний день в репертуаре Театра Музыки и Поэзии более 30 спектаклей, в том числе и для детей. «Наш театр сегодня — это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала. Елена Антоновна считает, что в наши дни песня незаслуженно опустилась до уровня развлекательного жанра, а ведь в ней кроется огромный потенциал, сравнимый с театром, классической музыкой или литературой, и вместе с группой единомышленников старается исправить это отношение.

https://ok.ru/video/1814955037130

Елена Камбурова никогда не ставила перед собой задачу спеть шлягер, поэзия ее песен имеет непреходящую ценность, оттого, может быть, появившись однажды в репертуаре певицы, песня не исчезает и не устаревает, она всегда современна. Ее репертуар невероятно разнообразен, он отражает многогранность таланта и широту поэтических и музыкальных вкусов певицы: в нем песни Окуджавы и Матвеевой, с которых она начинала, и оригинальные, тонкие музыкальные интерпретации поэзии серебряного века — стихов М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Блока, Г. Иванова и более близкие к нам по времени Ю. Левитанского, Д. Самойлова, А. Тарковского. Камбурова своеобразно подходит к выбору песни. Отчасти потому, что начинала как мастер художественного слова. Она и поныне понимает пение как продолженное чтение, где в первую очередь важна идея, смысл. С большой зрительно-конкретной образностью впечатляюще звучит у нее песня политкаторжан русского революционера Ивана Гольц-Миллера «Слушай», исполняемая вообще без музыкального сопровождения. Умеет Камбурова подобрать не только нестандартные, «незапетые» произведения, но и неординарных аккомпаниаторов. Каждый из них – личность, человек ищущий, думающий, сочиняющий. Лариса Критская, пианистка – автор некоторых исполняемых певицей песен-баллад. Пианист Леонид Чижик не просто профессионал — экспериментатор, творец, стремящийся найти такие формы, которые подчеркнули бы смысл и содержание песен.

Елена Камбурова со своими питомцами

В последнее время Елена Антоновна – нечастый гость на телевидении. Она считает, что для певицы главное – пробудить в человеческой душе светлые чувства, а современная эстрада с этим вряд ли справится. Творческая жизнь Камбуровой остается активной. Она записывает песни, альбомы, ездит на гастроли. О личном певица говорит мало. Детей у певицы нет, она воспитывает четырёхлапых питомцев. Есть у Елены Камбуровой и мечта – построить приют для бездомных животных. Эта миссия очень благородна, и мы надеемся, что у певицы найдутся единомышленники и помощники. Желаем этой замечательной женщине творческих успехов, удачи и счастья!

В заключение предлагаем вам посмотреть фильм, посвященный юбилею Елены Камбуровой и видеопрезентацию «Поэзия и музыка Елены Камбуровой»