Литературное расследование «Агата Кристи: жизнь как детектив», к 130-летию со дня рождения писательницы

Здравствуйте, дорогие друзья! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено одной из самых успешных криминалистов-писателей и драматургов 20-го века, которой 15 сентября исполняется 130 лет со дня рождения. Её книги переведены более чем на 100 языков мира. По продажам Агата Кристи на почётном третьем месте после «Библии» и творений Шекспира. Её застенчивость, которая была у неё на протяжении всей жизни, как ни странно, привела её в литературный мир, где она создала детективную литературу с очаровательными, всем полюбившимися персонажами, включая известных гениев-детективов: Эркюля Пуаро и восхитительную мисс Марпл.

Онлайн-мозаика: «Главные герои книг Агаты Кристи»

Собирая мозаику, вы должны выбирать те предметы, которые относятся к конкретному герою — Мисс Марпл или Эркюлю Пуаро.

Агата Кристи прожила долгую жизнь (1890-1976), но жизнь эта, как бы выразились в «доброй старой» Англии, была жизнью сугубо частной. Знаменитая писательница никогда не была социально активной личностью, не вела общественной деятельности, не изучала и не собирала «материал», более того, по-существу, никогда не сталкивалась ни с полицией, ни с преступниками. Не занималась криминологией, юриспруденцией и, тем не менее, создала собственный тип детективного романа, который признан классическим и которым зачитывается уже не одно поколение во многих странах. Её книги издаются до настоящего времени большими тиражами, а придуманные ею герои известны по всему миру. В одном из интервью писательницу спросили, как ей удается придумывать такие сложные преступления для своих произведений.  Она ответила, что этому помогает мойка посуды, это такое дурацкое занятие, что идея нового убийства приходит сама собой. Споры вокруг детектива не утихают до сих пор. Многие уважаемые люди считают этот жанр чем-то вроде жвачки для мозгов. Ну, да – загадка, занимательная головоломка. Но и только. Однако романы и рассказы Агаты Кристи – это самая настоящая большая литература. Так бывает, когда за дело берётся очень талантливый писатель. Просто у нас не принято признаваться открыто в любви к детективам. Между тем хороший детектив написать сможет далеко не каждый писатель. Книгу Агаты Кристи, причём любую, берём с особым интересом. Там и помимо головоломки немало любопытного! Например, необременительное, но дотошное исследование человеческой психологии. В романах Агаты Кристи нетрудно рассмотреть больше, чем написано. Это же ещё и история великой дружбы. Вспомните, Пуаро и Гастингс. Один мыслит, распутывает, второй ему помогает. Они всегда рядом, всегда вместе, как и положено настоящим друзьям.

Предлагаем вам Онлайн-викторину «Герои детективов Агаты Кристи»

А что мы знаем об Агате Кристи?  Дейм Агата Мэри Кларисса Миллер родилась 15 сентября 1890 года в типичной викторианской семье. Семья Агаты принадлежала к британскому «высшему среднему» классу. Хотя отец её, Фредерик Миллер, был по происхождению американцем, он долго жил в Англии и по своим привычкам был британским джентльменом: его излюбленным занятием было «ничего не делать». Любопытно, что, отвечая в 1954 году на шуточную анкету под названием «Исповедь», Агата своё любимое занятие определила очень похоже: «Сидеть на солнце и ничего не делать». «Ничего не делать» не получалось. Попробуйте в год писать по роману, а то и по два, при этом держать на себе дом, участвовать вместе с мужем в археологических экспедиция. На протяжении всей жизни Агата Кристи сохраняла верность тем моральным нормам и правилам, которые усвоила в детстве. Агата Кристи принадлежала к поколению людей, умевших наслаждаться жизнью как таковой – солнцем, вкусной едой, красотой природы, общением с людьми, чтением интересных книг. Кристи не была ни философом, ни революционером – она была самой обычной женщиной, наделённой даром сочинять истории, которыми упивались не только её современники, но и их потомки. При этом она была удивительно по-житейски мудра. Далеко не каждый может с такой беспощадность к себе сказать: «Если нашим мечтам не суждено осуществиться, гораздо лучше признать это и двигаться дальше, вместо того чтобы сосредотачиваться на разбитых упованиях и надеждах»

Строго говоря, Агата никогда и нигде толком не училась – с ней занимались дома. Она всегда любила арифметику и легко обращалась с цифрами. Обладала несомненными музыкальными способностями – играла на мандолине и пианино, неплохо пела. Всю жизнь обожала оперу, особенно Вагнера. С детства много и страстно читала. Читателем она была прилежным и серьёзным, её интересы не ограничивались художественной литературой. В круг её чтения входили такие нелёгкие авторы, как Маркузе, Фрейд, Юнг, Фанон и Витгенштейн. Первое стихотворение она написала в одиннадцать лет. Однажды сочинила вальс на собственные слова. Её занятия искусством и литературой в детстве и юности – прекрасный образец классического британского воспитания. Для  Агаты занятие искусством в юности было не тяжким трудом, обязательной повинностью, а удовольствием. Да и в зрелом возрасте работа продолжала приносить ей радость. Во время Первой мировой войны Агата – барышня из обеспеченной в очень недалёком прошлом семьи, работа в госпитале простой санитаркой: мыла, чистила, убирала. Позже она стала ученицей фармацевта. Профессиональные навыки и знания приобретала прямо на рабочем месте – «в людях». Нелегко объяснить, почему и как Агата стала профессиональной писательницей. Первые ее рассказы и роман последовательно отвергались редакциями и журналами. Но она обладала необходимыми упрямством и настойчивостью, а кроме того, это занятие ей откровенно нравилось. С детства застенчивая и малообщительная, она выбрала для себя наиболее простой и удобный тип контакта с окружающим миром – творчество. Любопытно, что писательская манера Агаты Кристи, сложившаяся ещё в 20-30-е годы ХХ века, не претерпела принципиальных изменении. Ещё сочиняя первую книгу, будущая знаменитость сформулировала свой метод, которому оставалась верна до конца: «Вся соль хорошего детектива состоит в том, чтобы подозреваемый в убийстве не казался читателю таковым, а в финале получалось, что убил именно он». За почти шестьдесят лет работы ею было написано 68 романов, более сотни рассказов и 17 пьес. Последний роман о Пуаро, в котором он погибает, «Занавес», вышел в 1975 году. Последний роман о мисс Марпл, в котором героиня остаётся жива, вышел уже после смерти автора, в 1976-м. В 1977 году увидела свет автобиография Агаты Кристи. Произведения её переведены на 103 языка.

Напоследок факт для тех, кто любит оправдывать свою лень и пассивность многочисленными трудностями. У Агаты Кристи была дисграфия, писать королеве детектива было сложно. Более 60 романов, огромное количество рассказов, 16 пьес – всё это было надиктовано. Как говорится, кто не хочет – найдёт тысячу причин, кто хочет – тысячу возможностей. Немалую роль в популяризации творчества Агаты Кристи сыграл кинематограф. Первая экранизация её книги вышла в далеком 1931 году. Это был фильм «Алиби» по мотивам романа «Убийство Роджера Экройда». За ним последовали десятки работ самых разных режиссеров. И среди них встречаются настоящие шедевры. Всего было экранизировано более  30  романов Агаты Кристи, в том числе «Свидетель обвинения» (1957), «Убийство в Восточном экспрессе» (1974), и «Смерть на Ниле» (1978) и другие. В России по романам писательницы также снимались фильмы. Все советские экранизации очень качественные. Но есть среди них и истинные шедевры! Поговорим о некоторых их них.

Детектив «Тайна «Чёрных дроздов», снятый на «Мосфильме» Вадимом Дербенёвым в 1983 году, стал первой советской экранизацией произведений английской писательницы, мастера детективного жанра Агаты Кристи. В основу сценария был положен роман «Карман, полный ржи», впервые опубликованный в Британии в 1953 году. В СССР роман выходил в свет в разных переводах, в том числе под названием «Зёрнышки в кармане». Эта экранизация стала самой успешной в истории советского кино. Одна из лучших мисс Марпл в истории кино. Созвездие советских актеров! А про музыку и говорить нечего. Лирическая песня на английском языке «What Is A Love?..» написана специально для фильма композитором Виктором Бабушкиным в соавторстве с Андреем Макаревичем. Макаревич не только написал слова и сделал аранжировку, но исполнил эту песню в дуэте с солисткой варьете Оксаной Шабиной.  В фильме совершенно не чувствуется некая искусственность, которая всегда возникает, когда наши снимали фильмы про их жизнь. Конечно, в Лондон съемочную группу не пустили, и сцены Лондона добавлены при помощи комбинированной съемки.

Это экранизация романа про Эркюля Пуаро, в образ которого идеально вписался Анатолий Равикович, который может поспорить с великим Питером Устиновичем. Не повезло этому фильму только в одном: с годом выхода (1989 г.). В это время было не до экранизации романов Агаты Кристи. Режиссёр и сценарист фильма  Вадим Дербенев, композитор Микаэл Таривердиев. В ролях: Будрайтис Юозас, Равикович Анатолий, Харитонов Андрей, Сиротин Павел, Кяльмялите Виргиния, Крылов Дмитрий, Слуцка Инара, Озола Илона, Жекас Антанас, Вилкасте Петерис, Эвер Ита.

«Мышело́вка» — советский детективный художественный фильм режиссёра Самсона Самсонова, снятый в 1990 году по одноимённой пьесе английской писательницы Агаты Кристи. Фильм посвящён памяти автора сценария фильма Владимира Басова, скончавшегося в 1987 году. Интересный актерский состав: Елена Степаненко, Никита Высоцкий и др.

«Неуда́ча Пуаро́» — российский пятисерийный детективный телевизионный художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Урсуляком в 2002 году. Экранизация романа английской писательницы Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда» (1926). Роль главного героя — бельгийского сыщика Эркюля Пуаро — исполняет Константин Райкин. Пуаро в исполнении Константина Райкина неподражаем, а фильм, хоть и лишенный боевых сцен, держит зрителя в напряжении динамичным сюжетом. На протяжении всей картины убийца находится рядом с сыщиком, следит за каждым его шагом. Сможет ли Пуаро отстоять профессиональную репутацию, найти преступника и передать его в руки закона? На протяжении всей картины убийца находится рядом с сыщиком, следит за каждым его шагом. Сможет ли Пуаро отстоять профессиональную репутацию, найти преступника и передать его в руки закона? Некоторые открыли режиссера Урсуляка только в «Ликвидации». А он всегда был отличным режиссером, и этот фильм — тому пример. Причина того, что фильм не слишком широко известен — простая: просто не время было для таких детективов в то время. А так, это очень точная стилизация, и точно — гордость нашего российского кино! Или телевидения, поскольку это минисериал.

Сама Агата Кристи считала роман «Десять негритят» своим лучшим произведением. Опубликован он был в 1939 году, а уже в 1943-м по его мотивам вышла пьеса «И никого не стало» (но в ней, в отличие от книги, умирали не все герои). Под таким же названием на Западе позже начал публиковаться и сам роман, ввиду неполиткорректного первоначального названия. Лучшая экранизация этой книги вышла в Советском Союзе. Экранизировать «Десять негритят» Говорухин мечтал еще студентом. Но тогда в успех триллера не поверили чиновники из Госкино. Деньги на съемки выделили лишь в середине 80-х. Станислав Говорухин сохранил концовку романа (и его исходное название), точно передал характеры персонажей и их конфликты. Небольшие сюжетные неточности были, но картина от этого хуже не стала. Особенно хочется отметить превосходный актерский состав: Татьяна Друбич, Владимир Зельдин, Александр Кайдановский, Алексей Жарков, Анатолий Ромашин, Александр Абдулов и другие. Во время работы Говорухин вымотал всех своей требовательностью. Например, искал нужный скрип полов (!) по всему Крыму и обнаружил его в «Ласточкином гнезде». А финальную сцену, несмотря на протесты группы, снимал в настоящий шторм. Это классика советского кинематографа, которую хочется пересматривать (даже несмотря на мрачную атмосферу). Один из последних советских фильмов, на которые выстроилась очередь. Если хотите в духе нового времени — это замечательная реклама Крыма. Все натурные съемки проходили именно в Крыму. Для самого режиссера фильм стал последним, который он снял на Одесской киностудии. Предлагаем вам ознакомиться с рецензией на фильм «Десять негритят» члена клуба «Эхо», большого любителя детективов и фантастики, писателя И.А. Куншенко.

«Десять негритят»: омерзительная десятка

В 2015 году вышел британский детективный мини-сериал (всего три серии) «И никого не стало». Под этим таинственным заголовком скрывается экранизация одного из самых известных романов Агаты Кристи, который в нашей стране знают как «Десять негритят». Изменение названия – не выдумка сценариста и режиссера, а второе название романа, под которым его уже много лет издают из соображений политкорректности, там даже в текст внесли изменения и заменили негритят на маленьких индейцев (в некоторых странах – на солдатиков). Новая экранизация позиционировалась как первая, в которой сохранён оригинальный финал романа. Конечно, в Британии забыли (или даже не знали) про фильм Станислава Говорухина, который весьма точно следовал за фабулой романа и не изменил конец на оптимистический, как делали до этого в Голливуде. В русскоязычном Интернете сразу же начались споры, какая экранизация лучше: наша или эта новая. Конечно, такие дискуссии никогда не дают положительного результата, так как по сути своей бессмысленны. Разумеется, британский сериал сделан качественно, когда речь идет о родной классике, англичане стараются. Не случайно сейчас продукция Би-Би-Си —  одна из самых популярных в мире. С другой стороны, Станислав Говорухин был специалистом по переносу на экраны именно зарубежной литературы (вспомните хотя бы «В поисках капитана Гранта» или «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна»). Для своей эпохи фильм Говорухина – эталон. Неудивительно, что после «Десяти негритят» многие отечественные режиссеры взялись экранизировать и другие романы Кристи, вот только ни у кого хорошо не получилось, и о тех фильмах помнят разве что только киноведы. Так что сравнивать эти экранизации некорректно. Потому самое разумное – не отстаивать идею, что у Говорухина получилось лучше, а просто пересмотреть его фильм. Уверяем вас, до сих пор смотрится на одном дыхании. Итак, особняк на маленьком одиноком островке. Однажды сюда приезжают десять человек. Двое  — работать слугами на таинственного миллионера. Одну женщину тот же миллионер нанял в качестве секретаря. Есть ещё доктор, которого вызвали, чтобы наблюдать жену миллионера. Остальные шестеро попали сюда по приглашению в гости. Милая, чинная и благородная компания законопослушных граждан. Вдруг во время ужина раздается голос и сообщает, что все они повинны в каком-то преступлении, и теперь их ждет наказание. В подтверждении сказанного один из гостей тут же падает лицом на стол: кто-то отравил его вино. Дальше – больше. При этом известно, что на острове находятся только эти десять человек. Убийца наносит удары словно ниоткуда. Возможно, он прячется среди гостей, но чем дальше, тем сильней кажется, что это не так. Будто сам Бог карает грешников. Это один из самых известных сюжетов в детективной литературе. Сложно даже представить, насколько много существует подражаний этому сюжету. Агата Кристи была специалистом по такого рода историям:  известно, что она рекордсмен по оригинальным сюжетным находкам в детективном жанре. Королева детектива признавалась, что самые невероятные преступления приходили к ней в голову, когда она либо грызла яблоки, либо мыла посуду. История затерянного острова с десятью преступниками может считаться вершиной её творчества. Хотя не стоит забывать и такие прекрасные романы как «Убийство в Восточном экспрессе» и «В алфавитном порядке». У детективного жанра есть один минус: после того, как узнал, кто убийца, кажется, уже не имеет смысла перечитывать книгу, или пересматривать фильм. Фильм Говорухина стоит повторного просмотра! Во-первых, прекрасные актеры приковывают взгляд своей игрой. Шутка ли, тут играет Александр Кайдановский, Татьяна Друбич, Владимир Зельдин, Александр Абдулов. Во-вторых, если знаешь, кто во всем виноват, то тем интересней наблюдать, как режиссер выстраивает мизансцены, в них уйма подсказок не только на главного злодея, но и на судьбу каждого из героев. Вот прекрасный пример: не зря в начале фильма героиня Друбич, вальяжно развалившись на кровати, теребит, то затягивает, то растягивает свой галстук. Ой, не зря. В-третьих, Говорухин сделал из «Десяти негритят» не просто детектив, а настоящий триллер. Тут много страшного происходит, одни сны героев чего стоят, к тому же напряжение достигается филигранной работой оператора. Сам Хичкок мог бы позавидовать такому нагнетанию тревоги в кадре. Например, сцена, когда в финале злодей заглядывает в комнату своей последней жертвы, может считаться одной из самых страшных в советском кинематографе. Считается, что фильм удачен, если в нем есть персонаж, который симпатичен зрителю, и которому зритель может сопереживать. С «Десятью негритятами» возникает парадокс: все герои по-своему омерзительны. Один насмерть сбил двоих детей, другой допустил, чтобы утонул ребенок, третий послал на смерть любовника своей жены и так далее. Тут некому сопереживать, тут каждый достоин смерти. И он ее получит. Так на чём держится внимание зрителя? Ответ прост: на загадке. Интересней всего  — не то,  кто следующим встретится со смертью, а как таинственный персонаж, взявший на себя роль судьи, проделывает все эти штуки. И если вы заранее не знаете разгадку, то разрешить ее практически невозможно. Поэтому, если вы ещё не видели этот фильм, не читали книжку, а только слышали краем уха о «Десяти негритятах», то посмотрите обязательно и проверьте свою сообразительность. Главная же идея, что возмездие настигнет каждого, утешительна и духоподъемна, даже учитывая мрачную атмосферу этой истории.

Не думаю, что многие российские поклонники «королевы детектива» знают, что под псевдонимом Мэри Уэстмакотт Кристи выпустила шесть романов. Первый «Хлеб великанов» вышел в 1930 году, последний – «Ноша» — в 1956-м. В автобиографии писательница сообщает, что двадцать лет скрывала от всех псевдоним. Почему? Быть может, ей, по сути, никогда не сталкивавшейся ни с полицией, ни с преступниками, хотелось внести в свою жизнь некий элемент тайны?  Впрочем, тайна в её жизни уже имелась: в декабре 1926-го, после того, как по выходе весной этого года романа «Убийство Роджера Экройда» она стала знаменитой, потеряла мать и была покинута мужем, Агата Кристи неожиданно исчезла из дома. Когда друзья и родственники забили тревогу, полиция обнаружила брошенную машину. В дело тут же включилась пресса. Полиция с удвоенной энергией бросилась на поиски – пропала писательница, имя которой было у всех на устах. Примерно через неделю Кристи нашлась на другом конце Англии: она преспокойно жила в отеле под чужим именем. Сама писательница вспоминать эту историю не любила – в автобиографии о ней ни слова. А мнения биографов расходятся. Что это было? Нервный срыв, потеря памяти, временное раздвоение личности, просто неодолимое желание скрыться от навалившегося горя и повышенного внимания читающей публики? А может, попытка «сыграть» в реальности некий детективный сюжет? Отчасти понять душевное состояние писательницы в те месяцы поможет роман «Неоконченный портрет», опубликованный в 1934 году под вышеназванным псевдонимом. Он как раз и повествует об исчезновении героини, вернее, о той цепи переживаний, которая её к этому поступку приводит. Сходство романа и автобиографии поразительны. Естественно, в автобиографии больше конкретных фактов, в романе же четче и подробнее описаны эмоции, которыми Агата Кристи на склоне лет так и не решилась поделиться с многочисленными читателями. В определенном смысле роман «Неоконченный портрет» служит своеобразным приложением к написанной на четыре десятка лет позже автобиографии.

Агата Кристи  умерла в 1976 году, в возрасте 85 лет. После публикации последней книги Агата говорила: «Отныне я живу в долг. Жду в прихожей вызова, который неминуемо последует, после чего я перейду куда-то еще. Я готова  ко встрече со смертью… Я всегда обожала эскимо. Однажды для дорогой старушки будет приготовлено изысканное холодное блюдо, и она уйдет по ледяной дороге. И больше не вернется». Агата Кристи прожила долгую и необычную жизнь. Творческое наследие Кристи навсегда останется в мировой культуре. Агата Кристи воплощала в своих произведениях моральную традицию, в которой была воспитана, она четко различала, где Добро, а где Зло, и при том наивно полагала, что Зло обязательно должно быть наказано. Так, может быть, романы её и популярны до сих пор потому, что выражают вечное и недостижимое стремление к идеалу? И в заключение нашего мероприятия предлагаем вам посмотреть видео презентацию «Жизнь как детектив», о жизни и творчестве Агаты Кристи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *