Литературное путешествие «Времена года в поэзии И. Бунина»

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного
И.А. Бунин

22 октября 1870 года родился Иван Алексеевич Бунин, русский писатель, поэт и переводчик, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе. В этом году ему исполнилось 150 лет со дня рождения.  К юбилейной дате  писателя сотрудники библиотеки имени В.Г. Белинского совместно с участниками литературно-поэтического клуба «Эхо» подготовили онлайн-мероприятие «Времена года в творчестве И. Бунина» о творчестве  яркого представителя «серебряного века» Ивана Алексеевича Бунина, писателя счастливой и трагической судьбы. Счастливой, потому что он был наделен высочайшим художественным даром. И трагической, — потому что в течение 33 лет он жил на чужбине, оторванный от Родины, от России, от всего, что было так дорого его сердцу и что питало его творчество. Иван Алексеевич Бунин –  замечательный русский писатель, поэт и прозаик, будучи дворянином по происхождению (а Бунин гордился своей родословной, восходящей к ХV веку) – не получил даже гимназического образования. Писатель был незаурядным и творческим человеком с разносторонними способностями.

Предлагаем вам онлайн-викторину «И.А. Бунин», посвященную жизни и творчеству писателя и поэта:

Жизнь Ивана Бунина была богата на события. Изучая биографию Ивана Алексеевича, можно отыскать массу удивительных и интересных фактов из его жизни. Непростые отношения в личной жизни, скитания по чужим углам (отели, частные квартиры, жизнь в гостях и из милости, всегда временные и чужие пристанища). Революцию он воспримет с болью в сердце. События 1917 года отразятся и в творчестве – Бунин напишет «Окаянные дни». Спустя год, сильно переживая, оставляя родную землю навсегда, Иван Алексеевич отправится в эмиграцию, во Францию. «Слишком поздно родился я. Родись я раньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пришлось бы мне пережить и то, что так нераздельно с ними: 1905 год, потом первую мировую войну, вслед за нею 17-й год и его продолжение, Ленина, Сталина, Гитлера. Как не позавидовать нашему праотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему…» («Автобиографические заметки»). Иван Бунин с болью переживал события на Родине во время Великой Отечественной войны, радовался успехам и победам советских и союзных войск. С огромной радостью встретил Победу. В эти годы Бунин создаст рассказы, вошедшие в сборник «Темные аллеи» – рассказы только о любви. Этот сборник автор считал самым совершенным по мастерству, особенно рассказ «Чистый понедельник». В послевоенные годы Бунин доброжелательно относился к Советскому Союзу, но так и не смирился с общественно-политическими переменами в стране, что и помешало ему вернуться в СССР.

Родился Бунин в Воронеже, в мелкопоместной дворянской семье. Родословная Бунина вызывала в нем неизменное чувство гордости: к роду Буниных принадлежали Василий Андреевич Жуковский и дворянская поэтесса Анна Бунина. Большую часть своего детства Бунин провел в Орловской губернии, на хуторе Бутырки, в имении бабушки, которое окружали живописные пейзажи. Здесь среди неброской в своём очаровании русской природы, среди богатейшего языка, который дал миру величайших художников: Толстого, Тургенева, Тютчева, Фета, формировался будущий писатель. Здесь он научился видеть и слышать мир. Свое начальное образование Иван получил дома. Изучая биографии выдающихся личностей, нельзя не заметить тот факт, что подавляющее их большинство получило первое образование в домашних условиях. В 1881 г. Бунину удалось поступить в Елецкую гимназию, которую он так и не окончил. В 1886 году он вновь возвращается к себе домой. Жажда к знаниям не покидает его, и благодаря своему брату Юлию, закончившему университет с отличием, он активно работает над самообразованием.

В 1915 году, когда вышел в свет рассказ «Господин из Сан-Франциско», сделавший всемирно известным его автора. Владимир Илиодорович Россинский, модный московский художник-портретист начала XX века, в мастерской которого собирался весь цвет художественной Москвы, создал парадный портрет Ивана Бунина, автора прогремевшего литературного произведения.

Предлагаем вам собрать онлайн-пазл «Портрет И.А. Бунина кисти В.И. Россинского»:

Дано ему было от природы очень и очень много. В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» читаем: «…Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеяде, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги…». Он был столь одарен артистически, что Станиславский уговаривал его войти в труппу Художественного театра и сыграть роль Гамлета. О его феноменальной наблюдательности ходили легенды: три минуты понадобилось ему, по свидетельству Горького, чтобы не только запомнить и описать внешность, костюм, приметы, вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, но и определить его жизненное положение и профессию. Талант его, огромный, бесспорный, был, однако оценен современниками не сразу. В литературу Бунин пришел как поэт. В девятнадцать лет он покинул родовое гнездо, и, по словам матери, «с одним крестом на груди» ушел в мир. Он переменил множество профессий – корректора, библиотекаря, статиста, владельца книжной лавки… Первый сборник стихов вышел в Орле в 1891 году. А уже в 1903 году за книгу «Листопад» Бунин был награждён Пушкинской премией. Ведущей темой многих произведений Бунина в стихах и прозе стала тема гибели дворянских гнёзд, распад общественных связей дворянско-помещичьей России. Но при этом он умел передать в своих произведениях радость бытия и красоту жизни, природы, человеческих отношений. Бунин обладал редким даром изобразительности и прозрачной чистотой языка. Такой чистый русский язык был, пожалуй, только у Константина Паустовского. Ирина Владимировна Одоевцева вспоминала: «Как ни удивительно, Бунин всегда наслаждался каждым, даже мимолетным общением с природой. Каждый порыв ветра, прозрачность воздуха, надвигающаяся гроза, перемена освещения — все регистрировалось им мгновенно, волновало и радовало. Он был неразрывно связан с природой, и связь эта ощущалась им иногда не только как радость, но и как мучение — настолько была она самодовлеющей, всё себе подчиняющей, настолько прелесть мира до боли восхищала и терзала его. Зрение, слух и обоняние были у него развиты несравненно сильнее, чем у обыкновенных людей». Сам Бунин считал «себя прежде всего поэтом». Шестьдесят пять лет Бунин писал стихи: первое стихотворение его было опубликовано в 1887 году, а последнее написано за год до смерти, в 1952 году.

        Наше сегодняшнее мероприятие называется «Времена года в поэзии Бунина». В подготовке мероприятия принимали участие члены клуба «Эхо». Предлагаем вашему вниманию эссе Дмитриевой Зинаиды Степановны «Я главным образом поэт».

Иван Алексеевич Бунин – признанный классик русской литературы. Для большинства читателей Бунин прежде всего — великолепный писатель-прозаик. Но противопоставлять Бунина-прозаика Бунину-поэту нет ни нужды, ни оснований. Сам Бунин против таких противопоставлений постоянно возражал. Он стремился подчеркнуть огромное значение и удельный вес поэзии в своём творчестве. Бунин любил печатать стихи и прозу под одной обложкой, как бы демонстрируя их неразлучность, неотделимость. Он говорил: «Я, вероятно, всё-таки рождён стихотворцем…»  И ещё: «Я поэт и больше поэт, чем писатель, я главным образом поэт». Как сказал М. Горький, если выкинуть из литературы Бунина и его поэзию, то она тут же потускнеет, лишаясь своего радужного блеска. Своё литературное творчество Бунин начинает с написания стихотворений. Первый стихотворный сборник Бунина вышел в 1891 году. Назывался он «Стихотворения 1887-1891 гг.» и содержал первые юношеские стихи. Уже тогда критики отмечали, насколько точно и живописно начинающий поэт передаёт красоту природы – первые стихи Бунина принадлежали именно к пейзажной лирике. Об эмоциональной окраске и мотивах ранних стихотворений Бунина можно судить по его признанию в «Автобиографической заметке»: «Я помню, что в ту пору мне всё казалось очаровательно: и люди, и природа, и старинный, с цветными окнами дом бабки, и соседние усадьбы, и охота, и книги, один вид которых давал мне почти физическое наслаждение, и каждый цвет, каждый запах…». Радостное упоение бытием определяет лейтмотив стихов Бунина. Недаром на страницах журнала «Мир божий» стихи поэта получили положительную оценку и рассматривались как показатель того, что «за поэтами гнева и скорби», за песнями уныния и скорбного разочарования теперь выступают певцы «радости бытия». Однако настоящей известности те стихотворения Ивану Алексеевичу не принесли. А принесли следующие два сборника: первая книга рассказов 1897 года издания и вторая – стихотворений, вышедшая годом позже. Сборник стихотворений назывался «Под открытым небом». Третья книга стихотворений Ивана Алексеевича увидела свет в 1901 году в московском издательстве. Называлась она «Листопад» и содержала стихи, написанные под впечатлением от общения с символистами. Отзывы критиков разнились – кто был сдержан, кто восхищался, кто недоумевал. Но два года спустя всё по местам расставила Пушкинская премия – её Ивану Бунину присудили именно за данный сборник.  Проницательные современники Ивана Бунина понимали, как ярко горит на небосклоне русской поэзии бунинская звезда.  Александр Блок писал в 1907 году: «Цельность и простота стихов и мировоззрения Бунина настолько ценны и единственны в своём роде, что мы должны с его первой книги и первого стихотворения «Листопад» признать его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии… Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет». А.М. Горький утверждал: «А лучший современный писатель – Иван Бунин, скоро это станет ясно для всех, кто искренне любит литературу и русский язык!» (1911 г.) «Вы для меня великий поэт, первый поэт наших дней», — писал Горький, обращаясь к Бунину (1916 г.). «Бунин – первоклассный поэт… — сказал в 1961 году К. Паустовский. И грустно добавил: —  Его стихи до сих пор не оценены». На рубеже двух столетий возникало множество различных литературных объединений и движений.  Футуристы, акмеисты, символисты… Поэты стремились стать новаторами, экспериментировали, искали новые формы слова. Ивана Бунина, в отличие от большинства его коллег, подобное никогда не прельщало. Он остался консерватором в литературе, продолжая развивать классические русские традиции, продолжая дело своих предшественников – Тютчева, Фета, Лермонтова, Пушкина. Строгость, сдержанность по форме стихов Бунина подчас вводила в заблуждение его читателей. Поэт Н. Рыленков пишет: «Иногда Бунина называют холодным мастером. Это чистейшее заблуждение». Особенность бунинской поэтики – кажущаяся внешняя сухость при внутренней свободе и способности запечатлеть тонкие, сокровенные движения души, открыть субъективное через объективное, своё через чужое, выйти на свет и одновременно остаться в тени. Благодаря этой особенности искренность не превращается, как нередко у иных поэтов, в заискивание, в заигрывание перед читателем. Поэзия Бунина полна внутреннего достоинства и уважения к собеседнику. Пылающий факел в ледяном панцире – так образно и замечательно по меткости определил поэтическую манеру Бунина литературовед О.Н. Михайлов. Предлагаем вам послушать романс на стихи И. Бунина» БЛЕДНЕЕТ НОЧЬ» (муз. Д. Супруна)

Председатель клуба «Эхо» Павлова Лидия Николаевна подготовила доклад «Времена года в лирике Ивана Бунина».

Бунин много писал о природе. Но, как признавался поэт, не пейзаж его привлекал и не краски стремился он подметить, а то, что в этих красках «светит любовь и радость бытия». Описывая природу, поэт давал возможность заглянуть в душевное состояние лирического героя, в его переживания. Стихи пейзажной лирики Бунина обладают невероятной выразительностью, они настолько живописны, что кажется – ты смотришь на картину, а не читаешь текст. Горький сравнивал поэта по мастерству в создании пейзажа с Левитаном. По Бунину, природа единственно гармонична, только в ней и есть красота, которая способна исцелить человека – таков лейтмотив стихов, относящихся к пейзажной лирике Бунина. В изображении пейзажей у Бунина встречается множество различных цветов и звуковых эффектов, точно подобранных эпитетов, олицетворений, метафор, помогающих автору создать удивительно точные образы. Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь – его любимое время суток. Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более. В большей части его стихов встречаются, помимо ночи, образы неба, звезд, леса, бескрайних степей. Сочиняя стихи, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство. В пейзажной лирике Бунина наиболее часто встречается образ осени. Недаром поэтический сборник, принесший автору широкую известность, назывался «Листопад». В этот сборник была включена одноименная поэма. Предлагаем вашему вниманию видеоролик «Осенняя элегия», в котором прозвучит отрывок из стихотворения «Листопад» в исполнении читателя библиотеки ученика 4 «а» класса гимназии № 35 Ивана Брагинца:

Осень для Бунина – это время, когда поэт с особой силой испытывает чувство полноты и радости жизни. Но это и время размышлений, осмысления пройденного пути. В стихотворении «Берёзка» поэт пишет:

Но осень – мир. Мир в грусти и мечте,
Мир в думах об ушедшем, об утратах.

Осень – это для Бунина целый мир, это время, когда душа испытывает одновременно противоположные чувства – радость, упоение красотой природы —  и одновременно грусть, тоску. В стихотворении «Джордано Бруно» поэт вкладывает в уста героя слова, которые можно отнести к его собственным переживаниям:

… Люблю я смех и радость,
Но в радости моей – всегда тоска,
В тоске всегда – таинственная сладость.

Такое мироощущение особенно характерно для бунинских стихотворений на тему осени. Среди стихотворений пейзажной лирики у Бунина преобладают «осенние» стихи. Но и стихотворения другой тематики – философской, исторической, любовной, – тоже чаще всего окрашены в цвета осени. Одно из самых известных стихотворений Бунина «Вечер» (1909), где он размышляет о природе счастья, тоже можно, по существу, отнести к «осенним»:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

Описание осени в лирике Бунина тесно связано с одной из постоянных тем его поэзии – темой одиночества. В своих стихах поэт выразил трагизм одиночества. Мотив одиночества уходит корнями в ощущения детства, проведенного в глуши, в степи. Это чувство одиночества поэт носил в своей душе всю жизнь. Одно из самых известных стихотворений в лирике Бунина так и называется – «Одиночество» (1903):

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно
.

Драматическое для героя стихотворения событие – расставание с любимой женщиной – происходит на фоне ненастной осенней поры. Осень за окном, осень царит в жизни, в душе героя, в его сердце. В описании осени Бунин часто рисует ту её пору, когда уже ощущается дыхание близкой зимы.  Поэт любит описывать переходы от лета к осени, от осени к зиме, все эти тонкие едва уловимые признаки смены времён года, привкус скорой зимы в осеннем воздухе, дыхание ранней весны в воздухе февраля.  Вот стихотворение 1888 года «Пустыня, грусть в степных просторах…»:

Пустыня, грусть в степных просторах.
Синеют тучи. Скоро снег.
Леса на дальних косогорах
Как жёлто-красный лисий мех.
Под небом низким, синеватым
Вся эта сумрачная ширь
И пестрота лесов по скатам
Угрюмы, дики как Сибирь.

 Бунин обладал особенным, редким зрением живописца и слухом музыканта. Его стихи удивительно живописны и музыкальны. Но он не только великолепно видел и слышал.  Автобиографический герой «Жизни Арсеньева» признаётся, что у него в юности было обоняние, отличавшее «запах росистого лопуха от запаха сырой травы. Недаром Л.Н. Толстой, прочитав одно из ранних стихотворений Бунина, поделился с Горьким своим впечатлением: «Недавно прочитал где-то стихи: «Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной». Очень хорошо, очень верно!»

 В своих стихах о приметах осени поэт особое внимание уделяет небу. Оно у Бунина «низкое, синеватое». «седое», осенью оно «велико и холодно-бледно».  А в ясные осенние дни, когда ударит первый морозец, небо «бирюзой сияет», «сияет ярче с высоты». Поздняя осень, пора предзимья, особенно часто встречается в пейзажных стихах Бунина. Он прямо признаётся в любви к этой поре года в стихотворении «Запустенье» (1903):

Печален долгий вечер в октябре!
Любил я осень позднюю в России.
Любил лесок багряный на горе,

Простор полей и сумерки глухие,
Любил стальную, серую Оку,
Когда она, теряясь лентой длинной
В дали лугов широкой и пустынной,
Мне навевала русскую тоску…

Минорные мотивы уступают место мажорному звучанию, когда поэт пишет о весне:

Шире, грудь, распахнись для принятия
Чувств весенних – минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия
Чтоб я слился с красою твоей
!

Весной в душе поэта нет места в душе чувству одиночества и грустным размышлениям о прошлом.  Весна – время мечтаний и надежд.

Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зелёной цветут;
На рассвете в долинах теплом и черёмухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы…
Всё цветёт и поёт, молодые надежды тая…
О весенние зори и тёплые майские росы!
О далёкая юность моя!          

В стихах Бунина о весне преобладают, как правило, восклицательные предложения, часто встречается характерное для них междометие «О!»  Эти восклицательные обороты и фразы передают силу радостных чувств, переполняющих сердце поэта.          

Весна в стихах Бунина – это символ обновления жизни, возрождения, обещания счастья В стихотворении 1900 г. «Рассвет» читаем:

Веет юной радостью с полей.
Льётся как серебряное пенье,
Звон костёла, славя воскресенье…
Разгорайся, новый день, светлей!

Весенние пейзажи в лирике Бунина окрашены в зелёный цвет:

Сумрак ночи прячется в лесах.
Из долин зелёных утром веет.

Или:

Цветёт жасмин. Зелёной чащей
Иду над Тереком с утра.

Ощущение пробуждения всех жизненных сил с наступлением весны пронизывает стихи Бунина. Победительная сила весны воспевается поэтом:

Зарёю сладок твой бодрый холод,
Твой томный голод, — твой зов, весна!
Ты победила – вся степь дымится,
Над степью властно кричат орлы,
И тучи жарким горят пожаром,
И солнце шаром встаёт из мглы!

Если для стихов Бунина о весне характерны ликующие интонации, эмоциональный подъём, обилие восклицательных конструкций, то «летние» стихи поэта полны покоя, ноток безмятежной радости и неги.

Тепло и влажный блеск. Запахли мёдом ржи,

На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в берёзах у межи
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.

 Бунин пишет о летних дождях, о радугах в небе, о счастье жить на свете и видеть «задрожавшие блёстки» капель недолгого летнего дождя на листве берёзок. Душа поэта полна беспечной радости и покоя. В стихотворении 1900 г. «Нет солнца, но светлы пруды…» читаем:

Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить;
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.

В стихах о лете часто повторяются слова «ласковый», «радостный», «покой», «сон», «упоение». Умиротворённое, расслабленное состояние души лирического героя находится в полной гармонии с состоянием природы в летний день.

Горячо сухой песок сверкает,
Сушит зной на камнях невода,
В море – штиль, и ласково плескает
На песок хрустальная вода.
Чайка в светлом воздухе блеснула…
Тень её спустилась надо мной –
И в сиянье солнца потонула…
Клонит в сон и ослепляет зной.

Если весна у Бунина одета в светло-зелёные платья, то лето у него – золотое. Оно не рыжее и красное, как осень, оно светится золотом, оно полито, позолочено солнцем.   «В беседке песок золотой…», «ливни золотые», золото спеющей пшеницы… Вот поэт пишет о летнем дожде, давая ему сочные определения:

Стеклянный, редкий и ядрёный,
С весёлым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зелёный
Затих, прохладою дыша.
Вот день! Уж это не впервые:
Прольётся – и уйдёт из глаз…
Как эти ливни золотые,
Пугая, радовали нас!

Здесь мы опять встречаем слова, характерные для «летних» стихов Бунина: «весёлый шорох», «золотые ливни». А в стихотворении «Сказка» (1903-1904) поэт пишет о том, что лес был от солнца «весёлым блеском напоён». Полдень он называет здесь «светозарным», а небосвод у него «чист и радостно-высок».

В другом стихотворении о лете мы читаем:

«В горячем свете весело и сухо
Блестит листвой под окнами сирень».

И здесь же встречаем сравнение: «зажглась река, как золото…». Золотится пыль в комнате от яркого луча солнца, проникшего сквозь щель в ставне. Сияет и трепещет «отблеск золотой» от гребня морской волны. Летние стихи Бунина залиты золотом солнечных лучей. И какой же мы видим контраст между палитрой «летних» и «зимних» стихов Бунина!!!

О зиме он пишет много, и эти стихи у него отличаются какой-то космичностью, если так можно выразиться. В них меньше земного и больше звёздного. Они прекрасны, от красоты картины, рисуемой поэтом, захватывает дух.  Мне эти стихи чем-то напоминают картины живописца Чюрлениса.

В полночь выхожу один из дома,
Мёрзло по земле шаги стучат.
Звёздами осыпан чёрный сад
И на крышах – белая солома:
Трауры полночные лежат.

Картины зимы у Бунина масштабны, интонации стихов торжественны.

Мир опустел. Земля остыла…
А вьюга трупы замела,
И ветром звёзды загасила,
И бьёт во все колокола.
И на пустынном, на великом
Погосте жизни мировой
Кружится Смерть в веселье диком
И развевает саван свой!

Красота зимы завораживает при чтении стихов Бунина. Она сказочно прекрасна, её краски фосфоресцируют, светятся во мраке. Бунин очень часто рисует зимние картины именно в ночное время.


Так ярко звёзд горит узор,
Так ясно Млечный путь струится,
Что занесённый снегом двор
Весь и блестит, и фосфорится.
Свет серебристо-голубой,
Свет от созвездий Ориона,
Как в сказке, льётся над тобой
На снег морозный с небосклона.

Картины зимних ночей, таинственные и страшноватые, сменяются описанием зимних дней.  Тёплые, спокойные интонации, уютные картинки быта, радостное, светлое мироощущение…

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стёклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится золотом окно,
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом всё запушено.

Для создания торжественного звучания стихотворения о красоте зимней ночи Бунин прибегает к древнему гекзаметру, которым написана, как известно, «Илиада». Это стихотворение 1905 года кажется мне сияющим самоцветом, таким же, как те, о которых он упоминает.

Чёрные ели и сосны сквозят в палисаднике тёмном:
В чёрном узоре ветвей – месяца рог золотой.
Слышу, поют петухи. Узнаю по напевам печальным
Поздний, таинственный час. Выйду на снег, на крыльцо.
Замерло всё и застыло, лучатся жестокие звёзды,
Но до костей я готов в лёгком промёрзнуть меху,
Только бы видеть тебя, умирающий в золоте месяц,
Золотом блещущий снег, лёгкие тени берёз
И самоцветы небес: янтарно-зелёный Юпитер,
Сириус, дерзкий сапфир, синим горящий огнём,
Альдебарана рубин, алмазную цепь Ориона
И уходящий в моря призрак сребристый – Арго.   

Лирику Бунина отличают ее философичность, лаконизм и изысканность.

Бунин в своих стихах пытался найти смысл жизни человека, гармонию мира. Он утверждал мудрость и вечность природы, которую считал неиссякаемым источником красоты. Это основные мотивы лирики Бунина, проходящие через все его творчество. У Ивана Алексеевича жизнь человека всегда показана в контексте природы. Поэт был уверен в том, что все живое разумно. Он утверждал, что нельзя говорить о природе, отдельной от нас. Ведь любое, даже самое незначительное движение воздуха — это движение нашей жизни.

Вот и закончилось наше литературное путешествие по временам года. В заключение предлагаем вам прочитать книги о жизни и творчестве И.А. Бунина, имеющиеся в библиотеке имени В.Г. Белинского.

  1. Обоймина, Е.Н. Искания и драмы русских эмигрантов [Текст]: от Бунина и Куприна до Цветаевой и Кшесинской / Елена Обоймина. — Москва: Вече, 2019. — 349 c.
  2. 100 захватывающих историй любви [Текст] / Белгород; Харьков: Клуб семейного досуга, 2013. — 413 с.
  3. Кузнецова, Г. Н.  Грасский дневник [Текст]: Последняя любовь Бунина / Галина Кузнецова; [предисл. Алексея Учителя]. — Москва: Олимп: Астрель, 2010. – 381 с.
  4. Муромцева-Бунина, В. Н.  Жизнь Бунина 1870-1906 [Текст]: Беседы с памятью / Вера Муромцева-Бунина, [Сост., предисл. и примеч. А.К. Бабореко]. — Москва: Советский писатель, 1989. – 507 с.