Добрый день, уважаемые читатели блога библиотеки имени В.Г. Белинского!
Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве уральского сказителя Павла Петровича Бажова.
«… Могуч и величественен горный Урал – колыбель русской тяжёлой промышленности и русской металлургии, родина самоцветов. Богатства его недр неисчислимы : заложены там медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого сурового края. Кто из вас не смотрел фильм про Данилу-мастера с участием Владимира Дружникова и Тамары Макаровой в главных ролях или не видел мультфильмов «Серебряное копытце» и «Голубая змейка»? Таких, наверное, нет. Кто из вас не читал сказания о несметных богатствах, таившихся в уральских горах, о русских умельцах и их мастерстве? И все эти прекрасные устные рассказы старожилов были литературно обработаны и выпущены отдельными книгами Павлом Петровичем Бажовым, уроженцем этого края. Но обо всём по порядку…»
Павел Петрович Бажов родился 15 (28) января 1879 года в небольшом городке Сысерть, неподалёку от Екатеринбурга. Его отец – Пётр Бажов – был потомственным горным мастером, его ценило начальство за высокий профессионализм. Он много времени уделял работе, тяжёлой и опасной. Мать будущего писателя Августа Стефановна происходила из польских крестьян, по характеру была мягкой и покладистой, поэтому ребёнок воспитывался в любви и гармонии, несмотря на довольно жёсткий и своенравный характер отца. Но своего единственного сына он очень любил и у них навсегда сложились дружеские отношения. Детские годы мальчик провёл в посёлке Полевском (Свердловская область). Вблизи родного посёлка высились горы – Думная и Азов-гора. Здесь-то духовно формировался будущий сказитель – видел и познавал нравы и обычаи уральских горнорабочих, суровых и упорных в труде, смелых на выдумку, людей «с полётом». С молодых лет ему открывалась неписанная история родного края; учился он видеть и понимать красоту Урала, духовную красоту честных и трудолюбивых мастеровых. В тихие вечерние часы после работы старожилы рассказывали ребятишкам о даровитых мастерах, о тяжёлом труде в старинных рудниках, о «вольных людях», о бунтах против жестоких заводчиков, о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеёвках, о Хозяйке Медной горы и Девке-Азовке, что охраняют богатства уральских гор, пока не придёт за ними «смелый да умелый первый добытчик», горщик.
Таково было поэтическое наследие, полученное П. Бажовым от своих предков – уральских горнорабочих. Ранние впечатления оставили неизгладимы след в душе мальчика, а в дальнейшем определили его жизненный путь.
Павел учился на «отлично» в местной школе при заводе, а по окончании её поступил в духовное училище, а после училища – в духовную семинарию. Денег на университетское образование юноши у горного мастера не было. Единственно, что могли себе позволить люди, недостаточно обеспеченные, — это учить на священников мальчиков, а девочек – на акушерок, либо на сестёр милосердия. С 1899 года молодой Бажов идёт работать в школу глухой уральской деревни Шайдурихи – преподавать русский язык и литературу. Преподавателя Бажова любили и уважали ученики, и каждый его урок воспринимался как подарок судьбы. Он так артистично читал произведения великих классиков, что мог заинтересовать даже заядлых двоечников и забияк. «Ершистые» мальчишки слушали его буквально «раскрыв рот».
В свободное от основной работы время Павел Бажов ездил по близлежащим сёлам и деревенькам, бывал на заводах, узнавая у старожилов необыкновенные истории и предания. Всю информацию он тщательно записывал в тетради, которых у него накопилось великое множество к 1917 году.
Кроме собирания фольклора и преподавания Павел Петрович Бажов также участвовал в тогдашней общественной жизни, был в составе революционного подполья. Можно сказать, рисковал должностью, свободой и даже жизнью. Он был активным участником Октябрьской революции, отстаивал идею равенства между людьми, вступил в Коммунистическую партию. Он даже попал в плен во время Гражданской войны и заболел там. Несколько книг Бажова посвящено революции и Гражданской войне, в которых он выражал свой взгляд на события тех лет. Позднее, вспоминая время войны с «колчакией», Бажов писал : «Трудные, но прекрасные дни гражданской войны. Каждый день приносил новые неожиданности, новые события…».
Пробовать себя в сочинительстве юноша начал ещё в годы первой мировой войны; его приняли на работу сразу три редакции газет : «Окопная правда», «Красный путь» и «Крестьянская газета», где молодой корреспондент с успехом публиковал очерки о текущих событиях и отдельных героях Гражданской войны. Архивных данных об этом периоде его жизни у нас нет. Бажов больше известен как фольклорист. Именно письма в редакцию и увлечение историей родного города изначально побудили Бажова заниматься сбором устных рассказов в исполнении жителей «седого Урала».
Когда закончилась Гражданская война, Бажов пошёл работать в редакцию газеты «Крестьянский вестник» города Свердловска, где его публикации всегда тепло принимались местным населением, т.к. он писал об их непростой жизни — жизни рабочих и крестьян.
В 1924 году результаты его трудов в этой области воплотились в его первую книгу «Уральские были». Этот сборник сейчас более известен под названием «Уральские сказы». Термин «сказы» первоначально у нас в стране употребил именно Павел Бажов, поскольку именно так говаривали на его родной стороне.
Но главной его книгой всё же считается «Малахитовая шкатулка», вышедшая в 1939 году и принёсшая писателю мировую славу и признание. Эта книга представляет собой сборник небольших рассказов о русском северном фольклоре и бытовой жизни трудового народа; как нельзя лучше в ней описаны местная природа и колорит. Каждый рассказ наполнен национальными мифическим персонажами : там есть бабка Синюшка, Великий Полоз, Хозяйка Медной горы и многие другие. Камень малахит неслучайно выбран для названия сборника — Бажов считал, что в нём «вся радость земли собрана». Кстати, в современных книгах о минералах, драгоценных и полудрагоценных камнях говорится, что малахит способствует раскрытию творческих задатков человека, если носить украшения из малахита постоянно и с любовью. Как говорится : хотите верьте, хотите – нет! Ай, да малахит- волшебный камень из Медной горы!
Сюжеты рассказов в бажовской интерпретации всегда имели историческую подлинность. Писатель стремился создать неповторимый литературный стиль при помощи создания авторских, оригинальных форм выражения мысли. В рассказах перемешаны сказочные и реалистические персонажи. Главными героями сказов всегда являются простые трудолюбивые люди, мастера своего дела, которые сталкиваются с загадочной, ирреальной стороной жизни.
Яркие персонажи, оригинальные сюжеты и мистическая атмосфера сказов произвели фурор. Как следствие, в 1943 году писателя наградили Сталинской премией, а в 1944 году – орденом Ленина. По сюжетам его рассказов и сегодня ставят спектакли и оперы, выпускают художественные и мультипликационные фильмы и, самое удивительное – они интересны людям всех возрастов – такая у них творческая харизма! Внимательно читая бажовские сказы, мы замечаем, что все действия происходят в одной и той же семье и в определённом месте и времени. Оказывается, такие семейные истории существовали только на Урале и в этом их особенность и отличие от других сказок народов мира. Героями уральских сказов выступали самые обыкновенные люди, сумевшие рассмотреть в безжизненном камне – малахите – его добрую суть.
Мало кто знает, что Бажов очень любил фотографировать. Особенно ему нравилось делать фотографии жителей Урала в национальных костюмах. Если учесть, что любое фото – это застывший миг истории, то тем фотографиям сейчас цены нет…
Павел Петрович Бажов прожил долгую жизнь, насыщенную яркими событиями. Все политические перевороты мастер пера воспринимал относительно спокойно и в те смутные времена умудрился добиться признания и славы, на протяжении многих лет занимаясь своим любимым делом – воплощением в жизнь своих творческих замыслов. Обращаясь к прошлому, писатель искал в исторических условиях жизни своих героев истоки драгоценных черт народного характера :
«Да, была темнота, но не такая беспросветная, как в «Растеряевой улице» или в чеховских «Мужиках». Были и нужда, и материальная ограниченность, но ребята не слабосильными росли; из них ведь выходили мастера и подмастерья, которые играючи ворочали клещами шестипудовые крицы и подбрасывали в валок тяжёлые полосы раскалённого железа».
В этих словах отчётливо читаются гордость за своих могучих земляков, плохо питавшихся, но много работавших, тренированных физически и чистых нравственно – отсюда и сила, почерпнутая из православной веры да из родной уральской земли, из любви к профессии.
Сказочное и реальное у Бажова всегда неразделимо. Именно поэтому собирательный образ главного героя, человека-Мастера, — сильного, упорного, смело мыслящего, сломить которого не дано никаким тяготам жизни, — этот образ формируется в бесстрашном противостоянии «тайным силам» природы, в совершенствовании труда. Твёрдая вера в неисчерпаемые созидательные силы рабочих людей – основа сказов «Малахитовой шкатулки».
Павел Петрович Бажов так определил своё понимание народного характера, в котором выразил своё философское кредо :
«Напрасно повторяют, что русский человек терпелив. Не в этом суть дела. А в мужестве, в трезвом понимании процессов жизни. На крутых поворотах истории видишь – другого выхода нет, через огонь, через смерть пройти надо. Вот без нытья и трусости и берёшься за трудную задачу».
Таков был и сам П. П. Бажов – коммунист, человек рабочей закалки, выходец из уральского горнозаводского края, не боящийся никакого труда. Он создал своеобразную, уникальную книгу «Малахитовая шкатулка», вы-разив в ней новый взгляд на труд как на радость творчества, радость созидания.
Поэтому Павел Петрович Бажов является поистине народным писателем.
Он умер в 1950 году на 71-м году жизни, прожив достаточно долгую творческую жизнь, насыщенную интересными событиями. Его произведения ещё долго будут радовать и детей, и взрослых, вдохновляя их на успешный общественно-полезный труд. Мало какие сказки учат этому!
Представляем вашему вниманию видеопрезентацию о жизни мастера:
Собрав пазл, вы увидите обложку книги П.П. Бажова, которую можно взять в нашей библиотеке:
Спасибо за внимание!
Мирзоянц Н.Х.