27 ноября в литературно-поэтическом клубе «Эхо» при библиотеке имени В.Г. Белинского прошёл литературный час «Мистический реалист Виктор Пелевин», посвящённый 60-летию со дня рождения писателя. Виктор Пелевин – писатель, чья жизнь окутана тайной. Имя и творчество этого человека завораживает и вызывает непрестанный интерес. Несмотря на то, что первый его роман вышел в свет в 1991 году, нестандартная проза автора и сегодня вызывает бурные споры. И самое удивительное, что Виктор Пелевин, книги которого бьют рекорды по продажам, остается одной из самых таинственных фигур в современной литературе. Загадочная личность Пелевин – писатель, о котором известно немного. Несколько лет назад ходили даже слухи, что Пелевин Виктор Олегович – личность несуществующая. А книги, опубликованные под этим именем – плоды трудов, так называемых литературных призраков. И все же, кто такой Виктор Пелевин? Что о нём известно из официальных источников? Он по праву получил негласный статус одного из самых культовых современных отечественных авторов. Сюрреалист, постмодернист и отчасти философ начинал свой творческий путь с начала девяностых. И сегодня он продолжает радовать своих фанатов. Писатель выпускает по роману в год, и каждый раз вынуждает читателей угадывать, о чём же он написал в новой книге. И каждый раз ему удаётся обманывать все ожидания. Ведь в сюжетах Пелевина всё непредсказуемо – то в них появляются вампиры, то цыплята-бройлеры, то трёхголовый Цербер, а то и вовсе Пустота. Но есть и то, что от Пелевина можно ждать в любом романе – отсылки к своим предыдущим книгам, которые под силу обнаружить только самому преданному читателю. Поэтому советуем начать знакомство с ними уже сейчас – чтобы во вселенной Пелевина чувствовать себя как рыба в воде или как Вавилен Татарский из романа «Generation «П»» в мире рекламы. Присутствующие на мероприятии познакомились с биографией писателя и его творческом пути. К мероприятию в библиотеке была оформлена выставка, на которой были представлены книги автора и подготовлена презентация «Загадка по имени «П» — Пелевин», с помощью которой участники встречи смогли познакомиться с книгами юбиляра, которые имеются в нашей библиотеке.
В мероприятии активное участие принял член клуба «Эхо» Куншенко И.А. Он подготовил сообщение «Парадоксы Пелевина».
Парадоксы Пелевина
Виктор Пелевин – писатель удивительной судьбы. Начинал он в девяностых, пусть первый опубликованный рассказ «Колдун Игнат и люди» и датирован 1989 годом. Первоначально кружил по съездам писателей-фантастов, но там ему быстро стало скучно. Наверное, понял, что его идеи для этой тусовки, скажем так, слишком сложны, не приживутся. Хотя, тогда в фантастике как раз и происходило самое интересное, до лавины однотипных и вымученных романов про «попаданцев» ещё было жить и жить. А если и приживутся, то на них в такой среде нормальную карьеру не сделаешь. Потому пошел Виктор Олегович своим путем. Стал писать неформатную прозу, в которой было всего по чуть-чуть: чуть-чуть философии, чуть-чуть фантасмагории, чуть-чуть реализма, много-много сатиры и специфического юмора, не забывал про отточенный стиль. Он не проходил мимо актуальных тем, наоборот, только за них и хватался. Правда, при этом сдабривал их старым-добрым буддизмом. Приблудился к издательству «Вагриус», которое в девяностых и сделало Пелевина звездой российской литературы. Звезд было мало, многие уже погасли, а вот Виктор Пелевин не сдается, всё ещё с нами. Вот ведь парадокс. Книги Пелевина всегда были как бы элитарны. То есть, они, конечно, не особо сложны, но без некоторой подготовки в них до конца не разберешься. Тем не менее, читали его все поголовно. Конечно, реклама по телевидению тоже давала о себе знать. Но одно дело, когда рекламировали первые книжки про Гарри Поттера, а совсем другое – когда «Чапаева и Пустоту». Все равно – парадокс. Тексты Пелевина словно уравнивали всех граждан нашей огромной страны. К тому же по «Радио России» шли спектакли по его книжкам, чтобы даже пожилые люди познакомились с молодым ярким автором. Интриги добавляло то, что Пелевин от всех спрятался. Разве что завсегдатаи фантастических конвентов конца восьмидесятых могут похвастаться, что видели автора живьем. А так: никаких фотографий, никаких публичных выступлений. Понятно, что этот прием Виктор Олегович подсмотрел у Томаса Пинчона, великого американского затворника. Но ведь работает же! Добавляется таинственности, интересности. А потом укатился Пелевин от «Вагриуса» в «Эксмо» и стал с 2003 года выпускать по книжке в год. Говорят, продался: мол, за каждый роман получает миллионы гонорара, но, конечно, никто доподлинно ничего об этом не знает. Тем не менее, он тут у нас один из немногих писателей, который работает именно что писателем, живет исключительно за счет гонораров. Машина не сбоит, каждый год осенью и впрямь новая книга: одна толще другой. Стали ходить слухи, что никакого Виктора Пелевина и нет, а есть коллектив авторов, которые гонят тексты под общим псевдонимом. Понятно, что слухи, ничего иного, вон, про Бориса Акунина так же говорили. Тем не менее, в народе Пелевин – это Пелевин, каждый новый тираж уходит, словно горячие пирожки. Каждую осень все обсуждают новую книгу (обсуждение длиться примерно пару недель, потом все снова затихает, то есть люди и впрямь покупают новую книгу и сразу же читают). А вот еще один парадокс. Стало традицией характеризовать каждую новую книжку Пелевина хуже предыдущей. Мол, исписался. Мол, идеи все те же. Но ведь популярность не падает. Даже возникла мода читать каждый новый текст нашего автора, чтобы потом обругать. Хотя порой (примерно раз в пять лет) хвалить. Но исключение, разумеется, подтверждает правило. Что ж все так же покупаете его книги? Интересуетесь? И впрямь читаете? Наверное, потому что старые формулы все так же хорошо работают: чуть-чуть философии, чуть-чуть фантасмагории, чуть-чуть реализма, много-много сатиры и специфического юмора, отточенный стиль на месте. И, конечно, актуальные темы. Да так, чтобы всех бесило. Последнее время Пелевина особенно ненавидят феминистки, называют женоненавистником. Парадокс объясняется просто. Каждому обществу нужно кривое зеркало, чтобы в него время от времени смотреться (например, раз в год). Виктор Олегович прекрасно справляется с этой функцией, его тексты как раз это кривое зеркало и есть. Будет еще нам парадокс, если Виктору Пелевину все-таки дадут Нобелевскую премию, хотя в это, пусть из года в год ему и прочат лауреатство, поверить сложно. Но пока об этом можно говорить только в сослагательном наклонении. В общем, Пелевин умеет увлечь и заинтриговать, и даже если порой раздражает, читать его стоит — хотя бы для того, чтобы погрузиться в пространство воображения, которого в современной литературе не то чтобы очень много.
В конце мероприятия, подводя итоги всему вышесказанному, были сделаны следующие выводы: 1), Пелевин стал культовой фигурой, прежде всего потому, что он уловил нерв времени: он очень точно отобразил реальность, или, скорее, множество реальностей, существующих в современном мире. 2). Конечно, огромную роль играет и «художественный» талант Пелевина — образы, которые он создает, живут уже вне его книг — в сознании читателя. Пелевин – это искуснейший мастер, потрясающе одаренный писатель; чтение его произведений доставляет именно эстетическое удовольствие, духовное наслаждение. 3). Взяв раз в руки книгу Виктора Пелевина, читатель с трудом отрывается от неё. Объясняется это, помимо прочего, тем, что язык пелевинских текстов лёгкий и непринужденный, не отягощен ни длительными монологами, ни утомительными описаниями, ни речевыми клише. К мероприятию было подготовлено библиографическое пособие «Виктор Пелевин: от едкой сатиры до лирических романов». Предлагаем вам открыть для себя нового автора (если вы не знакомы с его творчеством) и получить удовольствие от чтения его книг.
Спасибо за внимание!