Добрый день, уважаемые посетители блога имени В.Г. Белинского. Наше онлайн-мероприятие «Нам песня строить и жить помогает!», посвященное И.О. Дунаевскому, мы решили начать с песни из кинофильма «Веселые ребята».
Подавляющее большинство людей не могут остаться равнодушными, услышав эту задорную песню. Даже случайно услышанная, эта музыка способна изменить наше восприятие мира, изменить плохое настроение в лучшую сторону и придать бодрости на весь день. Автор музыки этой всем хорошо известной песни — легендарный советский композитор Исаак Осипович ДУНАЕВСКИЙ, которому и посвящено наше онлайн-мероприятие. Композитор Исаак Дунаевский родился 30 января 1900 года. Исаак Осипович Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром и внёс большой вклад в формирование жанра советской музыки. Наиболее значительных результатов Дунаевский достиг в лёгкой музыке. Он по праву считается классиком советской оперетты и лучшим из мастеров советской массовой песни. Ему принадлежат известные даже спустя более полувека хиты, такие как «Широка страна моя родная», «Легко на сердце от песни веселой», «Сердце, тебе не хочется покоя…», «Капитан, капитан, улыбнитесь…», «Ой, цветет калина…», «Каким ты был, таким остался…». Д о сих пор его песни любимы и звучат в народе. Как вы думаете, в чем секрет популярности песен Дунаевского? Я думаю — в их искренности и красоте. Об Исааке Дунаевском и его музыке лучше всех сказал режиссер театра и кино Александр Белинский: «…ещё раз хочу напомнить, какого замечательного, бессмертного соловья из Лохвицы имело наше Отечество. Музыка его будет звучать всегда…». Биография будущего композитора началась в городе Лохвице, расположенном в Полтавской губернии. Исаак Осипович родился 30 января 1900 года. Полное имя Исаака Дунаевского – Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич Дунаевский.Его отец — Цале-Йосеф Симонович — работал в банке, а также имел свое собственное предприятие, небольшой ликёро-водочный завод, а мать — Розалия Исааковна — была известным искусствоведом и набожным человеком. В семье Дунаевских воспитывалось пятеро сыновей и дочь. Впоследствии все мальчики связали свое будущее с музыкой: Борис, Михаил и Семен стали дирижерами, а Зиновий и Исаак — композиторами. Дочь же Зинаида избрала профессию учительницы физики. Музыкальный талант Исаака Дунаевского проявился с раннего детства. Мальчик с легкостью воспроизводил сложные мелодии, поражая родственников чистотой голоса. Там же, в Лохвице, маленький Исаак начал учиться в музыкальной школе. К шести годам Исаак очень хорошо играл на пианино, а в восемь овладел скрипкой.
В 1910 году семья Дунаевских перебралась в Харьков, где Исаак окончил с золотой медалью обычную гимназию и одновременно — консерваторию по классу композиции и скрипки. В 1910 году он начинает сочинять романсы, пьесы. После окончания гимназии и консерватории Дунаевский также окончил университет, выбрав юридическую специальность. К счастью для поклонников, юриспруденция не стала главным делом в жизни Исаака Дунаевского. Молодой человек сделал выбор в пользу музыки, устроившись работать в оркестр драматического театра в Харькове. Там юное дарование произвело впечатление на Синельникова, режиссера театра. Исааку Дунаевскому предложили написать музыкальное сопровождение для одной из постановок.В 1924 году Исаак Осипович перебрался в Москву, полагая, что столица подарит гораздо больше интересных возможностей. Молодой человек не прогадал: действительно, московские театры оказались рады талантливому композитору, наперебой предлагая Исааку Дунаевскому присоединиться к коллективу. Первые два года столичной жизни Исаак Дунаевский посвятил эстрадному театру «Эрмитаж». Он устроился туда заведующим музыкальной частью, а в 1926 году возглавил музыкальную часть театра Сатиры, где работал над музыкальным оформлением многих спектаклей.
Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Московский театр «Эрмитаж».
Спустя еще пять лет, в 1929-м, Исаак Осипович снова сменил место жительства. На этот раз композитора пригласили в Северную столицу, предложив работу в театре под названием «Мюзик-холл».Именно там Исаак Дунаевский познакомился с Леонидом Утесовым. Знакомство это привело к созданию комедийного фильма «Веселые ребята», который полюбился зрителям на долгие годы. Утесов сыграл в картине главную роль.
Дунаевский стал всенародно известен и любим благодаря кино. Шостакович, Прокофьев и Дунаевский возвели киномузыку в ранг высочайшего искусства, раз и навсегда покончив с иллюстративностью. Родилась настоящая музыкальная драматургия фильма, повлекшая переворот в художественных взглядах на киномузыку. Что же касается музыкальной кинокомедии, то приоритет в этой области принадлежит исключительно одному Дунаевскому. Популярный тезис – “Дунаевский — один из творцов советской музыкальной кинокомедии” можно признать правильным лишь при одном условии: если, кроме композитора, иметь в виду и кинорежиссера Григория Александрова, образовавшего с ним творческий союз. Другого же композитора, работавшего тогда в области музыкальной кинокомедии, назвать трудно. Начиная с 1934 года, и вплоть до первых дней войны на экране безраздельно царил Исаак Осипович Дунаевский.
Предлагаем вам разгадать онлайн-кроссворд «Жизнь и творчество Исаака Дунаевского»
Как музыкальный кинодраматург Дунаевский сформировался не сразу. В одном письме композитор сетует на то, что для широкой публики он возник “неожиданно и сенсационно” после “Веселых ребят”. Но его приход в кино был подготовлен предварительной долгой работой в театре. Там, в театре, он выработал “конкретность музыкального языка, умение в музыке сценически мыслить, то есть реально осязать музыкальный образ”. Лучшие песни Дунаевского пришли к нам с экрана. В самом деле, ни одна песня, написанная композитором “просто так”, не поднялась до уровня его знаменитых кинопесен. Дунаевский творил с повышенным вдохновением не тогда, когда бывал увлечен “общей” идеей, а тогда, когда идея соединялась с конкретным персонажем, раскрывающимся посредством песни. То есть Дунаевский был, прежде всего, музыкальным драматургом, и лучшие его песни были составной частью музыкальной драматургии. Кроме того, создавая песни для фильмов, композитор вдвойне чувствовал ответственность за качество своей продукции, так как был убежден, что главный распространитель песни — это не радио, не пластинки, а именно кино. Для своего первого знаменитого фильма «Веселые ребята» Дунаевский написал около двадцати различных музыкальных номеров.
Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Кадр из фильма «Веселые ребята».
Прежде, чем выйти на широкий экран, фильм “Веселые ребята” в числе других работ известных советских киномастеров был представлен в Венеции на международной кинематографической выставке. Блистательным завершением выставки было присуждение произведениям советским кинематографистам первого приза — Золотого кубка, который был торжественно вручен делегации советских кинематографистов. Особенно популярной в Венеции стала музыка фильма. “Марш веселых ребят”, переведенный на итальянский язык, распевался повсюду. Маленькие оркестрики и неаполитанские ансамбли с увлечением играли в своем музыкальном изложении “Марш веселых ребят”. Если разобраться, успех музыки “Веселых ребят” не случаен. Ко времени создания фильма Дунаевский уже имел 15 лет стажа работы в театрах и на эстраде, огромный творческий опыт, и фильм идеально подходил для реализации его художественных идей. К этому времени он уже был уверен, что песенный “джаз” является разновидностью джаза, наиболее приемлемой в советской стране. Даже рабочее название фильма «Веселые ребята» звучало как «Джаз-комедия». Главную женскую роль в ней исполнила Любовь Орлова, которая, как сообщает журнал «Мигдаль-Times», написала на подаренной Исааку Дунаевскому фотографии: «И тот, кто с Дуней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет!». После международного успеха “Веселых ребят” Дунаевский стал флагманом песенного жанра в СССР; его мелодии, отличаясь молодостью духа, светлой лирикой и задором, как нельзя лучше отвечали тому новому, что хотели видеть в социализме верившие в него люди. В 1935 году Дунаевский получил приглашение от “Мосфильма” принять участие в создании приключенческого фильма “Дети капитана Гранта”. Участники фильма “Дети капитана Гранта” не переставали удивляться титанической работоспособности Дунаевского, который приходил к ним в павильон после напряженной работы здесь же, на “Мосфильме”, с Александровым и сразу активно включался в работу над другим фильмом, с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр. Ему всегда хотелось, чтобы музыка была “настоящей”, а песня — искренней и заразительной.
Предлагаем вам фрагмент многосерийного т/ф «В поисках капитана Гранта». Музыка И. Дунаевского. Аранжировка М. Дунаевского.
Более двадцати музыкальных произведений было создано Дунаевским к фильму “Цирк”. Главной в фильме стала “Песня о Родине”. Ее пели строители Магнитки и Комсомольска-на-Амуре, белорусские колхозники и металлурги Кузбасса. Этой песней, передававшейся по радио с января 1938 года каждое утро без 5 минут 6, начинался новый трудовой день целой страны. “Песня о Родине” сражалась с фашизмом, она была паролем югославских партизан, ее пели в освобожденных городах Чехословакии, Венгрии, Польши, Болгарии. Музыка Дунаевского не только помогала отыскивать внутренний стиль и внутреннюю сущность будущего кинопроизведения, но и вела к разработке характеров будущих героев. В 1938 году Дунаевский занялся созданием музыки к фильму “Волга-Волга”. Она была для Дунаевского настолько же интересной и увлекательной, насколько ответственной и сложной. Дунаевский стал не просто композитором, написавшим музыку к фильму, а одним из авторов кинокомедии, активно влияя на структуру и поэтику фильма, а также принимал непосредственное участие в разработке темы и проблемы фильма. “Можно смело сказать, что без этой музыки не было бы фильма!” — утверждала газета “Кино”. “Но, — заметил Исаак Осипович, прочитав этот лестный отзыв, — без этого фильма не было бы и музыки!”. Григорий Александров предоставил композитору большие творческие возможности, и композитор смог во всю ширь развернуть музыкальный образ великой русской реки. В статье “Моя работа над песней” Дунаевский объясняет, почему многократное звучание одной и той же песни в фильмах “Волга-Волга”, “Веселые ребята” и “Цирк” не утомляет слушателя: “Происходит это потому, что тема возникает каждый раз в новом ритмическом и тембровом звучании, и каждый раз ей сопутствует на экране кадр-эпизод, эмоциональное содержание которого с этой темой неразрывно связано. Отсюда тот эстетический и ритмический контакт между музыкой и зрительными образами, который исключает всякую возможность обеднения музыкального содержания фильма”.
Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Кадр из фильма «Волга-Волга». Собрав пазл, вы увидите Игоря Ильинского в роли товарища Бывалова.
В 1940 году Александров снимал фильм “Светлый путь”. Музыку для этого фильма писал Дунаевский. Музыка основной темы марша окончательно определилась, но припев к маршу долго не сочинялся. “Помнится, композитору сначала никак не удавался припев к “Маршу энтузиастов”, — вспоминал Соловьев-Седой. — Был момент, когда он отчаялся его сочинить и предлагал товарищам по жанру, в том числе и автору этих строк, в порядке соавторства дописать припев к “Маршу”. Но, в конце концов, конечно, нашел его сам!” Помог в этом композитору завод “Электросила”. В один из своих приездов к рабочим Дунаевский выступил с концертом во время обеденного перерыва в крупнейшем турбогенераторном цехе. Вслушиваясь в ритмичный гул станков, композитор вдруг “услышал” четкий ритм музыки будущего припева. Возвращаясь после концерта, Исаак Осипович увидел на заводском дворе группу рабочих, бодро и дружно шедших заступать в рабочую смену. Ритм их шагов что-то подсказал Дунаевскому. “Друзья мои! — воскликнул композитор, обращаясь к провожавшим его рабкорам заводской газеты. — Так ведь это же и есть “Марш энтузиастов”! Сережа (это уже к шоферу), гони к роялю!” Песни Дунаевского быстро становились популярными. Этому немало способствовал и комический талант композитора. Достаточно вспомнить “Песенку об отважном капитане”, “Песенку водовоза”.
Предлагаем вам посмотреть отрывок из фильма «Дети капитана Гранта», в которой звучит «Песенка об отважном капитане».
Но при кажущейся легкости эти песни создавались не так просто. Дунаевский необычайно требовательно относился к текстам. В каждом кинофильме, где звучала его музыка, есть центральная песня, выражающая идею фильма. Например, в картине “Три товарища” — это знаменитая “Песня о Каховке”, в картине “Цирк” — “Песня о Родине». В картине “Волга-Волга” Дунаевский блестяще использовал прием “музыкального парада”, когда молодые музыканты целым каскадом веселых, задорных мелодий воздействуют на закоренелого бюрократа, душителя новых веяний. Можно сказать, что до Дунаевского, ни в советском, ни в зарубежном кино не было такого автора, которому удалось бы подняться до высот композитора-режиссера.
Кроме песенной музыки, композитор работал и в других жанрах. Среди них была танцевальная музыка, что, например, нашло отражение в фильме “Кубанские казаки”: он полон вальсов, полек и галопов. Сам Дунаевский считал, что легких жанров не бывает и даже самый, казалось бы, легкий жанр требует от композитора виртуозного владения всеми секретами музыкального мастерства и оркестровки. Всего Дунаевский написал музыку к 28 фильмам, более 80 песен, многие из которых стали поистине народными, музыку к спектаклям, балет и другие музыкальные произведения. «Шумная радость мертва», — сказал когда-то Вильгельм Кюхельбекер. Дунаевский прославлял радость жизни громко, но не шумно. Он был «королем марша», он создал жанр песни-марша: «Спортивный марш», «Марш трактористов», «Весенний марш», «Песня о Москве», «Песня о веселом ветре» и многие другие. Дунаевский и сам жил в ритме своих песен. Анализируя эпоху, в которой создавалась эта музыка, можно сказать, что вся страна жила в таком ритме. Иное дело, что люди, подпевая песням Дунаевского, вряд ли задумывались над тем, что происходило в это время в стране…
Во время Великой Отечественной войны Исаак Осипович руководил музыкальным ансамблем, разъезжая по стране с концертами. Произведения Исаака Дунаевского, а также русская народная музыка, исполнявшаяся ансамблем, помогали людям не терять душевные силы и веру в победу в то сложное и страшное время. Песня «Моя Москва» написана Исааком Дунаевским в 1942 году, в самый разгар войны.
Предлагаем вам послушать эту песню в исполнении Дмитрия Хворостовского.
Дунаевский умер внезапно 25 июля 1955 года в своей квартире. В 11 часов утра тяжелый спазм сжал сердце, «которому не хотелось покоя», и оно остановилось навсегда. Известному советскому композитору было всего 55 лет. На рояле остался лежать нотный листок с недописанным музыкальным номером из оперетты «Белая акация», а на столе — письмо. Это было очередное послание очередной подруге по переписке Людмиле Вытчиковой. Обнаружил композитора шофер, больше никого в тот момент не было дома. Похоронен И.О. Дунаевский на Новодевичьем кладбище в Москве.
На доме, где жил И.О. Дунаевский в Ленинграде, установлена гранитная мемориальная доска. Внизу мемориальной доски высечены ноты строки из песни «Широка страна моя родная». Архитектор Т. Н. Милорадович. «Пройдут десятки лет», — сказал великий кинорежиссер того времени Иван Пырьев. — Наши кинофильмы состарятся, износятся, исчезнут. Но лучшие песни Дунаевского будут жить и жить. Они навсегда войдут в народ, станут его фольклором”. Несмотря на известный отпечаток старомодности, фильмы с музыкой Дунаевского до сих пор смотрятся с большим увлечением. Вернее, эти фильмы живут и не уступают фильмам нынешним, благодаря музыке Исаака Дунаевского.
В заключение нашего мероприятия предлагаем вам посмотреть видеоролик «Поющее сердце народа»
Спасибо за внимание!
Неверова О.М.