Музыкальная гостиная «Поющая душой. Лидия Андреевна Русланова»

Посвящается 120-летию советской певицы.

Лидия Русланова … Имя этой певицы стало в нашей многонациональной стране легендарным.

Она запела, и во всех краях,
Её услышав, дрогнула Россия
И замерла, дыханье затая …
Она поёт, то звонко озорная,
То чуть слышна, то мощно высока,
И видится мне липа вековая,
И дальняя дорога полевая,
И в полумраке профиль ямщика.
Она поёт – смеёмся мы и плачем,
Ведь в сердце русской песни бродит кровь …

Здравствуйте, дорогие друзья! Наше сегодняшнее онлайн-мероприятие посвящено 120-летию Лидии Андреевны Руслановой – певице, чья активная концертная деятельность пришлась на годы Великой Отечественной войны. Много артистов выступали с концертами по фронтам, но такого, как Русланова, не делал никто. На её деньги были изготовлены две батареи минометов. Более тысячи выступлений дала Русланова за тяжёлые военные годы. Так, подъезжая к Берлину, концертная бригада нарвалась на немцев, и нашим постам стало не до артистов. Но Лидия Андреевна проехала буквально сквозь огонь. И прямо на ступеньках Рейхстага исполняла три часа свои песни. Без микрофона, под открытым небом.
 Исполнительница народных песен легендарная Лидия Андреевна Русланова родилась 27 октября 1900 года. В шесть лет она запела. В семнадцать — стала знаменитой. В тридцатые годы её популярность достигла невероятных размеров. Песни в её исполнении в те годы знали и пели буквально все. Лидия Русланова обладала красивым и сильным голосом широкого диапазона. Она создала свой стиль исполнения народных песен, которые собирала всю жизнь. Самую большую любовь Русланова завоевала на фронтах Великой Отечественной войны. Одной из первых исполнила Русланова и песню «Катюша». Она пела «Катюшу» и с этой песней солдаты шли в бой. Предлагаем вашему вниманию ссылку на видео с песней «Катюша».

Не многие знают, что настоящее имя артистки вовсе не Лидия. И даже фамилия не Русланова. Певица, ставшая символом России, при рождении была названа Агафьей, а по другим источникам – Прасковьей. Лейкина Агафья родилась в бедной мордовской семье. Рано осталась сиротой. Прося милостыню по деревням, она давала первые концерты. Благодаря одной благородной чиновнице, очарованной её голосом, Агафью записали в лучший церковный хор, и поскольку детей крестьянского сословия не брали, ей дали более звучную фамилию и имя. Там на неё обратил внимание регент местной церкви, которому понравился голос девочки. «В церковном хоре, — вспоминала Лидия Владимировна, — я быстро стала солисткой. Со всего города начали к нам ездить купцы, послушать, как сирота поет…». Специального образования она не имела. Музыкальной грамоте обучалась в детдоме, куда попала после смерти матери. После приюта её отдали ученицей на мебельную фабрику, где Лидия продолжала петь.

«Лет в 17 была я уже опытной артисткой, ничего не боялась — ни сцены, ни публики», — вспоминала Русланова. Там же — на мебельной фабрике — юную Русланову услышал профессор Саратовской консерватории М.М. Медведев и предложил ей посещать занятия в консерватории, однако учёбу она вскоре бросила: «Поняла, что академической певицей мне не быть. Моя вся сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня». Русланова знала, что поёт не академически, не по правилам: «Да говорят мне, что неправильно пою, не на диафрагме… Я выхожу на сцену и ощущаю себя птицей. Мне хочется петь, и я пою». Поклонники так и называли ее — «саратовской птицей». Неподражаемый талант Руслановой придавал особый колорит и выразительность всему, что бы она ни исполняла. Федор Шаляпин, однажды услышав по радио трансляцию концерта Руслановой из Москвы, был настолько поражен, что тут же написал письмо известному советскому конферансье Александру Менделевичу: «…Опиши ты мне эту русскую бабу. Зовут её Русланова, она так пела, что у меня мурашки пошли по спине… Поклонись ей от меня».

Лидия Русланова прошла через три империалистические войны и гражданскую войну. В Первую империалистическую она поехала в санитарном поезде сестрой милосердия. В 1919 году снова война — на этот раз Гражданская. Лидия — профессиональная певица. Она ездит по городам, поёт для солдат на фронте. Солдаты очень любили её выступления: им вспоминались родные места, раненые забывали о боли, новички — о страхе перед первым боем. В Финскую войну Русланова снова на фронте. Вторая мировая была ею пройдена от начала до самого Берлина. Она пела в окопах, землянках, в госпиталях и в осаждённом Ленинграде. Неслучайно именно в военное время – 28 июня 1942 года – Лидии Андреевне Руслановой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.

За годы Великой Отечественной войны исполнительница народных песен Лидия Русланова дала больше тысячи концертов, а 2 мая 1945-го пела на ступенях Рейхстага. Когда она вышла на ступеньки ещё дымящегося Рейхстага, огромное пространство площади буквально взорвалось от радостного восторга слушателей. Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас «Валенки», не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Под аккомпанемент нескольких сотен гармонистов фронта, казалось на весь Берлин, грянули знаменитая песня, как символическая точка в законной и праведной Победе. Тот триумфальный концерт Лидия Андреевна считала самым главным в своей жизни. Есть в истории такие события, которые никогда не выветрятся из народной памяти. Уверена, что никогда не забудется ставший легендой концерт Лидии Руслановой у поверженного Рейхстага.

Соберите онлайн-мозаику, и вы увидите знаменитую фотографию: Лидия Русланова поёт на фоне Рейхстага.

Как профессиональная эстрадная певица Лидия Русланова дебютировала в Ростове-на-Дону в 1923 году. Отгремели бои гражданской войны. Начиналась долгожданная мирная жизнь. И на летней эстраде пела обаятельная русская женщина. Ростовский концерт прошел с ошеломляющим успехом. Русланову сразу заметили и уже в следующем 1924 году пригласили солисткой в Центральный дом Красной Армии. Так началось её полувековое поистине триумфальное шествие по театральным сценам и эстрадным площадкам страны. Поражал прежде всего тембр голоса Руслановой, который невозможно спутать ни с какими другими голосами. А её своеобразный певческий стиль как бы возрождал забытые традиции русских песенниц, что когда-то выступали на народных гуляньях. Лидия Русланова не просто исполняла песни, но проживала их, считая каждую маленьким спектаклем. Предлагаем вашему вниманию ссылку на видео с записью песни «И кто его знает» в исполнении Лидии Руслановой.

Ей удавалось возрождать и старые песни, которые потеряли свою популярность. Одной из самых известных песен стала цыганская плясовая «Валенки». Русланова исполнила её не первой — ранее произведение было в репертуаре петербургской певицы Нины Дулькевич, цыганской исполнительницы Насти Поляковой, эстрадной звезды Изабеллы Юрьевой. У Руслановой песня зазвучала совсем иначе — отличалась и мелодия, и порядок куплетов. Писатель Виктор Ардов отмечал, что у руслановских «Валенок» «своя эстетика народной шутки». По словам Лидии Руслановой, песня «Валенки» сложилась сама собой. Однажды она пела солдатам и заметила, что у одного молодого бойца валенки до того разносились, что почти не держатся. Тут ей вспомнились саратовские частушки про валенки. Задорный мотив и слова – прибаутки были приняты на «ура». Песня стала считаться визитной карточкой в репертуаре певицы.

Популярность Руслановой среди солдат была поистине феноменальной. Её «Валенки», «Степь да степь кругом», «Катюша», «По диким степям Забайкалья» слушались и распевались на всех фронтах. Неслучайно именно в военное время – 28 июня 1942 года – Лидии Андреевне Руслановой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР. А 24 августа 1945 года Георгий Жуков подписал приказ № 109/н: «За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной Армии новейшими техническими средствами, наградить орденом Отечественной войны I степени Русланову Лидию Андреевну».

Лидия Русланова с мужем В.В. Крюковым

Нелегкий путь прошла Лидия Андреевна, как жизненный, так и творческий. Невероятная популярность, а в личном плане — потеря первого мужа и грудного ребенка. Неудачные два брака и, наконец, счастливый — с генералом В.В. Крюковым, в котором тоже не обошлось без трагедии. В 1948 году они с мужем были арестованы «за присвоение трофейного имущества». Её песни запретили — их нельзя было исполнять на открытых концертах, использовать в трансляциях и радиопередачах. Русланова пропала с эстрады, а в одном из лагерей ГУЛАГ появилась заключенная № 5380.

В 1949 году певицу отправили в Озерлаг — исправительно-трудовой лагерь между Тайшетом и Братском в Иркутской области. Заключенные строили участок БАМа между этими городами, заготавливали лес для шпал и деревянных домов. Русланова вместе с другими заключенными строила клуб в лагере, а после в нём же выступала. Во время одного из концертов, после исполнения первой песни, переполненный заключенными зал молчал, так как аплодисменты были запрещены начальником. В полной тишине Русланова спела вторую песню, и проделала это с такой силой, страстью, отчаяньем, что зал не выдержал. Первым поднял руки начальник лагеря, за ним загремел от восторга весь зал.   В Озерлаге артистка пробыла недолго — три месяца. Надзиратель донес на неё, будто она распространяла «антисоветские, клеветнические измышления», собирала вокруг себя команду единомышленников. В марте 1950 года ее этапировали во Владимирский централ — тюрьму для особо опасных государственных преступников. Из-за строптивого характера и «острого языка» Русланову несколько раз отправляли в ледяной карцер, откуда она выходила с пневмонией и в лихорадочном бреду. Неоднократно тюремное начальство просило Русланову спеть на праздничном вечере, на что она, выразительно глядя на решетку, отвечала: «Соловей не поёт в клетке». Освободили и реабилитировали певицу и её мужа после смерти Сталина — в августе 1953 года. И снова зазвучал голос Руслановой. 6 сентября в Концертном зале имени П.И. Чайковского при аншлаге прошел её первый концерт после освобождения. «Вступил оркестр. Когда же наступило мгновение начать и певице, она сделать этого не смогла. Слишком велико было волнение», — писал историк, журналист Сергей Михеенков в своей книге «Лидия Русланова. Душа-певица»

Зрители аплодировали стоя в течение 20 минут, прежде чем Русланова смогла собраться и запеть. Вновь вернувшись на эстраду после реабилитации, Лидия Андреевна выступала всё реже, так как за годы, проведённые в тюрьме, серьезно повредила голос. Она была очень гордым и независимым человеком, с невероятным талантом и страстностью исполнения, внутренней силой духа. А её голос и строптивый характер не сломили ни трудовые лагеря, ни Владимирский централ. Предлагаем вашему вниманию ссылку на фрагмент из фильма «На Муромской дорожке», где звучит одноименная песня в исполнении Лидии Руслановой.

Последнее выступление певицы проходило в сборном концерте на огромном стадионе Ростова-на-Дону в августе 1973 года. Знаменитая Лидия Русланова выехала на дорожку стадиона на открытом грузовике. Все зрители в едином порыве поднялись со своих мест, и певице пришлось проехать лишний круг, чтобы все желающие смогли её увидеть.

Вернувшись после концерта в Москву, она внезапно слегла и вскоре скончалась. Был сентябрь 1973 года.

Похоронили легендарную певицу на Новодевичьем кладбище. Ушла из жизни удивительная русская женщина — одаренная, красивая, волевая. Осталась бессмертная русская легенда, одна из самых прекрасных в истории отечественного искусства

Предлагаем вашему вниманию ссылку на ролик, в котором рассказывается о биографии певицы «Лидия Русланова – певица великой Победы»

1 thought on “Музыкальная гостиная «Поющая душой. Лидия Андреевна Русланова»

  1. Зинаида.

    С большим интересом познакомилась с материалом о Лидии Руслановой. Кое что новое о ней я узнала из вашего материала.
    Большое спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *