Литературный вечер «Чародей слова»

Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствуем вам на страницах блога имени В.Г. Белинского. Наше мероприятие «Чародей слова» посвящено 190-летию со дня рождения русского писателя Николая Семеновича Лескова. В подготовке мероприятия активное участие приняли члены клуба «Эхо». Николай Семенович Лесков – один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой. При жизни его произведения по большей мере вызывали негативное отношение и не принимались большинством передовых людей второй половины девятнадцатого века. Между тем еще Лев Николаевич Толстой назвал его «самым русским писателем», а Антон Павлович Чехов считал одним их своих учителей. Можно сказать, что творчество Лескова по-настоящему оценили только в начале двадцатого века, когда увидели свет статьи М. Горького, Б. Эйхенбаума и др. Поистине пророческими оказались слова Л. Толстого о том, что Николай Семенович – это «писатель будущего». Николая Лескова называют родоначальником русского сказа — в этом плане писатель встал в один ряд с Николаем Гоголем. Автор прославился как публицист с острым, обличающим пороки общества пером. А позднее удивил коллег знанием психологии, нравов и обычаев народа родной страны. Сложно представить русского человека, который бы не знал Лескова и не читал его произведений от путевых заметок до драмы. Лесков окончил всего два класса гимназии и написал за свою жизнь целое собрание сочинений в 12 томах. «Я ведь вполне самоучка», — говорил о себе литератор и писал о том, что видел. Николай Лесков родился в 1831 году в селе Горохово Орловского уезда. За свою жизнь успел написать большое количество удивительных произведений. Самыми известными из них стали «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша» и многие другие. Николай Лесков много путешествовал по стране, черпая сюжеты для своих книг из реальной жизни русских людей. Известность и признание таланта настигли писателя довольно поздно, только в 1870-е годы. Ему было уже 40, при этом Лесков отличался интересной и живой натурой, слыл разносторонним и умным человеком, в своих произведениях он экспериментировал как в стилистике русского языка, так и с жанрами. Лесков опробовал себя во многих жанрах — повести, легенды, сказания, юморески, сказки и даже писал со стилизованным языком с подражанием языку XVIII века.

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Памятник Н.С. Лескову»

Творческую судьбу Лескова во многом определила среда, в которой прошли его детство и взрослая жизнь. Его мать, Марья Алферьева, принадлежала к дворянскому роду. Отец писателя, Семен Дмитриевич, был выходцем из старинного духовного рода – его дед и отец служили священниками при церквушке в селе Лески (отсюда и фамилия). Да и сам родитель будущего писателя окончил семинарию, но затем работал в Орловской уголовной палате. Отличался большим талантом следователя, способного распутать даже самое сложное дело, за что быстро поднялся по служебной лестнице и получил дворянский титул. До восьми лет Николай Лесков жил у родственников в Горохове. В семье Лесковых, которая обосновалась в административном центре губернии, подрастало пятеро детей – две дочери и три сына, Николай был старшим. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец сильно повздорил с начальством и, прихватив семейство, удалился в деревню Панино, где занялся сельским хозяйством – сам пахал, сеял, ухаживал за садом. «Простонародный быт» Лесков познал, общаясь в детстве с крестьянскими детьми. С учебой у юного Коли отношения складывались отвратительные. Пять лет мальчик учился в Орловской гимназии, а в итоге имел на руках свидетельство об окончании всего двух классов. Биографы Лескова винят в этом систему образования тех времен, которая зубрежкой и косностью отбивала желание постигать науки. Особенно у таких неординарных, творческих личностей, как Коля Лесков. Пришлось Николаю идти работать. Отец пристроил отпрыска в уголовную палату служащим, а через год скончался от холеры. В то же время на семью Лесковых обрушилось еще одно горе – дотла сгорел дом со всем имуществом. В 1848 году Николай Лесков стал помощником столоначальника. Год спустя он переехал в Киев к своему дяде Сергею Алферьеву — известному профессору Киевского университета, практикующему терапевту.

В Киеве Лесков увлекся иконописью, изучал польский язык, вольнослушателем посещал лекции в университете, изучал языки, дружил с иконописцами Киево-Печерской лавры. Тема духовенства Лескову, внуку священника, оказалась особенно близка. Впоследствии автор «Очарованного странника» подчеркивал свою «специальность» в литературе.  Работать его определили в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу. Позже Лесков был произведен в коллежские регистраторы, потом получил должность столоначальника, а затем стал губернским секретарем. Николай Лесков уволился со службы в 1857 году — он «заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии… бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний». Лесков начал работать в компании «Шкотт и Вилькенс» — фирме своего второго дяди, англичанина Шкотта. Будучи агентом компании «Шкотт и Вилькенс», он много путешествовал по стране, в поездках он изучал диалекты и быт жителей страны «Это самые лучшие годы жизни, когда я много видел и жил легко», — вспоминал писатель. И в «самых глухих захолустьях» наблюдал и записывал. Так появились очерки и жанровые картинки, которые переросли в романы и повести.

Н.С. Лесков
1860

Заметки 26-летнего автора опубликовали газета «Санкт-Петербургские ведомости» и киевские издания «Современная медицина» и «Указатель экономический». В мае 1862 года Николай Лесков под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете «Северная пчела» статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. Автор критиковал и поджигателей, которыми считались бунтовщики-нигилисты, и правительство, которое не может поймать нарушителей и потушить пожар. Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния», рассердили Александра II. Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку. Николай Лесков побывал в Праге, Кракове, Гродно, Динабурге, Вильне, Львове, а затем уехал в Париж. Вернувшись в Россию, он опубликовал серию публицистических писем и очерков, среди них — «Русское общество в Париже», «Из одного дорожного дневника» и другие. Проба пера как автора художественных произведений случилась только в 32 года. В 1863 году Николай Лесков написал свою первую повесть — «Житие одной бабы» (сегодня мы знаем ее как «Амур в лапоточках»), которую получили читатели журнала «Библиотека для чтения». С первых же работ о писателе заговорили как о мастере, умеющем ярко передать женские образы с трагичной судьбой. А все потому, что вслед за первой повестью вышли гениальные, проникновенные и сложные очерки «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Тогда начал складываться особый стиль писателя — разновидность сказа. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян. В начале своей карьеры Лесков работал под псевдонимами М. Стебницкий, Николай Горохов, Николай Понукалов, В. Пересветов, Псаломщик, Человек из толпы, Любитель часов и другими. Хроника «Соборяне» (1872), рассказ «Запечатленный ангел» (1872), «Левша» (1881) «Тупейный художник» (1883) и другие произведения, выдержанные в сказовой манере, полюбились читателю. Но писатель постоянно расширял границы жанров. Два образа, из созданных Лесковым, встают перед нами во весь рост и загораживают всех остальных. Это Левша и Очарованный странник.

Соберите онлайн-пазл Иллюстрация к произведению «Левша» Н. Лескова.

Левша – самый фантастичный из героев Лескова. Он весь в сказке, но есть большая правда в такой сказке. Это тип русского умельца, человека удивительного дарования. Он всеми унижен на родине, никому не нужен его редкий талант, зато оценили его практичные англичане. Ему предлагают остаться в Англии, сулят великую будущность. Но Левша, забитый, униженный, —  человек высокого патриотического долга. Он спешит из-за границы домой, передать государю, что нельзя ружья кирпичным порошком чистить – случится война, стрелять не будут. Финал сказа подлинно драматичен. Раньше преобладал шутейный тон, комические эпизоды, коверканные словечки. И вдруг разом все меняется. Родина встречает Левшу самым жестоким образом. За границей мастер-самоучка был в диковинку, здесь они никому не нужен, он – простолюдин, к тому же без «тугамента»; его, тяжело больного, волочат по «паратам» и отвозят в Обухвинскую больницу, куда «неведомого сословия всех умирать принимают». А Левша и умирая не о себе думает – о родине, ему непременно нужно передать, что нельзя ружья кирпичным порошком чистить. Но никто не внемлет его последним словам… Лубочный по форме сказ превращается в скорбную повесть о трагедии умельца в крепостнической России. И пропадает сказочность, это быль, ей веришь.

Трагическая судьба человека, который не может найти применения своему огромному дарованию, предстает перед нами и в повести «Очарованный странник», написанная в 1872 году. «Очарованный странник» — это тип «русского скитальца».  Конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими «лишними людьми» — Алеко, Онегиным, — которых имел в виду Достоевский. Но он тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирен и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покою ему нет. В жизни он не участник, а только странник», «черноземный Телемак» (как предполагал назвать Лесков свою повесть первоначально). Похождения «странника» удивительны и сказочны не менее, чем история Левши. События, преследующие героя, стягиваются в такой тугой фабульный узел, что даже у самого Лескова немного найдется столь занимательных произведений. И на протяжении всей повести не покидает нас чувство удивления перед нравственной силой, несокрушимостью духа русского человека. Пусть фантастична история его «татарского плена» и есть в ней отголоски «восточных повестей» прошлого века, правда в том, что мы видим русского человека, тоскующего по родной земле. Он не может жить для себя. И в монастыре нет ему покоя. Внутренний голос твердит ему: «Ополчайся!». Жизнь нужно отдать за что-то большое, общее, не за эгоистическое спасение души. «Мне за народ очень помереть хочется». Как и Левша, это образ-символ, вырастающий до широчайшего обобщения. Не зря о первом полагал Лесков, что «там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». И в истории Ивана Флягина, и в истории легендарного Левши находим мы одно общее: везде мы видим русского человека, любящего родину, ловкого, сметливого, совестливого, несчастного в своей судьбе, но широкого в своем сердце, в стремлении добром служить людям.

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Иллюстрация Н. Кузмина к повести Лескова «Очарованный странник»

Лесков любил Россию всю, какова она есть. Он воспринимал ее как старую сказку. Это сказка об очарованном богатыре. Он изобразил Русь святую и грешную, неправую и праведную. Перед нами удивительная страна удивительных людей. Где еще найдешь таких праведников, умельцев, чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но все дремлет, все сковано, все зачаровано… а пробудись она, восстань во весь рост, тряхни всей силой – сотворятся чудеса немалые!.. И сегодня так явственно звучит для нас голос писателя-патриота, его «золотое слово»: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старою сказкой. Чудная вещь старая сказка! Горе тому, у кого ее не будет под старость!». «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Человек на часах», «Тупейный художник», «Зло» — это малая часть произведений, которые пишет в 1870-1880-е годы Н.С. Лесков. Рассказы и повести объединяют образы праведников – героев прямодушных, бесстрашных, не способных мириться со злом. Довольно часто основу произведений составляли воспоминания или сохранившиеся старые рукописи. А среди героев наряду с вымышленными встречались и прообразы реально живших людей, что придавало сюжету особую достоверность и правдивость. Сами произведения с годами все больше обретали сатирически-обличающие черты. В результате повести и романы поздних лет, среди которых «Незаметный след», «Соколий перелет», «Заячий ремиз» и, конечно, «Чертовы куклы», где прототипом для главного героя послужил царь Николай Первый, не были напечатаны вовсе или публиковались с большими цензурными правками. По признанию Лескова, издание произведений, всегда довольно проблематичное, на склоне лет стало и вовсе невыносимым. Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полунощники» — к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадтский. Николай Лесков писал Льву Толстому: «Повесть свою буду держать в столе. Ее, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет». Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю». В 1890-е годы цензура почти не выпускала остросатирические произведения Лескова. Писатель говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела» … Эти вещи не нравятся публике за цинизм и правоту. Да я и не хочу нравиться публике». Романы «Соколий перелет» и «Незаметный след» вышли лишь отдельными главами. В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. В 1893 году их выпустил издатель Алексей Суворин.

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Собрание сочинений Н.С. Лескова» 1903 г.

Н.С. Лесков скончался 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1895 года от приступа астмы. Его тело покоится на Волковом кладбище (на Литературных подмостках), на могиле — постамент из гранита и большой чугунный крест.

Предлагаем вашему вниманию виртуальную книжную выставку «Знаток души русской».

Продолжат наше повествование о писателе участники клуба «Эхо».

Дмитриева Зинаида Стефановна подготовила сообщение «Н.С. Лесков и герои его книг»

Лесков писатель самобытный, мудрый, талантливый, яркий, но с неукротимым характером.  Лесков был знаток души народа русского. Литературная судьба его была непростая. При жизни его творчество вызывало у большинства передовых людей второй половины XIX века негативное отношение. Его не любили, не ценили, травили и не понимали. Так он стал одинок, но талант его светил яркой звездой на литературном небосводе. Лев Николаевич Толстой называл его «самым русским писателем» и пророчил, что он «писатель будущего». Говорил так: «Лесков — писатель будущего, и его жизнь в литературе глубоко поучительна».  Антон Павлович Чехов считал его одним из своих учителей. Сам Николай Семёнович предсказывал, что его будут читать и «через пятьдесят лет». Это сбылось! В течение XX века интерес к творчеству Лескова рос и продолжает расти и в настоящее время. В программе дисциплины «История русской литературы» для студентов филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в разделе «Литература последней трети XIX в. глубоко изучается творчество Николая Семеновича Лескова, наряду с другими великими писателями: такими как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин и др. Николай Семенович Лесков был большим знатоком иконописи, древнерусской словесности, православного богослужения, истории православия, но он не только принадлежал к людям исключительно начитанным, но и ещё умел переносить свои познания на страницы своих книг. Основоположник социалистического реализма Максим Горький в своей статье «Н.С Лесков» в 1923 году писал: «Как художник слова Н.С Лесков вполне достоин встать рядом с такими товарищами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотою своей немногим уступает таланту любого из названых творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих». Лесков черпал познания народной мудрости у русского народа. Родился писатель в Орловской губернии в селе Горохове, а она не только дикий медвежий край, но и край чудесной природы, народной поэзии, образной и чистой разговорной речи. Впоследствии он вспоминал: «Я смело, даже может быть дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь». Дальше он продолжал: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими приказчиками, а я вырос в народе». И ещё говорил, вспоминая своё детство: «Я с народом был свой человек… особенно на Гостомле, где живут бородачи, которых я, стоя на своих детских коленях в оные былые времена, отмаливал своими детскими слезами от палок и розог…». В детстве у маленького Николая, как и у многих писателей и поэтов, была няня. Она в прошлом была крепостной актрисой графа Каменского. Её рассказы и воспоминания о своем прошлом оставили в душе ребенка огромный след на всю его жизнь. Потом Николай Семёнович воспользовался ими при написании своих произведений, рассказывающих о трагических судьбах талантливых русских людей из народа в условиях крепостного права. Примерами могут служить такие рассказы, как «Зверь» и «Тупейный художник», написанные в1883 году. В них автор затрагивает тему крепостного гнёта. В основу рассказа «Зверь» положены детские воспоминания писателя. Однажды он пятилетним мальчиком в рождественские дни гостил у своего дяди в его имении. Дядя был жестокий и своенравный человек. Все в имении боялись его. Любил он развлекать гостей своей охотой на медведя. Для этого держал собак «пиявок». Их спускали на медведя, вцепившись в него «пиявки» не отпускали живой свою добычу, а оставшихся маленьких медвежат забирали в усадьбу. За ними ухаживал крепостной — молодой, красивый и добрый человек по имени Ферапонт (Храпошка).  В рассказе «Зверь» говорится о преданной дружбе человека и медведя. В основу рассказа «Тупейный художник» Лесков положил рассказ своей няни Любови Осиповны. Главные герои рассказа –  Любовь и Аркадий. Они олицетворяют лучшие черты русской нравственности. Оба красивы и благородны. Они друг друга любят и готовы бороться за своё счастье со своим тираном – крепостником графом Каменским. На «всех зверей сразу похожий», так характеризует своего хозяина крепостная актриса Люба. Аркадий Ильич Ильин – «тупейный художник» (парикмахер) был «человек идейный»- так говорит о нём Лесков. Его занятие причёсывать и рисовать всех крепостных артисток, а стричь и брить может только одного своего хозяина. Хозяин держал его в пределах своего имения и никуда не отпускал. Хорошо одевал, кормил, но денег не платил. Несмотря на такие обстоятельства, Аркадий не побоялся пойти против графа. До последнего боролся он за своё счастье. В конце рассказа тайно, рискуя своей   жизнью, Аркадий стрижёт и бреет брата графа. За работу получает семь золотых. За эти деньги и Любины «комариные серёжки» он попытался тайно обвенчаться с любимой. Но эта попытка не увенчалась успехом. Священник их предал. Аркадия граф зверски истязал и отправил в солдаты на войну. Любу он, как сошедшую с ума, отправил на скотный двор.  Присматривала за ней старуха Дросида.  Она остерегает Любу от «плакона», в котором был яд забвения – водка. Прошло три года. Граф Любу не вернул в театр. Однажды в окно к ней влетел завёрнутый в бумагу камень.  Эта была записка от Аркадия.  В ней он сообщает о том, что на войне ему дали офицерский чин и он приехал за ней. Обещает выкупить её из крепостного рабства и тогда они обвенчаются. К великому сожалению, их счастье разбивается.  Люба утром узнаёт из разговора проходивших мимо её окна незнакомых людей, что её любимый зарезан. Сонного его зарезал дворник. После похорон душа Любы окаменела, и она не могла плакать.  Дросида решила, что девушке «плакона» не миновать и сама предложила ей выпить. «До сих пор — вспоминает рассказчик, — Любовь Онисимовна, уже пожилая женщина, просыпалась и отпивала из «плакончика», поминая Аркадия». Затем рассказчик добавляет: «Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видал». Работая в компании мужа своей тётки А.Я. Шкотта «Шкотт и Вилькенс», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в различных областях промышленности и сельского хозяйства. По делам фирмы часто он часто «странствует по России». Это даёт ему возможность знакомиться с языком и бытом разных народов. Опубликованный в 1870 году роман «На ножах» стал поворотным пунктом в творчестве Н. С. Лескова. Как отмечал Максим Горький: «После этого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников». Таковы герои романа «Соборяне» (1872), повести «Очарованный странник (1873), рассказы, составившие цикл «Праведники» (1889).  Я хочу закончить свое сообщение словами самого писателя: «Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя».

Еще одно сообщение подготовила Парфенова Галина Ивановна «Николай Семёнович Лесков – волшебник слова»

С Лесковым я познакомилась ещё в юности. Близко к сердцу приняла его творчество. Помню, как горько плакала над рассказом «Тупейный художник». Трагическая судьба крепостного художника – гримёра Аркадия и актрисы Любови показала, какие страдания переносил простой народ. Большое впечатление на меня произвёл рассказ «Человек на часах». На Неве в полынье тонул человек. Часовой слышал его крики о помощи и очень страдал, потому что оставить пост грозило ему большим наказанием. Всё – таки сердце его не выдержало, и он спас тонущего. Проезжающий мимо офицер подобрал пострадавшего и присвоил себе заслугу спасителя, за что даже получил медаль. А часового пропустили сквозь строй, и он получил свои двести розог наказания, после чего долго лежал в больнице. Немалый круг людей знал, как все было на самом деле, но никто не заступился за часового, не видя в этом для себя никакой выгоды. Совершенно поразил меня рассказ Лескова «Дурачок», написанный о жизни слуги Паньки, которому было велено помогать всем, кто попросит. Желающих было много, поэтому Панька работал с утра до вечера, питался хлебом с водицей. Но самым удивительным было его обострённое чувство сострадания. Он всех жалел и готов был с радостью взять на себя чужую вину. За это его и считали дурачком. Я же видела в этом образец святости. Читая рассказы Лескова, я училась силе духа, доброте, справедливости, состраданию. Только в зрелом возрасте я поняла, что такое сильное впечатление произведения писателя производят на меня благодаря его большому таланту, глубокому знанию самых разных слоёв русского народа. Но откуда же такое знание? Лесков – выходец из семьи, где переплелись духовное, дворянское, чиновное и купеческое сословия, поэтому он с детства познавал и простонародный быт, и жизнь духовенства и чиновничества. Ещё смолоду он объездил по служебным делам всю европейскую Россию и накопил массу впечатлений и наблюдений. Тридцатилетний Лесков вступил на литературное поприще в 60х годах XIX века, когда уже пришли в литературу его знаменитые современники: Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров. Почти два года Лесков отдаёт публицистике. Он не находит признания в литературных кругах того времени. Наконец, к нему приходит понимание, что его мировоззрение лежит вне литературных течений, и он может своё миропонимание вложить в свои произведения, никому ничего не доказывая. Лескова заслуженно ставят в один ряд с классиками русской литературы. Интересно, что его гениальность состоит в несхожести с ними, в его самобытности. «Лесков – волшебник слова, но он писал не пластически, а рассказывал, и в этом искусстве не имел себе равных» — отмечал Горький.   Произведения писателя поражают разнообразием стилей, юмором.  Лесков – хранитель русского языка. Красота его литературного слога необыкновенна. Каждое произведение написано неповторимым слогом и погружает читателя в особую среду. Что касается необыкновенного слога и кружева плетения разговорной речи, наиболее яркой является повесть «Запечатленный ангел» о жизни староверцев. Эти люди жили артелью, которая выполняла строительные работы по всей России. Они были столь набожны, что возили с собой иконы, которые развешивали при переезде на новое место. Иконы у них были старинные – предковкое художество. Особо почитаемой у них была икона «Запечатлённый ангел». Ей староверцы молились особенно усердно, считая, что от неё зависит их благополучие. Жизнь сложилась так, что староверцы не угодили властям в одном запутанном деле. У них отобрали всё имущество, в том числе и иконы. Староверцы решили во что бы то ни стало вернуть себе самую необходимую для них икону — «Запечатлённого ангела». Придумали они найти мастера, который напишет копию, а потом подменить её на свою икону. Долго они искали настоящего мастера — изографа. Лесков проявил тонкое знание священной русской иконописи. Он подробно описал весь сложный процесс изготовления копии (списка). С большим трудом староверцы подменили икону. Конечно, в кратком изложении невозможно передать прелесть прозы писателя. Но иначе нельзя составить о нём представления, как о большом, неповторимом художнике.

И в заключение нашего мероприятия предлагаем вам разгадать онлайн-кроссворд «Жизнь и творчество Н.С. Лескова»

Спасибо за внимание!

Неверова О.М.